Платная доработка на тему Музыкальные жанры в поэзии Игоря Северянина
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА В КОНТЕКСТЕ
СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА.. 6
1.1. Миф о
музыке в литературе Серебряного века: синтез музыки и поэзии ……………………………………………………………………………. 6
1.2. Эгофутуризм
и «музыкальность»: основные черты литературного направления (ссылки вставлю) 13
1.3. «Музыкальные»
жанры в поэтическом творчестве Игоря Северянина. …………………………………………………………………………….17
1.4. Музыкальность
и основные концепты сонетного цикла И. Северянина «Медальоны». 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ «МУЗЫКАЛЬНЫХ» СТИХОТВОРЕНИЙ ИГОРЯ
СЕВЕРЯНИНА.. 26
2.1 Анализ стихотворения «Ноктюрн» (из цикла
«Громокипящий кубок») 26
2.2 «Ананасы в шампанском» («Увертюра») 30
2.3 «Nocturno» (1909) и (1911) 32
2.4.
Композиционная роль и музыкальность в стихотворениях Северянина 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 49
Введение:
Игорь Северянин, или, как его еще называют «русский Уайльд»
(Северянин действительно не только по эстетическим взглядам, но и внешне схож с
этим английским денди) – один из самых ярких поэтов русской литературы, но
творчество его при этом остается одним из самых малоизученных. Уже при жизни
его имя было овеяно легендами, поэтические вечера проходили с большим успехом,
Северянин был необычайно популярен, хотя к славе своей относился иронически,
как истинный денди.
Игорь Северянин не проводил разграничительной черты между
личной жизнью и творческой: Северянин – это пример жизнетворчества, когда
каждый миг бытия превращается в возможность творить, проявлять себя, когда
художник (в широком смысле) сам становится произведением искусства.
Как мы уже сказали, творчество Северянина долгое время
оставалось вне сферы литературоведческих исследований, вплоть до конца 80-х гг.
XX века, т.е. до начала «перестройки», лишь после этого времени стали
появляться первые научные статьи и исследования его поэзии. Причина, почему
Северянин долгое время оставался официально «забытым поэтом», очевидна –
идеологически он не соответствовал духу советской эпохи.
Один из наиболее известных и серьезных исследователей
творческого наследия Северянина – В. Кошелев. Он считает, что Северянин был
самым «модернистским поэтом» своей эпохи. Подтверждает он свою точку зрения
тем, что «в разное время разными
критиками и авторами учебников он (Северянин) был включен практически во все
литературные течения и направления начала века – от предсимволизма до
постсимволизма».
Таким образом, в творчестве Северянина можно обнаружить все
ключевые мотивы и идеи искусства Серебряного веки: ницшеанскую философию о
Сверхчеловеке, сологубовский мотив человека, художника-творца, как «творимой
легенды», лирическую иронию (и самоиронию), футуристический пафос и стремление
синтезировать поэзию и музыку.
Итак, Актуальность
исследования обусловлена, во-первых, недостаточной изученностью поэзии
Северянина в целом, а в частности, того, как фактор «музыкальности» проявил
себя в его стихах. Во-вторых, изучив, как музыкальные жанры воссоздаются в
пространстве лирического текста, мы будем иметь конкретное представление о том,
как Дух Музыки проявляет себя в поэзии Северянина и как благодаря музыкальным
жанрам проявляется творческая индивидуальность поэта.
Итак, Объект нашего
исследования – «музыкальные» жанры, воплощенные в поэзии Игоря Северянина, а предмет – приемы создания
«музыкальности» в поэтических текстах этого автора.
Цель исследования: выявить своеобразие
«музыкальных» жанров в лирике Игоря Северянина.
В соответствии с поставленной целью мы определили для себя
следующие задачи:
• рассмотреть
идею синтеза искусств (в частности, музыки и поэзии), популярную в Серебряном
веке;
• описать
основные черты эгофутуризма как преемника символизма с точки зрения
«омузыкаливания» поэзии;
• разобрать
примеры «музыкальных» жанров в поэтическом творчестве Игоря Северянина;
• проделать
анализ текстов (композиционный, фонетический т.д.)
• сделать
вывод о своеобразии «музыкальных» жанров в творчестве поэта.
В ходе исследования мы использовали методы – сравнительно-типологический, биографический, элементы
жанрового и стиховедческого анализа. Мы опирались на труды М. Гаспарова, В.
Маркова, И. Минераловой, С. Кузьмина, в том числе, на труды по проблеме синтеза
искусств – А. Белого, Л.Л. Гервер, Н. П. Крохиной, А. Амброса, Н. Бердяева, В.
И. Тасалова.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью
использовать ее материалы в школе, при изучении поэзии Серебряного века, во
внеклассной работе по литературе.
Курсовая работа состоит из введения, глав, заключения и
списка использованной литературы. Первая глава – теоретическая, в ней мы
рассматриваем идею о синтезе искусств, эстетические принципы эгофутуризма и
жанровые особенности творчества Игоря Северянина. Вторая глава – практическая,
в ней мы предприняли анализ стихотворений Северянина. Сходство музыки и поэзии
заключается в том, что для обоих видов искусства основополагающим элементом
является ритм, но только в музыке ритм представлен в чистом виде, а в лирике он
ограничен семантикой слов. И в этом смысле музыка обладает большей
воздействующей силой, потому что ритм сам по себе имеет колоссальные
возможности воздействия на духовный и физический мир.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТВОРЧЕСТВО ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА В КОНТЕКСТЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 1.1. Миф
о музыке в литературе Серебряного века: синтез музыки и поэзии Л. Л. Гервер писала в своей диссертации «Музыка и
музыкальная мифология в творчестве русских поэтов», что ещё в начале XIX века
музыка уже не являлась «только музыкой», она переходила из одной области
духовной жизни в другую, охватывая собой философские системы, эстетику, мир
воображения, поступков и, конечно, литературу. В последней сфере музыкальность достигла своей заключительной кульминации, когда влилась в поэзию
XX века. «Музыка стала своего рода
мировоззрением – не музыкантов, а поэтов, областью, где сошлись творческие
интересы представителей самых различных поэтических направлений…» —
писала Гервер[1].
Это действительно так. Ведь если вникнуть в поэзию Серебряного века, то
отовсюду слышны разные «музыкальности». Белый, Блок, Ахматова, Мандельштам,
Пастернак, Кузьмин, Хлебников и, безусловно, Северянин – все они так или иначе
в разные периоды своей литературной деятельности «омузыкаливали» свои
произведения.
Здесь даже не нужно прислушиваться, искать что-то в
догадках, ведь музыкальность в поэзии Серебряного века слышна отчётливо, почти
каждое стихотворение имеет свою уникальную мелодию. С чем это могло быть
связано? Я думаю, что у этой тенденции несколько причин.
Первая причина, на мой взгляд, это – стремление поэтов
синтезировать разные сферы искусства, чтобы показать то или иное чувство в
максимально полном объёме. Ведь каждая человеческая эмоция – многогранна, порой
её не выразишь только словами. «Друзья – соперники» – так назвал музыку и
поэзию музыковед А. Сохор. Этим ёмким выражением он охарактеризовал сложные
взаимоотношения этих двух видов художественного творчества. И правда, поэзия и
музыка вечно тяготеют друг к другу, иногда сливаются в одно целое и тогда
получается шедевр. [1] Гервер
Л. Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов. Первые
десятилетия XX века. – М. 1997. 305 с.