Социально-культурная деятельность Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Музыкальные тенденции как ресурс в развитии танцевального потенциала подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ КАК РЕСУРСА В РАЗВИТИИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ 6

1.1. Особенности и характеристика современных подростков 6

1.2. Влияние танца на развитие творческого потенциала подростков 10

ГЛАВА II РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ КАК РЕСУРСА В РАЗВИТИИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ 15

2.1. Значение и влияние музыкальных тенденций как ресурса развития танцевального потенциала подростков 15

Заключение 25

Список использованной литературы и источников 27

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие творческого потенциала как феномена давно привлекает внимание ученых. В настоящее время проявляется очевидный интерес к проблеме развития творческого потенциала личности, рассматриваемой в естественной связи с теми социальными и психолого-педагогическими задачами, которые решает наше общество в подготовке молодежи, готовой к решению творческих задач в современных условиях. Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания психологов и педагогов к развитию творческого потенциала подростков. Это обуславливается, прежде всего, значительным ускорением темпов развития производственных и общественных отношений, коренными социальными изменениями, влекущими за собой усложнение проблем, постоянно возникающих и требующих своего разрешения каждым членом общества. Актуализация возможностей человека, развитие его творческого потенциала в значительной мере позволяют ему найти свое место в условиях конкуренции, неопределенности и изменчивости жизненных условий.

Часто подростки стремятся к самовыражению в художественном творчестве при освоении разных видов художественной деятельности. Педагоги-практики замечали, что учащиеся стремятся не только овладеть техникой какой-либо творческой деятельности, но и художественными стилями, способами собственного отображения мира в искусстве.

У подростка проявляется феномен авторства, что дает право говорить о развитии у него творческого потенциала, творческой индивидуальности, которая понимается многими авторами как интегративное качество творческой личности (З. Н. Новлянская, A. A. Мелик-Пашаев, В. И. Слободчиков и др.).

Мы живем во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда подростки становятся заложниками, быстро развивающихся технических систем (телевидение, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – все это приводит к недостатку двигательной активности подростков и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Чтобы внутренний мир, духовный склад подростков был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “душа” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения здоровья. Искусство танца — великолепное средство воспитания и развития маленького человека.

Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов детьми «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности.

На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка, для этого и вводится название – ритмика. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благотворную для развития у дошкольников способностей. Танец как вид художественной деятельности, оптимален для формирования и развития у детей творческих способностей и воображения, благодаря сочетанию в единой деятельности трех характеристик танца — музыки, движения и игры.

Степень изученности проблемы. По мнению некоторых ученых и педагогов-практиков, занятие танцем, в частности современным, стимулирует развитие мотивации к творческой деятельности, способность к самовыражению (О. С. Гребенюк, C. Л. Рубинштейн, П. В. Симонов). Креативность, творческие способности в отечественной науке изучают Я. А. Пономарев, В. Н. Дружинин, Д. Б. Богоявленская, в зарубежной – Р. Стенберг, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др. Проблему развития творческих увязать способностей учащихся изучали педагоги-музыканты (Н. А. Ветлугина, А. И. Ходькова, Т. В. Волчанская); Существуют труды, обобщающие опыт педагогов-хореографов (А. Я. Ваганова, К. Я Голейзовский, Ф. В. Лопухов и др.).

Объект работы – развитие танцевального потенциала подростков.

Предмет работы – музыкальные тенденции как ресурс в развитии танцевального потенциала подростков.

Цель работы – охарактеризовать особенности музыкальных тенденций как ресурса в развитии танцевального потенциала подростков.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Дать характеристику современным подросткам;

2. охарактеризовать особенности влияния танцев на развитие творческого потенциала подростков;

3. определить значение и влияние музыкальных тенденций как ресурса развития танцевального потенциала подростков.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы и источников.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, изменение современного российского общества, укрепление в нем демократических традиций, происходящие динамические преобразования в социально-экономической и политической жизни требуют от людей умения быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, принимать нестандартные решения и творчески мыслить.

Творчество – это деятельность, направленная на создание некоторого нового объекта или нового качества объекта (результат творчества), которое ранее не существовало. В зависимости от принадлежности результата различным сферам человеческой деятельности творчество может быть техническим, политическим, научным, художественным, спортивным и т. п.

Творческий потенциал – это совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению.

Творческий потенциал человека явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил.

Подростковый возраст обусловлен духовным ростом, изменением статуса подростка, как социального – новые отношения с ровесниками, учителями, близкими, расширение поля деятельности, так и психического – возникновение чувства взрослости у подростка.

Развитие творческого потенциала подростков осуществляется в совместной, личностно-значимой деятельности субъектов образования, ориентированной на развитие способностей, знаний, умений, отношений.

Развитие творческих способностей подростков на хореографических занятиях станет более эффективным, если в учебном процессе используется комплекс общепедагогических и специфических хореографических методов обучения, вариативные задания для хореографических занятий в студии современного танца и проблематизация обучения, мотивирующие проявление интеллектуальной активности участников в процессе создания оригинального художественного замысла посредством танца и телесной пластики.

Творческий потенциал — это система личностных особенностей, позволяющих оптимально менять приемы действий в соответствии с новыми условиями, знаниями и умениями, как направленность, определяющую освоение педагогических инноваций, в итоге побуждающих личность к творческой самореализации и саморазвитию. Творческий потенциал способствует выведению личности на новый уровень жизнедеятельности – творческий, преобразующий общественную сущность, когда личность реализует, выражает себя не только в порядке разрешения ситуации, ответа на ее требования, а и в порядке встречного, противостоящего, преобразующего ситуацию и саму жизнь решения.

С помощью музыкально-ритмических движений происходит развитие эмоционального восприятия музыки и формируется чувство ритма. Восприятие и воздействие музыки тесно связаны с эмоциональной сферой человека. Восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается, переходя в процесс осмысления.

Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности подростка как: воображение, творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у подростков специальных хореографических способностей.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ КАК РЕСУРСА В РАЗВИТИИ ТАНЦЕВАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОДРОСТКОВ

1.1. Особенности и характеристика современных подростков

Подростковый возраст представляет собой переход от детства к отрочеству (11-16 лет). В данном периоде, по мнению Л.С. Выготского, одновременно присутствуют и «детские», и «взрослые» тенденции поведения:

1) тормозящие развитие тенденции (низкий уровень социальных обязанностей и ответственности, родительская опека и т.п.);

2) тенденции, способствующие взрослению (феномен акселерации, рост самостоятельности, появление субъективного ощущения взрослости и т.п.) [7, с. 516].

С одной стороны, к подростку предъявляются повышенные требования со стороны родителей, педагогов, а с другой стороны подросток еще не обладает взрослостью, внутренней ответственностью, зрелым отношением к жизни. Его самосознание, образ «Я», ценности только формируются. В подростковом возрасте происходят кардинальные преобразования в сфере сознания, деятельности, в межличностных отношениях. Значительно увеличивается количество стрессовых факторов в значимых для подростка видах деятельности [10, с. 196].

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте изменяется в связи с тем, что подростки активно пытаются приобщаться к взрослой жизни, его нормам и ценностям. Основное новообразование подросткового периода – это «чувство взрослости», появляющееся в ходе развитие самосознания и самооценки, когда у подростка появляется интерес к себе как личности, к узнаванию своих возможностей и способностей. В подростковом возрасте самосознание еще достаточно неустойчиво, Я-концепция формируется, подросток пытается понять самого себя и свои возможности.

С точки зрения И.С. Кона, основными линиями развития личности в подростковом возрасте являются:

1. Процесс сепарации и индивидуации (речь идет о постепенном отделении от семьи, от родителей, поиск себя).

2. Процесс самоопределения (подросток узнает самого себя, формирует ощущение собственного «Я» – данный процесс является сложным и болезненным).

3. Процесс определения референтной группы (подросток задает себе вопросы «Кто я?», «С кем я?». В подростковом возрасте особенно важным является принятие сверстниками, эта потребность в установлении связи превышает потребность в самоуважении. Подростку важно сформировать удовлетворяющую его референтную группу.

4. Процесс развития половой идентификации. Подростки открывают свою сексуальность, проявляют интерес к противоположному полу, это вызывает разного рода переживания.

5. Процесс формирования личной системы ценностей. До подросткового периода преобладающей является система ценностей взрослых (родителей, педагогов), после – подросток пересматривает ранее усвоенные ценности, подвергая прежние установки сомнению.

6. Процесс формирования жизненных ориентиров, целей, профессиональное самоопределение [12, с. 96].

А.Е. Личко выделяет пять точек амбивалентности (противоречивых тенденций) в поведении подростка:

1. Подросток протестует против контроля со стороны взрослых – и в то же время нуждается в адекватной помощи от взрослых, которые должны быть рядом, когда подростки принимают, возможно, неправильные решения, и помогать им учиться на собственных ошибках. В то же время у подростков должно быть достаточно свободы, чтобы иметь возможность на неправильные решения.

2. Стремление к близости – страх близости. Подросткам хочется иметь близкие отношения с другими, как со сверстниками, так и с авторитетными взрослыми, но они подозрительны, поэтому долго «проверяют» отношения.

3. Испытание на прочность внешних границ – поддержка и забота со стороны взрослых. Структура или система (семья, школа, церковь, порядки в учебном заведении и т.д.) должны быть крепче, чем подростки, проверяющие их на прочность. Это основная составляющая безопасного взросления.

4. Мысли о будущем – ориентация на настоящее. Подростки, готовящиеся к поступлению в институт, с одной стороны хорошо понимают, что для этого нужно много заниматься, а с другой – им хочется свободно проводить время, отдыхать.

5. Сексуальное созревание – неподготовленность к сексуальному опыту в психологическом плане: подростки активно интересуются областью сексуальности, но вступать в сексуальные отношения эмоционально пока не готовы [14, с. 127].

Неспособность подростков самостоятельно проживать стресс, делая для себя выводы, часто приводит к девиантному (отклоняющемуся) поведению. В качестве причин девиантного поведения можно выделить дезадаптацию подростка в ситуации школьного обучения, когда он не справляется с возложенными на него новыми обязанностями, с новой ролью и ответственностью за него, при этом не получает необходимой поддержки, заботы со стороны значимых взрослых (родителей, педагогов). Кроме того, у подростка могут не складываться отношения со сверстниками, от которых он может чувствовать отвержение и также отсутствие поддержки. Данная ситуация вызывает достаточно сильное психоэмоциональное напряжение у подростка, которое может находить выход в разного рода девиациях [16, с. 116].

Музыкально-эстетическая деятельность в подростковом возрасте имеет свою специфику. Такие новообразования подросткового возраста, как повышенная эмоциональность, стремление к идеалу, качественные преобразования в интеллектуальной сфере (способствующие развитию самосознания и самоопределения подростков), чувство взрослости (позволяющее развитию самоконтроля, самокритичности), кристаллизация Я-концепции (позволяющее развить способность к самооценке, самоанализу и саморазвитию), выступают определяющими факторами для эффективного музыкально-эстетического развития учеников-подростков [4, с. 158].

Музыкально-эстетическое развитие обеспечивается особой формой активности – музыкально-эстетической деятельностью, которая вызывает реакцию в виде переживаний – эмоций и чувств и реализуется как в духовной, так и духовно-практической деятельности. Цель музыкально-эстетической деятельности – познание основополагающих законов бытия (целостность, структурность, симметрия и т.д.), выраженных в законах природы и социума, доставляющее человеку духовное наслаждение, радость, удовольствие. С наибольшей эффективностью, на наш взгляд, музыкально-эстетическое развитие личности происходит в сфере популярного в нашей стране дополнительного музыкального образования, реализуемого в детских музыкальных школах, школах искусств, студиях.

Музыкально-эстетическое развитие детей подросткового возраста понимается нами как закономерный процесс духовного и социального роста подростка, предполагающий усложнение и углубление заложенных потенциалов, активизирующий его мыслительную деятельность, дающий возможность творческой реализации, который происходит в результате интеллектуального и эмоционального напряжения (мысли и чувства) в ходе активного заинтересованного соучастия в занятиях музыкой. Именно в развитии музыкально-эстетического потенциала подростка, формируется его эстетический вкус, идеал, совершенствуется его личность в соответствии с общечеловеческими законами добра, красоты, любви и т.д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы