Литературоведение Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Музыкальность в творчестве Ф.М. Достоевского (на примере романа «Преступление и наказание»): теоретический и методический аспекты

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Ф.ДОСТОЕВСКОГО 6

1.2. Музыка в жизни писателя 6

1.3. Музыкальность в произведениях Ф.М.Достоевского 14

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ 41

2.1. Творчество Ф.М. Достоевского в школе: анализ вариативных программ 41

2.2. Анализ школьных учебников: подходы к изучению творчества Ф.М. Достоевского на уроках литературы 45

2.3. Работа с музыкальной деталью на разных этапах изучения романа «Преступление и наказание» 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75

 

  

Введение:

 

Произведения многих писателей и поэтов рождались под влиянием музыки. Для одних она являлась сильнейшим вдохновителем на протяжении всего творчества, для других – импульсом для написания определенных произведений. Влияние музыки на произведения прослеживается в творчестве М.Ю. Лермонтова, В.Ф. Одоевского, И.С. Тургенева и многих других мастеров слова. На Достоевского большее впечатление производила живопись. Но нельзя сказать, что музыка не оказывала влияния на писателя.
Романы Достоевского трагедийны по своей сути. Именно поэтому темы произведений, их структура, взаимодействие и борьба родственны музыкальной экспрессии. Накал конфликта зачастую напоминает кульминацию пьесы. Однако Достоевский не стремился привнести в роман принципы музыкального жанра.
В достоевсковедении есть ряд работ, в которых ученые анализируют отдельные фрагменты произведений писателя, связанные с музыкальностью. Например, Ю. Крякин «Достоевский и Апокалипсис» (изучает музыку в творчестве писателя), Загидуллина М.В. «Неточка Незванова» (не специализируется исключительно на музыкальности, но упоминает её в своей статье), Гозенпуд А. «Достоевский и музыка» (разбирает влияние музыки на творчество писателя, в основном пишет о жизненном пути). Однако опыт системного изучения музыкальности в художественных произведениях Достоевского отсутствует, что обусловливает научную новизну нашего исследования.
С точки зрения методики преподавания творчества этого писателя в школе актуальность данной работы обусловлена следующими моментами:
1) Показать проявление стинтеза искусств в литературе;
2) Приобщить учащихся к культурному наследию;
3) Проследить как художественные детали реализуются в произведении и с какой целью.
Все сказанное выше позволяет сформулировать цели и задачи исследования.
Цель исследования состоит в поиске наиболее эффективных приемов, методов работы с музыкальностью (на примере романа «Преступление и наказание»).
Задачи исследования:
1) Изучить жизненный и творческий путь писателя;
2) Охарактеризовать мировоззрение Достоевского и роль музыки в нем;
3) Раскрыть использование музыки в произведениях Ф. Достоевского на конкретных примерах;
4) на основе анализа школьных программ и учебников по литературе, выявить, изучается ли такое явление как музыкальность.
Объект исследования: роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Предмет исследования: программы, учебники по литературе, методы, подходы, приемы и формы работы с музыкальностью романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Методологическую основу исследовательской работы составили исследования:
1) по творчеству Ф.М. Достоевского были использованы труды таких ученых, как: Г.Л. Абрамович, Н.А. Азаренко, Н.Т. Ашимбаева, М.М. Бахтин, С.В. Белов, А.М. Буланов, В.Е. Ветловская, Л.П. Гроссман, Ю.Ф. Карякин, Т.А. Касаткина, И.А. Кириллова, В.Я. Кирпотин, Г.Ф. Коган, Ю.М. Лотман и др.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Музыкальная деталь чрезвычайно значима для поэтики романа. Внимание к музыкальным деталям позволяет школьникам глубже осмыслить социальную, нравственно – психологическую и философскую проблематику романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». В аналитической и интерпретирующей деятельности школьников усиливается обобщающее начало . Следствием этого является особое внимание к концептам (неважно, употребляется этот термин на уроках или нет), актуализация приемов считывания и формулирования смыслов – того, что позволяет говорить о таком свойстве урока литературы, как философичность . На наш взгляд, для эффективного преподавания литературы важна работа с музыкальной деталью на разных этапах изучения произведения.
Творческое наследие Ф.М. Достоевского – одно из центральных в художественной культуре второй половины XIX столетия, во всей полноте обнаруживающее как духовные, социально-исторические, культурные поиски своей эпохи, так и индивидуальные грани мировосприятия самого писателя. При всей очевидной, неоднократно отмеченной социальной, идеологической природе прозы Ф.М. Достоевского в своем вершинном, художественном проявлении она была и остается в первую очередь искусством слова, литературным феноменом в отечественной художественной традиции.
Актуальность исследования. Сегодня актуальным является историко-типологический и системный анализ творчества Ф.М. Достоевского, поскольку он соответствует общим тенденциям отечественного литературоведения. В нашей работе мы выделяем один аспект – модификация образа «лишнего человека» в произведениях Ф.М. Достоевского, которая интерпретируется как важнейшая часть художественной системы писателя. Более глубокое исследование образа лишнего человека в произведениях Ф.М. Достоевского является, на наш взгляд, актуальным, так как позволит обратиться к нравственным проблемам его творчества в целом и полнее представить художественную концепцию мира и человека в его творчестве.
Одной из характерных задач литературоведения является исследование образа героя, определенного литературного типа в ряде произведений одного автора. При исследовании произведений мы в дальнейшем будем пользоваться литературоведческим термином «литературный герой» или просто «герой».

Работа с музыкальной деталью может быть эффективна при актуализации целого комплекса приемов изучения произведений. Это различные сравнения, создание и проверка гипотезы, приемы, обеспечивающие эксперимент на уроке, создание нового текста на основе музыкального образа, то есть включение механизмов художественного творчества.
Дальнейшее исследование научной проблемы может быть связано с организацией уроков обзорного типа, на которых центральное место занимает та или иная музыкальная деталь, что позволяет интенсифицировать учебный процесс через актуализацию принципов моделирующей деятельности школьников.
Поэтическая системность русского романа возникла и на основе типологии конфликтов. Основу внутренней структуры литературного произведения составляет конфликт в его специфическом художественном выражении. Типология конфликтов может дать многое и для выяснения жанровой типологии, хотя при этом нужно учитывать, что аналогичный ряд конфликтов способен порождать различные жанровые формы.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Ф.ДОСТОЕВСКОГО
1.1. Взаимодействие музыки и литературы. Историографический аспект
Синтез искусств всегда интересовал искусствоведов. Он имеет особые проявления в литературной форме. Чаще всего это синтез живописи и литературы, однако также понятие синтеза искусств касается взаимоотношений литературы и музыки.
Синтез искусств — особый характер взаимодействия различных форм искусств. Чаще всего он проявляется на уровне композиции. Строение литературного произведения может подчинятся строению музыкальных пьес (таких, например, как рондо или соната). Гессе называл свои произведения сонатами в прозе именно по композиционному признаку.
Также синтез искусств может проявляться в сложных синтаксических конструкциях, частом употреблении рядов однородных членов предложения, вставных конструкций, причастных и деепричастных оборотов. Например, в рассказе Куприна «Гамбринус»: «И, может быть, даже сам старый, ноздреватый, источенный временем Гамбринус пошевеливал бровями, весело глядя на улицу, и казалось, что из рук изувеченного, скрючившегося Сашки жалкая, наивная свистулька пела на языке, к сожалению, еще не понятном ни для друзей Гамбринуса, ни для самого Сашки» .
Помимо этого может быть использован приём описательной функционально-смысловой организации текста. Например, в том же рассказе практически всё пространство текста занимают описания интерьера, людей и их действий. Низкий процент использования диалогов. Это порождает синтез искусств. В первую очередь это синтез литературы и музыки.
Так проявляется синтез искусств на уровне формы литературного произведения. Также могут встречаться проявления на уровне содержания. Например, использование музыкальных инструментов в качестве

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы