Инновационное развитие в региональной экономике Платная доработка Экономические науки

Платная доработка на тему Модели инновационного развития регионов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ 5

1.1 Регион как основа инновационного развития 5

1.2 Формирование модели инновационного развития региона 8

1.3 Особенности региональной инновационной политики за рубежом 14

2 ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ 18

2.1 Анализ статистических данных об инновационном росте национальной и региональных инновационных систем 18

2.2 Формирование кластеров как основа модели инновационного развития региона 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

  

Введение:

 


Вопрос управления региональным развитием — приоритет для госу-дарств, которые располагают большими территориями, природно-климатическими, культурно-историческими и социально- экономическими условиями. Прямое отношение это имеет к Российской Федерации, где проблемы регионального развития имеют особую значимость: от их успешного решения зависят результаты рыночных преобразований, пер-спективы преодоления экономического кризиса, возможности перехода к устойчивому развитию и формирование конкурентных преимуществ в глобализирующемся мире.

Современный этап инновационного развития России оценивается в показателях глобального инновационного индекса как средний, обозначив позицию России в 2021 г.: 45-е место из 132 стран. Отдельные позиции ин-декса поднимаются до 29 места, другие имеют регресс. Так, позиция «ин-ституты и инфраструктура» инновационного развития в 2021 году снизи-лась существенно. В результате анализа статистических и аналитических источников установлено, что реализация целей инновационного развития проходит слишком медленно именно из-за ряда противоречий, о чем сви-детельствуют данные. Сложность, многоаспектность и взаимозависимость управленческих проблем, определяющих характер практических преобра-зований в области деятельности местных органов управления, требуют но-вых идей и подходов, раскрывающих пути повышения ее эффективности.

Цель исследования — анализ инновационного развития регионов для совершенствования инновационной инфраструктуры и качественного ис-пользования человеческих ресурсов. Исходя из цели, поставлены следую-щие задачи:

1. Рассмотреть регион как основу инновационного развития.

2. Изучить механизмы формирования модели инновационного раз-вития региона.

3. Рассмотреть особенности региональной инновационной политики за рубежом.

4. Представить анализ статистических данных об инновационном росте национальной и региональных инновационных систем .

5. Охарактеризовать формирование кластеров как основу модели инновационного развития региона.

Объектом исследования — модели инновационного развития регио-нов.

Предмет исследования — региональные процессы инновационной ре-ализации субъектов хозяйствования.

Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как экспертный опрос, проведенный в рамках данного исследова-ния, анализ региональных нормативно-правовых документов, так и мне-ний экспертного сообщества различных регионов, позволяет утверждать, что на сегодняшний день остро стоят вопросы закрепления понятийной ба-зы кластерного строительства и классификации кластерных образований.

На региональном уровне необходимо утверждение Концепции кла-стерного развития как стратегического документа, согласующегося с по-ложениями отдельных региональных стратегий, но при этом учитывающе-го специфику регионального развития и региональной экосистемы иннова-ционной кластерной кооперации.

Помимо этого, открытым остается вопрос создания индикативной критериальной базы отнесения продукции и услуг, предоставляемых кла-стерами и предприятиями – участниками кластерных образований к инно-вационной. Требует, на наш взгляд, особого внимания и закрепление кате-гории «инновационной кластерной кооперации» как важного идентифици-рующего признака регионального инновационного кластера. Нуждается в разработке и утверждении система показателей, позволяющая анализиро-вать инновационный потенциал кластерных образований.

В рамках организационного обеспечения кластерного регионального развития необходима реализация мероприятий, направленных на осу-ществление мониторинга состояния экосистемы инновационной кластерной кооперации. Считаем целесообразным разработку и утверждение стандар-тов деятельности управляющих компаний региональных инновационных кластеров с обязательным включением в перечень полномочий функцио-нала по осуществлению мониторинга состояния внутрикластерной коопе-рации.

В рамках информационного обеспечения экосистемы инновацион-ной кластерной кооперации, необходимо, на наш взгляд, дальнейшее раз-витие и совершенствование платформ, обеспечивающих возможность меж-кластерного взаимодействия, расширения партнёрской сети для привлече-ния новых участников кластерного строительства и международных парт-неров, организации сбыта и продвижения продукции участников кластера.

В целях обеспечения мониторинга эффективности мер государствен-ной поддержки считаем необходимым также создание единого региональ-ного реестра кластеров и предприятий-участников кластеров, содержаще-го информацию об объектах государственной поддержки по ключевым характеристикам юридических лиц, объемах, формах и основаниях полу-ченного финансирования с указанием на источник финансирования.

Создание такого ресурса должно предусматривать интеграцию ин-формации различных государственных информационных систем и баз данных органов исполнительной государственной власти и, в свою оче-редь, призвано обеспечить принятие обоснованных управленческих реше-ний по совершенствованию форм и направлений реализации региональной кластерной политики.

Таким образом, на уровне органов исполнительной государственной власти, предлагаемые методические должны обеспечить:

— Формирование региональной стратегии социально-экономического развития;

— Согласование целей региональной инновационной и кластерной по-литики;

— Формирование стратегии развития региональных инновационных кластеров;

— Совершенствование форм государственной поддержки кластеров;

— Нормативно-правовое обеспечение деятельности инновационной кооперации.

Применение научно-обоснованных подходов к формированию стра-тегии развития региональных инновационных кластеров должно создать и методическую основу разработки и принятия управленческих решений на уровне субъектов управления кластеров, как для центров кластерного раз-вития, так и для управляющих компаний кластеров это позволит:

— разработать мероприятия в рамках реализации стратегии развития региональных инновационных кластеров;

— совершенствовать мероприятия по развитию экосистемы инноваци-онной кластерной кооперации;

— совершенствовать информационное обеспечение деятельности кла-стеров;

— разработать концепции и программы развития отдельных иннова-ционных кластеров.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

1.1 Регион как основа инновационного развития

Следует отметить, что «регион» – это полиаспектное понятие. Для того чтобы определить сущность данного определения, нужно рассматри-вать данное понятие в контексте цели и позиции. В общем смысле слова, регион принято понимать как некоторую часть территории, у которой имеется определённая совокупность экономических, географических и иных признаков. Также следует сказать, что для региона характерно нали-чие свойств системы, поэтому его часто рассматривают в качестве админи-стративно-хозяйственной или экономико-социальной системы.

К составляющим системы региона принято относить:

– имеющиеся в регионе природные ресурсы;

– население региона;

– предприятия и производственные фонды, функционирующие на территории региона, что служит отображением капитала, циркулирующе-го в регионе и бизнеса региона;

– наличие органов управления региона;

– характерные для региона социальная и производственная инфра-структура [8, c. 42].

Также следует отметить, что у региона имеется собственная уникаль-ная среда жизнедеятельности, характеризующаяся особой культурой, вза-имосвязями, ландшафтом местности и т.д.

Таким образом, можно сказать, что в самом регионе циркулируют различные ресурсные потоки или же они проходят через регион. К таким потокам можно отнести: товарные, трудовые, туристические, информаци-онные и т.д. Данные потоки не являются однородными, они характерны для каждого отдельно взятого региона, могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными.

Если регион рассматривается комплексно, то как:

1) Административно-территориальную единицу государства, на тер-ритории которого внедряется государственная политика.

2) Сложную, многоуровневую, самоорганизующуюся, гетерогенную и открытую систему различных типов:

• искусственных — созданных человеком (машины, инфраструктура, средства труда, носители информации);

• естественных (социальные и экосистемы);

• смешанных (экономические, организационные, инновационные, эко-логические, заповедники, лесные угодья).

3) Элемент системы более высокого порядка, которые взаимодей-ствует с другими системами и является элементом глобальных цепей ре-сурсных потоков.

4) Специфическое природное, социально-информационное и эконо-мическое пространство. Сфера жизнедеятельности и функционирования элементов региональной системы, которая удерживает, отталкивает или привлекает людей и ресурсы; составляющими этой среды являются при-родные ресурсы, институциональное развитие, экономика, культура, тра-диции и т.д., которые в совокупности обусловливают пределы интересов и деятельности региона, приток и отток различных ресурсов к нему.

5) Субъект геополитической и предпринимательской деятельности, который вступает в конкурентную борьбу путем применения специального инструмента и может формировать определенную регуляторную, матери-альную и информационную среду для этого; в данном случае регион сле-дует рассматривать как целенаправленную систему, функционирующую на сетевых принципах.

6) Объект геополитической и предпринимательской деятельности, на территории которого реализуются интересы других субъектов (стран, ре-гионов, транснациональных корпораций и т.д.), что приводит как к поло-жительным, так и к отрицательным результатам для региона [10, c. 74].

В том случае, если региональная среда отличается хорошими каче-ственными характеристиками, то, скорее всего, циркулирующие в нём по-токи будут для данной территории благоприятными, что позволит обеспе-чить приток необходимых ресурсов в регион или их отток. Таким обра-зом, речь идёт о том, что если ресурсная среда региона благоприятна с точки зрения проживания и ведения бизнеса, то в данном регионе имеется большой приток необходимых для этого ресурсов, и наоборот, если в данном регионе положение хуже, чем в других регионах, то будет наблю-даться отток ресурсов. В этом заключается сущность такого явления, как конкуренция между регионами.

Следует отметить, что между регионами всегда наблюдается конку-ренция, что проявляется в целевой активности и качестве регионов как си-стемы. Это, в конечном счёте, определяет развития регионов и их конку-рентоспособность. Необходимо сказать, что на регионы постоянно воздей-ствует внешние факторы, а когда они усиливаются, региону необходимо иметь возможность противостоять воздействию подобных факторов. Это важно, потому как только тот регион, который обладает достаточно силь-ной системой, способной к адаптации, будет в наименьшей степени под-вержен подобному воздействию факторов и они не смогут причинить ему ощутимого вреда. Это возможно в том случае, если в регионе будет орга-низовано содействие между бизнесом, властью, населением. Именно син-хронная и активная работа данных групп позволит обеспечить преимуще-ства региона. Также важным является создание необходимых стимулов для обеспечения потоков ресурсов в регионе и ликвидации правовых и инфор-мационных барьеров [2, c.68].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы