Платная доработка на тему Модель свободной конкуренции и её эволюция
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1. Эволюция взглядов на развитие конкуренции 5
1.2. Сравнительный анализ теорий конкуренции 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РОССИИ 13
2.1. Состояние конкурентной среды в России 13
2.2. Проблемы развития конкурентной среды в России и пути их решения 15
ГЛАВА 3. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В РОССИИ 21
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Введение:
Несмотря на развитие экономических механизмов, наличия антимонопольного законодательства проблема монополизма до сих пор является достаточно серьезной проблемой, порождающей возникновения еще большего количества проблем как для экономики страны, так и для общества в целом. Например, последствиями монополизма является снижение качества продукции или установление высоких цен на продукцию в условиях отсутствия организаций-конкурентов или сговора монополистов.
Развитие монополий приводит к ограничению конкуренции [1]. В результате конкурентной борьбы происходит развитие экономики в целом, что проявляется в поиске наиболее эффективных путей производства товаров или оказания услуг, разрабатываются новые технологии и ноу-хау, повышается качество предлагаемых потребителю продуктов и услуг, снижаются цены и увеличивается потребительский спрос. Низкий уровень развития конкуренции, в том числе в результате монополизации рынка и отдельных его отраслей, замедляет все вышеперечисленные процессы.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения теоретических и практических аспектов конкуренции для выработки оптимальных механизмов ее развития.
На основании вышеизложенного цель настоящей курсовой работы – провести анализ модели свободной конкуренции и рассмотреть возможности развития конкурентной среды в России.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
рассмотреть эволюцию взглядов на развитие конкуренции;
провести сравнительный анализ теорий конкуренции;
изучить нормативное регулирование конкурентной среды в России;
проанализировать состояние конкурентной среды в России;
выделить проблемы развития конкурентной среды в России и пути их решения.
Объектом курсовой работы выступает модель свободной конкуренции, предметом – проблемы развития конкурентной среды в России и пути их решения.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики, в том числе: Л. Абалкин, С.Авдашева, А.Я. Бутыркин, А.Н. Варламова, И.В. Князева, П.Р. Кругман, И.В. Липсиц, А.М. Мамаева, Р.М. Нуреев, С.А. Пращук, Л. Фиидмэн, А.Г. Цыганова, М.Н. Чепурина, А. Шастико. Помимо прочего, при написании работы были использованы отечественные и международные правовые акты в области антимонопольного регулирования.
Методологической базой исследования послужили следующие методы: анализ, сравнение, обобщение, методы математического моделирования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итоги данной курсовой работы, можно сделать вывод, что цель, поставленная в начале исследования достигнута, а задачи выполнены в полном объеме.
Так, на сегодняшний день в современных странах вопросы регулирования конкурентных отношений закреплены на законодательном уровне. при этом, американская модель защиты конкуренции направлена на полный запрет монополизма, а европейские модели — только на ограничение отдельных ее проявлений.
Наиболее распространенной мерой ответственности за нарушение норм антимонопольного законодательства является применение штрафных санкций к организациям. Личная ответственность должностных лиц является новым и перспективным направлением ответственности монополистов и компаний использующей инструменты недобросовестной конкуренции.
В Российской Федерации термин «конкуренция» трактуется в ограничительном смысле, а понятие «монополистическая конкуренция» не находит своего отражения в отечественном законодательстве, несмотря на признание наличия данного феномена на отечественном рынке среди функционирующих предприятий.
Основными законами, регулирующими развитие конкурентной среды в России являются федеральный закон «О защите конкуренции» и федеральный закон «О естественных монополиях».
Анализ развития конкурентной среды в России показал, что практически половина экономических субъектов чувствуют на себе высокую и очень высокую конкуренцию в отрасли. В численном соотношении субъекты бизнеса отмечают по меньшей мере 4 и более конкурентов в отраслях ведения деятельности, что свидетельствует о наличии достаточно высокой конкуренции в стране.
Наиболее распространенными проблемами, препятствующими развитию конкурентной среды в России являются:
1. Несовершенство действующего законодательства в области ограничения монополий и стимулирования добросовестной конкуренции между предпринимателями.
2. Незначительные меры поддержки развития субъектов малого и среднего бизнеса.
3. Низкая конкурентоспособность отечественных производителей.
В качестве направлений развития конкурентной среды в России были выявлены:
1. Совершенствование норм действующего законодательства, в том числе в части необходимости учета и порядка установления монопольно высокий / низких цен. Например, в случаях невозможности установить сопоставимость цен на рынке, цена должна быть оценена по критерию суммы, необходимой для расходов и прибыли по конкретному виду продукции.
2. Нормативное закрепление понятия «монопольно высокая цена».
3. Законодательное закрепление упрощения процедур контроля за экономической деятельностью субъектов предпринимательства в целях обеспечения снижения нагрузки на бизнес.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИ СВОБОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Эволюция взглядов на развитие конкуренции
Антимонопольное законодательство начало формироваться с момента принятия в США Акта Шермана. Конкурентные отношения регламентируются законодательством о конкуренции, которое включает антимонопольное законодательство, направленное против ограничения конкуренции, и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции.
Необходимо отметить, что в различных странах антимонопольное законодательство имеет различные терминологии (рис.1)
Рис.1. Терминология антимонопольного законодательства
Источник: [2]
На сегодняшний день существует достаточно большое количество исследований относительно оценки эффективности конкуренции и антимонопольной политики в отдельных странах. Результаты таких исследований представлены на рисунках 3 и 4.
Рис.3. Эффективность локальной конкуренции
Источник: [3]
Как видно из данных рис.3, во практически во всех странах уровень локальной конкуренции и место в рейтинге отличаются незначительно. Исключение – Россия.
Рис.4. Эффективность антимонопольной политики
Источник: [3]
Как видно из данных рис.4, оценка эффективности антимонопольной политики не такая стабильная, как локальная конкуренция. Однако также Россия характеризуется наибольшим разрывом между уровнем и местом в рейтинге стран по эффективности антимонопольной политики.
Изучая особенности антимонопольного законодательства, можно отметить наличие двух основных линий его развития: американская и европейская, различие между которыми проявляется в том, что американское законодательство направлено на абсолютный запрет монополии, а европейское – на борьбу с злоупотреблениями власти монополистов [6].
Рассматривая особенности американского антитрестовского законодательства, можно выделить его основу (рис. 5).
Рис.5. Антитрестовское законодательство в США
Источник: [9]
Согласно положениям Закона Шермана «любой контракт или объединение в форме треста представляет собой сговор, направленный на ограничение торговли или коммерции» (ст.1), а «каждое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать любую отрасль торговли или коммерции между штатами или государствами, или вступающее с этой целью в союз или сговор с любым другим лицом или лицами, будет считаться виновным в нарушении закона» [11].
Можно отметить, что Закон Шермана был слишком жестким, причем зачастую его жесткий характер оборачивался обратной стороной. В свою очередь, Закон Клейтона смягчает ряд ограничительных мер, установленных Законом Шермана. Так, например Законом Клейтона запрещены объединения, неразумные с точки зрения американского законодательства [9].
В 1964 г. в США был принят Единообразный закон об обманной торговой практике, который стал основой для формирования законодательной базы, регулирующей монополию в штатах США. Данным законом были определены действия конкурентных организаций, которые относятся к недобросовестным (рис.6).