Литература Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Мифологические образы и мотивы в поэзии О. Мандельштама

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.Литература и миф. Формы мифологизма в литературе. 7

2. Образы античной мифологии в сборниках «Камень»
и «Triscia». 12

3. Библейский миф в поэзии Мандельштама. 17

4. Мифопоэтический образ Творца в лирике 1930-х
гг. 20

5. Изучение мифологических образов О.Мандельштама
в школе. 23

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 27

  

Введение:

 

Актуальность. Творчество Мандельштама является лучшим подтверждением того,
что изучение литературы не может быть изолировано от жизни той или иной эпохи.
Сердцевину его поэзии составляет теория "эллинистичности" русского
языка, которую он подробно излагает в своей статье "О природе слова".
Мысль поэта восходит от первоистоков к различным фазам мирового развития.
Своеобразными проводниками из прошлого в настоящее стали античные
образы,выполняющие  роль криптограммы
сложных витиеватых мыслей и чувств автора. Мандельштам не только использует их
традиционную трактовку, но и сообщает им новую, ощутимо субъективную окраску,
что превращает стихотворение в "шараду" с загаданным словом-ключом.
Широко известно его сильное пристрастие ко всему античному, и в связи с этим
весьма интересен тот факт из его биографии, что он не закончил университета по
причине провала экзамена по греческой литературе. Подобные нонсенсы жизни
Мандельштама провоцируют более пристальное внимание к античному аспекту его
лирики.

В
советское время о Мандельштаме писали очень мало, давая преимущественно
негативные оценки его творчеству. В последнее время изучение этого поэта
пополнилось рядом монографий и научных статей. Но в литературоведении и критике
пока отсутствуют работы, посвященные непосредственно роли мифологических
образов. Большое
количество исследований посвящено проблемам поэтики Мандельштама. Первой в этой
серии является статья В. М. Жирмунского "Преодоление символизма"
(Жирмунский, 1977. С. 106-133). Ученый характеризует стиль поэта "как
поэзию поэзии", то есть "поэзию, предметом которой является не жизнь,
непосредственно воспринимаемая самим поэтом, а чужое художественное восприятие
жизни". Одним
из первых фундаментальных исследований поэтики Мандельштама является глава
"Поэтика ассоциаций" в книге Л. Я. Гинзбурга " О лирике
"(Гинзбург, 1974. С. 354-397). Отличительной чертой стиля Мандельштама
исследователь считает образную" суггестивность", а основным
поэтическим приемом — "ассоциативность", с помощью которой воссоздается"архитектоника
культур" [13].

В.
Гофман (1991) раскрывает новую функциональную роль отдельного, изолированного
слова. Исследователь распространяет идею смысловой автономии на отдельный,
изолированный стих, что, по его мнению, приводит к возникновению жанра
лирического фрагмента [13].

Заслугой
Н.Струве (Струве (Н.), 1988) является подход к анализу поэтики через призму
"судьбы и идеи". Исследователь определяет поэтику Мандельштама
как" стояние " времени (с. 175). Автор выделяет ряд ключевых образов,
играющих роль символов в стихотворениях Мандельштама.

Значительное
количество работ посвящено расшифровке и интерпретации стихотворений
Мандельштама, доказывая его ориентацию на чужое слово как основу его
художественного принципа. Здесь можно выделить направление, основателем
которого является К. Тарановский (Тарановский, 1974, 1976). Исследователь
исходит из тезиса о мотивации всех компонентов художественного текста. Основная
задача, которую он ставит перед собой в своих исследованиях, — расшифровать
стихи, выявив скрытые цитаты. Ученый вводит понятия контекста и подтекста и
рассматривает цитирование как способ создания семантического разнообразия [13].

Мифопоэтическое
начало творчества О. Мандельштама является одним из центральных аспектов
научных исследований, посвященных поэтике данного автора [13].

Вступая в
литературный процесс в 10-е годы XX века, поэзия О. Мандельштама, безусловно,
испытывала мощнейшее влияние социокультурной ситуации рубежа веков. Об этом
свидетельствует содержание художественно-философских статей О. Мандельштама:
«Скрябин и христианство» (1915), «Слово и культура» (1921), «О природе слова»
(1921). Именно в них обрела законченное выражение теоретическая рефлексия
поэта, обращенная к судьбе европейской культурной традиции в сотрясавших
европейский мир в начале ХХ в. глобальных исторических катаклизмах. Но
философский дискурс, устремленный к познанию и оценке катастроф наступающей
эпохи, в поэтическом творчестве Мандельштама получил художественное
преломление. Уникальность творческого мировидения поэта заключается в
органичном синтезе сложных философских концепций и образной ткани поэтических
произведений [13].

В том,
насколько античная традиция была важна для Мандельштама, можно легко убедиться,
обратившись к его статье «О природе слова», в которой эллинизм становится
центральным понятием, структурирующим всю работу. Поэт считал: «Эллинизм — это
система в бергсоновском смысле слова, которую человек развертывает вокруг себя,
как веер явлений, освобожденных от временной зависимости, соподчиненных
внутренней связи через человеческое я. В эллинистическом понимании символ есть
утварь, а потому всякий предмет, втянутый в священный круг человека, может
стать утварью, а следовательно, и символом» [1, с. 227].

Объект
исследования:
мифологические образы и мотивы в поэзии О. Мандельштама в лирических сборниках
«Камень» и «Triscia».

Предмет
исследования: поэтика мифологических
образов и мотивов в поэзии О. Мандельштама.

Целью
работы является
анализ мифологических
образов и мотивов в сборниках «Камень» и «Triscia»   О.
Мандельштама.

Материал
исследования: Стихотворения, входящие в лирические сборники «Камень» (1913) и
«Triscia» (1922).

Задачи
курсовой работы:

1.
Рассмотреть формы проявления мифологизма в литературе;

2.
Рассмотреть разновидности и поэтические функции мифологических образов и
мотивов античности в лирических сборниках Мандельштама «Камень» и «Triscia»;

3.
Проанализировать формы и способы обращения к библейскому мифу в   сборниках «Камень» и «Triscia» Мандельштама;

4.
Раскрыть мифопоэтику образа Творца в лирике Мандельштама 1930-х гг.

5.
Охарактеризовать изучение мифологических образов О.Мандельштама в школе

Структура
работы:
работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Мандельштам прославляет
главную ценность общества — свободный творческий труд. Именно поэтому он
обращается к эпохе, предшествовавшей гомеровской, ищет в ее образности выход из
мрачного лабиринта своего времени.

Нередки у Мандельштама и
герои сказок. Так, будучи в Феодосии, он видит эмиграцию русской аристократии и
интеллигенции из крымских портов и вспоминает сказки Востока («Феодосия»):

Здесь девушки, стареющие
в челках,

Обдумывают странные
наряды.

И адмиралы в твердых
треуголках

Припоминают сон Шехерезады.

Мифологические
антропонимы в произведениях Мандельштама можно рассматривать как определенным
образом закодированные сообщения (сюжет, миф или по крайней мере указание на
них). С помощью мифологизмов Мандельштам постарался
проникнуть в прошлое и объять одним взглядом жизнь человечества во все времена.
Тексты его стихотворений показывают, как сам автор осмысливает то или иное имя.

Таким образом, богатые
возможности мифологизмов нашли свое отражение в творчестве Мандельштама и стали
характерной чертой его стиля. Истинно христианское
мышление и жизненно кредо во многом уже отличается от языческого. Но это –
отдельная тема. А море, как уже было сказано, — символ вечности. И тогда
становится ясным, что мысль поэта всеобъемлющая. Любовь – главная христианская
добродетель. Она основа жизни. И вот лирический герой соединяется с
первоосновой. Очевидно, именно в этом и заключена суть акмеизма.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Литература и миф. Формы
мифологизма в литературе Слово «миф» — греческого
происхождения и означает «слово, речь, сказание». В греческом языке было ещё
несколько слов с подобным значением, однако иная их форма говорит о том, что по
смысловому содержанию они не совпадали. Миф (от греч. mythos — слово, предание)
вызывает ныне интерес как у литераторов, так и у исследователей литературы.
Споры вокруг него обусловлены не в последнюю очередь тем, что термин
"миф" употребляется часто неточно. Им обозначают и ложь, и иллюзию, и
веру, и условность, и фантастику, и продукт воображения вообще. Иногда всякая
традиция приравнивается к традиции мифологической [12, с.54].

В древности
он представляет собой единство зародышей искусства, религии, донаучных
представлений о природе и обществе. Особенностями мифа являются отсутствие
различий между естественным и сверхъестественным, слабое развитие абстрактных
понятий, чувственно-конкретный характер, «метафоричность».

Мифология
оказывает влияние на литературу через сказку, героический эпос (предыстория
которых связана с мифом), а также через изобразительное искусство, ритуалы,
народные празднества.   Влияние
мифологического мировосприятия сказывается в период расцвета греческой трагедии
(Эсхил, Софокл, Еврипид). Литература средних веков испытывает влияние языческой
мифологии и (преимущественно) христианской. "Божественная комедия"
Данте представляет собой сплав христианских и нехристианских мифов. В эпоху
Возрождения возрастает влияние нехристианской мифологии ("Фьезоланские
нимфы" Дж. Боккаччо, «Сказание об Орфее» А. Полициано, «Триумф Вакха и
Ариадны» Л. Медичи). Связь с фольклорно-мифологическими истоками ощущается в
творчестве Шекспира и Рабле. К ним обращались и представители литературы
барокко (поэзия А. Грифиуса и др.). Английский поэт XVII в. Дж. Мильтон,
используя библейский материал, создал героико-драматические произведения, в
которых звучат тираноборческие мотивы ("Потерянный рай",
"Возвращенный рай"). Мифологический материал использовался
литературами классицизма (Корнель, Расин), Просвещения ("Магомет" и
"Эдип" Вольтера. "Прометей" и "Ганимед" Гёте,
"Жалоба Цереры" Шиллера). Активное обращение к мифологии свойственно
романтизму (Гельдерлин, Гофман. Байрон, Шелли, Лермонтов). Немецкие романтики
видели в ней идеальное искусство, ставили задачу создания новой, художественной
мифологии, выступали за синтез «чувственности» античного язычества и
"духовности" христианства.

Не
отказывался полностью от использования мифов и реализм XIX в
("Воскресение" Толстого, "Идиот" Достоевского). На рубеже 19
и 20 веков отмечается повышение интереса к мифологии. К ней обращаются
символисты (Вяч. Иванов, Ф. Сологуб. В. Брюсов), представители различных
модернистских течений. Широко применяется миф в современной зарубежной
литературе (Дж. Апдайк, Г. Гарсия Маркес и др.) [8, с.76].

Повышение
интереса к мифу в XX в. связано с искусством модернизма, однако это не говорит
о монополии последнего на миф (мифология нашла применение в творчестве реалиста
Т. Манна). Для XX в. характерны стремление к выявлению вечных начал (что влечет
за собой выход за социально-исторические и пространственно-временные рамки),
идея циклической повторяемости прототипов под разными "масками". В
отличие от антипсихологичности древнего мифа мифологизм XX в. связан с
психологией подсознания. Язык его не совпадает с языком древних мифов — образы
употребляются ныне метафорически, смысл традиционных мифов при их использовании
нередко меняется на противоположный.

В современной
литературе миф нашел применение в творчестве Ч. Айтматова, братьев Диргел, О.
Чиладзе и других писателей. В упомянутом уже романе Чиладзе "Железный
театр" можно обнаружить циклическую модель времени, растительную модель
мира (образ древа жизни), мифологическое понимание смерти (как обновления).
Попавший в горную хижину Гела, подобно Гансу Касторпу из «Волшебной горы» Т.
Манна, оказывается «как бы в несуществующих, сосланных воображением мире и
времени». Это как бы "испытание" героя (сопоставимо с мифологическим
посещением страны смерти). Подобно мифологическому герою, через эту "временную
смерть" Гела постигает мудрость жизни. Нато в романе предстает как
"вечная мать", Гела — как "сын минувшего" и "отец
грядущего". В произведении много мифологических реминисценций, цитат из
Библии.

Однако роману
Чиладзе присущ и богатый социальный, политический контекст. Жанровая форма
этого произведения синтетична. Весьма заметным является психологический
компонент, который лежит как бы "на поверхности". Глубинную сущность
романа составляет философский компонент (возможно сопоставление с философским
романом Дж. Джойса, Т. Манна), именно это, видимо, побудило автора обратиться к
материалу мифологии. С точки зрения поэтики миф здесь, по всей очевидности,
используется метафорически.

Использование
традиционных сюжетов и образов, создание авторских мифов — заметное направление
в художественных исканиях первой четверти ХХ в. Вероятно, этим объясняется
интерес исследователей к художественным аспектам мифомышления в литературе и
культуре этого периода, когда многие реалии мифов обнаруживали не только познавательный
потенциал, но и определяли поведенческий стиль общения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы