Платная доработка на тему Международное авторское право.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Принципы правового
регулирования международных авторских отношений. 11
§ 1.1 Понятие, место и
классификация принципов. 11
§ 1.2 Специальные
материально-правовые принципы. 16
§ 1.3 Специальные
коллизионно-правовые принципы. 33
Глава 2. Сравнительный анализ
договоров по законодательству различных стран. 42
§2.1 Материально-правовое
регулирование по договору отчуждения исключительных авторских прав. 42
§ 2.2 Материально-правовое
регулирование отношений по международному лицензионному договору. 46
§ 2.3 Коллизионное регулирование
договоров о распоряжении исключительными авторскими правами. 54
§ 2.4. Проблемы квалификации
международных авторских договорных отношений. 62
Глава 3. Материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование международных авторских отношений в отдельных институтах авторского
права. 69
§3.1. Регулирование общественного достояния в международных авторских отношениях. 69
§ 3.2. Регулирование свободного
использования произведений в международных отношениях. 80
§ 3.3. Регулирование авторских
прав в международном праве. 86
Заключение. 94
Список использованных источников. 97
Введение:
Введение
Актуальность исследования работы. Новые технологии, разработки затрудняют авторское
право. Благодаря технологиям стало возможным передавать, воспроизводить и
получать материалы, защищенные авторским правом, по всему миру без больших
денежных вложений. Интернет позволяет
пользователям со всего мира обмениваться музыкой, фильмами и другими
произведениями, поэтому правообладателю требуется помощь в более эффективных
процедурах правоприменения. Правообладатели сталкиваются с ситуациями, когда
копия состоит из такого качества, как сам оригинал.
Период
развития современного общества — время, когда человек начинает интегрировать во
всех сферах своей деятельности, в том числе и в творчестве, результаты которого
нуждаются в правовой охране во многих государствах мира одновременно. Тот факт,
что в каждом государстве существует свой национальный режим, не предоставляет
унифицировать и сформировать единый статус иностранного автора. Также из-за
этого полностью отсутствует коллизионная система, поэтому актуален вопрос о
выборе применимого права для регулирования
Необходимо выявить способ разрешения
коллизионных пробелов авторского права, как в объекте, так и в субъекте свободного
использования и общественного достояния, неимущественных прав автора, и
действия норм этих институтов авторского права в международных отношениях.
Рассмотреть такие договоры, как отчуждение авторских прав и лицензионный,
поскольку они являются основными по распоряжению авторских прав.
Продемонстрировать сравнительный анализ договоров по законодательству различных
стран, который даст впоследствии выявить их материальное и коллизионное
регулирование. Степень разработанности темы исследования. Среди
авторов дореволюционного и советского периодов, уделявших значительное внимание
концепции авторских прав, необходимо указать Б.С. Антимонова, С.А. Беляцкина,
В. Веинке, М.В. Гордона, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, Я.А. Канторовича, А.А.
Пиленко, И.В. Савельеву, В.И. Серебровского, Е.А. Флейшиц, В.Л. Черткова, Г.Ф.
Шершеневича.
Из
современников — И.А. Близнеца, Б.А. Булаевского, М.М. Богуславского, Э.П.
Гаврилова, О.А. Городова, С.П. Гришаева, В.А. Дозорцева, В.И. Еременко, К.Б.
Леонтьева, М.Н. Малеину, Е.А. Моргунову, Л.А. Новоселову, М.А. Рожкову, А.П.
Сергеева, С.А. Сударикова. Проблемы регулирования авторских прав в
международных отношениях рине В.О.
Калятиным, С.И. Крупко, А.Л. Маковским, В.В. Пироговой, А.И. Савельевым, М.В.
Суспицыной, Л.В. Терентьевой. В зарубежной доктрине — Дж. Базедовым, Л.С.
Брэдли, Ф. Габриэлем, Дж. Гинзбургом, П. Голдштейном, С.К. Дрейфусом, С.
Дюсолье, К. Гейгером, Г.Т. Кёртисом, Т. Коно, Л. Лессигом, И.Г. Махони, В.
Пати, А. Пойкертом, Д. Птрафом, П. Торреманом, И. Ульмером, С. Фишманом, Дж.Дж.
Фосетом, Т. Фукаи. 6
Специфика диссертационного исследования
требовала обращения к трудам из сферы трансграничных договорных отношений по
поводу объектов интеллектуальной собственности, как российских учёных — М.И.
Брагинского, Е.А. Васильева, В.В. Витрянского, М.Л. Городисского, В.А.
Канашевского, А.С. Комарова, М.В. Мажориной, Р.Ш. Рахматуллиной, О.Н. Садикова,
В.П. Шахматова, Б.А. Шахназарова, так и зарубежных исследователей — В. Ансона,
Е. Годэмэ Е., Ж. Де ла Морандьера, Г. Ласка, Р. Саватье, Г. Штумпфа, Л.
Эннекцеруса.
В ходе исследования не могли не быть
затронуты вопросы философии авторского права и коллизионного регулирования как
основы международного частного права. В целях опоры на философию авторского
права использовались научные работы Е.А. Войниканис, А.В. Кашанина, Й. Колера.
В целях раскрытия основ регулирования
применительно к сфере трансграничных авторских отношений – исследования Л.П.
Ануфриевой, А.В. Асоскова, Л.Н. Галенской, Г.К. Дмитриевой, Н.Ю. Ерпылёвой,
Л.А. Лунца, А.Н. Макарова, Б.Э. Нольде, В.Л. Толстых.
Цель и задачи исследования. Цель
исследования состоит в построении принципов правового регулирования
международных авторских отношений и в установлении материально-правового и
коллизионно-правового регулирования в международных авторских отношениях.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
-выявить
принципы правового регулирования международных авторских правоотношений;
— раскрыть
понятие, место и классификацию принципов;
— разработка
классификации выявленных принципов для регулирования международных авторских
отношений; — раскрыть особенности
материально-правового регулирования авторских отношений;
— установить
способ выбора применимого права для формулирования коллизионных привязок,
применяемого к международным авторским отношениям вне интеллектуального
статута;
— составить
сравнительный анализ договора отчуждения исключительных авторских прав по
законодательству различных стран;
— составить
сравнительный анализ международного лицензионного договора по законодательству
различных стран;
— составить
сравнительный анализ договоров о распоряжении исключительных прав по
законодательству различных стран;
— обнаружить
проблемы квалификации международных авторских отношений;
— составить
анализ перспектив развития материально-правового и коллизионно-правового
регулирования международных авторских отношений;
Объектом исследования
являются международные авторско-правовые отношения, связанные сразу с правом
нескольких государств, как не опосредующие напрямую использование
исключительных прав автора (установление охраноспособности произведения,
свободное использования этого произведения и авторства на него, использование
общественного достояния, реализация неимущественных прав автора, так и
отношения, связанные с распоряжением исключительными правами на произведение.
Предмет исследования составляют
юридические нормы международных соглашений и национальных источников авторского
права.
Научная новизна. Диссертационная
работа представляет собой комплексное исследование, в котором на основе
составления сравнительного анализа взаимодействия норм международного
авторского права и норм национального авторского права разных государств,
устанавливается система и классификация материально- правовых и коллизионных
принципов правового регулирования международных авторских отношений.
Практическая значимость
диссертационной работы заключается в возможности использования предложений по
совершенствованию, как и российских норм авторского права, так и международных. Выводы, основанные на
обобщении материала, сравнительный анализ могут внести положительный вклад на
научном уровне правового регулирования международных авторских отношений.
Методологическая основа представляет
собой спектр различных методов исследования: формально-юридический,
сравнительного правоведения, правового моделирования, метод исторического
анализа.
Структура работы определяется
целью и задачами исследования. Включает в себя введение, три главы, заключение
и список использованной литературы.
В первой главе исследуются
принципы правового регулирования. Раскрывается понятие, место и их
классификация. Далее более подробно раскрываются материально-правововые и
коллизионно-правовые прицнипы.
Во второй главе произведён
сравнительный анализ договоров по законодательству различных стран. Детально
рассмотрен договор отчуждения исключительных прав автора и лицензионный
договор. Также рассмотрено коллизионное регулирование договоров о распоряжении
исключительных прав автора и найдены проблемы квалификации международных авторских
договорных отношений.
Третья глава посвящена
материальному и коллизионному регулированию международных авторских отношений.
Определена правосубъектность, виды объектов прав авторских отношений.
Рассмотрено регулирование прав автора и свободное использование произведений в
международных авторских отношениях.
Положения на защиту:
1. Предлагаю классификацию
основ правового регулирования международных авторских отношений, совокупных
для системы международной охраны авторских прав :
системообразующие принципы регулирования в авторском праве:
исключительности авторских прав; срочной
охраны; осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников;
— специальные
материально-правовые принципы: автоматического предоставления
авторско-правовой охраны; унификации базовых критериев предоставления
авторско-правовой охраны; национального режима охраны; компромисса в отношении
формальностей;
— специальные
коллизионно-правовые принципы: закон государства, где испрашивается
защита произведения (lex loci protectionis);
закон государства происхождения произведения (lex loci originis).
2. Для разрешения проблемы территориальности, внести
поправку в ст. 1256 ГК РФ:
· Lex loci protectionis – закон того
государства, в отношении которого требуется защита.
Для определения
применимого права при установлении первичного правообладателя по договору
служебного произведения предлагается добавить в ст. 1256 ГК РФ:
· Lex voluntatis – автономия воли
сторон
· Lex contactus – закон страны контракта 3. Ввести в ст. 1282 ГК РФ:
«Досрочное окончание действия
исключительного права на произведение науки, литературы или искусства.
Автор имеет право передать обнародованное
произведение науки, литературы, искусства в общественное достояние до окончания
срока действия исключительного права.
Передача произведения в общественное
достояние должно будет совершаться посредством определенной формы заявления
публично. Заявление включает в себя идентификацию автора и произведение».
(Бернская конвенция об охране литературных
и художественных произведений 1886 г:
по цели, кругу объектов регулирования и
допустимым способам использования.
Доктрина добросовестного использования
произведений (так называемая доктрина «fair
use», как она именуется в странах англо-американского мира, главным
образом, – в США) противоречит требованиям, установленным в Бернской конвенции
об охране литературных и художественных произведений, датируемой 1886 годом. Именно
поэтому данная доктрина не может рассматриваться в качестве альтернативы
институту свободного использования, а также как результат эволюционного
развития института свободного использования произведений, широко используемого
в рамках международного авторского права.
Процесс заключения исполнения, толкования
и применения договора отчуждения и лицензионного договора в рамках
трансграничных отношений во многом осложняется за счет наличия огромного
количества специфических особенностей в сфере регулирования данных договорных
отношений в том или ином государстве. Также данный факт зачастую осложняет
процесс разрешения споров, вытекающих из обязательств по данным договорам.
В числе обозначенных особенностей можно
назвать следующие: различные подходы к определению дефиниции лицензионного
договора (так называемый «позитивный» и «негативный» подходы); разнообразие
юридических конструкций лицензионного договора (консенсуальный, реальный, или
же сформулированный неоднозначно); зачастую в иностранных правопорядках
практически невозможно провести разграничительную линию между лицензионным
договором и договором полного отчуждения исключительных авторских прав.
Применение используемых в иностранном
праве ограничений в российских реалиях приводит к отнесению договора о
распоряжении исключительными правами только к разряду лицензионного договора,
если же такая квалификация невозможно, то договор признается незаключенным.
4. Дополнить п.4 статьи 1299 ГК РФ: «В случае, если
пунктами 1-3 статьи 1274 и статьей 1278 настоящего Кодекса разрешено
использование произведения без согласия автора (или иного правообладателя) и
такое использование невозможно осуществить в силу наличия технических средств
защиты авторских прав, лицо, законно претендующее на осуществление такого
использования, может требовать от автора (или иного правообладателя) снять
ограничения использования произведения, установленные путем применения
технических средств защиты авторских прав, либо предоставить возможность такого
использования по выбору правообладателя при условии, что это технически
возможно и не требует существенных затрат.
Заключение:
Заключение
В ходе
выполнения выпускной квалификационной работы мною было рассмотрено понятие,
место и классификация принципов правового регулирования в международных
авторских отношениях. Подробно рассмотрены материально- правовые и
коллизионно-правовые принципы.
Проведен
сравнительный анализ:
· Договора отчуждения
исключительных авторских прав по законодательству различных стран;
· Международного лицензионного
договора, рассматривая законодательство различных стран;
· Договора о распоряжении
исключительными авторскими права
Выявлены
проблемы квалификации международных авторских договорных отношений.
Рассмотрены отдельные
институты авторского права:
· Регулирование общественного
достояния в международных авторских отношениях;
· Регулирование свободного
использования произведения в международных авторских отношениях;
· Регулирование авторских прав в
международном праве;
Авторское
право в современном мире имеет основополагающее значение, поскольку общество
развивается в геометрической прогрессии. Каждый день, так или иначе человек
сталкивается с авторским правом. Например, заходя в социальную сеть Facebook, Instagram, YouTube. Авторское
право разъясняет, как добросовестно использовать и публиковать контент в
социальной сети, при этом не нарушая закон, какие права есть у правообладателя,
как долго действует защита авторского права.
Многие
вопросы авторского права, которые кажутся национальными проблемами авторского
права, на самом деле являются международными проблемами. Понимание того, как
устроен договор об авторском праве, международные законы об авторском
праве поможет правильно публиковать
контент и использовать контент в Интернете.
Совсем
неудивительно, что существуют определенные проблемы и пробелы в праве, ведь
действительно правовое регулирование является подвижным механизмом, который
стремительно развивается и подстраивается под общество.
· Все еще актуальна проблема
территориальности, так как есть пробел унификации в институтах авторского
права, и государства находятся в замкнутом кругу собственных систем, при выборе
применимого права.
· Проблема в классификации
авторских прав, а именно в личных неимущественных и иных правах автора.
· Ст. 1256 ГК РФ в соответствии
с которой, нет возможности войти в состав соавторов произведения российских и
иностранных граждан.
· В законодательстве нет нормы,
которая бы предусматривала форму и последствия отказа автором от прав на
произведение с целью перевода в общественное достояние.
· Отсутствие нормы, которая бы
восстанавливала права на произведение, изъятого из общественного достояния.
· Отсутствие коллизионной нормы
по выбору права для того, чтобы определить в каком статусе находится
произведение.
· Понятие лицензионный договор»,
существенные условия договора, недействительность в разных странах имеет разные
особенности, что приводит к конфликту квалификации.
С помощью
выявленных проблем, а также нововведений, тенденций развития позволило
определить:
Во-первых,
каково конкретное влияние международного российского закона об авторском праве.
Во-вторых,
удалось выявить несоответствия между российскими стандартами и стандартами
международных соглашений.
В-третьих,
определить необходимость внесения изменений и дополнений в российское
законодательство.
Необходимо,
на мой взгляд, отметить тот факт, что за последнее десятилетие в Европейском
союзе были проделаны огромные шаги в области авторского права. Об этом
свидетельствует увеличение срока охраны авторских прав, право следования в
отношении художественных произведений, исключительное право на прокат, увеличение
срока охраны на фотографию, право на доведение до всеобщего сведения, и иные
достижения в развитии охраны прав авторов. Возможность использования
коллизионного регулирования создает более стабильное положение в договорных
отношениях, когда стороны избирают применимое право. Если стороны не смогли
выбрать применимое право, тогда начинают действовать субсидиарные привязки –
характерного исполнения.
Оценивая в
целом все плюсы и минусы, полагаю, что совершенствование Закона «Об авторском
праве» все еще целесообразно. Это позволит однозначно перейти к еще более
надежной охране авторского права.
Фрагмент текста работы:
На мой взгляд, принципы правового регулирования можно рассматривать,
как совокупность информации, отражающей сведения о закреплении, содержании и
применении юридических норм, так как нормотворческая деятельность законодателя
во многом воплощает правовые принципы. Данные размышления позволяют поставить
знак равенства между «правовыми принципами» и «принципами правового
регулирования». И также в данной связи целесообразно отметить, что юридические
принципы принимают активное и самое непосредственное участие в механизме
правового регулирования общественных отношений, так как выступают своеобразными
векторами правового опосредования деятельности людей в целом, а также могут
стать основой правоприменительного решения компетентного органа власти[1].
Таким образом, я считаю, что можно провести анализ норм,
международных договоров и национальных систем авторского права для того, чтобы выявить
в результате общие черты и истоки правовых норм, регулирующих международные
отношения в области авторского права.
Категории принципов права присущи как объективные, так и
субъективные характеристики. При этом избежать субъективности при всем желании,
как представляется, все же не удастся[2].
Это обусловлено тем, что многочисленные личностные особенности оказывают
существенное влияние на оценку правовых принципов. В числе таких субъективных
моментов стоит назвать следующее:
–имеющийся уровень правосознания конкретного исследователя,
которое может быть как профессиональным, так и научным, а также быть присущим
обществу в целом или же какой-либо отдельной социальной группе;
–область научных интересов конкретного исследователя;
–научно-методологическое течение, приверженцем которого является
тот или иной конкретный исследователь;
–качества, имеющие индивидуальные характеристики, присущие
конкретной личности, а также большое разнообразие иных фактов.
В этом смысле различные классификации правовых принципов в
значительной степени являются условными, так как связаны с личностями
конкретных авторов данных классификаций, а также с особенностями той или иной
сферы регулируемых общественных отношений. При этом не стоит думать, что
субъективные признаки целиком и полностью доминируют, это не так. Субъективные
факторы в значительной степени ограничиваются существенным объективным
обстоятельством: юридические принципы отражают основные закономерности развития
правовой действительности и правового опосредования конкретной области
социальных отношений.
Правовые принципы могут иметь различные формы закрепления: они
могут быть как непосредственно закрепленными в текстах правовых норм, а также
могут иметь неписанный характер, раскрываясь, главным образом, посредством
правоприменительной деятельности компетентных органов.
Адресатами данных правовых принципов можно считать и само
государство, так как посредством установления принципов в национальном
законодательстве и согласования их с международным правопорядком, происходит
определение места государства на юридической и политической карте мира.
Также стоит отметить, что по своей природе принципы прaвового
регулирования императивны, это означает, что предписывают варианты поведения,
за несоблюдение которого вводят сaнкции. Важно также отметить, что правовые принципы являются
основополагающими идеями, они пронизывают каждый из структурных элементов
правовой системы, в том числе и российской. Именно поэтому существуют как
общеправовые принципы, присущие всей системе в целом, так и отраслевые,
межотраслевые, принципы отдельных правовых институтов и т.д. При этом
применительно к конкретному случаю, принцип может получать ту или иную окраску,
в зависимости от специфики рассматриваемых областей общественных отношений. [1] Власенко Н.А. Проблемы
правовой неопределенности: курс лекций. М.: Институт законодательства м
сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М,
2015. С. 17. [2] Гогин А.А., Липинский
Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник / Под ред. А.В.
Малько, Д.А. Липинского. М.: Проспект, 2016. С. 37.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Принципы правового
регулирования международных авторских отношений. 8
§ 1.1 Понятие, место и
классификация принципов. 8
§ 1.2 Специальные
материально-правовые принципы. 13
§ 1.3 Специальные
коллизионно-правовые принципы. 30
Глава 2. Сравнительный анализ
договоров по законодательству различных стран. 39
§2.1 Материально-правовое
регулирование по договору отчуждения исключительных авторских прав. 39
§ 2.2 Материально-правовое
регулирование отношений по международному лицензионному договору. 43
§ 2.3 Коллизионное регулирование
договоров о распоряжении исключительными авторскими правами. 51
§ 2.4. Проблемы квалификации
международных авторских договорных отношений. 59
Глава 3. Материально-правовое и коллизионно-правовое регулирование международных авторских отношений в отдельных институтах авторского
права. 66
§3.1. Регулирование общественного достояния в международных авторских отношениях. 66
§ 3.2. Регулирование свободного
использования произведений в международных отношениях. 77
§ 3.3. Регулирование авторских
прав в международном праве. 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 89
Введение:
Актуальность исследования работы.
Новые технологии,
разработки затрудняют авторское право. Благодаря технологиям стало возможным
передавать, воспроизводить и получать материалы, защищенные авторским правом,
по всему миру без больших денежных вложений. Интернет позволяет пользователям со всего мира
обмениваться музыкой, фильмами и другими произведениями, поэтому
правообладателю требуется помощь в более эффективных процедурах
правоприменения. Правообладатели сталкиваются с ситуациями, когда копия состоит
из такого качества, как сам оригинал.
Период
развития современного общества — время, когда человек начинает интегрировать во
всех сферах своей деятельности, в том числе и в творчестве, результаты которого
нуждаются в правовой охране во многих государствах мира одновременно. Тот факт,
что в каждом государстве существует свой национальный режим, не предоставляет
унифицировать и сформировать единый статус иностранного автора. Также из-за
этого полностью отсутствует коллизионная система, поэтому актуален вопрос о
выборе применимого права для регулирования
Необходимо выявить способ разрешения
коллизионных пробелов авторского права, как в объекте, так и в субъекте
свободного использования и общественного достояния, неимущественных прав
автора, и действия норм этих институтов авторского права в международных
отношениях. Рассмотреть такие договоры, как отчуждение авторских прав и
лицензионный, поскольку они являются основными по распоряжению авторских прав.
Продемонстрировать сравнительный анализ договоров по законодательству различных
стран, который даст впоследствии выявить их материальное и коллизионное
регулирование. Степень разработанности темы исследования. Среди
авторов дореволюционного и советского периодов, уделявших значительное внимание
концепции авторских прав, необходимо указать Б.С. Антимонова, С.А. Беляцкина,
В. Веинке, М.В. Гордона, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, Я.А. Канторовича, А.А.
Пиленко, И.В. Савельеву, В.И. Серебровского, Е.А. Флейшиц, В.Л. Черткова, Г.Ф.
Шершеневича.
Из
современников — И.А. Близнеца, Б.А. Булаевского, М.М. Богуславского, Э.П.
Гаврилова, О.А. Городова, С.П. Гришаева, В.А. Дозорцева, В.И. Еременко, К.Б.
Леонтьева, М.Н. Малеину, Е.А. Моргунову, Л.А. Новоселову, М.А. Рожкову, А.П.
Сергеева, С.А. Сударикова. Проблемы регулирования авторских прав в
международных отношениях рине В.О.
Калятиным, С.И. Крупко, А.Л. Маковским, В.В. Пироговой, А.И. Савельевым, М.В.
Суспицыной, Л.В. Терентьевой. В зарубежной доктрине — Дж. Базедовым, Л.С.
Брэдли, Ф. Габриэлем, Дж. Гинзбургом, П. Голдштейном, С.К. Дрейфусом, С.
Дюсолье, К. Гейгером, Г.Т. Кёртисом, Т. Коно, Л. Лессигом, И.Г. Махони, В.
Пати, А. Пойкертом, Д. Птрафом, П. Торреманом, И. Ульмером, С. Фишманом, Дж.Дж.
Фосетом, Т. Фукаи. 6
Специфика диссертационного исследования
требовала обращения к трудам из сферы трансграничных договорных отношений по
поводу объектов интеллектуальной собственности, как российских учёных — М.И.
Брагинского, Е.А. Васильева, В.В. Витрянского, М.Л. Городисского, В.А.
Канашевского, А.С. Комарова, М.В. Мажориной, Р.Ш. Рахматуллиной, О.Н. Садикова,
В.П. Шахматова, Б.А. Шахназарова, так и зарубежных исследователей — В. Ансона,
Е. Годэмэ Е., Ж. Де ла Морандьера, Г. Ласка, Р. Саватье, Г. Штумпфа, Л.
Эннекцеруса.
В ходе исследования не могли не быть
затронуты вопросы философии авторского права и коллизионного регулирования как
основы международного частного права. В целях опоры на философию авторского
права использовались научные работы Е.А. Войниканис, А.В. Кашанина, Й. Колера.
В целях раскрытия основ регулирования применительно
к сфере трансграничных авторских отношений – исследования Л.П. Ануфриевой, А.В.
Асоскова, Л.Н. Галенской, Г.К. Дмитриевой, Н.Ю. Ерпылёвой, Л.А. Лунца, А.Н.
Макарова, Б.Э. Нольде, В.Л. Толстых.
Цель и задачи исследования. Цель
исследования состоит в построении принципов правового регулирования
международных авторских отношений и в установлении материально-правового и
коллизионно-правового регулирования в международных авторских отношениях.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
-выявить
принципы правового регулирования международных авторских правоотношений;
— раскрыть
понятие, место и классификацию принципов;
— разработка
классификации выявленных принципов для регулирования международных авторских
отношений; — раскрыть особенности материально-правового
регулирования авторских отношений;
— установить
способ выбора применимого права для формулирования коллизионных привязок,
применяемого к международным авторским отношениям вне интеллектуального
статута;
— составить
сравнительный анализ договора отчуждения исключительных авторских прав по
законодательству различных стран;
— составить
сравнительный анализ международного лицензионного договора по законодательству
различных стран;
— составить
сравнительный анализ договоров о распоряжении исключительных прав по
законодательству различных стран;
— обнаружить
проблемы квалификации международных авторских отношений;
— составить
анализ перспектив развития материально-правового и коллизионно-правового
регулирования международных авторских отношений; Объектом исследования
являются международные авторско-правовые отношения, связанные сразу с правом
нескольких государств, как не опосредующие напрямую использование
исключительных прав автора (установление охраноспособности произведения,
свободное использования этого произведения и авторства на него, использование
общественного достояния, реализация неимущественных прав автора, так и
отношения, связанные с распоряжением исключительными правами на произведение.
Предмет исследования составляют
юридические нормы международных соглашений и национальных источников авторского
права.
Научная новизна. Диссертационная
работа представляет собой комплексное исследование, в котором на основе
составления сравнительного анализа взаимодействия норм международного авторского
права и норм национального авторского права разных государств, устанавливается
система и классификация материально- правовых и коллизионных принципов
правового регулирования международных авторских отношений.
Практическая значимость
диссертационной работы заключается в возможности использования предложений по
совершенствованию, как и российских норм авторского права, так и международных. Выводы, основанные на
обобщении материала, сравнительный анализ могут внести положительный вклад на
научном уровне правового регулирования международных авторских отношений.
Методологическая основа представляет
собой спектр различных методов исследования: формально-юридический,
сравнительного правоведения, правового моделирования, метод исторического
анализа.
Структура работы определяется
целью и задачами исследования. Включает в себя введение, три главы, заключение
и список использованной литературы.
В первой главе исследуются
принципы правового регулирования. Раскрывается понятие, место и их
классификация. Далее более подробно раскрываются материально-правововые и
коллизионно-правовые прицнипы.
Во второй главе произведён
сравнительный анализ договоров по законодательству различных стран. Детально
рассмотрен договор отчуждения исключительных прав автора и лицензионный
договор. Также рассмотрено коллизионное регулирование договоров о распоряжении
исключительных прав автора и найдены проблемы квалификации международных
авторских договорных отношений.
Третья глава посвящена
материальному и коллизионному регулированию международных авторских отношений.
Определена правосубъектность, виды объектов прав авторских отношений.
Рассмотрено регулирование прав автора и свободное использование произведений в
международных авторских отношениях.
Заключение:
В ходе
выполнения выпускной квалификационной работы мною было рассмотрено понятие,
место и классификация принципов правового регулирования в международных авторских
отношениях. Подробно рассмотрены материально- правовые и коллизионно-правовые
принципы.
Проведен
сравнительный анализ:
· Договора отчуждения
исключительных авторских прав по законодательству различных стран;
· Международного лицензионного
договора, рассматривая законодательство различных стран;
· Договора о распоряжении
исключительными авторскими права
Выявлены
проблемы квалификации международных авторских договорных отношений.
Рассмотрены отдельные
институты авторского права:
· Регулирование общественного
достояния в международных авторских отношениях;
· Регулирование свободного
использования произведения в международных авторских отношениях;
· Регулирование авторских прав в
международном праве;
Авторское
право в современном мире имеет основополагающее значение, поскольку общество
развивается в геометрической прогрессии. Каждый день, так или иначе человек
сталкивается с авторским правом. Например, заходя в социальную сеть Facebook, Instagram, YouTube. Авторское
право разъясняет, как добросовестно использовать и публиковать контент в
социальной сети, при этом не нарушая закон, какие права есть у правообладателя,
как долго действует защита авторского права.
Многие
вопросы авторского права, которые кажутся национальными проблемами авторского
права, на самом деле являются международными проблемами. Понимание того, как
устроен договор об авторском праве, международные законы об авторском
праве поможет правильно публиковать
контент и использовать контент в Интернете.
Совсем
неудивительно, что существуют определенные проблемы и пробелы в праве, ведь
действительно правовое регулирование является подвижным механизмом, который
стремительно развивается и подстраивается под общество.
· Все еще актуальна проблема
территориальности, так как есть пробел унификации в институтах авторского
права, и государства находятся в замкнутом кругу собственных систем, при выборе
применимого права.
· Проблема в классификации
авторских прав, а именно в личных неимущественных и иных правах автора.
· Ст. 1256 ГК РФ в соответствии
с которой, нет возможности войти в состав соавторов произведения российских и
иностранных граждан.
· В законодательстве нет нормы,
которая бы предусматривала форму и последствия отказа автором от прав на
произведение с целью перевода в общественное достояние.
· Отсутствие нормы, которая бы
восстанавливала права на произведение, изъятого из общественного достояния.
· Отсутствие коллизионной нормы
по выбору права для того, чтобы определить в каком статусе находится
произведение.
· Понятие лицензионный договор»,
существенные условия договора, недействительность в разных странах имеет разные
особенности, что приводит к конфликту квалификации.
С помощью
выявленных проблем, а также нововведений, тенденций развития позволило
определить:
Во-первых,
каково конкретное влияние международного российского закона об авторском праве.
Во-вторых,
удалось выявить несоответствия между российскими стандартами и стандартами
международных соглашений.
В-третьих,
определить необходимость внесения изменений и дополнений в российское
законодательство.
Необходимо,
на мой взгляд, отметить тот факт, что за последнее десятилетие в Европейском
союзе были проделаны огромные шаги в области авторского права. Об этом
свидетельствует увеличение срока охраны авторских прав, право следования в
отношении художественных произведений, исключительное право на прокат, увеличение
срока охраны на фотографию, право на доведение до всеобщего сведения, и иные
достижения в развитии охраны прав авторов. Возможность использования
коллизионного регулирования создает более стабильное положение в договорных
отношениях, когда стороны избирают применимое право. Если стороны не смогли
выбрать применимое право, тогда начинают действовать субсидиарные привязки –
характерного исполнения.
Оценивая в
целом все плюсы и минусы, полагаю, что совершенствование Закона «Об авторском
праве» все еще целесообразно. Это позволит однозначно перейти к еще более
надежной охране авторского права.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Принципы правового регулирования
международных авторских отношений.
§ 1.1 Понятие, место и классификация
принципов.
На мой взгляд, принципы правового регулирования можно рассматривать,
как совокупность информации о
содержании, закреплении и применении правовых норм, поскольку именно
законотворческая деятельность государств воплощает принципы права. Исходя из
этого, можно поставить знак равно между терминами «принципы права» и «принципы
правового регулирования».
Более того, большинство ученых отмечают, что правовые принципы
непосредственно участвуют в регулировании социальных отношений, поскольку
принципы не только являются направляющими векторами правового воздействия в
целом, но также могут быть положены в основу решения по конкретному делу,
рассматриваемому судом или иным правоприменительным органом[1].
Таким образом, я считаю, что можно провести анализ норм,
международных договоров и национальных систем авторского права для того, чтобы выявить
в результате общие черты и истоки правовых норм, регулирующих международные
отношения в области авторского права.
Принципы прaвового регулирования как категории объективны и субъективны. Важно
отметить, что субъективности в оценке правовых принципов вряд ли удастся[2], так как результат оценки связан со многими личностными
качествами. В их числе следует назвать:
– уровень правосознания, как научного, так и профессионального в
обществе в целом или в определенной социальной группе;
–область научных интересов конкретного исследователя;
–научное направление, течение, апологетом которого является тот
или иной исследователь;
–индивидуальные особенности личности исследователя, а также многие
другие факторы.
Данная классификация принципов правового регулирования
обуславливает факт существования различий у разных исследователей в рамках
одной и той же сферы общественных отношений. Однако пределы субъективности
принципов правового регулирования ограничиваются одной серьезной объективной
составляющей: принципы воспроизводят основные закономерности развития права и
правового регулирования в конкретной области общественных отношений,
опосредуемых правом.
Кроме того, принципы правового регулирования должны находить
отражение в письменной или неписаной форме в источниках права и
правоприменительной деятельности получателей данных правовых предписаний.
Таких aдресaтов можно нaзвaть государствами, которые через правотворческие органы могут
устанавливать принципы и соглaсовывать положения в процессе международного и национального прaвотворчества.
Также стоит отметить, что по своей природе принципы прaвового
регулирования императивны, это означает, что предписывают варианты поведения,
за несоблюдение которого вводят сaнкции. Принципы правового регулирования пронизывают все структурные
элементы любой правовой системы — как систему международного (публичного)
права, так и отдельные национальные системы, и составляют часть любой системы в
строгой иерархии: отраслевые принципы подчиняются системообразующим принципам,
а подотраслевые принципы подчиняются одновременно обоим обозначенным категориям
принципов и так далее. При этом отношения внутри каждого структурного элемента,
независимого от какой-либо правовой системы — отрасли, подотрасли, института,
подинститута — могут иметь свою специфику регулирования и, следовательно,
собственные специфические принципы правового регулирования.
Применительно к сфере международного частного права,
обязательность следования принципам международного права, а также влияние
данных принципов на все регулирование в целом было отмечено такими
исследователями как Л.А. Лунц[3], Л.Н. Галенская[4], Л.П. Ануфриева[5] и другими. Будучи стандартами одного и того же «уровня»
юридической силы, принципы правового регулирования в определенном структурном
элементе правовой системы не могут противоречить, вступать в конфликт или
исключать друг друга. Они взаимозависимы, дополняют друг друга и составляют
основу системы конкретного структурного элемента.
Всякая сфера правового регулирования в области международного
частного права подчиняется как общим принципам права в целом, так и
основополагающим принципам (публичного) международного права, поскольку все
вопросы, возникающие в связи с уважением частных прав лиц, как физических, так и
юридических лиц, иностранцев на территории принимающего государства должны
регулироваться в рамках взаимосогласованных межгосударственных соглашений,
направленных на защиту интересов таких лиц, которые воплощаются в национальном
законодательстве договаривающихся государств.
Важно отметить, что особенности и характерные черты конкретного
объекта регулирования каждого из элементов — подсекторов, институтов, в
структуре отрасли международного частного права определяет наличие собственных
принципов, среди которых в силу особенностей методов правового регулирования и
особенностей нормативного состава международного частного права, порождаемых
этим фактом, мы выделяем коллизионные и материальные принципы регулирования.
В России существуют принципы авторского права, которые основаны
на:
— сравнение норм авторского права с нормами других институтов
права интеллектуальной собственности и гражданского права;
— сравнение регулирования
авторского права в национальном и зарубежном законодательстве, также
отечественных норм и норм советского права;
На основании этих критериев можно выделить:
· Принцип свободы творчества,
нашедший отражение в ст.44 Конституции РФ. Содержание данного принципа
раскрывается в том, что каждому человеку гарантируется и обеспечивается свобода
литературного, художественного, научного, технического и других видов
творчества, преподавания. Также и интеллектуальная собственность охраняется в
соответствии с положениями законодательства.
· Принцип сочетания личных
интересов автора с интереса ми общества.
· Принцип неотчуждаемости личных
неимущественных прав автора.
· Принцип свободы авторского договора.
В выпускной квалификационной работе есть цель:
Выявление и систематизация
основных нормы, которые стали основой правового регулирования авторско-правовых
отношений в том случае, когда они анализируют юрисдикцию более чем одного
государства.
В этом случае критерием оценки будет факт закрепления конкретных норм
в международных соглашениях об авторском праве и изменении, их имплементации в
национальное авторское право государств-участников. А также с учётом того, что в государствах-участниках
все еще сохраняется национальный режим защиты авторских прав иностранцев,
предложенные нормы-принципы будут сравниваться по критерию их восприятия и
уровню развития в системах авторского права разных государств.
Что касается области правового регулирования трансграничных
авторских отношений, то следующая классификация принципов, общих как для всей
системы международной защиты авторских прав, так и для национальных систем
авторского права, участвующих в международной системе защиты авторских прав
государств, является уместной и целесообразной[6]:
— системообразующие
принципы: принцип срочной охраны, принцип исключительности авторских прав, принцип
осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников; [1] Власенко Н.А. Проблемы
правовой неопределенности: курс лекций. М.: Институт законодательства м сравнительного
правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2015. С. 17. [2] Гогин А.А., Липинский
Д.А., Малько А.В. и др. Теория государства и права: учебник / Под ред. А.В.
Малько, Д.А. Липинского. М.: Проспект, 2016. С. 37. [3] Лунц
Л.А. Курс международного частного права. Общая часть. 3-е изд., доп. М.:
Юридическая литература, 1973. С. 35. [4] Галенская Л.Н.
Действие общих принципов права в сфере международного частного права // Журнал
международного частного права. 1995. N 4 (10). С. 3-11. [5] Ануфриева Л.П.
Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые
категории. М.: Спарк, 2002. С. 66-70. [6]
Луткова О.В. Принципы правового
регулирования трансграничных авторских отношений // Вестник Университета имени
О.Е. Кутафина. 2016. № 12(28). С. 63-92.