Платная доработка на тему Методы организации социально-педагогической работы с первоклассниками по адаптации к обучению в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Актуальность исследования. Поступление ребенка в школу – одно из
наиболее стрессовых событий, переживаемых детьми в возрасте дошкольного и
младшего школьного возраста. Переход на очередную ступень обучения связан с
необходимостью адаптации к новым образовательным условиям. Какие-либо
переходные периоды в жизни ребенка всегда выдвигают специфические проблемы,
требующие своих способов решения. Происходящие изменения в условиях экономического и политического
реформирования выдвигают новые требования к системе образования, важнейшей
задачей которого является успешная адаптация личности в период начального
обучения. Однако ориентация школы на учебную деятельность не соответствует
потребностям общества в социализирующем значении школьного воспитания. В
настоящее время отмечается необходимость функционирования школы не только в
качестве учебной, но в качестве социально-развивающей среды, создающей
предпосылки для социального становления ребенка младшего школьного возраста,
его включения в систему общественных отношений.
Подготовка
детей к обучению в школе в настоящее время остается актуальным вопросом для
всех участников воспитательного процесса и требует особого внимания. На
сегодняшний день очень важным аспектом стала преемственность школы и детского
сада, следовательно, дошкольное образовательное учреждение становится первой
ступенью в системе образования. Особую важность в данном случае приобретает
подготовка будущего первоклассника. Насколько хорошо сформированы у него
внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера, насколько легко пройдет
процесс адаптации в школе.
Актуальность выбранной темы обусловлена результатами
современных исследований, которые показывают, что 30 – 40 % детей приходят в
первый класс не готовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы
следующие компоненты готовности: социальный, психологический, эмоционально-волевой.
Успешное
решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во
многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности
детей к школьному обучению.
Готовность к школьному
обучению — это многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно
быть желание идти в школу, сформирована социальная позиция школьника, а также
достаточный уровень умственного и психологического развития, являющегося
основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Так
как путь развития каждого ребенка индивидуален, то к школьному возрасту дети
приходят совершенно разные. И чтобы определить готовность ребенка к школе,
необходимо проводить комплексное диагностическое обследование.
На сегодняшний день практически
общепризнано, что готовность к школьному обучению — многокомпонентное
образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Составными компонентами готовности являются личностная, психологическая,
интеллектуальная, волевая, физическая, речевая готовность.
Исследователи
рассматривают готовность к школе как сложное многокомпонентное образование, в
структуру которого включаются наличие мотивации учения (Т.А. Нежнова); умение
действовать по образцу и правилу (Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Л.И. Цеханская,
Н.И. Гуткина); уровень умственного развития: запас знаний, внимание, память,
мышление, речь (Г. Витцлак, П.Я. Кеэс, Л.А. Венгер, Н.Г. Салмина); уровень
развития общения (Е.Е. Кравцова).
Все эти авторы считают, что готовность к
школе формируется в конце дошкольного возраста и является показателем зрелости
ребенка, когда он, как говорит Д.Б. Эльконин, психологически перерастает игру и
стремится заниматься общественно значимой деятельностью [22]. Иной является
позиция Л.С. Выготского, который считал, что готовность к школе формируется в
ходе самого обучения. До тех пор пока ребенка не начали обучать в логике
программы, у него нет готовности к обучению. Обычно она складывается к концу
первого полугодия первого года обучения в школе [6]. Н.В. Нижегородцева,
утверждая ту же точку зрения, выделяет «стартовую» и «вторичную» готовность к
обучению в школе. Стартовая готовность формируется у ребенка в дошкольных видах
деятельности и представляет собой определенную структуру учебно-важных качеств,
позволяющих начать учиться в 1-м классе. В процессе обучения у ребенка в первом
полугодии формируется вторичная готовность, заключающаяся в изменении структуры
стартовой готовности за счет появления новых учебно-важных качеств и
установления тесных взаимосвязей между старыми и новыми элементами структуры [13].
Проблема
исследования Каковы методы организации социально-педагогической
деятельности с первоклассниками в период адаптации к обучению в школе?
Цель
исследования: теоретическое обоснование методов организации
социально-педагогической деятельности с первоклассниками в период адаптации к
обучению в школе
Объект
исследования: процесс адаптации первоклассников в период начала
обучения в школе
Предмет
исследования: методы организации социально-педагогической деятельности
с первоклассниками в период адаптации к обучению в школе.
Для решения поставленной цели, в работе
будут решаться следующие задачи:
1.
Рассмотреть психолого-педагогические подходы к организации
воспитательной работы по адаптации к обучению в школе детей младшего школьного
возраста
2.
Выделить результативные методы организации
социально-педагогической деятельности с первоклассниками в период адаптации к
обучению в школе.
3.
Описать практический опыт педагогов по применению методов
организации социально-педагогической деятельности с первоклассниками в период
адаптации к обучению в школе.
Методы
исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Заключение:
Методологический анализ исследований
в области социально-педагогической адаптации детей младшего школьного возраста
позволяет сделать вывод, что адаптация – многоуровневый комплексный процесс, в
котором участвует сам ребенок, подвергаясь воздействиям социальной среды, при
этом удовлетворяются потребности самой личности ребенка без ущерба для его
здоровья. А в связи с тем, что условия социальной среды никогда не остаются
неизменными, процесс адаптации непрерывен. Кроме того, успешная адаптация детей
младшего школьного возраста зависит от разнообразных факторов, таких, как
возрастные, физиологические факторы, индивидуально-психологические особенности,
уровень здоровья ребенка, отношения в социальной группе: с учителями и
одноклассниками, семейные отношения.
Процесс адаптации детей младшего
школьного возраста в начальной школе будет успешным и эффективным, если
усилиями школы (в том числе начальной), семьи и общественных организаций будут
созданы необходимые и достаточные педагогические условия:
—
систематическое
изучение и осмысление педагогом начальной школы основных направлений развития
теории и практики адаптации детей младшего школьного возраста во внеурочной
деятельности;
—
выстраивание
педагогически целесообразных партнерских отношений со всеми субъектами
социализации;
—
учет
индивидуальных и возрастных особенностей личности ребенка младшего школьного
возраста;
—
адаптация
детей младшего школьного возраста должна быть интегрирована в основные виды их
деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
—
содержание
развития личности детей младшего школьного возраста в современных условиях
должно быть сгруппировано вокруг базовых национальных ценностей.
Таким образом, данные
условия помогут правильно и последовательно решить проблемы, связанные с
обучением, воспитанием и психическим здоровьем детей, а также предупреждать
осложнения в связи переходом обучающихся на следующий возрастной этап.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
аспекты организации методов социально-педагогической работы с первоклассниками
по адаптации к обучению в школе
1.1. Психолого-педагогические подходы к организации
воспитательной работы по адаптации к обучению в школе детей младшего школьного
возраста
Актуальность проблемы
социально-педагогической адаптации детей к школе заключается в том, что по
данным различных авторов (Н.В. Литвиненко, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Регуш, М.Р.
Битянова, Л.И. Божович) трудности со школьной адаптацией испытывают от 15 до
40% обучающихся, при этом отмечена тенденция к росту их количества. Сложности
адаптации возникают в связи с затруднениями, которые испытывают дети на
начальном этапе обучения: коммуникативные, поведенческие, психологические,
социальные. От того, насколько благополучным будет адаптационный период в
начальной школе, значительно зависит дальнейшая успешность социальной и учебной
деятельности ребенка.
Начальная школа является составной
частью всей системы образования, обучение и воспитание первоклассника в ней
является неотъемлемой частью становления личности человека. Ранее начало
обучения, интенсивная учебная программа, большой объем информации, высокие
требования к образованию, психические возможности детей и их творческая
активность, как показала практика образовательных учреждений, может привести к
снижению иммунитета, затрудненному налаживанию отношений с учителем и
одноклассниками, несвоевременному усвоению учебного материала, нарушению
поведения. М.Р. Битянова отмечает, что таким образом возникает противоречие
между необходимостью формирования всесторонне развитой личности,
самостоятельной и творчески развитой, ценящей себя и других, и необходимостью
сохранять здоровье детей [2].
Фундаментальные исследования вопросов
социально-педагогической адаптации личности освещались в работах зарубежных и
отечественных исследователей: З. Фрейда, Г. Гартманна, А.А. Налчаджяна, Л.Л.
Шпака, Ю.А. Александровского, А.Ф. Березина, Э. Эриксона, К. Роджерса, Ж.
Пиаже, Л.С. Выготского, М.И. Лисиной и др.
Проблемы адаптации школьников в
условиях обучения в начальной школе освещались в трудах отечественных
исследователей: Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, М.Р. Битяновой, Н.В.
Вострокнутова, Ж.М. Грозмана, А.К. Мункоева, Р.В. Овчаровой, А.Ю. Потаниной,
В.Г. Степанова и др.
Социально-педагогическая адаптация
личности ребенка в условиях начальной школы призвана устранить противоречия в
процессе приспособления ребенка к новым социальным условиям, новым
взаимоотношениям, нормам и правилам, видам деятельности, режиму
жизнедеятельности и пр.