Платная доработка на тему Методы и приемы развития речи учащихся 6 классов на уроках русского языка.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Особенности проведения современного урока русского
языка. 5
1.1. Современный урок русского языка. 5
1.2 Развитие коммуникативной культуры на уроках русского
языка. 9
1.3. Сущность понятия «связная речь». 13
Глава 2. Анализ методов и приемов развития связной речи
учащихся на уроках русского языка в 6 классе. 15
2.1. Методы и приемы развития связной речи учащихся на уроках
русского языка в 6 классе. 15
2.2. Формирование культуры речи на уроках русского языка. 19
2.3. Работа со словарями как источниками развития речи. 23
Заключение. 32
Список используемой литературы.. 35
Введение:
Актуальность
работы. Двадцать первый век – время информатизации и
технологий, а также активной телекоммуникации общества. Дети зачастую погружены
в свои современные гаджеты: ноутбуки и смартфоны. Следовательно, у ребенка
недостаточно времени для общения с близкими людьми, друзьями, одноклассниками,
а ведь именно это общение является основой для развития речи. Грамотная речь
индивида – залог успешной реализации в современном обществе, она позволяет
стать полноценным участником диалога с окружающими людьми.
Развитие речи детей – это
долгий и сложный процесс, который требует целенаправленной, систематической
работы учителей. Известно, что речь человека может совершенствоваться всю
жизнь, а причиной этому явлению служит языковая способность.
Считается, что основным
показателем общего развития ученика является речь. Если у ребенка недостаточно
развит речевой аппарат, то он хуже усваивает предметы школьного цикла, отстает
не только по русскому языку и литературе, но и по остальным дисциплинам, а
также испытывает затруднения при общении со сверстниками и взрослыми. Для
полноценного усвоения учеником знаний, получаемых на учебных предметах,
необходимо освоение ребенком языка, и чем раньше, тем лучше. О слабой словесной
подготовленности ребенка свидетельствует однообразная, невыразительная,
бессвязная, непоследовательная, логически не сформулированная речь
Очевидно, что постоянной
работы требует речь ребенка. На уроках ученики должны учиться строить
элементарные предложения, грамотно оформлять свои мысли. Все эти основы речевой
культуры закладываются в школе, поэтому тема так актуальна.
Степень
разработанности темы исследования.
Теоретические основы
научного исследования проблемы выбранной нами темы были заложены в трудах Виноградова
В.В., Капинос В.И., Сергеевой Н.Н., Соловейчик М.С.
Ладыженской
Т.А., Никитиной Е.И. и многих др.
Объект
исследования – современный русский язык.
Предмет
исследования – развитие речи на уроках русского
языка.
Цель
исследования – изучить основные методы и приемы развития
речи учащихся 6 классов на уроках русского языка
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:
1. изучить особенности современного урока русского языка;
2. проанализировать
особенности развития коммуникативной культуры на уроках русского языка;
3. определить сущность
понятия «связная речь»;
4. проанализировать
основные методы и приемы развития связной речи учащихся на уроках русского
языка в 6 классе
5. проанализировать
особенности формирования культуры речи на уроках русского языка;
6. изучить работу со
словарями как источниками развития речи.
Методы
исследования.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой
для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных
исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и
список используемой
литературы.
При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, успешность обучения в школе зависит от многих
факторов. Важнейшим из них является задача развития речи детей, которую
современная дошкольная педагогика и методика развития речи относят к числу
приоритетных.
Правильная речь – это важное условие всестороннего полноценного
развития детей.
Чем богаче речь ребенка, тем точнее он высказывает свои мысли, тем
шире его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее и
содержательнее отношения со взрослыми и сверстниками, активнее осуществляется
процесс его психического развития.
Потому необходимо заботиться о правильном развитии речи детей,
предупреждая и исправляя разнообразные нарушения.
Таким образом, можно
сделать вывод, что главная задача учителя состоит в том, чтобы ученик мог
словесно рассуждать и мыслить, а размышлять может лишь тот, кто умеет говорить.
Целью речевой работы в школе является формирование умения у детей составлять связные
короткие тексты, то есть умения выражать свои мысли, чувства в развернутых
высказываниях. Эта цель достижима при грамотном формировании различных речевых
умений.
Развивать речь ребенка
помогут следующие виды работ:
— работа со словарем;
— работа над звуковой
стороной речи;
— работа над
предложениями, словосочетаниями;
— написание сочинений,
изложений;
— работа с картинками.
Учитель с успехом может
использовать возможности урока, а также внеурочной деятельности при работе с
детьми. Например, постепенно вводить новые слова с объяснением их лексического
значения, помимо этого обращение к поговоркам, пословицам, «крылатым» поможет
лучше усваивать материал. Не стоит забывать и об организации диалога, ведь на
основе речевого общения формируется монолог. Эффективными будут и дидактические
игры для школьников. Детей необходимо активно вовлекать в речевой процесс с
самого начала обучения
Систематическая и
целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к
изучению этих слов, а также способствует их прочному и успешному запоминанию.
Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 6-8 раз в разных
вариациях упражнений. Это способствует свободному владению словарным материалом
и безошибочно применяет в практике.
С уверенностью можно
сказать, что словосочетания и предложения выступают в качестве основных
синтаксических единиц слова. Основа развития связной речи ребенка является
умение строить разнообразные типы предложений.
Предложения могут передавать мысли ученика,
демонстрируют умение выбрать точное слово для передачи какой либо мысли,
образовать нужную форму, составить словосочетание. Чтобы этого достичь, нужно
систематически и последовательно проводить речевые упражнения.
Сначала это упражнения на
основе образца или подражательные, затем конструктивные упражнения (т.е.
построение предложений на основе усвоенных закономерностей), а потом переход к
творческим упражнениям (дети применяют ранее усвоенные закономерности, опираются
на чувство языка без опоры на образцы).
Изложение также важно для
развития речи детей в школе, так как способствует обогащению словарного запаса,
закреплению знаний орфографии, грамматике.
Ученики как бы
пересказывают материал текста с помощью наводящих вопросов, могут выделить
основную мысль, а также находят предложения, являющиеся ответами на вопросы.
Для того, чтобы дети
успешно справлялись с таким заданием, нужно придерживаться определенной
структуры изложения.
Во-первых, познакомить
учеников с текстом.
Во-вторых,
проанализировать текст с помощью вопросов, так можно понять, насколько они
хорошо воспринимают текст.
В-третьих, поделить текст
на части и написать план изложения. Важно давать ученикам не очень объемные
тесты для изложения, а со временем увеличивать их объем.
Таким образом, именно в
школе у детей закладываются речевые навыки, которые так необходимы в дальнейшей
жизни.
Для активизации
словарного запаса ребенка существует множество упражнений, которые должен
использовать в своей работе грамотный учитель.
Правильно организованная
работа по восстановлению текстов способствует развитию умения замечать ошибки в
тексте и совершенствовать написанное.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности проведения современного
урока русского языка
1.1. Современный урок русского языка Более либо
менее оконченным отрезком педагогического процесса в классно-урочной системе
обучения является урок. Как говорил Верзилин Н. М., «урок является солнцем,
вокруг которого, как планеты, вращаются все иные формы учебных занятий» (4,
с.15).
Что же
такое урок? Ответ на данный вопрос довольно трудный на сегодняшний период
времени.
До
настоящего момента в педагогической науке преобладающим считается мнение, по
которому урок является систематически применяемой для решения
задач обучения, развития и воспитания детей, форма организации деятельности
непрерывного состава школьников и педагогов в конкретный промежуток времени (17,
с.149).
Урок
является формой организации обучения с учащимися единого возраста, непрерывного
состава, занятием по четкому расписанию и с одной для всех программой обучения.
В данной форме представляются все элементы учебно-воспитательного
процесса:
— цель,
— содержание,
— методы,
— деятельность по организации и управлению,
— дидактические элементы,
— средства.
Другой
аспект определения «урок», по концепции Чураковой Р. Г. «урок является систематически применяемой для решения задач
обучения, развития и воспитания учащихся определенной формой организации
деятельности постоянного состава педагога и учеников в определенный отрезок
времени» (18, с.5).
Функцией
урока как целостной системы является достижение завершенной, но частичной цели,
заключающейся, к примеру, в одном случае, в усвоении целостного, нового
содержания, хоть и которое является элементом наиболее обширного содержания, в
ином – в частичном усвоении на уровне осознанного запоминания (закрепления) и
восприятия.
Итак, урок
является многоплановым и многогранным. В нем как в целостном элементе учебного
процесса, обладают взаимодействием каждый компонент данного сложнейшего
процесса – его общепедагогическое содержание, цели, дидактические задачи,
материальное оснащение, методы, и пр.
Решая
конкретные задачи в любом отдельно взятом временном отрезке процесса обучения,
урок – это часть курса, темы учебной дисциплины и поэтому занимает собственное
место в системе учебной дисциплины, темы программы и решает определенные
свойственные ему на этот момент дидактические цели, которые соотнесены с
учебными воспитательными задачами курса.
Но, для
этого урок сам обязан обладать своей строгой, единой внутренней логикой,
средствами, определенными дидактическими целями, приемами и методами обучения.
Урок
является педагогическим произведением, и потому он обязан иметь отличие в
целостности, внутренней взаимосвязанности частей, единой логике развертывания
деятельности педагога и обучающихся. Это и обеспечивает управление
познавательной деятельностью детей (18, с.7).
Появление
каждого урока начинается с осознания
и верного, точного определения его итоговой цели – чего педагог стремится добиться; потом
установления средства – что
поможет педагогу в достижении цели, а уже потом определения способа – каким образом педагог будет действовать,
чтобы достичь цели.
Что же
такое цель и когда, какие цели урока ставит педагог? Общепринято в науке, что
целью является предполагаемый, заранее планируемый (вербально либо мысленно)
результат деятельности по преобразованию какого-нибудь объекта.
В
педагогической деятельности объект преобразования – это процесс деятельности
учащегося, а результат – уровень воспитанности, развитости и обученности
школьника.
Потому
цели урока ставятся в соответствии с целями обучения и образования как системы
наиболее высокого порядка и не могут сводиться, как это было в период, когда
деятельность преподавания рассматривалась лишь как передача обучающимся готовых
выводов науки и «целям организации» занятий – «изучить какой-то объем нового
материала», «повторить какие-то разделы программы» и т.д. Данная постановка
цели урока в современной школе несостоятельна.
Цель урока
в современной школе обязана иметь отличие в конкретности, с указанием средств
ее достижения и ее переводом в определенные дидактические задачи.
Дидактические задачи урока реализуются в конкретной
педагогической действительности при помощи учебных задач (задач для
обучающихся). Это решение обучающимися арифметических задач, выполнение разных
упражнений, составление плана пересказа, разбор определенных предложений, и
т.д.