Платная доработка на тему Методы арт-терапии в организации коррекционной работы с детьми подросткового возраста в средней образовательной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. ТЕОРИТЕКО МЕТОДИЧЕСКИЕ АКСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ……………………………..
6
1.1 Характерные особенности метода арт-терапии в работе с подростками…………………………………………………………
6
1.2 Арт-терапия как метод практической психологии при работе с подростками ………………………………………..
11
1.3 Особенности формирования «Я-концепции» в подростковом возрасте…………………………….
22
2. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ …….…………………………………………………………………
24
2.1 Анализ результатов диагностики эмоционального состояния подростков с помощью арт – терапии…..………………………………………………………………….
27
2.2 Метод коррекции психоэмоционального состояния подростков, посредством арт-терапии ……………………………….……………..
29
2.3 Метод профилактики формирования самооценки подростка с помощью арт-терапии …………………….……………………………. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………… 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..………… 39
Введение:
Подростковый возраст — это определенный этап взросления и развития человека между детством и взрослой жизнью. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, формированием мировоззрения. Очень важная роль в формировании целостной личности играет самосознание. Это относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как уникальная система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к самому себе.
Поиск эффективных методов коррекционной работы с ними является наиболее актуальным в области отечественной психологии и одним из таких методов является метод терапии искусством, или метод арт-терапии. Как показывает практика, этот метод позволяет несовершеннолетнему справиться с негативными эмоциями, переживаниями, различными проблемами в поведении и помогает раскрыть его внутренний потенциал.
Арт-терапия включает в себя множество различных направлений искусства, среди которых обязательно найдётся то, которое сможет заинтересовать любого ребёнка и поможет эффективно «запустить» его внутренние ресурсы, корректировать его поведение и способствовать его личностному развитию.
У каждого есть широкий спектр представлений о себе, то есть о том, что мы думаем о себе сейчас, как мы представляем себя в будущем и как мы видим себя в прошлом. У детей в возрасте 12-15 лет появляется интерес к своему внутреннему миру, и в дальнейшем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, их личностные черты, поступки анализируются им предвзято. Подросток хочет понять, кто он на самом деле, и представляет, кем бы он хотел быть. Большинство детей более или менее успешно справляются с трудностями подросткового возраста и нагрузками, которые ложатся на них в школе и дома. Однако, если все это оказывается слишком тяжелым бременем для ребенка, ему нужна помощь. Одним из вариантов оказания помощи является формирование адекватного представления о себе у подростков (образ Я).
Актуальность выбранной темы исследования основана на том факте, что гармоничное развитие личности, синтезирующее развитие не только интеллекта, но и чувств, основанное на духовном опыте, помогает каждому оценить свои способности, личностные качества и заняться самосовершенствованием. Все это еще раз акцентирует наше внимание на психологическом здоровье и силе личности. Способность подростка полностью концентрироваться на происходящем «здесь и сейчас», его способность слышать, видеть и понимать, что ему диктует та или иная ситуация, становится все более важной. Нужен человек, который отличается от обычного, широко распространенного сейчас типа человека, который воспринимает настоящее как вариацию прошлого, тратит настоящее, чтобы сделать будущее менее опасным и более предсказуемым, который настолько не уверен в своих силах, что боится будущего.
В работе с подростками очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Эффективным методом создания условий для саморазвития можно считать принципы игровой и арт-терапии, которые позволяют соблюдать принцип открытости новым формам опыта. Игровая и арт-терапия позволяет ребенку безболезненно соприкасаться с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими ситуациями, а также выступать как способ осознания своих возможностей, как способ моделирования отношений и выражения различного рода эмоций, в том числе негативных.
Степень разработанности проблемы Арт-терапия появляется на базе идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретает гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу. В конце Х1Х в своем учебники по психиатрии П.П. Малиновский отмечал лечебные воздействия занятий рисованием, музыкой и рукоделием.
Изучение теоретических вопросов позволило нам создать тренинг личностного роста с использованием средств игровой и арт-терапии, который значительно расширяет возможности развития адекватного самосознания у подростков.
Исследованиями в области арт-терапии занимались такие ученные как Ш. Макниф в статье «О расширении возможностей психологических исследований», Р. Сильвер и Д.Эллисон исследовали самоидентификации и оценки образа «я» в рисунках делинквентных подростков, Е.А. Толчинская в исследовании «Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин средствами музыки и рисования», И.В. Борщевская и С.В. Шереметова в статье «Применение мультимодульных техник в процессе групповой арт-терапии пациентов, страдающих пограничными психическими расстройствами».
Целью нашего исследования является разработка тренинга личностного роста, основанного на принципах арт-терапевтического подхода, проверка степени его эффективности, а также экспликация механизмов формирования адекватного самосознания.
Объектом исследования является процесс формирования адекватного самосознания у подростков.
Предметом исследования являются арт-терапевтические методы развивающего воздействия в работе с подростками.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование адекватного самосознания у подростков будет эффективным если применять методы арт-терапии.
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи:
1) Анализ литературы по особенностям работы с подростками , с помощью арт-терапии
2) Исследование группы подростков с целью выявления тенденций к формированию неадекватного представления о себе (образа Я).
3) Анализ применения арт-терапевтических и игровых методов на психоэмлциональное состояние подростков.
В ходе работы были использованы теоретические и практические работы российских психологов, материалы аналитических исследований, данные средств массовой информации и Интернета.
Практическая значимость темы заключается в том, что эти результаты могут быть использованы учителями, педагогами-психологами в образовательных организациях в рамках работы по психологическому просвещению учителей, родителей, учащихся.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме применения метода арт-терапии с работе с подростками.
Методологическая основа исследования включает в себя работы: З. Фрейда и К.Г. Юнга, К. Роджерса и А.Маслоу и др..
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, прежде всего, что подростковый возраст является наиболее важным в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о себе и интегрировать многочисленные образы самого себя в свою личную идентичность. Личностная идентичность предполагает адекватное восприятие и оценку самого себя для успешного управления своим поведением. Подводя итоги нашей работы, мы можем с уверенностью сказать, что в процессе арт-терапии ребенок приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углубленное самопознание, самопринятие, гармонизация развития, личностный рост. Это потенциальный путь к самоопределению, самореализации, самоактуализации личности.
Анализ психологической литературы, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Мы рассмотрели преимущества методов арт-терапии в работе с подростками:
— Творческая деятельность во многих случаях позволяет обойти «цензуру» сознания и обеспечивает возможность экстериоризации скрытых идей или состояний. Участвуя в рациональном анализе своего состояния, субъект определяет большую адекватность своего представления о себе.
— В то же время изобразительное изображение (рисунок, пластический набросок, история и т.д.) является средством психологической защиты и саморегуляции для ребенка, к которому он прибегает в сложных для себя ситуациях, поскольку изобразительное изображение обладает способностью контролировать сложные чувства вплоть до детского сознание может «видеть» или принимать их.
— Арт-терапия позволяет облегчить процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «я».
Также были определены цели арт-терапии: гармонизация личности; предоставление возможностей для самовыражения; самопознание; развитие адекватного и целостного представления о себе.
На основе анализа литературы мы выявили психологические особенности Я-концепции старших подростков:
— развитие самосознания;
— разработка системы стандартов оценки себя и других;
— изменение содержательной стороны самооценки;
— эмансипация самоуважения;
— особенности восприятия собственной внешности;
— влияние характера самооценки на формирование личностных качеств подростка.
Мы проанализировали и обобщили механизмы, лежащие в основе позитивных корректирующих мер:
— Повышенная осведомленность об эмоциональных проявлениях (самооценка становится более адекватной), что выражается в способности к саморегуляции своего состояния и более тонкой дифференциации эмоциональных реакций.
— Размышление об особенностях проявления поведенческих партнеров, выработка альтернативных стратегий самовыражения.
— Эмоционально-аффективная реакция сдерживаемых аффектов.
— Развитие навыка когнитивного контроля ситуаций в настоящем, адекватности оценки прошлого опыта и реалистичного прогнозирования будущего.
Проведенная работа способствовала развитию адекватного понимания самих подростков, позитивному изменению отношения к себе и окружающим, приобретению опыта доверительного общения.
Также в нашей работе была теоретически доказана прямая связь между рефлексивностью и приводит к повышению уровня самопонимания и самопринятия. Если исходить из соображений, что арт-терапия способствует формированию адекватного самосознания и самооценки, таким образом гипотеза в ходе исследования нашла своё подтверждение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ ПОДРОСТКАМИ
1.1. Характерные особенности арт-терапии в работе с подростками
Подростковый возраст, в традиционной классификации, рассматривается как период жизни человека от детства до подросткового возраста в (промежуток от 10-11 лет до 15-16 лет). Центральным психическим процессом данного возрастного периода является развитие процесса самосознания, в связи с чем, с точки зрения психологии, данный возраст довольно противоречив.
Подростковый возраст — это время, когда складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Именно в подростковом возрасте происходит становление самосознания, потому в современной психологии активно ведутся исследования по выявлению факторов, способствующих его становлению, а также выявляются особенности его коррекции.
«Арт-терапия» в образовательных учреждениях – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее особенность и привлекательность можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, «Арт-терапия» применяют «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с подростками и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда подросток не может выразить словами свое эмоциональное состояние.
Воспитанники в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для подростков с нарушениями в эмоциональной сфере, т. к. их поведение более спонтанно и они менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.
Важна естественная склонность подростка к творческой деятельности, богатство детской фантазии. Учитывая это при организации коррекционной работы с элементами «Арт-терапии», на занятиях должна создается атмосфера игры и творчества.
При коррекционной работе с подростками очень эффективны упражнения с элементами «Арт-терапии». Как правило, у них слабо развито рефлексивное «Я», в связи, с чем им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Так же для большинства из них характерно наличие негативной «Я-концепци», которую можно корректировать, используя богатый ресурс Арт-технологий.
Представляют интерес Арт-терапевтические технологии и для работы с семьей. Через совместное спонтанное самовыражение происходит гармонизация семейных отношений. Появляется возможность дистанцироваться от семейной проблемы и взглянуть на нее с другой стороны.
Понятие «Арт-терапия» возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством изобразительного творчества помогал психически больным людям выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу.
В настоящее время понятие «Арт-терапия» имеет несколько значений:
— совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;
— комплекс арт-терапевтических методик;
— направление психотерапевтической и психокоррекционной практики.
Современная «Арт-терапия» включает в себя следующие направления:
— изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т.д.;
— имаготерапия – воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
— музыкотерапия – воздействие через восприятие музыки;
— сказкотерапия – воздействие посредством сказки, притчи, легенды.
Существует несколько моделей «Арт-терапии»: эклектическая, интегративная, гуманистическая, медицинская, педагогическая. Наибольший интерес представляет интегративная модель «Арт-терапии», в которой присутствует большая степень взаимосвязи представленных выше направлений.
В психокоррекционной практике «Арт-терапия» психологами рассматривается как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме, которые позволяют с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка (взрослого) осуществить коррекцию психоэмоциональных, поведенческих и других нарушений личностного развития.
Сущность «Арт-терапии» состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в:
— реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности;
— актуализации переживаний и выведение их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности;
— создании новых, эмоционально позитивных переживаний, их накопление;
— актуализация креативных потребностей и творческое самовыражение.
Функциями «Арт-терапии» являются:
1. Катарсическая – очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2. Регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
3. Коммуникативно-рефлексивная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.
В «Арт-терапии» не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями, в каком-либо виде художественной деятельности.
С помощью «Арт-терапии» в работе с подростками решаются такие задачи как:
1. Адаптация имеющихся арт-терапевтических методик и использование их в системе психокоррекционной работы с детьми и их родителями.
2. Выявление особенностей и определение эффективности использования «Арт-терапии» в психокоррекционной работе с детьми разного возраста и разными нарушениями личностного развития.
3. Разработка арт-терапевтических технологий и коррекционных программ, обеспечивающих коррекцию различных нарушений у подростков.
4. Гармонизация психоэмоционального состояния подростка и его социальная адаптация в культурно-образовательном пространстве посредством арт-терапевтических методик.
Необходимо указать так же преимущества метода «Арт-терапии» перед другими психокоррекционными методами:
· Каждый подросток (независимо от своего культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него больших способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый человек, будучи ребенком, рисовал, лепил, играл. Поэтому метод «Арт-терапии» практически не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
· «Арт-терапия» является методом преимущественно невербального общения. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
· Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным мостом между психологом (педагогом, социальным работником) и подростом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднениях в налаживании контактов, в общении по поводу слишком сложного и деликатного предмета.
· Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде, либо слабо проявлены в повседневной жизни.