Методика преподавания литературы Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Методика проведения уроков внеклассного чтения в старших классах (на материале изучения творчества И. Ефремов)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы проведения уроков внеклассного
чтения в старших классах на материале научной фантастики
. 6

1.1 Внеклассное чтение как направление работы учителя литературы.. 6

1.2 Научная фантастика как жанр литературы.. 11

Глава 2. Методика проведения уроков внеклассного чтения в
старших классах (на материале изучения творчества И. Ефремова)
15

2.1 Приемы работы с фантастическими произведениями на уроках
внеклассного чтения
. 15

2.2 Разработка урока внеклассного чтения в старших классах на
материале произведений И. Ефремова
.
19

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 29

  

Введение:

 

Достаточно
доказанным является тот факт, что учащиеся 15-17 лет по своей воле читают, в
основном, приключенческую и фантастическую литературу. Фантастический жанр
вызывает неоднозначную реакцию у педагогов и методистов. Конечно, если
рассматривать жанр с точки зрения художественного уровня и содержательного
наполнения, то можно навсегда исключить использование фантастических
произведений в школе. Но ведь есть и другие составляющие жанра: яркие характеры
главных героев; восхищение наукой и ее возможностями; особая модель мира,
поэтому следует признать, что фантастика имеет методический потенциал, важно
только его правильно использовать.

Урок
внеклассного чтения может перекинуть мост между интересами учащихся и
интересами школы. Необязательно видеть в художественном произведении один
только сюжет; всегда можно построить работу с текстом на анализе жанровой
принадлежности, роли произведений определенного содержания в истории культуры
страны и т.д.

Актуальность исследования
заключается
в том, что в настоящее время необходимо искать новые приемы работы с учащимися
старших классов, направленные на развитие у детей интереса к чтению. Внеклассное
чтение по литературе является особой формой работы, но при правильном
проведении, урок внеклассного чтения может открыть для учащихся совершенно
новый жанр литературы или познакомить с писателем, с которым учащиеся могли бы
никогда не пересечься.

Уроки
внеклассного чтения открывают перед учителем широкие перспективы. Одновременно
нужно подобрать такие произведения, которые могли бы заинтересовать учащихся
определенного возраста. Вопросы изучения фантастической литературы на уроках
внеклассного чтения обсуждались в методике, начиная с 1980-х годов. Б.А. Ланин
в 1992 г. составил авторскую программу по изучению на факультативных занятиях в
школе произведений в жанре антиутопии. В последние годы появилось несколько
статей с описанием опыта учителей по использованию фантастических произведений
на уроках внеклассного чтения (Т.Б. Шило и др.).

Произведения
И.А. Ефремова не входят в школьную программу, но они могут быть интересны для
подростков за счет своего содержания. Иван Ефремов – это тайны, загадки,
межзвездные перелеты и т.д. У него есть также ряд исторических романов. Но
одновременно Иван Ефремов еще и ученый, и в его книгах представлен научный
взгляд на мир, ему свойственно логичное описание даже фантастических событий.
Книги И. Ефремова сыграли свою роль в развитии отечественной фантастики. Без
его работ не было бы А. и Б. Стругацких (они называли его своим учителем в
фантастике), возможно, что не было бы и С. Лукьяненко. Поэтому изучение
произведений И. Ефремова имеет смысл при изучении становления фантастического
жанра литературы. Поэтому, учитывая существующий интерес педагогов к теме
включения фантастических произведений в уроки внеклассного чтения,
представляется перспективным и актуальным изучить тему «Методика проведения
уроков внеклассного чтения в старших классах (на материале изучения творчества
И. Ефремова)».

Целью исследования является разработка уроков внеклассного чтения в
старших классах на материале произведений И. Ефремова.  

Для этого необходимо решить ряд задач:

1)
рассмотреть внеклассное чтение как направление работы учителя литературы;

2)
проанализировать научную фантастику как жанр литературы;

3)
изучить приемы работы с фантастическими произведениями на уроках внеклассного
чтения;

4)
разработать урок внеклассного чтения в 11 классе на материале произведения И.
Ефремова «Туманность Андромеды».

Объектом исследования
является методика проведения уроков внеклассного чтения в старших классах.

Предметом исследования выступает методика
проведения уроков внеклассного чтения в старших классах на материале изучения
творчества И. Ефремова.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, обобщение и синтез.

Структура работы обусловлена целью и задачами
исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе была
рассмотрена методика проведения уроков внеклассного чтения в старших классах
(на материале изучения творчества И. Ефремова). Проведенное исследование
позволяет сделать следующие выводы.

Внеклассное чтение
является важным направлением работы учителя литературы. Как правило, уроки
внеклассного чтения проводятся между отдельными темами, и могут чаще всего
связываются с изучением программного материала по литературе. При этом урок
внеклассного чтения дополняет программу, позволяет взглянуть на некоторую
проблему с новой стороны. В уроки внеклассного чтения можно включить
современные произведения, которые продолжают традиции классики. Учителю нужно
найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся,
создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя.

Фантастика, часто
называемая «научной фантастикой», – это жанр художественной литературы,
содержание которого носит художественный, вымышленный характер, но основано на
науке. Следует различать внешний антураж вроде межзвездных кораблей и реальное
представление писателя о возможном развитии человечества в будущем; хорошая
научная фантастика ориентируется на понимание смысла происходящих в науке и
технике изменений, а не на их занимательной стороне. Хотя сюжетные линии и
элементы научно-фантастических историй являются вымышленными, они обычно
возможны в соответствии с наукой.

Фантастический жанр
литературы почти не представлен в школе. Однако можно отметить, что во второй
половине ХХ века в методике преподавания литературы начал прослеживаться
интерес к фантастической литературе. Это было связано с возникновением в СССР произведений
научной фантастики, в первую очередь с появлением романа И. Ефремова
«Туманность Андромеды» и с произведениями А. и Б. Стругацких. В литературе
появляется ряд статей об опыте преподавания научно-фантастической литературы в
школе. Но, как правило, фантастика интересовала методистов и педагогов не сама
по себе, а как материал для рассмотрения проблемы литературных жанров, как
способ познакомить их с одним из направлений в литературе или как средство
воспитания учащихся.

Формы работы могут быть разнообразны,
и учитель может выбирать те, которые подходят для конкретного художественного
произведения и учитывают особенности класса. Традиционной формой работы
является знакомство с биографией писателя, анализ текста, обсуждение, проблемный
подход с выделением проблем произведения. Внеклассное чтение может давать
учащимся материал для написания сочинения, для проведения творческих конкурсов.

В работе был разработан урок
внеклассного чтения в старших классах на материале произведения И. Ефремова «Туманность
Андромеды» (1957). Данное произведение содержит много идей писателя и ученого
по поводу будущего человечества, что обеспечивает возможность организации в
классе обсуждения. Также можно сравнить этот роман с произведениями, входящими
в школьную программу, например, с романов «Мы» Е. Замятина.

В заключение можно
отметить, что методика проведения уроков внеклассного чтения в старших классах
основывается на возрастных особенностях учащихся старших классов. Установка
должна быть сделана на развитие учащихся, на формирование их литературного
кругозора и формирование у них умения понимать проблематику художественного
произведения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проведения уроков внеклассного
чтения в старших классах на материале научной фантастики

1.1 Внеклассное чтение как направление работы учителя
литературы

Внеклассное чтение является важным направлением
работы учителя литературы, оно традиционно используется в отечественной
методике преподавания литературы. Однако интерес учащихся к урокам внеклассного
чтения изменялся на протяжении многих лет. Как указывает В.Г. Маранцман, в
70-80-е гг. наблюдалось некоторое снижение интереса к урокам внеклассного
чтения, объясняя это их излишним регламентированием. Массовая школьная практика
почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших
фактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старших
классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными
уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты [13,
с. 17].

В настоящее
время внеклассное чтение остается частью работы учителя. Между уроками
литературы и уроками внеклассного чтения немало общего. Так, у них общие цели,
состоящие в том, чтобы расширить литературное образование, углубить
читательскую культуру учеников, развить их эстетический вкус и т.д.

Психолог
А.А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с
социально-психологической точки зрения, актуальные, в том числе, для урока
внеклассного чтения [12, с. 40]:

1)
воспитание потребности в чтении;

2)
расширение содержания чтения и направленности читательских интересов;

3)
совершенствование культуры чтения;      

4)
организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги
на определенную категорию читателей.

Все эти цели
учитель ставит перед собой и при проведении уроков внеклассного чтения. Поэтому
не стоит полностью отделять уроки внеклассного чтения от изучения программы по
литературе, учащиеся не должны воспринимать уроки литературы и уроки внеклассного
чтения как что-то совершенно разное и не имеющее связи друг с другом.

Как правило,
уроки внеклассного чтения проводятся между отдельными темами. Такие уроки могут
связываться с изучением программного материала по литературе (хотя это
необязательно).

Можно
наметить пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения
программного материала [3, с. 143]:

Во-первых,
систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на
разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие
обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале
внеклассного чтения).

Во-вторых,
организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими
темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в
течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой
работы в уроки по программе.

В-третьих,
планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ,
выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ
самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы