Платная доработка на тему Методика проведения физического практикума
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты изучения физического практикума в образовательном процессе 5
1.1 Место физического практикума в курсе физики 5
1.2 Физический практикум как средство гуманитаризации образования 8
2 Анализ содержания и методики организации и проведения физического практикума 11
2.1 Физический практикум и особенности его организации в школе 11
2.2 Методика проведения физического практикума в школе 18
Заключение 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Введение:
Актуальность работы. Переход российской школы к работе в рамках образовательных стандартов третьего поколения оказался сопряженным с появлением в основных образовательных программах ряда новых элементов, к числу которых следует отнести компетентностный подход к организации обучения: модульно-рейтинговую организацию образовательных курсов; увеличение объема и значимости самостоятельной работы; увеличение доли занятий, осуществляемых в активных и интерактивных формах; формирование фондов оценочных средств, адекватных заявленным в ФГОС целям.
Выполнение лабораторных работ не может сводиться только к выполнению некоторых действий и изучению конкретных явлений, то есть только к формированию знаний, умений и навыков. Лабораторный практикум должен готовить учащихся к определенным видам деятельности, предусмотренных стандартами ФГОС.
Однако, многие аспекты методики проведения лабораторных занятий нуждаются в совершенствовании. Одной из причин этого является низкий уровень самостоятельности учащихся, которая связана в основном с тем, что ученики не владеют научными методами и приемами познания.
Объект исследования – процесс проведения физического практикума
Предмет исследования – физический практикум в образовательном процессе.
Цель исследования – изучить особенности методики проведения физического практикума.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Определить место физического практикума в курсе физики;
2. Рассмотреть физический практикум как средство гуманитаризации образования;
3. проанализировать особенности физического практикума и его организацию в школе;
4. проанализировать методику проведения физического практикума в школе.
Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.
Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.
Заключение:
Таким образом, физический практикум проводится с целью повторения, углубления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики; развития и совершенствования у учащихся экспериментальных умений путем использования более сложного оборудования, более сложного эксперимента; формирования у них самостоятельности при решении задач, связанных с экспериментом.
Физический практикум не связан по времени с изучаемым материалом, он проводится, как правило, в конце учебного года, иногда — в конце первого и второго полугодий, и включает серию опытов по той или иной теме.
Работы физического практикума учащиеся выполняют в группе из 2-З человек на различном оборудовании; на следующих занятиях происходит смена работ, что делается по специально составленному графику. Составляя график, учитывают число учащихся, число работ практикума, наличие оборудования.
Работы практикума посвящены либо косвенным измерениям физических величин, либо изучению зависимости между величинами, характеризующими то или иное явление. Для проведения практикума используется специальное оборудование, оно более сложное, чем для фронтальных работ, более точное. Проведение практикума включает три этапа: подготовку, выполнение, подведение итогов.
Применение компьютерных технологий позволяет формирование практических навыков так, как виртуальная среда компьютера позволяет оперативно видоизменить постановку опыта, что обеспечивает значительную вариативность его результатов, а это существенно обогащает практику выполнения учащимися логических операций анализа и формулировки выводов результатов эксперимента.
Кроме того, можно многократно проводить испытание с изменяемыми параметрами, сохранять результаты и возвращаться к своим исследованиям в удобное время. К тому же, в компьютерном варианте можно провести значительно большее количество экспериментов.
Еще один позитивный момент в том, что компьютер предоставляет уникальную, не реализуемую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации не реального явления природы, а его упрощенной теоретической модели, что позволяет быстро и эффективно находить главные физические закономерности наблюдаемого явления.
Таким образом, физический практикум занимает особое место в курсе физики, целью которого является: усвоение физического смысла явлений, развитие умений экспериментальной работы учащихся, формирование навыков обработки результатов. Из сравнения особенностей выполняемых работ в школах, лицеях и вузах можно заметить большую разницу между формальным выполнением лабораторных работ и сознательным выполнением физического практикума, второй вариант приносит гораздо больше практических навыков для учащихся и позволяет более глубоко изучить материал.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические аспекты изучения физического практикума в образовательном процессе
1.1 Место физического практикума в курсе физики
Стоит отметить, что изучение физики на качественном уровне подразумевает освоение учениками практических навыков и умений. И самым действенным и в настоящее время самым эффективным методом достижения данной цели признается лабораторный практикум. Физический эксперимент в целом изучали следующие авторы: Шахмаева Н.М., Шилов В.Ф., Хорошавин С.А., Шамало Т.Н. Изучением физического практикума в школах занимались такие методисты как Буров В.А., Кузьмин А.П., Зворыкин Б.С., Покровский А.А., Анциферов Л.И., Дик Ю.И., Каменецкий С.Е., Степанов С.В., Петрова Е.Б.
Физический практикум имеет множество отличительных черт, которые значительно превозносят данный способ обучения:
— есть возможность предоставить ученикам максимальную самостоятельность, так как физический практикум проводится на основе уже изученного и разобранного материала;
— появляется возможность использования более современного и разнообразного оборудования, так как для проведения практикума достаточно предоставить по одному комплекту на работу, что позволяет использовать приборы, которые имеются в малом или единичном количестве;
— позволяет учащимся развить свое критическое мышление, при помощи оценки экспериментально полученных результатов (их достоверность и точность)
Таким образом, обобщив все характеристики физического эксперимента и проанализировав существующую литературу можно, в качестве рабочего определения понятия, принять следующее.
Физический практикум – эффективное средство организации учебного процесса, целью которого является повторение, углубление, расширение и обобщение теоретических основ курса физики, а также развитие экспериментальных умений посредством использования более сложного оборудования, приборов и вычислительной техники.
Началом истории физического практикума принято считать момент выпуска книги «Физический Практикум» профессора Московского университета А.П. Соколова в 1908 году. Она представляет описание всех работ, принятых в лаборатории Московского университета. «Физический Практикум» А.П. Соколова очень быстро приобрел популярность среди других вузов, где стали создавать похожие руководства к практическим занятиям, что побудило Соколова создать более универсальный сборник в соавторстве с Яковлевым. Последующие книги об общем физическом практикуме в основном приходятся на 60-90 гг. Что показывает, что вузовский практикум постоянно совершенствовался и развивался на протяжении всего времени.
В школьном образовании естественно можно заметить совершенно другую картину: сборников физического практикума в школе не так уж и много и все они приходятся на 90-е. Основателями можно считать таких методистов, как Анциферов, Буров, Дик, Покровский. А дальше около 20 лет перерыва и вот вновь в 2005 и по сей день выходят новые усовершенствованные методические пособия по проведению физического практикума в школе. Данный перерыв объясняется изменениями, происходящими в школьном образовании. В настоящее время методисты пересматривают роль и место школьного физического практикума в учебном процессе.
За рубежом система образования более четко структурирована. У учеников не будет возможности поступить в университет на естественнонаучное направление без получения положительных оценок по естественным дисциплинам (таким как физика, математика, химия, география, биология). Так ученики более старательно относятся к учебному процессу в целом, а не только к сдаче итоговой аттестации. И в следствии этого учебный процесс не концентрируется на каком-то одном элементе программы, а развивает учеников при помощи равномерного распределения теоретических знаний и практических умений.
Усилено внимание учителя уделяют школьному эксперименту, в том числе к самостоятельному эксперименту учащихся. Особенно интересен в этом отношении опыт Польши и Чехии, в которых примерно 25% времени отводится на самостоятельные экспериментальные исследования учащихся. Роль эксперимента в процессе обучения изменяется. Она все больше приближается к той роли, которую эксперимент играет в науке как метод познания.
Соответственно школьный эксперимент используется для обучения учащихся выдвижению гипотез и их проверке, для получения новых знаний.
В последние годы Министерство образования Великобритании приняло решение о создании физмат школ по типу Советских. В 2014 году в Англии открылись две школы с физико-математическим уклоном King’s College London Mathematics School и Exeter Mathematics School. Это так называемые 6 form math colleges, то есть учебные заведения, в которых студенты обучаются последние 2 года средней школы
В настоящее время работают две такие школы и первые результаты их деятельности впечатлили британское министерство: «97% выпускников спецшколы Королевского колледжа получили наивысший балл за экзамены AS Level (первый этап, который нужно пройти для поступления в вуз), а 17% старшеклассников по результатам выпускных испытаний были приглашены на учебу в Оксфорд и Кембридж» . В ближайшем будущем планируется целая сеть таких школ. Предназначением таких школ является подготовка одаренных учащихся к обучению физико-математических дисциплин в школе.