Платная доработка на тему Методика физкультурно- оздоровительных занятий у детей 5-6 лет с нарушением внимания.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ВНИМАНИЯ
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика детей 5-6 лет
1.2. Понятие о внимании и его свойства
1.3. Понятие о нарушении внимания
1.4. Особенности и формы проведения физкультурно-оздоровительных занятий с детьми 5-6 лет
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
2.2. Методы исследования
2.2.1. Анализ научно-методической литературы
2.2.2. Педагогический эксперимент
2.2.3. Тестирование
2.2.4. Анкетирование
2.2.5. Методы математической статистики
2.3. Организация исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1. Методика и организация построения физкультурно-оздоровительных занятий у детей 5-6 лет с нарушением внимания
3.2. Результаты диагностики уровня внимания у детей 5-6 лет с нарушением внимания после реализации комплекса физкультурно-оздоровительных занятий
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Актуальность исследования. Проблема развития внимания детей в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, физиологи, педагоги изучают и обосновывают критерии сформированности внимания и спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать развивать внимание детей. На практике часто именно недостатком внимания объясняют низкую учебную успеваемость и отставание детей от школьной программы. Во время учебных занятий педагоги чаще всего призывают учащихся именно к внимательности. Вместе с тем не каждый педагог способен ясно ответить на вопрос, что именно должен делать ребенок, чтобы быть внимательным и как именно необходимо развивать внимание. Сложность объяснения понятия внимания лежит в особом содержании внимания как психического процесса.
Высокую концентрацию и произвольность внимания к началу школьного обучения тяжело достичь даже детям, развивающимся в соответствии с нормативными показателями. Детям с нарушением внимания сформировать необходимый уровень внимания гораздо сложнее в виду их дефекта. В связи с этим, начиная со старшего дошкольного возраста, целесообразно проводить коррекционную работу, ориентированную на стимулирования процесса внимания дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методика физкультурно-оздоровительных занятий у детей 5-6 лет с нарушением внимания.
Объект исследования: процесс физкультурно-оздоровительных занятий у детей 5-6 лет с нарушением внимания.
Предмет исследования: методика дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий у детей 5-6 лет с нарушением внимания.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение методики дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий в физкультурно-оздоровительную деятельность с детьми 5-6 лет с нарушением внимания позволит стимулировать параметры внимания.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанной методики дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий у детей 5-6 лет с нарушением внимания в воспитательном процессе дошкольных образовательных учреждений.
Заключение:
По итогам реализации первой задачи исследования мы установили, что дети 5-6 лет с нарушением внимания обладают своеобразием как психического, так и физического развития, что обуславливает необходимость разработки методики физкультурно-оздоровительных занятий, учитывающий их особенности.
По итогам реализации второй задачи исследования было выявлено, что дети с нарушением внимания ожидаемо уступили в уровне развития всех изученных параметров внимания (концентрации внимания, объема внимания, устойчивости внимания) группе детей с нормативным развитием. Дети с нормативным развитием опережают своих сверстников с нарушением внимания в отношении параметров двигательного развития. Так, они более оперативно выполнили задание челночного бега, смогли больше подтянуться / поднять туловище, дальше прыгнули в длину, более далеко метнули мешочек и более уверенно вели себя на гимнастической стенке.
По итогам реализации третьей задачи исследования была предложена и внедрена методика построения физкультурно-оздоровительных занятий у детей 5-6 лет с нарушением внимания. Ее цель состояла в повышении эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми 5-6 лет с нарушением внимания в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: определялось содержание физкультурно-оздоровительной работы для детей 5-6 лет с нарушением внимания с учетом состояния здоровья, возрастных, индивидуальных и половых особенностей; планировались различные виды двигательной деятельности детей с нарушением внимания в условиях гибкого режима дня, направленные на оптимизацию и стимулирование двигательной активности дошкольников и для полноценного обеспечения потребности ребенка в движении.
При реализации методики были учтены следующие принципы: научности, систематичности, последовательности, преемственности, индивидуализации и гуманизации обучения.
По итогам реализации четвертой задачи исследования было установлено следующее. Внедрение методики построения физкультурно-оздоровительных занятий у детей 5-6 лет с нарушением внимания обеспечило развитие всех изучаемых в рамках работы параметров внимания у данной группы детей: концентрации внимания, объема внимания, устойчивости внимания. Под воздействием проведенной методики физкультурно-оздоровительной работы все ребята с нарушением внимания продемонстрировали положительную динамику роста двигательного развития, что позволяет отметить результативность формирующих коррекционно-развивающих действий.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что предполагается, что внедрение методики дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий в физкультурно-оздоровительную деятельность с детьми 5-6 лет с нарушением внимания позволит стимулировать параметры внимания.
По итогам разработки и реализации методики построения физкультурно-оздоровительных занятий у детей 5-6 лет с нарушением внимания были сформулированы следующие рекомендации:
1) Для обеспечения эффективности физкультурно-оздоровительных занятий с детьми 5-6 лет с нарушением внимания, важно составлять четкую структуру предстоящего занятия, строго соблюдать его хронометраж, учитывать необходимость пауз для переключения внимания.
2) Высокая мотивация к физкультурно-оздоровительным занятиям выступает одним из важнейших условий эффективности проведения занятий. В связи с этим обязательно необходимо заинтересовать ребенка перед занятием, доступно объяснить ему цель занятия, настроить его на положительный лад, уверить в том, что предстоящее занятие будет увлекательным и полезным лично для него.
3) Особую роль играет создание благоприятной психологической атмосферы во время физкультурно-оздоровительных занятий. Так, ощущая психологический комфорт, ребенок будет более эффективно следовать инструкциям, меньше отвлекаться и баловаться. Благоприятная психологическая обстановка во время физкультурно-оздоровительных занятий обеспечивается поддержкой и похвалой со стороны педагога, его внимательным и ровным отношением ко всем детям, отсутствием грубостей и резкого тона.
4) Переключение внимания – это важное свойство внимания, которое, как правило, недостаточно развито при нарушении внимания у детей. Именно в рамках физкультурно-оздоровительных занятий можно наиболее эффективно тренировать переключаемость внимания у детей 5-6 лет с нарушением внимания. Для этого необходимо выстраивать последовательность физических упражнений так, чтобы инструкции к ним предполагали разные действия ребенка, т.е. в ходе выполнения упражнений ему было необходимо следить за постоянными переменами в позе и движениях.
5) Для того чтобы каждый ребенок во время физкультурно-оздоровительных занятий поверил в свои силы, необходимо создавать ситуации успеха. Так, важно выделить ту группу упражнений, которая лучше всего удается тому или иному воспитаннику, а затем похвалить его за ее выполнение, поставить в пример остальным ребятам.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ ВНИМАНИЯ
1.1. Анатомо-физиологическая характеристика детей 5-6 лет
Согласно современной возрастной периодизации, дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет. Так, Л.С. Выготский [3] относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка. М.И. Лисина [18] в рамках данной периодизации выделяет: младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
Как и любой другой возрастной период развития, старший дошкольный возраст имеет свои физиологические особенности. Так, для органов движения старшего дошкольника характерно формирование костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата, которое имеет огромное значение для роста детского организма. Костная система дошкольника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено и в костной системе много хрящевой ткани. Мышцы в этом возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышцы туловища очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью внешним воздействиям. Это необходимо принимать во внимание и неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке воспитанников [2].
В старшем дошкольном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно (к старшему дошкольному возрасту) изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и дети в высокой степени возбудимы.
В возрасте 5-6 лет структуры и функции мозга ребенка стремятся достичь формирования и показателей, свойственных мозгу взрослого человека. Например, вес мозга в этом возрасте составляет до 90% веса мозга у взрослого человека.
Большие полушария мозга, в особенности лобные доли, в возрасте 5-6 лет уже достаточно развиты, чтобы обеспечивать деятельность второй сигнальной системы – системы связей, которая формируется под воздействием речевых сигналов (т.е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения). Это находит выражение в речевом развитии детей.
Для мозга ребенка 5-6 лет характерна выраженная асимметрия левого и правого полушария. Левое полушарие динамично развивается, обеспечивая скачки познавательного развития ребенка, возникновение в детской речи более сложных конструкций, развития ее логики и снижения импульсивности и эмоциональности.
Постепенно формируется возможность тормозных реакций. А именно, слово взрослого и собственные усилия могут обеспечить желаемое поведение. Нервные процессы постепенно становятся более уравновешенными и подвижными, нервные клетки переходят на активность, как у взрослого человека [19].
Итак, основные физиологические особенности дошкольника заключаются в следующем: формируются все изгибы позвоночника, окостенение скелета еще не заканчивается, характерна быстрая утомляемость, мышцы сердца хорошо снабжается кровью, головной мозг увеличивается, особенно лобные доли головы.