Платная доработка на тему Методическое обеспечение логопедических занятий по развитию навыков пересказа естественно научные текстов младших школьников с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проекта: «Методическое обеспечение логопедических занятий по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов младших школьников с задержкой психического развития» 6
1.1. Современное состояние проблемы нарушений связной монологической речи при задержке психического развития 6
1.2. Предпроектное исследование существующих подходов к выявлению и коррекции нарушений навыков пересказа у младших школьников с задержкой психического развития 19
Глава II. Описание проекта «Методическое обеспечение логопедических занятий по развитию навыков пересказа естественно — научных текстов младших школьников с задержкой психического развития» 25
2.1. План реализации проекта 25
2.2. Подготовительный и диагностический этап проекта 26
Заключение 36
Источники 38
Приложение 42
Введение:
Актуальность: У детей с задержкой психического развития, в большом проценте случаев снижение познавательной деятельности приводит к нарушениям связной монологической речи.
Большинство исследователей занимающиеся проблемами развития речи у детей с задержкой психического развития отмечают у них: недостаточность сформированного навыка пересказа.
Нарушения речи при ЗПР носят системный характер и затрагивают как активную речь, так и понимание обращенной речи, играющей ключевую роль в ведении диалога. Несформированность мыслительных операций, поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов оказывают значительное влияние на формирование монологической речи.
В исследовании П.В. Шохина и Л.И. Переслени (1986) выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, то есть снижена скорость выполнения перцептивных операций.
Вместе с тем, признавая важность и необходимость формирования навыков общения детей с ЗПР, развития их монологических умений, современная коррекционная педагогика недостаточно четко представляет технологический аспект решения данной проблемы.
В то же время, в соответствие с ФГОС НО обучающихся с ОВЗ одним из значимых метапредметных или предметных результатов является умение пересказывать текст, а умению пересказывать тексты естественно научные в логопедической литературе данные об этом фрагментарные и не систематизированные. Поэтому, проблема разработки методического обеспечения по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов младших школьников с задержкой психического развития приобретают особую актуальность.
Связная монологическая речь, как объект исследования, изучается с разных сторон представителями различных современных наук, таких как лингвистика, психолингвистика, общая и возрастная психология, педагогика и так далее.
Цель: анализ особенностей методического обеспечения логопедических занятий по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов младших школьников с задержкой психического развития
Предмет исследования – содержание логопедической работы, направленной на коррекцию навыков пересказ естественно-научных текстов у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект исследования: пересказ естественно-научных текстов у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи:
1. Охарактеризовать современное состояние проблемы нарушений связной монологической речи при задержке психического развития.
2. Проанализировать особенности предпроектного исследования существующих подходов к выявлению и коррекции нарушений навыков пересказа у младших школьников с задержкой психического развития.
3. Изучить состояние проблемы нарушения навыков пересказ естественно-научных текстов у младших школьников с задержкой психического развития в психолого-педагогической и логопедической литературе, а также в конкретных образовательных учреждениях МБОУ СШ № 65.
4. Провести эмпирическое исследование состояния навыков пересказ естественно-научных текстов младших школьников с задержкой психического развития, участников проекта, являющихся обучающимися МБОУ СШ №65.
5. Подобрать естественно-научные тексты, графические схемы к ним,сюжетные картинки наглядный дидактический материал, направленные на коррекцию навыков пересказ естественно-научных текстов младших школьников с ЗПР.
Гипотеза: мы предполагаем, что использования графических схем, наглядного дидактического материала для улучшения навыков пересказа естественно – научных текстов у младших школьников с ЗПР.
Структура исследования: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, в процессе исследования нами было охарактеризовано современное состояние проблемы нарушений связной монологической речи при задержке психического развития.
Проанализированы особенности предпроектного исследования существующих подходов к выявлению и коррекции нарушений навыков пересказа у младших школьников с задержкой психического развития.
Изучено состояние проблемы нарушения навыков пересказ естественно-научных текстов у младших школьников с задержкой психического развития в психолого-педагогической и логопедической литературе, а также в конкретных образовательных учреждениях МБОУ СШ № 65
Проведено эмпирическое исследование состояния навыков пересказ естественно-научных текстов младших школьников с задержкой психического развития, участников проекта, являющихся обучающимися МБОУ СШ №65
Подобраны естественно-научные тексты, графические схемы к ним,сюжетные картинки наглядный дидактический материал, направленные на коррекцию навыков пересказ естественно-научных текстов младших школьников с ЗПР.
В результате проведенного проекта мы пришли к выводу о том, что среди обучающихся первого класса наиболее сформировано умение составить пересказ повествовательного текста, большинство детей его пересказывали с помощью наводящих вопросов, дети довольно часто застревали на второстепенных деталях пропуская важное звено рассказа, затруднялись с последовательным пересказом текста. Наиболее трудным для пересказа оказался текст рассуждение, дети отказывались от пересказа данного текста, большинство детей не смогли пересказать текст с помощью наводящих вопросов. У большинства детей встречаются ошибки в виде падежных окончаний, неправильного выбора формы и времени глагола, нарушения порядка слов в предложении.
Среди обучающихся второго класса наибольшие сложности возникли в пересказе текста рассуждение, большинство детей пересказывали тест по наводящим вопросам, либо опирались на свой опыт и знания, застревали на второстепенных деталях пропуская важное звено рассказа. У обучающихся второго класса наиболее сформировано умение пересказа повествовательного текста, у детей наблюдался наиболее точный пересказ, дети могли дополнять его фактами из своих знаний и опыта.
Среди обучающихся третьего класса наибольшие сложности возникли в пересказе текста рассуждение, большинство детей пересказывали текст по наводящим вопросам, опираясь на свои знания и опыт из жизни, застревали на второстепенных деталях, отказались от выполнения данного задания, так как дети не знали, что говорить, в других случаях дети ограничивались одной фразой. Наиболее сформировано умение пересказа повествовательного текста, дети пересказывали его с помощью наводящих вопросов. У обучающихся в связной речи встречаются ошибки в виде падежных окончаний, неправильного выбора формы и времени глагола, нарушения порядка слов в предложении.
Результаты диагностического этапа учтены нами при определении содержания логопедической работы по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов.
Таким образом, гипотеза, поставленная в начале исследования, доказана.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретическое обоснование проекта: «Методическое обеспечение логопедических занятий по развитию навыков пересказа естественно-научных текстов младших школьников с задержкой психического развития»
1.1. Современное состояние проблемы нарушений связной монологической речи при задержке психического развития
Формирование речевого высказывания в детском возрасте проходит длинный путь. Факты показывают, что формирование речевого высказывания у ребенка проходит несколько этапов от появления изолированных слов, а затем изолированных самостоятельных фраз до сложного развернутого высказывания [3,с.44].
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Важнейшей характеристикой является умение правильно и связно излагать свои мысли и чувства, способность передавать в речи различные стороны окружающей действительности.
Связная речь представляет собой две языковые формы — диалогическую, отличающуюся краткостью, преобладанием простых предложений, и монологическую.
Связная монологическая речь – это связная речь одного лица, которая является сложным видом речи и требует высокого уровня познавательной деятельности ребенка. Монолог служит для целенаправленной передачи информации.
С. Л. Рубенштейн, занимаясь изучением связной речи с точки зрения психологии, определял связную речь в своих работах, как всякую подлинную речь, передающую мысль, желание говорящего, которая отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания . Связность речи, по мнению автора, означает адекватность речевого оформления мысли говорящего с точки зрения ее понятности для слушателя , следовательно, связная речь – это речь, которая может быть вполне понята на основе