Платная доработка на тему Методические аспекты рефлексии на занятиях по правовым дисциплинам в профессиональной образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. 6
1.1 Понятие
и значение рефлексии учебной деятельности обучающихся. 6
1.2 Методика
формирования рефлексии учебной деятельности. 11
Выводы по главе 1. 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАВОВЫМ
ДИСЦИПЛИНАМ В ПОУ "ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ" (НОУ СПО ЧЮК) 23
2.1 Проведение
рефлексии учебной деятельности студентов ПОУ "Челябинский юридический
колледж" на занятиях по правовым дисциплинам. 23
2.2 Методические рекомендации по
проведению рефлексии учебной деятельности на
занятиях по правовым дисциплинам в ПОУ "Челябинский юридический
колледж" (НОУ СПО ЧЮК) (методические рекомендации, программа,
план-конспект и т.п.) 34
Выводы по главе 2. 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 64
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 68
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 74
Введение:
Актуальность темы. Основная
ценность образования на современном этапе — это развитие потребностей человека
и умение выходить за рамки исследовательской деятельности, способность раскрыть
свой творческий потенциал, сосредоточиться на личностном развитии и
самообразовании. В связи с этим необходимо развивать навыки анализа уровня
личностного роста и собственной профессиональной деятельности. Целью
современного образования является воспитание личности, способной к
самоопределению, самообразованию, личностному развитию, а содержание
образования ориентировано на осознание этих учащихся как субъектов
образовательного процесса [1].
Студенты часто испытывают
трудности с осмыслением при выполнении учебной деятельности. Недостаток
самопознания, умения анализировать собственные мысли, беспристрастно оценивать
свои способности негативно влияют на процесс обучения.
Юридическое образование —
одно из важнейших условий успеха в современной жизни. Однако для усвоения
студентами достаточно сложного материала необходимо сформировать у них интерес
к изучаемой дисциплине, то есть с учетом целей обучения преподаватель должен с
особой ответственностью подходить к методике преподавания юридических дисциплин
— набор приемов и приемов практической деятельности, приводящих к заранее
запланированному результату.
Сегодня от преподавателей
юридических дисциплин требуется целенаправленное использование активных
интерактивных методов обучения, тестовых заданий, проблемных методов обучения и
т. д., чтобы учащиеся посредством активной познавательной деятельности
анализировали и понимали противоречивые процессы трансформации нашего общества.
В связи с этим в данной
работе рассматриваются и представлены такие методы и приемы обучения, которые
помогут достичь поставленной цели и сделать процесс преподавания юридических
дисциплин не только познавательным, но и интересным для студентов.
Степень проработанности
предмета. Особое внимание к понятию «мышление» представителей различных
отраслей научного знания определяется развитием общественной жизни,
необходимостью понимания и самооценки личности. Понятие «рефлексия»
прослеживается уже в идеях Аристотеля и Платона, затем в работах таких
философов, как Гегель, Р. Декарт, Дидро, Т. Кант, А. Лейбниц, Дж. Локк, Б.
Спиноза, Л. Фейербах, И. Фихте, Ф. Шеллинг; в исследованиях современных
философов и методологов (М. Бахтин, С. Гессе, В. Зинченко, Г. Щедровицкий), в
теории аналитической и индивидуальной психологии (А. Адлер, В. Олпорт, З.
Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).
С развитием тенденции к
гуманизации образования понятие «рефлексия» стало рассматриваться психологами и
отечественными педагогами (Б. Ананьев, Бодалев, Л. Выготский, В. Вульфов, В.
Давыдов, В. Загвязинский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Д. Эльконин). Чтобы
прояснить сущность рефлексивных умений, мы считаем, что необходимо
проанализировать понятие «отражение», рассмотреть определенные подходы к
изучению феномена рефлексии. Этимологический и лексико-семантический анализ
концепта «Отражение» свидетельствует об устойчивости содержания концепта,
несмотря на его пятивековую историю.
Преподавание юридических
дисциплин изучают ученые, специалисты в области педагогики и права: Е. В.
Гнатышина, Е. В. Евплова, В. А. Затонский, Е. М. Ибрагимова, В. В. Лазарев, В.
А. Козбаненко, А. В. Малко, А. Ю. Мамычев. Важная роль в этой области
принадлежит Е.А.Певцовой, М.В.Чередниковой и Е.М.Кропаневой. Однако изучение
особенностей и содержания учебного процесса по изучению права на уровне
среднего профессионального образования является актуальным в связи с
отсутствием специализированной литературы по данным вопросам.
Нами была проведена
работа по поиску научных работ на тему, связанную с проведением рефлексии учебной
деятельности правовых дисциплин непосредственно в средних профессиональных
организациях. Анализ изученной литературы привёл к выводу о том, что данная
тема является актуальной в силу отсутствия специальной литературы по данному
вопросу.
Целью
данной работы является рассмотрение и анализ
методических аспектов проведении рефлексии на занятиях по правовым дисциплинам
в профессиональной образовательной организации с целью его использования в
своей дальнейшей педагогической практике.
Для достижения цели дипломной
работы необходимо решить задачи:
1. Рассмотреть понятие и
значение рефлексии учебной деятельности обучающихся;
2. Изучить методику
формирования рефлексии учебной деятельности;
3. Изучить процесс проведения
рефлексии учебной деятельности студентов ПОУ "Челябинский юридический
колледж" на занятиях по правовым дисциплинам;
4. Разработать методические
рекомендации по проведению рефлексии учебной деятельности на занятиях по
правовым дисциплинам в ПОУ "Челябинский юридический колледж" (НОУ СПО
ЧЮК);
5. Выполнить методическую
разработку «План-конспект занятия на тему «Юридическая ответственность»;
Объект
исследования — проведение рефлексии на занятиях по
правовым дисциплинам в профессиональной образовательной организации.
Предмет
исследования — методика проведения рефлексии учебной
деятельности на занятиях по правовым дисциплинам в ПОУ "Челябинский
юридический колледж" (НОУ СПО ЧЮК).
Методы
исследования. В качестве методов исследования нами были
выбраны следующие: анализ — изучение педагогической и методической литературы;
анализ рекомендуемой деятельности педагога по организации правового обучения в
СПО; сравнительный анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих обучение
в СПО; синтез — изучение и обобщение опыта работы передовых преподавателей по
данной дисциплине.
Для более развёрнутого
анализа нормативных документов, регламентирующих содержание правового
образования мы использовали в качестве источниковой базы федеральные
государственные образовательные стандарты (ФГОС) среднего профессионально
образования по разным направлениям подготовки, рабочие программы дисциплин,
имеющиеся ФОСы к этим программам.
Научная
и практическая ценность работы выражена в том, что
знания, накопленные за последние десятилетия по методике преподавания права, систематизированы
и дополнены, а ФОС по разделу (модулю) «Право» разработанный на основе
полученных теоретических и практических знаний можно рекомендовать педагогам,
реализующим данное направление.
Структура
работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Заключение:
Образование является
одним из самых важных факторов развития современного общества. В XXI веке резко
увеличивается потребность государства в высокообразованных, культурных
гражданах, уважающих свою Родину и умеющих вести межнациональные диалоги.
В настоящее время
основными направлениями модернизации процесса образования выступают личностная
ориентация содержания образования; его деятельностный характер, практическая
направленность, вследствие чего обучаемые могут использовать в реальной жизни
усвоенные знания, навыки и умения для решения стоящих задач.
Ведущая цель правового
образования заключается в создании условий для обучения и совершенствования
знаний, умений, навыков каждого студента с опорой на принципы уровневой
дифференциации, в том числе учет их индивидуальных особенностей и способностей.
Дисциплины, формирующие
правовые компетенции преподаются во всех СПО в ходе изучения таких дисциплин
как «Обществознание», Обществознание вкл. экономику и право» и «Правовое
обеспечение профессиональной деятельности». В этой связи можно сделать вывод,
что граждане России после изучения указанного курса должны иметь базовые знания
правовой системе России, о содержании Конституции РФ, важнейших законах,
обеспечивающих их права и законные интересы той или иной сфере деятельности, а
также быть достаточно осведомлены об ответственности за то или иное
правонарушение.
Анализ психологической и
педагогической литературы показывает большое значение рефлексии для развития
как личности, так и социального сообщества в зависимости от содержания
жизненных задач: во-первых, рефлексия приводит к целостному представлению о
содержании, методах и средствах. их деятельности; во-вторых, критически
относиться к себе и своей прошлой, настоящей и будущей деятельности; в-третьих,
делает человека предметом своей деятельности.
Таким образом, с учетом
представленного ранее материала можно выделить следующие подходы к определению
категории «рефлексия» в современном педагогическом образовании:
— отражение как особая
форма действительности;
— рефлексия как механизм
процесса освоения новых форм деятельности;
— рефлексия, как принцип
мышления, включая понимание, самосознание, самопознание и самоанализ субъектом
внутреннего мира.
Следует подчеркнуть, что
рефлексия — это сложный, многоплановый процесс, сочетающий в себе несколько
видов деятельности. Это источник новаций и развития. Рефлексия — это не просто
осознание того, что есть в человеке, но и перестройка самого человека, его
индивидуального сознания, личности, способностей к познанию и деятельности.
Главная задача педагога — сделать так, чтобы ученик сознательно и постоянно
анализировал и корректировал свою деятельность. Усвоения знаний происходит
только тогда, когда в дело включается рефлексия, направляемая и за счет,
которой выделяется сама схема деятельности — способы решения задач или рассуждения.
Только субъект
образовательной деятельности может в полной мере использовать ее развивающие
возможности, в частности — усвоить общие установки и способы поисковой
поведения, в любых неопределенных ситуациях является оптимальным средством
преодоления стресса или фрустрации, оптимального реагирования на запросы
меняющегося социальной среды.
Таким образом, рефлексия
выступает инструментом и, в то же время, продуктом непрерывного образования,
будучи системным фактором ее развития. Рефлексия имеет большое значение как для
развития отдельной личности, так и социальной общности в зависимости от
содержания задач жизнедеятельности: она приводит к целостного представления,
знания о содержании, способы и средства своей деятельности; критически
отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем делает
человека субъектом своей деятельности.
На современном этапе
основополагающей целью изучения права выступает необходимость воспитания у
обучающихся глубокого осознания потребности соблюдения прав человека,
формирования у них чувства собственного достоинства и уважение к другим людям.
Основной целью правового
образования в СПО является формирование правовых компетенций, которые
реализуются, по нашему мнению, в недостаточном объёме. В большинстве программ
подготовки специалистов среднего звена отсутствует «Право», как отдельная
дисциплина и изучается лишь внутри отдельных предметов, в качестве модуля.
Рассмотрев возможные
формы и методы преподавания права в СПО можно сделать вывод, что они являются
симбиозом форм и методов преподавания права в школе и высших учебных
заведениях, так как, необходимо совместить содержание общего образования с
формой обучения принятой в СПО.
Не стоит забывать, что
такие дисциплины как «Обществознание», «Правовое обеспечения введения в
профессию» – это лишь обзорный курс. Он направлен на формирование у учащихся
системных представлений о праве и соответствующих базовых знаний. Студенты
профессиональных образовательных организаций, независимо от профиля и
направления подготовки, имеют право на необходимый им уровень правовых знаний,
необходимый им в будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
Иначе говоря, правовое обучение этой категории является необходимым.
К сожалению
педагогического сообщества, вопросы перехода к профильному правовому
образованию во время прохождения базовых дисциплин средних профессиональных
организаций пока еще разработаны не в полной мере как в дидактическом
направление в целом, так и в конкретно-методическом вопросах в частности.
Разработка фонда оценочных средств служит хорошим практическим помощником при
изучении данной дисциплины, так как сформированные критерии оценивания помогают
преподавателю избежать спорных вопросов в оценивание, сразу формируются
представления студентов о том, что именно им необходимо изучить,
предоставляется возможность самостоятельно организовать процесс своего
обучение.
Переход среднего
профессионального образования к формированию правовых компетенций несёт в себе
серьёзные стратегические разработки в сфере усовершенствования модели
российского образования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕФЛЕКСИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРАВОВЫМ ДИСЦИПЛИНАМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение рефлексии учебной деятельности обучающихся В широком смысле
«рефлексия» — это рассуждение, самопознание, понимание, самоанализ своей
деятельности в системе отношений с миром, в котором живет человек, например, в
английском языке понимается термин «рефлексия». Как «задуматься о …». Понятие
«мышление» возникло в философии и первоначально означало процесс размышления
человека о том, что происходит в его или ее собственном сознании. Термин
«отражение» ввел в науку Р. Декарт, разработавший рационалистическую теорию
самосознания, рассматривающую сознание как мысль. В своей книге «Разговор с
бирманцем» он отмечал: «Осознавать — значит думать и размышлять над
собственными мыслями».
Дж. Локк определил
отражение как источник особого знания, когда наблюдение индивида направлено на
внутренние действия сознания, а ощущения — на внешние вещи. Фактически, в этом
заключении ученый разделяет понятия «рефлекс» и «отражение» и определяет
последнее как особый источник знания, рожденный из внутреннего опыта. Эта
интерпретация рефлексии позже стала аксиомой интроспективной психологии,
которая рассматривает рефлексию как способ наблюдения за умственными
действиями.
В творчестве И. Канта
рефлексия приобретает гносеологическую форму и начинает рассматриваться как
форма познания [12].
В современном философском
понимании рефлексия интерпретируется как «принцип человеческого мышления,
направляющий его к пониманию и пониманию своих собственных форм и предпосылок;
предметная экспертиза самого знания, критический анализ его содержания и
способов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее
устройство и особенности духовного мира человека» [3, с.579].
Психология рассматривает
рефлексию как процесс самопознания субъектом своего внутреннего мира, состояния
психических процессов. Рефлексия — это не только знание и понимание себя, но
также определение того, как другие понимают и воспринимают вашу личность,
эмоциональные реакции и когнитивные представления.
Это «процесс двойного
межзеркального изображения между предметами друг друга, содержанием которого
является воспроизведение характеристик друг друга» [4].
Рубинштейн отмечал, что
благодаря наличию рефлексии субъект становится способным управлять
деятельностью, достигать целей. Возникновение отражения, обусловленное всем
течением жизни и деятельности индивида, благодаря ему осуществляется
опосредованное взаимодействие субъекта с миром, при преломлении внешних
воздействий, обусловленных спецификой субъективного мира. человека. При этом
отражение выступает как «внутренние условия, включенные в общий эффект за счет
естественной связи внешних и внутренних условий» [5, с. 351-352].
Рефлексия может
рассматриваться как определенный этап учебной деятельности, возникает в
ситуации грубости (противоречия) необходимого и возможного и представляет собой
модель и условие его формирования и развития. Благодаря наличию такой фазы в
деятельности сохраняется ее целостность и появляется возможность корректировать
содержание элементов деятельности [36]. Формирование этической учебной
деятельности предполагает развитие рефлексивной позиции студента, то есть
повышение уровня осознанного выполнения студентом этической учебной
деятельности, умения отвечать на вопросы, что и зачем он делает.
Самостоятельная учебная деятельность невозможна без его совести.
В научных исследованиях
существуют разные подходы к определению концепции отражения. К. Вазин
определяет рефлексию как главный элемент системы деятельности, выполняющий
сложную функцию саморегуляции человека в мире. По его мнению, рефлексия
происходит при отклонении от модели-нормы деятельности человека, когда
отмечается неудовлетворенность собственной деятельностью или собственной
моделью. Мышление блокирует старые модели деятельности и открывает новые
возможности для мышления и действий.
В. Слободчиков и Э.
Исаев рассматривают рефлексию как первую категорию в анализе проблемы сознания.
В сфере индивидуального сознания отражение, по их мнению, выступает как
кардинальное средство разрешения фундаментального противоречия «сознания
вообще», противоречия между наивным (достаточно рефлексивным) и трансцендентным
(максимально рефлексивным) сознанием. Анализ проблем