Платная доработка на тему Методические аспекты коррекционной работы по развитию навыков чтения у младших школьников в общеобразовательной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3 Глава 1. Научно – теоретическое обоснование темы
проблемы развития навыков чтения у младших школьников в общеобразовательной
школе 6 1.1. Определение понятия «письменная
речь» 6 1.2. Закономерности формирования навыка
чтения в онтогенезе 11 1.3. Проявление у младших школьников в
общеобразовательной школе дислексии 18 1.4. Методические аспекты по развитию
навыков чтения у младших школьников в общеобразовательной школе 24 Выводы по 1 главе 32 Глава 2. Проектирование логопедической работы по
развитию у младших школьников в
общеобразовательной школе навыков чтения 34 2.1. Организация исследования у младших школьников
в общеобразовательной школе навыка чтения 34 2.2. Методические аспекты диагностики по выявлению
типологии ошибок чтения у младших школьников в общеобразовательной школе 40 2.3. Методы организационной работы по развития
навыков чтения у младших школьников в общеобразовательной школе 46 Выводы по 2 главе 53 Заключение 55 Список литературы 58 Приложения 63
Введение:
Актуальность исследования.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения
навыками чтения. Нарушения чтения представляют собой распространенную форму речевой
патологии детей школьного возраста и потому относятся к активно развивающейся области
исследований, объединяющей педагогов, психологов, лингвистов, биологов и др.
В отечественной литературе
появилось несколько научных публикаций (Т. А. Алтухова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева)
и число защищенных диссертаций (Т. А. Алтухова, С. П. Хабарова, А. В. Огаркина,
М. Н. Русецкая), посвященных данной теме.
Распространенность нарушений
чтения среди детей довольно велика. В 1990-2000 годы [по данным различных авторов]
в европейских странах отмечается, до 10% детей с дислексиями, имеющих нормальный
интеллект: по данным Р. Беккер, нарушения чтения наблюдаются у 3% детей начальных
классов массовой школы; в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи количество
детей с дислексией достигает 22%; по данным Р. И. Лалаевой, в первых классах вспомогательной
школы нарушения чтения отмечаются у 62% школьников [20]; по данным А. Н. Корнева, дислексия
наблюдается у 4,8% обучающихся 7-8 летнего возраста; в школах для детей с тяжелыми
речевыми нарушениями и с задержкой психического развития дислексия выявлена в 20–50%
случаев; у мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек [16].
В последние годы в России
количество детей, страдающих дислексией, существенно увеличилось. Результаты исследований
свидетельствуют о том, что в общеобразовательных школах число детей с дислексией
составляет более 30%, в гимназиях-20% [6].
Если лет 15 назад в средних
и старших классах ученики с такой проблемой были крайней редкостью, то сейчас их
можно встретить в 6-7 и даже в 10 классах. Такое явление обусловлено многими причинами,
в том числе высоким темпом обучения и интенсивными учебными программами.
Наблюдаемая статистика проявления
дислексии, говорит о том, что несмотря на то, что проблемой дислексии занимается
большое количество учёных, детей с данным синдромом становится всё больше. Это требует
поиска новых подходов к коррекции дислексии у младших школьников.
Таким образом, выбор темы
исследования обусловлен тем, что в общеобразовательной школе у обучающихся младших
классов навык чтения имеет специфические особенности, которые повторяются в стойких,
систематических ошибках и данный процесс чтения отличает данную группу детей от
их сверстников.
Проблема данного исследования заключается
в выявлении необходимых методов и приемов по выявлению и коррекции навыка чтения
у младших школьников в общеобразовательной школе.
Объект исследования:
процесс развития навыка чтения у младших школьников общеобразовательных организаций.
Предмет исследования:
особенности коррекционной работы по развитию навыка чтения у детей младшего школьного
возраста в условиях общеобразовательной организации.
Цель исследования:
теоретически обосновать, разработать содержание логопедической работы по коррекционной
работы по развитию навыка чтения у детей младшего школьного возраста в условиях
общеобразовательной организации.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «письменная
речь» в специальной литературе.
2. Изучить закономерности
развития навыка чтения в онтогенезе.
3. Рассмотреть особенности
проявления дислексии у младших школьников общеобразовательной школы.
4. Изучить методические аспекты
развития у младших школьников общеобразовательной школы навыка чтения.
Заключение:
Процесс письма – это сложный
психический процесс, в содержание которого входят звуковой анализ подлежащего написанию
слова, уточнение его фонематического состава, сохранение порядка звуков, входящих
в это слово, а также перевод звуковой структуры слова в систему графических знаков,
их длительное удержание в памяти и правильную пространственную организацию этих
графических символов.
Чтение — сложный психофизиологический
процесс, направленный на расшифровку и понимание письменного сообщения. Обобщая
имеющиеся представления, упомянем наиболее важные предпосылки развития навыка чтения:
полноценность владения речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать
на слух), навыком звукового анализа и синтеза, сформированностью фонетической стороны
речи и ее грамматического строя; достаточность словарного запаса; владение связанной
речью; зрительное восприятие; сформированность зрительно-пространственных представлений.
Формирование навыка чтения проходит несколько этапов, прежде чем образуется навык
беглого, осмысленного чтения: овладение звукобуквенными обозначениями, послоговое
чтение – на этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без
затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения довольно быстро
соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами; становление синтетических
приемов чтения – этот этап является переходной от аналитических к синтетическим
приемам чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые
и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам; синтетическое чтение
– на этом этапе ребенок овладевает целостными приемами чтения: словами, группами
слов. Главным для него становится не техническая сторона процесса чтения, связанная
со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого.
Проявлениями дислексии у младших
школьников являются следующие виды ошибок: пропуски букв, слогов, слов; пропуски
или повторы строк; перестановки букв, слогов, слов; персеверации букв; антиципации
букв; добавления звуков; смешения букв, обозначающих гласные звуки, имеющие акустико-артикуляционное
сходство; смешения букв, обозначающих согласные звуки, имеющие акустико-артикуляционное
сходство; —смешения оптически сходных букв; ошибки в постановке ударения; ошибки
угадывающего чтения (в окончаниях слов); замены слов на основе оптического сходства;
замены слов на основе смыслового сходства; аграмматизмы.
Необходима целенаправленная
систематическая работа по развитию и совершенствованию навыка чтения учащихся начальных
классов. Такая работа должна быть направлена на одновременное овладение всеми компонентами
навыка чтения (правильностью, выразительностью, осознанностью, беглостью).
В процессе изучения
особенностей организации логопедического исследования по изучению нарушений
навыка чтения было выявлено, что исследование основывается на следующих
принципах: комплексность и всесторонность; целостность и конкретность;
индивидуальный подход в установлении контакта; выявление положительных
возможностей. Педагогическое обследование включает в себя: констатирующий,
формирующий и контрольный этапы. Констатирующий этап проводится с целью
определения исходных данных для дальнейшего исследования. Отличительная
особенность формирующего этапа состоит в том, что предмет исследования
формируется в условиях обучения. Контрольный этап является повторным, его цель
– проверка результатов предыдущего этапа путем специальной оценки влияния
переменной, которая не была под контролем.
Для составления верного
логопедического заключения и отграничения различных форм речевых нарушений от
сходных состояний, связанных с интеллектуальным недоразвитием,
эмоционально-волевыми и поведенческими расстройствами, для выбора рациональных
путей коррекции речевых нарушений необходим дифференцированный подход к
обследованию детей с различной речевой патологией. Диагностика по выявлению
типологии ошибок чтения у младших школьников в общеобразовательной школе
осуществляется по следующим методикам: СМИНЧ рассчитан на исследование чтения у
учеников 2-6 классов (Корнев, Ишимова, 2010), по методике А.Н. Корнева «Тест оперативных
единиц чтения» (далее ˗ ТОПЕЧ). Для диагностики особенностей развития устной
речи используют тестовую методику экспресс – диагностики устной речи младших
школьников Фотековой Т.А. и Переслени Л.И. (В методике использованы речевые
пробы, предложенные Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой).
Коррекционная работа по
развитию навыка чтения проводится в три этапа: 1 этап – пропедевтический.
Задачи: создание функциональных предпосылок чтения. Планирование этого раздела
коррекционной работы согласуется с результатами диагностики сформированности
основных предпосылок; II этап – формирующий звукобуквенные связи и слоговое
чтение (слоги СГ, ГС). По времени это обычно самый продолжительный этап; III –
этап формирующий слоговое чтение (слоги типа СГС).
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Научно – теоретическое обоснование темы проблемы развития навыков чтения у младших
школьников в общеобразовательной школе 1.1.
Определение понятия «письменная речь» Общение осуществляется не
только при помощи устной речи, но посредством неязыковых средств общения: прикосновения,
жестикуляции, мимических средств общения, указания на различные предметы, то есть
невербальных средств общения. Кроме того, речь рассматривается как общение с помощью
языковых знаковых единиц (слов, синтаксических конструкций, текста, интонаций) [13].
Письменная речь – это передача
языковой информации посредством буквенных обозначений, звуков, слов, фраз. Письменная
речь является сложной формой коммуникации: осознанной, регламентированной, развернутой
(в отношении языкового оформления) и абстрактной, т.к. она лишена видимого контакта
с собеседником. В понятие письменная речь входят такие составляющие (или виды речевой
деятельности), как чтение и письмо [24].
Чтение — это специфический
вид общения, теснейшим образом связанный со слушанием, письмом и отчасти с говорением,
которые, как виды речевой деятельности, многообразно дополняют друг друга. Если
письмо есть своеобразное «переложение» устной речи на письменную, то чтение — это
перевод письменной речи на устную. Как указывал известный отечественный психолог
Д. Б. Эльконин, «чтение — это, прежде всего, процесс воссоздания звуковой формы
слов по их графической (буквенной) модели» [42].
При этом чтение является не
только процессом декодирования сообщения, предъявляемого в письменной форме; оно
предполагает и перевод зрительных (графических) символов в устную артикуляционную
систему. Таким образом, оно включает в свой состав, как элементы кодирования, так
и элементы декодирования (а точнее, перекодирования) речевого сообщения.
Чтение является аналитико-синтетическим
интеллектуальным процессом, включающим звуковой анализ и синтез элементов языка.
Особенно отчетливо аналитико-синтетический характер чтения проявляется на ранних
этапах его развития у ребенка, в частности, когда он анализирует буквы, «переводит»
их в звуки, объединяет последние в слоги, а из слогов «синтезирует» слово. Иной,
более сложный, характер процесс чтения имеет на последующих этапах его формирования.
Чем дальше, тем в меньшей степени читающий подвергает анализу все элементы слова,
он схватывает взором лишь ограниченный комплекс букв, несущих основную информацию
(чаще — корневую часть слова), и по этому комплексу звукобуквенных знаков восстанавливает
значение целого слова [39].
Важно отметить, что единицей
процесса чтения является слово, а не отдельные буквы (звуки); последние выполняют
роль своего рода ориентиров при чтении. Глаз воспринимает в процессе чтения не все
буквы, а лишь некоторые из них, прежде всего те, которые несут наибольшую информацию
о слове (слогообразующие гласные, сочетания согласных, образующие основу слова,
начальный согласный в слове). Такие буквы носят название «доминирующих».
Акт чтения протекает при этом
«в полном и неразрывном единстве процессов восприятия и понимания читаемого». Процесс
восприятия к этому времени автоматизируется и обеспечивает условия для быстрого
и правильного понимания читаемого. Понимание, в свою очередь, начинает активно влиять
на процесс восприятия письменного текста, воздействуя на его скорость и точность
[3].
Понимание слова, фразы при
чтении обеспечивается не только точностью восприятия, но и влиянием контекста. Об
этом факторе, играющем известную роль в чтении, указывалось в работах многих авторов.