Платная доработка на тему Место и роль женщины в современном обществе на примере арабских государств.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО
СТАТУСА ЖЕНЩИН В АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВАХ.. 8
1.1 Социально-правовой статус женщин в
мусульманском обществе. 8
1.2 Дискриминация женщины в арабских странах.
Вербальное и физическое насилие в семье и обществе. 22
ГЛАВА 2 ЖЕНСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В АРАБСКИХ
СТРАНАХ.. 34
2.1 Идейные основы и деятельность женских
общественных движений в арабских странах. 34
2.2 Исламский феминизм.. 41
2.3 Место современной женщины-политика в арабских
странах. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
Список использованных источников и литературы: 67
Приложение…………………………………………..…………………………… 71
Введение:
Актуальность
темы определяется становлением проблемы равенства прав
женщин как основополагающей для понимания гендерного неравенства в качестве
одной из актуальных задач глобального развития. к вопросам решения социальных
проблем гендерного неравенства привлечены практически все государства и ведущие
международные организации, прежде всего Организация Объединенных Наций.
В арабских странах проблема обеспечения
прав женщин занимает особое место. Эти страны являются частью исламского мира,
и роль женщины во многом обусловлена канонами ислама.
Само появление ислама, последовавшее затем
становление шариата, фиксация некоторых обязательных элементов касательно роли
женщины в религиозной доктрине является в чем-то уникальным, актуализируя проблему
исследования на принципиально новом уровне.
Столкновение идей прозападной модернизации
с традиционными устоями, произошедшее в мусульманском мире в XIX – XX вв.,
вызвало широкие дискуссии касательно места женщины, проблемы гендерного
неравенства, в политике, общественной, экономической, культурной жизни, а также
повлекло попытки пересмотра сложившихся представлений либо в сторону «очищения»
ислама и «возвращения» к его истокам, либо к отказу от той или иной части его
традиционной роли в жизнедеятельности общества и политической системе.
Мкжду тем, гендерная дискриминация
является дорогостоящей для экономик стран всего мира. Также, она ставит женщин
в уязвимое и зависимое положение, заставляя испытывать эмоциональные и
экономические последствия. Женщины часто сталкиваются с предвзятым отношением и
дискриминацией, а также с сексуальными домогательствами. Гендерные нормы и
стереотипы в отношении служебных обязанностей часто могут влиять на то, какие
должности занимают женщины. Эти стереотипы играют значительную роль в
существовании гендерного разрыва в оплате труда.
Доказательства дискриминации по признаку
пола уходят корнями в историю, традиции и культуру. Гендерное неравенство
является крайне изнурительной стигмой и приводит к тому, что психология женщин
наносит ущерб их ценности и достоинству для себя и для общества.
Представляется ошибочным ожидать, что
гендерный дисбаланс выровнялся бы сам по себе. Для решения этой проблемы
необходимо не только повышенное внимание государства и общества, но также и
научные исследования, которые помогли бы приблизиться к формированию
полноценного гендерного равенства.
Степень
научной разработанности темы. Изученные материалы можно
разделить на две группы. В пераую включены немногочисленные работы на русском
языке, таких ученых, как Т. Казина, А. Магала[1], В.
Черкас, А, Беков[2],
которые рассматривали отдельные аспекты данной проблемы.
Во вторую группу включены работы
зарубежных исследователей, таких как Абу-Лигод,[3] К.
Али[4], М,
аль-Шармани[5],
С. Челала[6], Ф.
Шанин[7], Дж.
Бадави[8], Л.
Тонессен[9], М.
Бадран[10], М.
Робб[11], П,
Оффенгеймер[12],
Р. Фоссет[13],
Н. Тохиди[14],
Объект
выпускной квалификационной работы – гендерное равенство.
Предмет
выпускной квалификационной работы – место и роль женщины в современных
арабских странах.
Целью
исследования является анализ места и роли женщин в
современных арабских странах.
Основными задачами работы являются следующие:
1) рассмотреть социально-правовой статус
женщины в мусульманском обществе;
2) охарактеризовать дискриминацию женщин в
арабских странах, вербального и физического насилия в семье и обществе;
3) определить идейные основы и
деятельность женских общественных движений в арабских странах;
4) выявить особенности исламского
феминизма;
5) определить место современной
женщины-политика в арабских странах.
Методологическая
основа исследования. При работе над данной
темой использовался подход историографического анализа, в рамках которого применялись
историографический, хронологический, проблемно-хронологический методы для
исследования места и роли женщин в современных арабских странах.
Кроме того, при написании данной работы
большое внимание уделяется структурному анализу для изучения внутренней структуры
и закономерностей функционирования обществ и политических систем арабских
государств, системному анализу, в рамках которого использовался структурно-функциональный
метод для обследования проблемы гендерного неравенства.
Теоретическая
значимость исследования состоит в возможности использования
теоретического анализа и выводов работы при дальнейшей научной работе в данном
направлении.
Практическая
значимость. Материалы и выводы исследования могут быть
использованы в учебном процессе, на лекционных и семинарских занятиях в
соответствующих дисциплинах, в выступлениях на студенческих или иных
научно-практических конференциях, при подготовке научных публикаций.
Гипотеза
исследования. Место и роль женщины в арабских странах
остро ставит вопросы гендерного неравенства. В перспективе меньшая защищенность
прав женщин и проблемы обеспечения гендерного равенства останутся актуальными
для этих стран.
Научная
новизна. В работе впервые на системной основе был изучен
вопрос роли и места женщин в арабских государствах с учетом последних тенденций
и динамики. Апробация
результатов.
Структура
выпускной квалификационной работы обусловлена поставленными
целью и задачами. Она состоит из введения, двух глав и четырех параграфов,
заключения, списка использованных источников и литературы. [1]
Казина Т, Магала А. Женское
движение в арабских странах URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/zhenskoe-dvizhenie-v-arabskih-stranah (дата
обращения: 30.04.2021) [2]
Черкас В.В.,Беков А.
Дискриминация женщин в арабских странах: история и современность . URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/diskriminatsiya-zhenschin-v-arabskih-stranah-istoriya-i-sovremennost
(дата обращения: 30.04.2021) [3] Abu-Lughod,. ‘Do Muslim Women
Need Saving? Anthropological Reflections on Cultural Relativism and Its
Others.’ American
Anthropologist, GB,Vol. 104, No. 3? 2012: 783-790 [4] Ali, K. ‘Muslim Sexual Ethics:
Understanding a Difficult Verse, Qur’an 4: 34.’ URL:
http://www.brandeis.edu/projects/fse/muslim/diff-verse.html. (дата обращения:
30.04.2021) [5] Al-Sharmani, Mulki. “Islamic
Feminism: Transnational and National Reflections”. Approaching Religion 4 (2), 2014
83-94 [6]
César Chelala, Domestic Violence in the Middle East. URL:
https://www.theglobalist.com/middle-east-domestic-violence-gender-equality/
(дата обращения: 30.04.2021) [7]
Farah Shahin. Islamic Feminism and Hegemonic Discourses on Faith and Gender in
Islam URL:
https://brill.com/view/journals/ijia/1/1/article-p27_3.xml?language=en (дата обращения:
30.04.2021) [8]
Jamal A. Badawi The Status Of Woman In Islam. URL:
https://www.iium.edu.my/deed/articles/statusofwomen.html (дата обращения:
30.04.2021) [9]
Liv Tønnessen. Islamic Feminism, a public lecture URL:
https://www.cmi.no/publications/file/5289-islamic-feminism-a-public-lecture-by.pdf
(дата обращения:
30.04.2021); Liv Tønnessen. An increasing number of Muslim women in politics: A
step towards complementarity, not equality
URL:
https://www.cmi.no/publications/6534-increasing-number-of-muslim-women-in-politics
(дата обращения:
30.04.2021) [10]
Margot Badran. From Islamic Feminism to a Muslim Holistic Feminism URL:
https://core.ac.uk/download/pdf/43538614.pdf (дата обращения:
30.04.2021) [11]
Megan Robb. How Islamic feminism could shape gender equity URL:
https://penntoday.upenn.edu/news/how-islamic-feminism-could-shape-gender-equity
(дата обращения:
30.04.2021) [12]
Priscilla Offenhauer. Women In Islamic Societies: A Selected Review Of Social
Scientific Literature URL:
https://www.loc.gov/rr/frd/pdf-files/Women_Islamic_Societies.pdf (дата обращения:
30.04.2021) [13]
Rachelle Fawcett. The reality and future of Islamic feminism URL:
https://www.aljazeera.com/opinions/2013/3/28/the-reality-and-future-of-islamic-feminism
(дата обращения:
30.04.2021) [14]
Tohidi, Nayereh. “Islamic Feminism: Perils and Promises,” Middle East Women’s
Studies Review 16, nos. 3–4 (Winter 2002). URL:
http://www.amews.org/review/reviewarticles/tohidi.htm (дата обращения:
30.04.2021)
Заключение:
Ислам отводит женщине во многих
аспектах равную с мужчиной роль. Это касается, в частности, ее выполнения своих
религиозных обязанностей, право на собственность, на жизнь и здоровье.
В то же время, по некоторым аспектам
в исламе прямо подчеркивается гендерное неравенство. Прежде всего, говорится о
лидирующей роли мужчин, об из обязанности обеспечивать женщин, большем праве на
собственность, естественном праве возглавлять государство или армию и т.д.
Эти принципы формируют основы
положения женщины в арабо-мусульманских странах.
Социологические теории предлагают
различные подходы и объяснения проблеме гендерного неравенства, однако они не
дают исчерпывающего и однозначного описания всех видов дифференциации половых
ролей. К числу основных теорий можно отнести функционализм, теорию конфликта,
неомарксизм и психоанализ.
Проблемы гендерного неравенства стали
занимать видное место в международной повестке дня. В продвижении прав женщин
на международном уровне большую роль сыграла Организация Объединенных Наций
(ООН) и созданные ею институты, работающие на обеспечение равноправия женщин. Начиная с 1990-х годов в международных
документах наблюдается переход от понятия «равноправие женщин с мужчинами», что
может трактоваться как продвижение к равноправию женщин и к понятию гендерного
равенства, что означает признание и создание международных стандартов равных
прав для женщин и мужчин
Вербальное и физическое насилие в
отношении женщин распространены в арабских странах. Словесные сексуальные
домогательства происходят чаще, чем физические.
Сексуальные домогательства распространены
во всех арабских странах, прежде всего, в Египте. Женщины по-прежнему несут
бремя сексуальных домогательств в общественных местах почти во всех
странах-участницах, где около 39 процентов женщин-респондентов являются
жертвами сексуальных домогательств в общественных местах, против 22 процентов
респондентов-мужчин.
Молодые женщины в возрасте 17–28 лет
подвергаются сексуальным домогательствам чаще, чем их старшие сверстницы.
Сексуальные домогательства в общественных местах
— это городское явление. Сравнение внутри стран показывает, что уровень
домашнего насилия относительно высок в Йемене (26 процентов), Марокко (25
процентов), Египте (23 процента), Судане (22 процента) и Алжире (21 процент).
Все женщины и мужчины, проживающие в
сельских районах Ливана, сталкиваются с насилием в семье. Домашнее насилие —
это в основном сельское явление. Жертвы домашнего насилия в арабских странах
обращаются за помощью к родственникам, то есть к семье. Домашнее насилие
по-прежнему считается личным семейным делом
Проблема гендерного неравенства стала
подниматься в арабских странах на уровне гражданского общества сравнительно
недавно. Работа по данному направлению была взята институтами гражданского
общества, поскольку государственные институты не стремились поднимать подобного
рода вопросы, тесно связанные с исламом и его трактовками.
«Арабская весна» дала толчок активизации
вопросов роли и места женщины в обществе. Тем не менее, к настоящему времени
можно определить только несколько ведущих НПО, которые непосредственно занимаются
данными вопросами, а большая часть неправительственных организаций занимается в
целом вопросами общественного развития, затрагивая проблемы гендерного
равенства только частично.
Исламский феминизм характеризуется
дебатами, практикой, провозглашенной в рамках исламских ценностей и рамок.
Мусульманские женщины выдвинули на первый план свой опыт и бросили вызов
традиционной и постклассической интерпретации Корана и Сунны.
Они утверждали, что толкование
религиозного текста полностью предвзято и основано на мужском опыте, вопросах,
ориентированных на мужчин, и на общем влиянии патриархального общества и
культуры. По мнению исламских феминисток, ислам гарантировал права женщин с
момента своего зарождения, подтверждая идею эгалитарной этики в исламе.
Однако исходное послание ислама было
затруднено гегемонистской интерпретацией исламской юриспруденции; продукт
существующего патриархата в долгой истории ислама на протяжении нескольких
столетий. Права женщин, прописанные в исламе, больше не применяются на
практике, даже требование прав женщин рассматривается многими как
противоречащее основному принципу ислама.
Исламские феминистки находят аргументы в
Коране и хадисах и призывают вновь открыть дверь реформистскому иджтихаду
(рассуждениям).
Мусульмане понимают патриархат в Коране
двумя способами: первый из аятов, а другой — из разного толкования Корана по
вопросам, включая браки, развод, наследство. Исламские феминистки отвергают
элементы против женщин, присутствующие в мусульманской умме, и считают их
неэтичными и противоречащими исламу.
Политическое участие женщин в арабских
странах исторически было ограничено. Однако после популяризации светских идей и
распространения процессов глобализации традиционная роль женщин стала
пересматриваться.
Главное препятствие – установки Священного
писания – просто обойти было невозможно. Для этого необходимо либо
реформирование и иджтихад, сторонниками которого являются исламские феминистки,
либо концепция взаимодополняемости, сторонниками которой в той или иной степени
являются политические элиты арабских стран.
Для дальнейшего поощрения гендерного
равенства необходимо расширить образование для женщин, улучшить общественное
здравоохранение, расширить возможности по уходу за детьми и обеспечить равный
голос для женщин в культурной, социальной, экономической и политической сферах
общественной жизни. Без равного представительства женщин в процессах принятия
решений и в учреждениях решения зачастую оказываются более выгодными для мужчин
и, следовательно, неэффективными для нации в целом.
Сотрудничество местных
общин, учреждений, национальных органов власти и международных органов имеет
важное значение для оказания влияния на изменения и повышения ценности женщин.
Все они должны действовать согласованно в отношении общения, образования, лидерства,
культурных норм и традиционных ценностей, чтобы изменить отношение и мышление
населения в пользу гендерного равенства.
Решать проблему гендерного неравенства
должны государство, общество и бизнес. По мере устранения проблемы гендерного
разрыва можно будет легче справляться с вопросами экономического развития и
повышения уровня жизни. Без ращения вопросов гендерного неравенства странами в
современном мире намного сложнее эффективно развиваться и сохранять
конкурентоспособность. Хотя гендерное неравенство является
глобальной проблемой прав человека, мусульманские женщины по-прежнему имеют
один из самых высоких гендерных разрывов в экономическом потенциале и гендерном
неравенстве.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЖЕНЩИН В АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВАХ 1.1 Социально-правовой
статус женщин в мусульманском обществе Обеспечение равных прав мужчин и
женщин является глобальной проблемой. Гендерное неравенство можно определить
как «характеристику социального устройства, согласно которой различные
социальные группы (в данном случае — мужчины и женщины) обладают устойчивыми
различиями и вытекающими из них неравными возможностями в обществе»[1].
Мусульманское общество положение
женщин основывает на принципах ислама. В исламе мужчины и женщины равны с точки
зрения морали в глазах Бога и должны выполнять одни и те же обязанности в плане
веры. Для них обязательны все принципы и столпы веры, без гендерного различия.
Исторически считается, что при
возникновении ислам объединил все традиционные представления о роли женщин. Он
в целом улучшил положение женщин по сравнению с более ранними арабскими
культурами, запретив убийство младенцев женского пола и признав
индивидуальность женщины, которая не является простым придатком мужчины или
семьи[2].
Исламское право подчеркивает
договорный характер брака, требуя, чтобы приданое выплачивалось женщине, а не
ее семье, и гарантирует женщинам права наследования, владения и управления
имуществом.
Женщинам также было предоставлено
право жить в супружеском доме и получать финансовую поддержку во время брака и в
период ожидания после смерти супруга или развода, что для своего времени было
значительным шагом вперед. [1] Гендерное неравенство. URL:: https://vocabulary.ru/termin/gendernoe-neravenstvo.html (дата обращения: 30.04.2021) [2] Kamrany Nake, Robinson
Catherine. The Global Problem of Gender Inequality.. URL: https://www.huffpost.com/entry/gender-inequality_b_1417535
(дата обращения: 30.04.2021)