Английский язык Платная доработка Иностранные языки

Платная доработка на тему Ментальные карты в обучении грамматике английского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Теоретико-методологические основы применения ментальных карт в обучении грамматике английского языка в ВУЗах на неязыковых факультетах 7

1.1 Особенности обучения грамматике иностранного языка в ВУЗах на неязыковых факультетах 7

1.2 Сущность ментальных карт и их применение в обучении ИЯ 17

1.3 Методические подходы к применению ментальных карт в обучении грамматике английского языка 25

1.4 Методические рекомендации по составлению ментальных карт 34

Выводы по 1 главе 41

2. Практическое применение ментальных карт в обучении грамматике английского языка 43

2.1. Отбор и подготовка учебного материала для эксперимента 43

2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению эффективности использования ментальных карт на занятиях английского языка для студентов неязыковых факультетов 45

2.3. Анализ проведенного эксперимента и итоги обучения 57

Выводы по 2 главе 59

Заключение 61

Список использованной литературы 63

Приложение 70

  

Введение:

 

Данное исследование посвящено применению ментальных карт в процессе изучения иностранного языка в общеобразовательной школе.

Ментальные карты широко используются в жизни каждого человека. Они используются в преподавании, конспектировании лекций и книг, решении различных творческих задач, подготовке тематических материалов, мозговом штурме, презентациях, планировании и разработке проектов, обобщении и структурировании знаний, составлении списка дел, общении, проведении тренингов, развитии интеллектуальных способностей, решении проблем и составлении органограммы (организационные структуры).

С точки зрения обучения, ментальные карты используются с целью фиксации информации, усвоения знаний, анализа и понимания материала, написания исследовательских работ, воспроизведения изученного и обратной связи [Анисимова 2016: 1-2].

При изучении иностранного языка ментальная карта может быть использована тем или иным способом, в зависимости от темы, цели и задач, поставленных перед преподавателем.

Метод отображения разума позволяет вам представлять информацию таким образом, чтобы она могла быть одновременно воспринята как левым, так и правым полушариями.

Благодаря использованию цветов, узоров и пространственных соотношений любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что для продуктивного использования иностранного языка необходимо овладеть всем спектром грамматических навыков, а визуализация чрезвычайно продуктивна при изучении грамматики. Опора на инфографику, таблицы и диаграммы поможет учащимся быстрее усвоить грамматический материал, а также в дальнейшем отработать его до автоматизма [Алексеева 2018: 29-33]. Несмотря на то, что метод использования ментальных карт был исследован и использовался в течение определенного времени, интегративный подход к их использованию в общеобразовательной школе еще не исследован.

Проблема исследования заключается в создании такой универсальной системы внедрения ментальных карт в процесс формирования грамматических речевых навыков, которая была бы адаптирована к целям и задачам учебной дисциплины «Английский язык» в процессе обучения в ВУЗе, и соответственно была бы полностью адаптирована под психологические особенности обучающихся, соответствовала их интересам и запросам, а также служила бы дополнением к существующей учебной программе, компенсируя недостатки системы преподавания.

Целью исследования является изучение использования ментальных карт при обучении грамматике иностранного языка в средней школе. Также целью внедрения данной методики является повышение эффективности процесса обучения за счет усиления визуализации информации и активизации образного мышления учащихся [Балан 2015: 1].

Объектом исследования являются ментальные карты на уроках английского языка.

Предметом исследования являются методы использования ментальных карт, используемые на уроках иностранного языка (английского), при преподавании грамматики в средней школе.

Гипотеза исследования заключается в том, что использование ментальных карт должно повысить эффективность изучения грамматики и повысить мотивацию к изучению английского языка в общеобразовательной школе.

Задачи исследования. Исходя из цели работы, необходимо выполнить следующие задачи:

— определить концепцию ментальных карт

— раскрыть теоретические основы использования ментальных карт как средства обучения грамматике иностранного языка

— рассмотреть основные подходы к изучению грамматики

— изучить технологию преподавания грамматики с использованием ментальных карт

— использовать метод ментальной карты с экспериментальной группой

— разработать фрагмент урока по формированию грамматических навыков иностранного языка у учащихся с использованием ментальных карт.

Методы исследования: теоретические методы: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической и технической литературы по исследуемой проблеме; экспериментальные методы: методы педагогических измерений и диагностики, соответствующие целям исследования (тестирование, метод контент-анализа практических работ, метод интеллектуальных карт), методы статистической обработки результатов.

Методологическая основа исследования заключается в использовании интегративного подхода при разработке системы использования ментальных карт в неязыковом вузе. Таким образом, в работе позиция исследования рассматривает образование рассматривается как процесс и результат педагогической интеграции (межпредметной, внутрипредметной, межличностной, внутриличностной).

Теоретической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой тематике: К. А. Табуновой, Е. Ю. Вишневской, Л. А. Нежведиловой, Т. Бузан и Б. Бусен, Н.Д. Гальсковой, Г.В. Роговой, а также И. Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.П. Беспалько.

Научная новизна исследования метода ментальных карт заключается в использовании интегративного подхода повышения познавательной мотивации учащихся за счет увеличения визуализации учебного процесса и коммуникационных связей между преподавателем и студентом.

Теоретическая значимость исследования. Выделены и обоснованы принципы использования интеллектуальных карт как средства оценки структурной составляющей качества знаний учащихся: наглядность, доступность, индивидуализация.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе полученных результатов анализа ментальных методов обучения грамматике иностранного языка был разработан фрагмент урока английского языка с их использованием, который впоследствии может быть использован другими учителями.

Структура исследования: введение, две главы в соответствии с поставленными задачами, каждая из которых разделена на определенное количество параграфов, заключение, список использованных источников, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, объект, предмет, методологические, теоретические и эмпирические основы исследования, теоретическая и практическая значимость данного исследования, структура выпускной квалификационной работы.

В первой главе раскрываются теоретические основы использования ментальных карт как средства обучения грамматике иностранного языка: описывается формирование грамматических навыков с учетом психологических особенностей у детей среднего школьного возраста, определяется место ментальных карт в образовательном процессе, рассматриваются средства использования ментальных карт в обучении грамматика иностранного языка для студентов.

Во второй главе разрабатываются методические рекомендации по формированию грамматических навыков иностранного языка у учащихся с помощью ментальных карт.

В заключении подводятся итоги проделанной работы и делаются окончательные выводы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В работе представлены вопросы, касающиеся теоретико-методологических основ применения ментальных карт в обучении грамматике английского языка в ВУЗах на неязыковых факультетах. Особенности состоят в необходимости использования схематичного представления различных грамматических моделей; в последовательности в обучении, начиная с базовых общих лексико-грамматических знаний и постепенному переходу к специализированному материалу.

Обучение грамматике должно быть основано на коммуникативном подходе преподавания языка.

В работе представлена сущность ментальных карт, а также особенности их применения в обучении ИЯ. Ментальные карты представляют собой определенного рода технологию, которая визуализирует различную информацию при ее обработке человеком. Это способ изображения процесса общего системного мышления с помощью структурно-логических схем радиальной организации. В обучении грамматике ИЯ ментальные карты могут также успешно применяться с другими вариантами визуализации (фото, видео и др.). В работе также рассматриваются различные методы применения данной технологии для студентов неязыковых факультетов.

Во второй главе дополнительно был проведен анализ учебного пособия для высших школ по английскому языку INFLUX (2021), разработанное университетом МПГУ. Рассмотрев разного типа упражнения, используемые наглядность, было замечено, что пособие имеет достаточное количество наглядного материала, представленного таблицами, фотографиями, рисунками. С нашей точки зрения, большинство из них являются достаточно однотипными, что могло бы способствовать привыканию у студентов.

В связи с этим был приведен пример экспериментального исследования, основанного на материале некоторых уроков по грамматике вышеописанного пособия с использованием дополнительного наглядного материала, основанного на применении ментальных карт. В рамках анализа эффективности использования ментальных карт на занятиях английского языка для студентов неязыковых факультетов было проведено экспериментальное исследование для двух подгрупп ВУЗа.

Проводимый эксперимент состоял из трех этапов (констатирующего, формирующего и контрольного). На констатирующем этапе была проведена диагностика наличия и уровня сформированности видов речевой деятельности студентов обеих подгрупп. Определялись цели и задачи эксперимента; были прописаны условия эксперимента; проведено описание гипотезы эксперимента.

Целью проведения эксперимента было доказательство эффективности использования технологий ментальных карт на занятиях английского языка для повышения уровня грамматической компетенции в целом.

Далее был проведен формирующий этап работы для одной экспериментальной подгруппы с применением технологии ментальных карт, направленных на повышение уровня сформированности грамматических умений и навыков в ходе занятий. На контрольном этапе после проведения вторичной диагностики с целью выявления эффективности формирующего этапа, было установлено, что использование ментальных карт для формирования грамматической компетентности студентов повышают их уровень мотивации к обучению в целом, развивают творческое, логическое и критическое мышление.

Таким образом, было доказана необходимость использования технологии ментальных карт, позволяющих визуализировать изучаемый грамматический материал и повышать эффективность обучения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретико-методологические основы применения ментальных карт в обучении грамматике английского языка в ВУЗах на неязыковых факультетах

1.1 Особенности обучения грамматике иностранного языка в ВУЗах на неязыковых факультетах

Общеизвестно, что на сегодняшний день знание иностранного языка является неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием разного направления подготовки. Это делает специалистов конкурентоспособными на международном рынке труда. Данное обоснование обусловливает необходимость качественных изменений в обучении иностранным языкам студентов неязыковых специальностей, с целью улучшения уровня их знаний иностранного языка и возможности ее практического использования в будущей профессиональной деятельности.

Проблеме обучения иностранному языку студентов и учащихся посвящено много работ различных ученых: Й. Берман, И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Г.А. Китайгородской, М.В. Ляховицкого, Е.И. Пассова, Е.С. Полат, П.В. Сысоева, Ю.С. Швецовой, А.Н. Щукина и др. Дальнейшее исследование этой проблемы современными языковедами, методистами объясняется возрастающей ролью иностранного языка в профессиональной деятельности специалистов.

Как мы видим, данная проблематика остается актуальной. Следует отметить, что в современной методике преподавания наибольшую популярность снискало коммуникативное направление, которое концентрируется на формировании у обучающихся умений, связанных с решением коммуникативных задач, нацеленных на овладение высоким уровнем общения.

Коммуникативная компетенция находит свое проявление не только в процессе обучения иностранному языку, она также необходима для всех сфер жизнедеятельности. Степени ее сформированности определяет способность человека к адекватному ориентированию и поведению в разных ситуациях социального взаимодействия. В связи с этим главная цель обучения иностранному языку состоит в том, чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, основа которой представлена коммуникативными умениями, сформированными на базе языковых знаний и навыков [Гончаренко 2008: 13].

Коммуникативное направление в обучении иностранному языку состоит в том, что учащиеся учатся решению коммуникативных задач для того, чтобы овладеть высоким уровнем иноязычного общения. Иначе говоря, коммуникативным направление предполагается формирование умений и навыков свободно выражать мысли и чувства в речевой деятельности в соответствии с коммуникативной ситуацией [Нещадим 2006: 13].

Целью обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах является достижение уровня, достаточного для практического использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности, то есть формирование у студентов иноязычной профессионально-направленной коммуникативной компетенции. Важную роль в этом процессе играет мотивация изучения иностранного языка, которая выражается в потребности организовать профессиональную коммуникацию, в том числе на иностранном языке. Поэтому одной из главных особенностей иностранного языка как учебной дисциплины является профессионально-ориентированный характер, что должно отражаться в целях и содержании обучения.

 

Содержание:

 

ГЛАВА 2. Практическое применение ментальных карт в обучении лексике английского языка в средней школе 3

2.1 Подготовительный этап педагогического эксперимента с применением исследуемой технологии 3

2.2. Ход эксперимента с применением исследуемой технологии 7

2.3. Выводы проведенного эксперимента. Перспективы исследования 27

Заключение 43

Список литературы 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 52

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Проведенное теоретико-эмпирическое и изучение позволило сделать следующие выводы:

Cсуществуют большие трудности относительно накопления лексического материала. Одна из причин этого – бесконечность языка, ее словарного состава. Для достижения достаточно быстрых результатов необходимо ограничить объем лексического материала, который изучается, тщательно выбирать перспективные направления усвоения речи. Большинство методистов считают, что слова и словосочетания должны усваиваться не в изолированном виде, а в единстве трех аспектов — лексики, граммаики и фонетики.

На среднем и старшем этапе обучения актуальными становятся упражнения на «инвентаризацию» словарного запаса, предполагающие тематическую и словообразовательную группировку лексики. Одним из актуальных приемов систематизации и актуализации является создание ментальных карт (mind – mapping) по определенной теме. В ее основе лежит раскрытие основного понятия (главного аспекта темы) через ключевые слова (аспекты второстепенных значений), которые ключевые слова (аспекты второстепенных значений), которые в виде веточек отходит от центра и разветвляются при удалении от него. Основным звеном такого приема, как и коллажирования, является ассоциограмма.

Во второй практической части нами было проведено эмпирическое исследование.

Сроки исследования: с ноября по апрель 2020 – 2021 года. Выборку составили 28 детей 11–12 лет средней школы (5 А и 5 Б классы), посещающие Гимназию № 1570 г. Москва. Дети из 5 А класса (14 человек) составили КГ и дети из 5 Б класса (14 человек) составили ЭГ.

Цель: изучить методы использования ментальных карт при обучении лексике, провести практические исследования с целью выявления эффективности применения ментальных карт при изучении грамматических единиц английского языка, а также обосновать эффективность применения ментальных карт в процессе изучения лексики на уроках иностранного языка в средней школе.

Задачи:

1. Подбор методик для решения поставленных задач.

2. Организация исследования, подбор испытуемых для участия в исследовании.

3. Обработка полученных результатов и интерпретация.

Практическое исследование состоит из следующих этапов:

4. Диагностический или констатирующий. На этом этапе мы изучили уровень знаний грамматических единиц английского языка у детей средней школы.

5. Формирующий этап экспериментальной работы. На этом этапе мы разработали и внедрили методы по эффективному применению ментальных карт в процессе изучения лексики на уроках иностранного языка в средней школе.

6. Контрольный этап экспериментальной работы. На этом этапе мы провели повторную диагностику уровня знаний грамматических единиц английского языка у детей средней школы.

7. Анализ полученных результатов. На данном этапе мы проводим количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе практического исследования и подводим итоги.

В данной работе для изучения уровня знаний грамматических единиц английского языка у детей средней школы за основу взят учебник Ваулиной Ю.Е., Дули Дж. английского языка 5 класс «Spotlight 5. Английский в фокусе».

В рамках исследования, мы использовали наглядный материал из ментальных карт, а именно:

– Мини-карты для наглядного изображения;

– Лексические карты по определенной теме;

– Карты-опоры для пересказа текста.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:

• Теоретические методы: анализ, сравнение, систематизация педагогических сведений по теме исследования.

• Эмпирические методы:

Методика 1. Тест. «Перефразирование глагола по отдельной мини-карте».

Методика 2. Тест «Составление лексической карты по определенной теме».

Методика 3. Устный опрос «Пересказ литературного текста по карте-опоре»

5. Методы интерпретации данных

По всем методикам у детей экспериментальной группы на начальном этапе эксперимента преобладал низкий уровень знаний грамматических единиц на английском языке.

Итак, у детей ЭГ группы средней школы было нарушено формирование уровня знаний грамматических единиц английского языка: не сформирован активный словарный запас английского языка, не сформирован грамматический строй речи на английском языке.

Проведенное исследование выявило качественное и количественное снижение уровня сформированности знаний грамматических единиц на английском языке у детей средней школы, что доказывает необходимость проведения целенаправленной работы по формированию связной грамматически правильной речи на английском языке.

Уровень знаний грамматических единиц английского языка у детей средней школы на констатирующем этапе эксперимента показал:

– логика ментальной карты: скудное количество ассоциаций и их эффективность, небольшие смысловые связи между ассоциациями, не верное структурирование лексики;

– неправильное написание английских слов и выражений;

– несоответствие используемых слов, рисунков заданной теме;

– отсутствие наличия оригинальных идей, оформительских решений;

– отсутствие проявления творческой деятельности учащихся, их индивидуальности.

Проведенный анализ показал необходимость повышения эффективной работы учителя английского языка по формированию всех речевых умений говорения на английском языке в ЭГ.

По результатам констатирующего эксперимента нами была разработана работа на уроках английского языка по развитию уровня знаний грамматических единиц английского языка у детей средней школы при помощи ментальных карт в ЭГ.

На контрольном этапе эксперимента выявили отражение в повышении уровня развития знаний грамматических единиц английского языка у детей средней школы следующие результаты: ЭГ-высокий уровень повысился на 60%, низкий уровень снизился на 90%; КГ- высокий уровень понизился на 10%, низкий уровень повысился на 20%.

Результаты проведенного экспериментального исследования доказывают эффективность использования ментальных карт на уроках английского языка для развития уровня знаний грамматических единиц английского языка у детей средней школы.

Уровень знаний грамматических единиц английского языка у детей средней школы на контрольном этапе эксперимента в ЭГ показал:

– логика ментальной карты: разнообразие количества ассоциаций и их эффективность, большие смысловые связи между ассоциациями, верное структурирование лексики;

– правильное написание английских слов и выражений;

– соответствие используемых слов, рисунков заданной теме;

–наличие оригинальных идей, оформительских решений;

–проявление творческой деятельности учащихся, их индивидуальности.

Можно сделать вывод, что на контрольном этапе эксперимента у детей экспериментальной группы был выявлен в основном высокий уровень развития знаний грамматических единиц английского языка, низкого уровня развития ни по одной методике выявлено не было.

Также нами был проведен опрос среди учащихся экспериментальной группы, которой выявил, что большинству учеников понравился данный способ изучения лексического материала, ментальная карта для них была понятна и интересна.

В КГ большинству учеников не понравился урок в обычной форме работы, им не хватило наглядности материала и практики применения.

Результаты проведенного экспериментального исследования доказывают эффективность использования ментальных карт. Преимущество ментальной карты для порождения иноязычной речи налицо: в отличие от заранее заученной информации, представленной в линейном формате, ментальная карта заставляет ученика при каждом обращении к ней «разворачивать» слова, рисунки или картинки в целые предложения, т.е. происходит формирование умения спонтанной речи на основе вербальной опоры. Конечно, механическое, бездумное составление опор или их пассивное созерцание не приведет к эффективному усвоению содержания учебного материала. Необходимым условием является предварительная демонстрация алгоритма действий обучающегося с ментальной картой. Требуется показать обучающимся, как информация «сворачивается» на карте и «разворачивается» в неподготовленное высказывание.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 2. Практическое применение ментальных карт в обучении лексике английского языка в средней школе

2.1 Подготовительный этап педагогического эксперимента с применением исследуемой технологии

Экспериментальное исследование проходило на базе Гимназии № 1570, Учреждение).

В Гимназии № 1570 реализовываются:

 основная общеобразовательная программа для начальных классов;

— основная общеобразовательная программа для средних классов;

— основная общеобразовательная программа для старших классов.

Сроки исследования: с ноября по апрель 2020 – 2021 года. Выборку составили 28 детей 11–12 лет 5А и 5Б классов, учащихся Гимназии № 1570. Учащиеся из 5 А класса в количестве 14 человек составили КГ-контрольную группу, а учащиеся из 5 Б класса в количестве 14 человек составили ЭГ-экспериментальную группу.

Цель: изучить методы использования ментальных карт при обучении грамматике, провести практические исследования с целью выявления эффективности применения ментальных карт при изучении грамматических единиц английского языка, а также обосновать эффективность применения ментальных карт в процессе изучения лексики на уроках иностранного языка в средней школе.

Задачи:

1. Подбор методик для решения поставленных задач.

2. Организация исследования, подбор испытуемых для участия в исследовании.

3. Обработка полученных результатов и интерпретация.

Практическое исследование состоит из следующих этапов:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы