Платная доработка на тему Менеджмент художественно-эстетического воспитания детей начальных классов средствами АРТ терапии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ДЕТИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ
МЕНЕДЖМЕНТА ИХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ .. 11
1.1. Дети начальных классов и их предрасположенность к
художественно-эстетическому воспитанию.. 11
1.2. Арт-терапия как средство стимулирования
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. 19
1.3. Необходимость, сущность и технология менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
средствами арт-терапии. 26
Выводы по первой главе. 35
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ 37
2.1. Организация экспериментальной проверки технологии
менеджмента художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
средствами АРТ-терапии. 37
2.2. Реализация технологии менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
(учащихся 4-В класса ГБОУ «Школа № 1164») средствами арт-терапии. 45
2.3. Пути совершенствования менеджмента художественно-эстетического
воспитания детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. 61
Выводы по второй главе. 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
Введение:
Актуальность
темы исследования. Эстетическое развитие личности
осуществляется в процессе эстетического воспитания. Система эстетического
воспитания, конечно, не изолирована от других составных частей воспитательного
процесса. Она органически связана с ними, поскольку всестороннее и гармоничное
развитие ребенка выступает ведущей идеей педагогики. Гармоничное сочетание
умственного и физического развития, моральной чистоты, эстетического отношения
к жизни и искусству – условие формирования целостной личности. Эстетическое воспитание
всегда связано с совершенствованием многих качеств и черт ребенка.
Гармоничность
эстетического развития, как известно, важна для детей разного возраста. Но
никто не требует ее так, как младшие школьники. Обусловлено это тем, что
художественные впечатления остаются в их памяти надолго, иногда на всю жизнь.
Диспропорции, избыточность, нарушения в воспитании травмируют в раннем возрасте
и наносят непоправимый вред. Вот почему необходимы правильные соотношения всех
воздействий на ребенка. Учет возрастных особенностей помогает установить, какие
именно формы, средства и виды деятельности для художественного развития
особенно эффективны в том или ином возрасте.
Если дети воспитываются в
духе чувствительности ко всему прекрасному в жизни, если они обогащаются
разносторонними впечатлениями, увлекаются различными видами художественной
деятельности, то их специальные способности развиваются успешно и плодотворно.
Одним из самых
эффективных средств, который дает возможность человеку почувствовать
многомерность социокультурной жизни во всех ее проявлениях и гармонизировать
бытие в социуме является само искусство. Оно является одним из действенных не
только воспитательным, но и терапевтическим средством. Применение его с такой
целью находит воплощение в АРТ терапии. Это диктует необходимость менеджмента художественно-эстетического
воспитания детей начальных классов средствами АРЕ терапии.
Исследование
проблемы. Эстетическое воспитание личности является предметом
научного исследования многих ученых. Так, в трудах философов (Ю. Борев, И.
Зязюн, В. Разумный) и ученых социологического направления (В. Потапчик,
Ю. Фохт-Бабушкин, О. Семашко и др.). Эстетическое воспитание
рассматривается как средство социализации молодежи, привлечение ее к духовным
ценностям общества. Проблеме формирования у детей эстетических идеалов,
потребностей, ценностных ориентаций, этетическому развитию посвящены труды В.
Бутенко, Н. Бутенко, Б. Лихачова, С. Мельничук, О. Рудницкой и др.
Проблема эстетического
развития, формирования эстетической культуры личности – одна из важнейших
задач, стоящих перед социумом. Указанная проблема разработана достаточно полно
в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Джола,
Д. Кабалевский, Н. Киященко, Б. Лихачев, А. Макаренко, Б. Неменский,
В. Сухомлинский, М. Таборидзе, В. Шацкая и другие. В научных трудах
отдельных ученых освещаются общие проблемы эстетического воспитания младших
школьников (А.А. Абдуллина, Л.Н. Ахмедзянова, А.П. Верховая, А.М. Зимичев,
А.В. Куприн, А.Ф. Шевченко, А.Ф. Линенко, Г.А. Нагорная, Л.С. Нечипоренко,
В.А. Семченко, Р.И. Хмелюк, А.С. Цокур).
Исследовано своеобразие
процесса формирования эстетической личности школьника в условиях
общеобразовательной школы (А.Л. Берак, Е.Е. Карпова, Н.В. Кичук, Н.С.
Мартынович, О.В. Саган, В.А. Сластенин), эстетической культуры
(Л.В. Гарбузенко, С.Б. Гармаш, П.Ф. Кравчук, Г.И. Кутузова, С.Г. Мельничук,
Н.А. Пичкур). Проблема развития личности, ее творческих способностей всегда
была в поле зрения ученых. Психологические основы изучали Д. Богоявленская,
Л. Божович, Л. Выготский, П. Гальперин, В. Давыдов, Д. Эльконин, Г.
Костюк, А. Леонтьев, Н. Талызина, С. Рубинштейн и др., Педагогический аспект
указанной проблемы исследовали Л. Аристова, В. Андреев, И. Лернер, В. Паламарчук,
А. Савченко, М. Скаткин, Т. Шамова, Г. Щукин и др.
Исследователями
сформулированы основные условия развития творческих способностей, выявлена
специфика влияния различных средств эстетического воспитания на развитие
творческих способностей младших школьников, определены особенности проявления
творческих способностей младших школьников в различных видах деятельности.
Вопросы использования
искусства (музыкального, изобразительного, драматического, литературы) с целью
развития личности и анализа его терапевтического действия освещали в своих
исследованиях Л. Выготский, А. Копытин, Э. Крамер, Л. Лебедева, М.
Наумбург, В. Петрушин, В. Пилипенко, Г. Побережная, К. Рудестам, О. Федий, И.
Чемпернон и др.
Изучение литературы, в то
же время, показало, что вопросы эстетического воспитания детей младшего
подросткового возраста средствами арт-терапии не получили в ней достаточного
отражения.
Изложенное позволило
выявить сложившееся противоречие
между необходимостью менеджмента эстетического воспитания детей начальных
классов и недостаточным вниманием использования в этом средств АРТ терапии. Это
противоречие определило проблему
исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки
менеджмента художественно-эстетического воспитания детей начальных классов
средствами Арт-терапии. В соответствие с проблемой определена тема магистерской диссертации: «Менеджмент художественно-эстетического
воспитания детей начальных классов средствами АРТ терапии».
Объект исследования
– организация художественно-эстетического воспитания детей начальных классов.
Предмет исследования
– содержание и технология менеджмента художественно-эстетического воспитания
детей начальных классов средствами АРТ терапии.
Заключение:
Цель данного исследования
состояла в экспериментальной проверке технологии менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
средствами арт-терапии и определении путей совершенствования менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
средствами арт-терапии.
Достижению поставленной
цели способствовало решение ряда задач:
1. Дана характеристика
детям начальных классов и их предрасположенности к художественно-эстетическому
воспитанию. На основе проведенного анализа литературы было установлено, что
основу эстетического развития младших школьников составляет развитие
эмоциональной чувствительности к прекрасному и негативного отношения к
безобразному. Одной из главных задач искусства как средства эстетического
развития является стимулирование творческих способностей, инициативы,
самостоятельности. Особенность педагогики искусства в том, что творчеству
научить нельзя. Педагог должен создать условия для пробуждения, активизации у
учащихся творческих импульсов, для познания радости творчества. Чем раньше начать
такую работу с детьми, тем больше шансов, что творческие возможности учащихся
не погаснут, а разовьются, чтобы проявиться впоследствии во всех сферах
деятельности.
2. Рассмотрена
арт-терапия как средство стимулирования художественно-эстетического воспитания
детей младшего школьного возраста. Мы выяснили, что в эстетико-воспитательной
работе с младшими школьниками является целесообразной арт-терапия. Применение
арт-терапевтических средств в художественно-эстетическом воспитании дает младшим
школьникам возможность осмысливать художественно-эстетическую информацию,
личностно ее переживать, свободно выражать свой внутренний мир, понять, как он
отображается в собственных произведениях, приобретать эстетический опыт общения
с искусством, ценностно относиться к произведениям искусства, продуктам
творчества других детей, их духовных потребностей. Применяя средства
арт-терапии в художественно-эстетическом воспитании младших школьников, педагог
обеспечивает развитие эмоциональной сферы, создает условия, при которых дети
становятся одновременно создателями, свидетелями и интерпретаторами.
3. Описана необходимость,
сущность и технология менеджмента художественно-эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Проведение анализа литературы
показало, что вопрос менеджмента художественно-эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста средствами арт-терапии является нераскрытым. Было
установлено, что современный менеджмент – это теория, технология и искусство
управления, которая постоянно обновляется банком новейших идей, представлений,
наблюдений, практических рекомендаций, обращение к которым позволяет
сознательно осмысливать и выполнять должностные обязанности менеджера как
профессионально подготовленного и функционально грамотного руководителя
художественно-эстетического воспитания детей начальных классов средствами АРТ
терапии.
На основе объективного
анализа литературы мною было сформулировано следующее определение: менеджмент
художественно-эстетического воспитания детей начальных классов средствами АРТ
терапии – это комплекс принципов, методов, организационных форм и
технологических приемов управления процессом художественно-эстетического
воспитания детей начальных классов средствами АРТ терапии, направленный на
повышение его эффективности.
4. Проведена
экспериментальная проверка технологии менеджмента художественно-эстетического
воспитания детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Мною была
выдвинута следующая гипотеза: реализация технологии менеджмента художественно-эстетического
воспитания детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии будет
способствовать эффективному художественно-эстетическому воспитанию младших
школьников.
Выборку данного
экспериментального исследования составили учащиеся 4-В класса в количестве 3
человек. Возраст испытуемых – 10 лет.
Проведенное
исследование позволило подтвердить эффективность менеджмента
художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами
арт-терапии. Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий,
контрольный.
На
констатирующем этапе были выявлены уровни художественно-эстетической
воспитанности младших школьников: высоким уровнем обладает 1 младший школьник;
средним – 2 младших школьника.
На
формирующем этапе реализовывалась технология менеджмента
художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
средствами арт-терапии.
На контрольном этапе была
выявлена положительная динамика в уровнях художественно-эстетической
воспитанности детей: высокий уровень выявлен у 3 младших школьников по
сравнению с 1 ребенком на констатирующем этапе; средний уровень не выявлен по
сравнению с 2 младшими школьниками на констатирующем этапе.
Таким образом, гипотеза
исследования была подтверждена.
5. Разработаны пути
совершенствования менеджмента художественно-эстетического воспитания детей
младшего школьного возраста средствами арт-терапии. Данными путями являются
следующие: использование разнообразие средств с учетом предпочтений каждого
ребенка; развитие мативации и активности в художественно-эстетическом прявлении
детей; поддержка личной инициативы ребенка в художественно-творческом
проявлении; комплексное использование средств АРТ- терапии.
Итак, для обобщения результатов проведенного
исследования отметим, что художественно-эстетическое воспитание занимает важное
место в системе учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Это развитие
эстетических качеств человека и личности в целом. Различные виды искусства, в
частности, изобразительное искусство, имеют большое воспитательное
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ДЕТИ НАЧАЛЬНЫХ
КЛАССОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА ИХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1. Дети начальных
классов и их предрасположенность к художественно-эстетическому воспитанию Младший школьный возраст
является новым этапом развития ребенка, охватывающий период с 6-7 лет до 10-11
лет. Это время испытания ребенком своих сил, решения сложных задач, стоящих в
результате взаимодействия с внешней средой. Обычно, с ростом детского организма
происходят качественные изменения и в психике ребенка, усложняется система ее
социальных связей, мотивов. Но главным событием этого возрастного периода является,
бесспорно, изменение социального статуса – поступление ребенка в школу.
Изучение исследователями
различных отраслей науки проблемы формирования ценностей, дает возможность
подчеркнуть, что младший школьный возраст современные отечественные педагоги,
психологи (И.Д. Бех[1],
К.М. Гуревич[2],
В.М. Полищук[3],
Д.И. Фельдштейн[4]
и др.) считают этапом важных социальных изменений в жизни человека, а также,
наиболее благоприятным для развития личностных качеств ребенка, начала
формирования гуманистических ценностей и потребностей учащихся в процессе
обучения и воспитания.
Самым главным событием
этого возрастного периода является, бесспорно, изменение социального статуса,
социальной роли – поступление ребенка в школу, когда происходят качественные
изменения в психике школьника, усложняется система его социальных связей,
мотивационной деятельности.
Однако, по мнению
известного психолога советского периода С.Л. Рубинштейна[5],
меняется не только социальная роль, но и восприятия собственного статуса,
поскольку ребенок выступает в новой роли – роли ученика. Начало школьной жизни
– серьезное испытание для большинства детей, которые приходят в первый класс. В
этой ситуации, учебная деятельность становится ведущей по отношению к
дошкольному возрасту, когда ведущей была игровая. Они должны привыкать к новому
коллективу, новым требованиям, к повседневным обязанностям, режиму. Обучение
становится важной общественно-оценочной деятельностью.
На пути своего
становления как личности ребенок проходит несколько этапов психического и
физического развития. Эти этапы создают предпосылки формирования и воспитания у
него различных качеств и свойств, развитие способностей и интересов, к которым
он является наиболее сенситивным (наиболее восприимчивым)[6].
Такой подход в воспитании значительно облегчает взаимопонимание родителей и
детей, облегчает ребенку обучение и усвоение навыков, способствует достижения
лучших результатов в учебе и стимулирует к дальнейшему саморазвитию.
Исследовательница В.М.
Полищук пишет, что изменение социальной роли ребенка, появление новых
обязанностей сказывается на его отношениях со сверстниками, учителями, родителями,
так как ученики по-разному реагируют на начало школьного обучение, поэтому
успешность их приспособления к новому социальному статусу существенно зависит
от деятельности учителя начальных классов и поддерживающего отношения
родителей. При благоприятных условиях начала обучения ребенка в школе в его
психике формируется первое психическое новообразование возраста – внутренняя
позиция школьника, является показателем успешной адаптации к условиям школьного
обучения[7].
Внутренняя позиция
школьника – сформировано общее положительное отношение ребенка к школьному
обучению, его готовность к выполнению требований педагога, признание его
авторитета. Это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной
период своего развития – младший школьный возраст.
Переход ребенка от
дошкольного детства к школьному обучению, от семейной системы к школьному
воспитанию является важным и сложным процессом, и сопровождается значительными
анатомо-физиологическими, психологическими изменениями, новообразованиями в его
личном развитии, которых не было в дошкольном возрасте.
Известные психологи советской эпохи В.В. Давыдов,
Д.Б. Эльконин и др. отмечают, что личность младшего школьника
характеризуется определенной системой качеств, относящихся к новообразованиям
личности ребенка в этот возрастной период. В частности, по мнению ученых,
появляются такие свойства, как произвольность действий, внутренний план
действий, рефлексия, в определенной степени способствуют формированию
гуманистических ценностей. Авторы доказывают, что произвольность внутренних
действий личности младшего школьника проявляется в умении ставить перед собой
определенную цель, задачи и находить средства достижения результата или решение
проблемы, преодолевать препятствия. Внутренний план действий младшего школьника
позволяет планировать и продумывать заранее возможный [1] Бех И.Д.
Воспитание личности: учеб. для студ. высш. учеб. закл. / И.Д. Бех. К.: Лыбидь,
2008. 848 с. [2] Гуревич К.М.
Дифференциальная психология и психодиагностика / К.М. Гуревич // Избранные
труды. СПб.: Питер, 2008. 336 с. [3] Полищук В.М.
Психологические особенности детей переходного периода от дошкольного к младшему
школьному возрасту: Дис. … Канд. психол. наук / В. Полищук. М., 1995. 198 с. [4] Фельдштейн Д.И.
Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях
значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Д.И. Фельдштейн //
Педагогика. 2010. № 11. С. 3-11. [5] Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб: Издательство «Питер», 2000. 720
с. [6] Жиенбаева Н.Б.
Психологические особенности развития личности в младшем школьном возрасте /
Н.Б. Жиенбаева, А.М. Измайлова // Молодой ученый. – 2018. – № 11 (197). – С.
116-119; Кодермятов Р.Э. К проблеме психологических особенностей личностного
развития младших школьников в адаптационный период средней ступени обучения /
Р.Э. Кодермятов, Н.А. Тумакова, Е.В. Павловская // Молодой ученый. – 2015. – №
11 (91). – С. 1733-1736. [7] Полищук В.М.
Психологические особенности детей переходного периода от дошкольного к младшему
школьному возрасту: Дис. … Канд. психол. наук / В. Полищук. М., 1995. 198 с.