Платная доработка на тему Логопедия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава I. Теоретический анализ
литературы по формированию фонематического восприятия у детей с нарушениями фонематических
процессов с помощью игр и игровых приемов 1.1.
Значение фонетико — фонематических процессов для развития речи 8 1.2.
Характеристика фонетико –
фонематического недоразвитие речи у
детей дошкольного возраста 13 1.3.
Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития у
дошкольников 17
Вывод по
первой главе 26 ГлаваII.Экспериментальное изучение
фонетико-фонематического
недоразвитие речи у
дошкольников 30
2.1. Анализ методик изучения фонетико- фонематического недоразвития29 2.2 Задачи, организация и содержание констатирующего
эксперимента 31 2.3 Анализ результатов
констатирующего эксперимента 32
Вывод
по второй главе 41
Глава III. Коррекционно-логопедическая работа по
развитию фонематического восприятия с
помощью игр и игровых приемов 46 3.1. Задачи и организация обучающего эксперимента.
3.2
.Методика коррекции фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников с
использованием игр и игровых приемов 48 3.3.
Результаты обучающего эксперимента 79 Выводы по третьей
главе 80
Заключение 82
Список литературы 84
Приложение
Введение:
С развитием логопедии, как науки и практики, физиологии и психологии
речи (Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина, Р.М. Боскис, А.Р. Лурия, М.Е. Хватцев, Е.Ф.
Рау, Т.Б. Филичева) стало известно, что при
нарушении артикуляционной и фонетической интерпретации звука ухудшается и его
восприятие. Р.Е. Левина отметила, что для полноценного усвоения звуковой
стороны речи важным является фонематического восприятия. Его недоразвитие приводит
к вторичным нарушениям: сложности при овладении грамотой, неуспеваемость в
школе. Так в 60-х гг. была выделена
особая категория детей дошкольного возраста с недостаточными предпосылками для
обучения письму и чтению. К этой категории относятся дети с фонетико-фонематическим
недоразвитием.
Нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка
у детей, у которых имеются различные речевые расстройства из-за дефектов
произношения и восприятия звуков, называется фонетико-фонематическое недоразвитие.
Преодоление данного отклонения можно достичь путем целенаправленной работой с
логопедом по коррекции фонематического недоразвития и звуковой стороны речи.
Ведущую роль в комплексном подходе в коррекции нарушений речи по мнению многих
исследователей (Г.А. Никашина, Р.Е. Левина, Г.А.Каше, Р.М. Боскис, и др.) занимает
формирование фонематического восприятия, т.е. восприятие различных звуков речи [1].
По мнению Т.А. Ткаченко на формирование звуковой стороны речи, в том числе и
слоговой структуры слова, влияет развитие фонематического восприятия. Исправление
произношения гарантировано, если формирование фонематического восприятия носит
опережающий характер [50].
Без достаточно сформированного фонематического восприятия невозможно
становление операции расчленения на фонемы звукокомплексов и звукового анализа,
что влияет на становление грамотного письма и чтения.
Актуальным является в настоящее время поиск новых подходов к коррекции
нарушений развития речи так, как мы живем в мире, неотъемлемой частью которого
становятся компьютеры. Этот процесс необратим, и постепенно входит в мир
логопедии. Все чаще можно увидеть компьютер на столе логопеда. Современные
компьютерно — информационные технологии используются для подготовки
документации, ведения планирования и прочее. Но наибольшие возможности
открываются на занятиях с детьми с
нарушениями речи как школьного, так и дошкольного возраста. Именно поэтому, в нашей
исследовательской работе мы решили воспользоваться компьютерной игрой «Игры для
Тигры» и компьютерным игровым
интерактивным терминалом «Волшебный экран» как вспомогательными инструментами
при развитии фонематического восприятия.
Одной из важных задач логопедии является поиск эффективных путей
реабилитации нарушений фонематического восприятия, так как данный дефект широко
распространен и негативно влияет на усвоение письма и речи. Избранная нами проблема исследования
нарушений фонематического восприятия у старших дошкольников с различными
нарушениями речи относится к числу актуальных проблем логопедии в связи с
возросшей необходимостью подготовки детей к обучению грамоте в дошкольных образовательных учреждениях. Цель исследование – изучение коррекции
фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников с использованием игр и
игровых приемов. Объект: фонетико-фонематические недоразвития у дошкольников. Предмет: коррекция
фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников с использованием игр и
игровых приемов.
Гипотеза: развитие
фонематического восприятия у детей с ФФН будет эффективным при условии его
осуществления в системе дифференцированной коррекционно-логопедической работы с
помощью игр и игровых приемов.
Коррекция
фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников с использованием игр и
игровых приемов будет эффективной при соблюдении следующих условий:
1.
Использование игровых техник: элементы
фольклора, сказочные сюжеты, воображаемые путешествия, поездки, экскурсии,
приключения литературных персонажей,
элементов сюжетно-дидактической игры, игр-драматизаций, сюжетные, специально
изготовленные пособия — рисунки, мозаику, коллажи, героев мультфильмов.
2. Использование
различных вариантов организации логопедических занятий (подгрупповые,
индивидуальные, фронтальные).
В
соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были
определены следующие задачи:
1.теоретически обосновать изучение фонетико-фонематического
недоразвития у дошкольников;
2. провести экспериментальное изучение
фонетико-фонематического
недоразвития; 3.подготовить и провести работу
по коррекция фонетико-фонематического недоразвития у дошкольников с
использованием игр и игровых приемов. Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических
и эмпирических методов исследования, а также методы статистической обработки
данных исследования.
Методы исследования:
− теоретический анализ психологической, лингвистической, психолингвистической,
методической, педагогической литературы;
− эмпирические: метод диагностических заданий (беседа, тестирование),
наблюдение.
− методы статистической обработки данных исследования.
База исследования: Исследование проводилось на
базе детского сада №12 «Колокольчик»
Московской области г. Егорьевска. Всего 42 ребенка, из них 13 детей зачисленных
в логопедическую группу. Обследование проводилось с 01 по 15 октября 2019 года,
обучающий эксперимент проводился с 01.11.2019г. по 01.03.2020г.
Практическая значимость выпускной квалификационной
работы заключается в том, что ее
результаты могут быть использованы логопедами или воспитателями при
планировании логопедических занятий и
подготовке коррекционных мероприятий.
Исследование
проводилось в три этапа:
1
этап – изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и
уточнение цели гипотезы, задач; составление плана исследования; разработка
методики эксперимента;
2
этап – проведение эксперимента и его анализ;
3
этап – заключительный анализ проведенной работы.
Структура работы имеет следующие компоненты:
введение, основная часть, состоящая из трех глав, заключение, список литературы и
приложений. Также в работе представлены таблицы, диаграммы, картинный,
иллюстрационный и фотоматериалы.
В
первой главе рассматривается состояние проблемы изучения
фонетико-фонематического развития речи у
детей в норме.
Вторая
глава посвящена констатирующему эксперименту: обследованию старших дошкольников
и выявлению их уровня овладения фонематическими процессами
В
третьей главе подобрана программа занятий с использованием специальных игровых
упражнений для системы работы по формированию
фонетико-фонематического восприятия речи с дошкольниками 5-6 лет. А также
приводится описание контрольного эксперимента, где представлен анализ его
результатов.
В
заключение выпускной квалификационной работы обобщаются все результаты
проводимого исследования. Формируются выводы, которые подтверждают гипотезу данного исследования.
Заключение:
Проанализировав литературу о нарушении фонематического восприятия у
детей дошкольного возраста, мы выяснили, что в настоящее время вопросы
диагностики и коррекции этого нарушения являются актуальными и сложными.
На сегодняшний день создалась в нашей стране новая педагогическая
ситуация, которая связана с изменением контингента детей, которые поступают в
школу. Данная ситуация требует совместной согласованной работы психологов, педагогов,
дефектологов, логопедов, а также разработки
и применения соответствующих оригинальных методик преподавания. Так как с каждым годом
становится все больше детей с нарушением развития речи, подобные методики
позволяют самым активным образом оказывать им помощь. Добиться хороших результатов
в воспитании и обучении таких детей позволяют принципы развивающего обучения
(опора на ведущий вид деятельности, индивидуальный подход).
В речевом онтогенезе фонематические процессы формируются постепенно и
последовательно. Сначала формируется фонематический слух, затем фонематическое
восприятие и способность ребенка к синтезу и анализу речевых звуков. Отставание
в фонематическом развитии создает препятствие
для успешного усвоения ребенком программного материала по письму и чтению,
так как у него оказываются недостаточно сформированы практические обобщения о звуковом составе
слова.
И своевременное выявление таких детей, и проведение специального
обучения детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и
полностью подготовить их к обучению в школе.
Уделяя основное внимание воспитанию фонематических операций, мы тем
самым развиваем одновременно все речевые компоненты: звуковую сторону, лексику
и грамматический строй речи, то есть готовим детей к овладению навыков чтения и
письма.
Основной задачей нашего исследования было выявление состояния
фонематического восприятия старших дошкольников
и последующее целенаправленное его формирование по разработанной нами
методике.
Проведенное обследование фонематического восприятия у детей позволило получить
следующие данные:
— фонематические процессы грубо нарушены у 84,6% и не сформированы у
15,4% детей;
— имеют частичные нарушения, которые связанны с недостаточным
различением одной пары звуков или одной группы звуков при хорошем различении
других звуков;
— дети допускают ошибки при повторении за логопедом слогов со сменой
ударного слога;
— им трудно выделить определенный
звук из цепочки звуков среди других;
— у всех детей были отмечены ошибки в произношении и повторении заданной
последовательности слогов с оппозиционными звуками;
— они затрудняются правильно
показать картинки с определенным
звуком;
— дети испытывают трудности с определением наличия звука в слове, были
характерны колебания, угадывания ответа;
— не могут правильно показать картинки, названия которых близки по
звуковому составу;
— допускают ошибки в составлении слова из заданного количества звуков.
Некоторые дети затрудняются в определении позиции звука в слове,
практически не ошибаются при повторе слоговых цепочек за логопедом.
Причиной затруднений при совершении дошкольником действий звукового
синтеза и анализа могут стать даже небольшие отклонения.
Фонетико-фонематическая сторона речи у данных детей недостаточно сформирована,
механизм нарушения фонематической стороны речи и звукопроизношения у них разный,
различная симптоматика проявления дефектов. На результаты структурного анализа
речезвукового дефекта ребенка должна опираться логопедическая работа, а так же
должна иметь дифференцированный характер.
Большую помощь логопеду в преодолении этих трудностей оказывают игровые
приемы и формы работы. Они должны максимально использоваться на всех этапах
формирования фонематического восприятия. Подобные задания предложены рядом
авторов (Л.Н. Ефименкова, М.Ф. Фомичева, Г.А. Тумакова, Г.С. Швайко,
В.И.Селиверстов, Т.А.Ткаченко, Т.Б.Филичева и другие авторы) и широко
применяются логопедами, дополняющими их
собственными вариантами и модификациями.
Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия должна
проводиться поэтапно. С постепенным усложнением, каждый из этапов должен
доводиться до автоматизма.
Мы оценили уровень фонематического восприятия в начале и в конце года. Данные по сравнительному
анализу позволяют сделать вывод о значительном изменении речи детей за год, что
говорит о положительном влиянии
специальных коррекционных упражнений. Это в свою очередь позволяет предложить
совокупность данных коррекционных способов для широкого применения в
практической работе с детьми, имеющими трудности развития фонематического восприятия.
Фрагмент текста работы:
Глава I.
Теоретический анализ литературы по
формированию фонематического
восприятия у детей с нарушениями
фонематических процессов с помощью игр и игровых приемов
1.1. Значение фонетико-фонематических процессов для развития речи
Важным
этапом в жизни детей, меняющим социальную ситуацию их развития, является
поступление в школу. Необходимо заранее готовить ребенка к обучению в 1 классе.
Важно, чтобы ребята 7 лет владели навыками, которые определены программой
подготовительной группы дошкольных образовательных учреждений, которая включает
в себя владение развернутой речью, грамотной фразой, объемом знаний, навыков,
умений. Первой ступенью в образовательной системе является детский сад,
выполняющий важную функцию в проведении подготовки детей к школе.
Многие
дошкольные образовательные учреждения открывают логопедические группы. Кроме
коррекции речевых нарушений с дошкольниками занимаются развитием внимания,
памяти, общей и мелкой моторики, мышления, обучают математике и грамоте.
Ученые
(Н.А. Никашина, А.В. Ястебова, Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Г.Е. Чиркина, Л.Ф.
Спирова, В.К. Орфинская и др.) доказали существование прямой зависимости между возможностями
овладеть грамотой ребенком и его уровнем речевого развития.
Задачей
педагогической работы с дошкольниками, у которых имеются трудности при обучении
грамоте, является формирование у них достаточного уровня умственных и общего
развития, психологической готовности.
В
современной методике обучения грамоте общепризнанным является положение о том,
что практическое ознакомление со звуковой стороной слова — необходимая
предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письмом на языках,
письменность которых построена по звукобуквенному принципу [32].
Исследования
педагогов, психологов, лингвистов (Ф.А. Сохина, Д.Б. Эльконина, Д.Н.
Богоявленского, Г.А. Тумаковой, А.Р. Лурия, А.Г. Тамбовцевой и др.) показали,
что простое осознание фонетических особенностей слова оказывает влияние на
общее речевое развитие дошкольника – на усвоение словаря, грамматического
строя, дикции и артикуляции. Доказали,
что для ребенка с нарушениями речи будет лучше поступить в школу не только с грамматически
правильной, фонетически чистой и
лексически развернутой речью, но и владеющим чтением [1].
После
овладения ребенком слияния звуков речи в слоги и слова формируется навык
чтения. К.Д. Ушинский считал, что «сознательно писать и читать могут только те,
кто понял звуко-слоговое строение слова» [47].
Для
быстрого и легкого усвоения чтения и письма, избегания многих ошибок, следует
обучить детей звуковому синтезу и анализу,
которые в своб очередь базируются на устойчивом фонематическом слухе – способность воспринимать и различать звуки.
Данная
способность формируется у дошкольников в процессе их естественного развития.
Ребенок начинается реагировать на звуки со 2-4 недели жизни, позже в 7-11
месяцев начинает откликаться на слова, но только на их интонациою, а не на
значение – период дофонемного развития речи.
По
данным Н.Х. Швачкина к концу 1 года жизни слова начинают служить как орудие
общения, приобретают характер языкового средства и дети уже реагирую на его звуковую оболочку [1].
А.Н.
Гвоздев отмечает, что дальнейшее фонематическое развитие происходит
стремительно быстро, опережая артикуляционные способности детей, что является
основой для совершенствования произношения [13]. Н.Х.Швачкин считает, что к
концу 2 года жизни дети пользуются фонематическим восприятием всех звуков родного
языка [1].
От
способности дошкольника к синтезу и анализу речевых звуков, то есть от уровня
развития фонематического слуха, который обеспечивает восприятие звуков родного
языка, зависит формирование правильного произношения. В ходе взаимодействия в
кору головного мозга кинестетических и слуховых раздражений происходит
фонетическое восприятие звуков. Постепенно данные раздражения дифференцируются,
что приводит к разделению фонем. При этом важным являются первичные формы
аналитико-синтетической деятельности, которые помогают детям обобщать признаки
одних фонем и отличать их от других.