Логопедия Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Логопедический массаж как средство коррекции дизартрии у дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией 7

1.2. Особенности коррекции дизартрии у дошкольников 22

1.3. Эффективность логопедического массажа при коррекции дизартрии у дошкольников 31

ВЫВОД ПО 1 ГЛАВЕ 36

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 39

2.2. Характеристика видов дизартрии у детей дошкольного возраста. 50

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 60

ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 61

3.1. Логопедическая работа по преодолению разных видов дизартрии у дошкольников по средствам логопедического массажа 61

3.2. Вторичная диагностика видов дизартрии у дошкольников 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 84

ПРИЛОЖЕНИЕ 88

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273), регламентирующий право детей с инвалидностью на образование и обязывающий федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления создавать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами названных категорий, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

В нескольких статьях ФЗ № 273 говорится об организации образования лиц с ОВЗ и лиц с инвалидностью, и даже предусмотрена отдельная статья 79, регламентирующая организацию получения образования лицами с ОВЗ.

Стратегия развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия) призвана определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, социальные и психологические реалии их развития.

В Российской Федерации более 1,15 млн. детей с ОВЗ и более 670 тысяч детей с инвалидностью, на 2021 год по данным Федеральной службы государственной статистики. Наиболее часто встречаются в детском возрасте такое речевое расстройств как дизартрия и значительно растет количество детей с данным расстройством. В современное время актуальным является поиск новейших средств и методов коррекции дизартрии.

Проблема дизартрических аспектов рассматривалась такими учеными как В.И. Селиверстов, О.В. Правдина, М.В. Ипполитова, Е.М Мастюкова, Архипова Е.Ф., Борисова Е.А., Винарская Е.Н., Гвоздев А.Н., Ипполитова А.Г., Лалаева, Р.И.

Под понятием дизартрия, О.В Правдина понимает, нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. О.В. Правдиной были разработаны пять видов дизартрии: мозжечковая, бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая.

Эффективным в коррекции дизартрии у дошкольников, по мнению О.Г. Приходько является, такой метод коррекционной работы, как логопедический массаж. Он всегда проводиться в индивидуальной форме.

Исследованием логопедического массажа занимались О.Г. Приходько, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, Е. А. Дьяковой, К.А. Семеновой М.Б. Эйдиновой. [2, 3, 15]

Целесообразность логопедического массажа признают все специалисты, занимающиеся с таким тяжелыми речевыми нарушениями речи как дизартрия. Когда правильно подобран комплекс массажа, то это способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, так же улучшает их моторику, и это способствует коррекции произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. [5]

Исходя из этого данная тема «Логопедический массаж как средство коррекции дизартрии у дошкольников» является актуальной, именно логопедический массаж может выступать главным средством коррекции дизартрии у дошкольников. Исходя из этого мы определили:

Объект исследования: процесс коррекции дизартрии у дошкольников.

Предметом исследования: использование логопедического массажа на индивидуальных занятиях по коррекции дизартрии у дошкольников.

Цель исследования: разработка и апробация содержания логопедической работы по коррекции разных видов дизартрии у дошкольников посредством логопедического массажа.

Гипотеза исследования: коррекция некоторых видов дизартрии у детей дошкольного возраста, возможна при следующих условиях:

— учет возрастных особенностей дошкольников;

— взаимодействия с родителями дошкольников с дизартрией;

— эффективном использовании логопедического массажа.

Задачи исследования:

Изучить научно-теоретические аспекты исследования логопедического массажа как средство коррекции дизартрии у дошкольников.

Провести экспериментальную работу по выявлению видов дизартрии у дошкольников.

Разработать содержание логопедической работы по использованию логопедического массажа в коррекции видов дизартрии у дошкольников.

Выявить динамику развития видов дизартрии у дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение анамнеза ребенка, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), математическая обработка данных.

База исследования: МБДОУ «Детский сад № 19» г. Ростов-на-Дону, Ростовская обл.

Выборка исследования: 10 детей дошкольного возраста с дизартрией, посещающие старшую логопедическую группу.

Этапы исследования:

1. Октябрь 2021г. — ноябрь 2021г. – формулировка содержания работы, научного аппарата исследования, изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по обозначенным направлениям. Проведение констатирующего эксперимента.

2. Ноябрь 2021г. – апрель 2022г. – разработка, структурирование, реализация коррекционно-педагогической работы по логопедическому массажу как средство коррекции дизартрии у дошкольников (формирующий эксперимент), определение эффективности содержания логопедической массажа при коррекции дизартрии (контрольный эксперимент).

3. Май 2022г. – июнь 2022г. — оформление выпускной квалификационной работы в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Характеристика детей в психологическом и педагогическом аспекте разнохарактерна, но имеет базисные нарушения для всех детей с дизартрией.

Логопедическая работа с детьми страдающими дизартрией базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных качеств.

Положительные результаты логопедической работы достигаются при условии соблюдения следующих принципов: поэтапного взаимосвязанного формирования всех компонентов речи; системного подхода к анализу речевого дефекта; регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи. Логопедический массаж при дизартрии оказывает благотворный эффект на произношение и речевое дыхание, звучность голоса и эмоциональный настрой пациента. Его с успехом используют в комплексе лечебно-педагогических реабилитационных мероприятий, проводимых с пациентами любого возраста, страдающих расстройством звукопроизношения. Регулярно выполняемый логопедический массаж способствует постепенной нормализации тонуса мускулатуры языка, неба, губ, лицевой мимики.

При повторной диагностике появился небольшой процент высоко уровня, это говорит об эффективности логопедического массажа. Таким образом, логопед упражняет парализованные мышцы, чему служит лечение положением, дифференцированный массаж паретичных мышечных групп, медленные, плавные, с постепенным увеличением амплитуды пассивные движения, пассивно-активные и активные движения. В тренировке активных движений всегда следует обращать внимание на тонкие движения кончика языка. В тяжелых случаях псевдобульбарной дизартрии отдельные произвольные движения вырабатываются на основе непроизвольных безусловно рефлекторных синергий: кашля, глотания, чихания и пр. Логопед обращает внимание на тренировку тех групп мышц, которые участвуют в образовании отрабатываемой группы звуков.  

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с дизартрией

Дети с дизартрией могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:

Существует условное разделение на некоторые группы по клинико- психологической характеристике, которая основывается на общем психофизическом развитии детей с дизартрией.

Данная характеристика была выделена Е.М. Мастюковой. Обозначим группы таких детей:

– дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;

– дизартрия у детей с ДЦП, характеристика которой описана в рамках детского церебрального паралича также авторами: М. В. Ипполитовой и Симоновой;

– дизартрия у детей с олигофренией (Г. Е. Сухарева и М. С. Певзнер)

– дизартрия у детей с гидроцефалией (М. С. Певзнер, М. С. Певзнер, Л. И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова);

– дизартрия у детей с задержкой психического развития (М. С. Певзнер, К.С. Лебединская, В. И. Лубовский и др.);

– дизартрия у детей с ММД. Дизартрия с минимальной мозговой дисфункцией зачастую встречается у детей специальных школьных и дошкольных учреждений. Наряду с несформированностью звукопроизносительной стороны речи, отмечаются нерезко выраженные нарушения высших психических функций, небольшие двигательные расстройства и замедленное развитие ряда высших корковых функций. [21]

При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи (тройничный, лицевой, подъязычный, языкоглоточный, блуждающий нервы).

Тройничный нерв иннервирует жевательные мышцы, нижнюю часть лица. При поражении — трудности в открывании и закрывании рта, жевании, глотании, движениях нижней челюсти.

Лицевой нерв иннервирует мимическую мускулатуру лица. При поражении — лицо амимично, маскообразно, тяжело зажмурить глаза, нахмурить брови, надуть щеки [13]. (Давыдова, М.П.)

Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру двух передних третей языка. При поражении — ограничивается подвижность языка, возникают затруднения в удержании языка в заданном положении.

Языкоглоточный нерв иннервирует заднюю треть языка, мышцы глотки и мягкого неба. При поражении — возникает носовой оттенок голоса, наблюдается снижение глоточного рефлекса, отклонение маленького язычка в сторону (Башмакова С. Б., Станилеско И. В.) [39].

Блуждающий нерв иннервирует мышцы мягкого неба, глотки, гортани, голосовых складок, дыхательную мускулатуру. Поражение ведет к неполноценной работе мышц гортани и глотки, нарушению функции дыхания.

При дизартрии может иметь место артикуляторная апраксия (нарушение произвольных движений артикуляционных органов). Артикуляторная апраксия может возникнуть в связи с недостаточностью кинестетических ощущений в артикуляторной мускулатуре. [13, c. 57] (Давыдова, М.П.)

Дизартрия является симптомом тяжелого мозгового поражения или недоразвития бульбарного, или псевдобульбарного характера, которые могут затрагивать целый ряд мозговых систем: корково-бульбарную (или пирамидную), мозжечковую, ретикулярную формацию, корковую прецентральную и постцентральную речедвигательные зоны. Дизартрическое расстройство может быть симптомом ДЦП.

Развитие детей с дизартрией входит в перечень задач образовательной области ФГОС дошкольного образования.

Отечественные и зарубежные ученые (А. Адлер, П.П. Блонский, К.Н. Венцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.) определяют дошкольное детство, как значимый период для становления у ребенка системы ценностных ориентаций, формирующейся, как на сознательном, так и на бессознательном уровне.

По мнению А. Адлера, З. Фрейда и Э. Эриксона к пяти годам завершается формирование ценностно-смысловой сферы ребенка.

Поэтому К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, В. А. Сухомлинский подчеркивали необходимость формирования нравственных идеалов уже в детском возрасте, и чем раньше начнется нравственное воспитание, тем устойчивее будут представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости.

А. Маслоу и А. Адлер доказали, что человеку присущи не только витальные потребности (еда, сон и др.), но и социальные потребности (в общении, самоактуализации, принадлежности к социальной группе), т.е. витальные и социальные потребности составляют общие природные потребности человека.

По данным исследований отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштей и др.) в процессе социализации ребенка под влиянием социокультурной среды происходит развитие его природных потребностей (формируются первые связи и отношения, первые ценностные ориентации в сфере общения со сверстниками и взрослыми). В дошкольном возрасте дети усваивают представления о моральных нормах и правилах поведения в обществе, первые этические оценки, на основе которых поступки делятся на «хорошие» и «плохие».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы