Платная доработка на тему Логопедическая работа по формированию словоизменения у детей с ОНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы
выявления и коррекции нарушений словоизменения у дошкольников с общим
недоразвитием речи… 5
1.1 Характеристика детей с ОНР……………………………………………………………. 5
1.2 Формирование словоизменения в онтогенезе……………………………………. 17
1.3 Особенности словоизменения у детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………………………………. 23
Глава 2. Особенности логопедической диагностики и
формирования навыка словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи……………….. 27
2.1 Методики диагностики навыка словоизменения у детей
дошкольного возраста 27
2.2 Анализ результатов эмпирического обследования навыка
словоизменения старших дошкольников с ОНР………………………………………………………………………….. 35
2.3 Содержание, методы и приемы коррекционной работы по
формированию словоизменения у дошкольников с ОНР……………………………………………….. 44
Заключение……………………………………………………………………………………….. 49
Список литературы……………………………………………………………………………. 50
Введение:
Речевая является сложной
многоуровневой функциональной системой,
части которой: лексическая,
грамматическая, – зависят одна от другой
и обусловливают друг друга. Учеными
отмечается, что, вступая во
взаимодействие, они свой специфический в формирование и развитие навыков и протекание развития (Д.Н. Богоявленский, Н.И. Жинкин,
И.А. Зимняя, М.И. Лисин М.И. Попова, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова,
О.С. Ушакова, JI.B. Щерба и др.).
Словоизменение – это изменение слова
при помощи окончания или склонения существительных и прилагательных. Верное
употребление падежных форм существительных, особенно в родительном и дательном
падеже множественного числа, согласования существительных с разными частями
речи являются для ребенка самыми трудными, поэтому изучению данной темы следует уделить максимальное
количество часов.
Формирование
навыка словоизменения является одной
из задач дошкольной и логопедии в частности. Дошкольная среда является общества. Успех в обществе зависит, в том числе, от развития его
способностей. Развитые навыки словоизменения особенно важны для
социализации, оказывают
существенное на развитие компетенции и речевой в целом. Уровень развития навыков
словоизменения взаимообусловлен развитием
процессов, так как имеет отношение ко всем сторонам деятельности.
В время отмечается числа дошкольников,
нарушения речи, в числе и общее
недоразвитие речи, котором оказываются все её в том числе лексико-грамматическая
сторона. В с этим проблема организации логопедической работы по
формированию словоизменени у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет значение в
современной логопедии.
Цель исследования:
изучить особенности логопедической работы по формированию навыка словоизменения
у дошкольников с ОНР и провести диагностическое обследование уровня
сформированности навыка словоизменения дошкольников с ОНР.
Объект
исследования – состояние навыка словоизменения при общем недоразвитии речи.
Предмет
исследования – диагностика и логопедическая работа по формированию навыка словоизменения
у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Задачи
исследования:
• Проанализировать
особенности формирования навыка словоизменения в онтогенезе;
• Охарактеризовать
особенности состояния навыка словоизменения у дошкольников с ОНР;
• Изучить
особенности диагностики и логопедической коррекции навыка словоизменения у
дошкольников с ОНР.;
• Провести
логопедическое обследование навыка словоизменения старших дошкольников с ОНР,
проанализировать результаты.
Методы
исследования: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация и
обобщение полученных данных, логопедическое обследование, качественный и
количественный анализ данных.
Заключение:
На основании
анализа научной литературы можно сделать следующие выводы. Навык словоизменение
является важным компонентов развития речевой деятельности человека.
Словоизменение рассматривается как способность человека согласовывать различные
части речи между собой в соответствии с определенными падежными формами,
формами единственного и множественного числа и т.д. При нормативном развитии
ребенка данный навык в полной мере формируется уже к пяти годам. Однако у
детей, имеющих общее недоразвитие речи, отмечаются разнообразные недостатки в
развитии речи, замедленный темп ее формирования. Навык словоизменения у
дошкольников с ОНР также формируется медленнее, его формирование требует
проведения целенаправленной логопедической коррекционной деятельности по его выработке.
Диагностическая и
коррекционная деятельность по формированию навыка словоизменения строится на
общих принципах логопедической деятельности: онтогенетический принцип, принцип
учета зоны ближайшего развития, комплексного подхода к логопедическому
воздействию, учета специфики имеющихся нарушений и индивидуальных особенностей
развития конкретного ребенка и т.д.
В настоящее время
предлагаются разные методики по формированию навыка словоизменения, в том числе
и методики, основанные на ИКТ-технологиях. При этом работу целесообразно
проводить в следующей последовательности: начинать со существительных, затем
формировать навыки согласования существительных с глаголами, затем с
прилагательными. Регулярное и систематическое проведение такой работы позволяет
сформировать у дошкольников с ОНР полноценный и качественный навык
словоизменения.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты исследования проблемы выявления и коррекции нарушений
словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи
1.1 Характеристика детей с ОНР Общее
недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее
звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте [34]. Клинически
в основе речевого нарушения может быть диагноз: дизартрия,
ринолалия,
заикание,
алалия,
нарушение слуха, снижение интеллекта, недостаточность
фонематического слуха, а внешне проявляться как общее
недоразвитие речи
Несмотря на разные
источники возникновения патологии, у детей с общим недоразвитием речи
выявляются характерные признаки, указывающие на системные отклонения в развитии
речевой деятельности. Одним из главных симптомов общего недоразвития речи
выступает более позднее начало речи: первые слова возникают к 3-4, а иногда и к
5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена.
Самым ярким
признаком выступает замедленное развитие экспрессивной речи при довольно
сохранном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь детей с ОНР
малопонятна. Отмечается низкая речевая активность, которая по мере взросления,
при отсутствии целенаправленной коррекционной работы, еще более снижается.
Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.
Нарушенная
речевая деятельность оказывает влияние на развитие у таких дошкольников
сенсорной, умственной и эмоционально-волевой сферы. Проявляется низкая
устойчивость внимания, низкая способность к его распределению. При довольно сохранной
смысловой, логической памяти у дошкольников нарушения речевая память, снижена
эффективность запоминания. Они не запоминают трудные инструкции, составляющие и
очередность заданий.
Диагностируется
низкое развитие координации пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Отмечается
низкая скорость действия, зацикливание на одной позе.
В большинстве
случаев в анамнезе не имеется информации о явных патологиях в центральной
нервной системе, что дает возможность сохранить в достаточной степени
двигательные функции, психические реакции и поведение в целом. Выявляется
только присутствие нетяжелой родовой травмы, затяжные соматические заболевания
в раннем детстве. Неблагоприятное влияние речевой среды, дефекты воспитательной
стратегии, недостаток коммуникации также возможно назвать среди аспектов,
замедляющих нормальное течение речевого развития. В данных ситуациях
отмечается, в первую очередь, обратимость процесса нарушения речевой деятельности.