Литература Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Литература

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО И. С. ТУРГЕНЕВА И Г. ФЛОБЕРА В ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ 7

1.1. Реализм как ведущее направление в литературе XIX в. 7

1.2. Реалистические традиции в творчестве Г. Флобера 11

1.3. И. С. Тургенев – писатель-реалист 15

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЯЗИ Г. ФЛОБЕРА И И.С. ТУРГЕНЕВА 20

2.1. И.С. Тургенев и Г. Флобер: жизненные и творческие контакты 20

2.2. Тема социальной несправедливости и образ простого человека в творчестве Г. Флобера («Мадам Бовари) и И.С. Тургенева («Отцы и дети») 26

2.3. Сопоставительный анализ повести Г. Флобера «Простая душа» и повести И. С. Тургенева «Живые мощи» 29

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ 39

3.1. Особенности изучения зарубежной литературы в и современной школе 39

3.2. Примерный конспект урока 43

3.3. Примерный конспект внеклассного мероприятия 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

  

Введение:

 

Творческий опыт И.С. Тургенева, его художественные открытия содействовали обогащению русской и мировой литератур. В крестьянской массе он первый увидел сложные, тонкие и неповторимые личности, красота и гармония которых соответствовали величественной и прекрасной природе. Писатель продолжал исследовать тип «лишнего человека» в его сопоставлении с общественно-исторической эпохой. Г. Флобер же с неумолимой последовательностью и художественной силой выражают неприятие мира буржуазной Франции. Отрицание современного миропорядка сочетается у Г. Флобера со страстной верой в искусство, которое представляется писателю единственной областью человеческой деятельности, еще не зараженной пошлостью и меркантилизмом буржуазных отношений. В развитии французского реализма творчество Г. Флобера является очень важным: новаторские художественные открытия Флобера, и те утраты, которыми отмечено его творчество, чрезвычайно характерны для нового этапа в развитии западноевропейского реализма, наступившего во второй половине XIX в.

Реалистические тенденции ярко проявились у французского писателя Г. Флобера и русского И.С. Тургенева.

Отдельное место в истории русско-французских литературных связей во второй половине XIX века занимается вопросом о творческих и дружеских отношениях русского писателя-реалиста И.С. Тургенева с французским писателем Г. Флобером.

Интерес И.С. Тургенева к французскому искусству, его роль популяризатор французской литературы в России и русской литературы во Франции, его творческие связи с одним из представителей французской литературы Г. Флобером исследованы, но неполноценно. В этом состоит актуальность данной выпускной квалификационной работы.

Г. Флобер и И.С. Тургенев являлись близкими друг другу людьми по духу. Они сознавали, что их, по большому счету, волнуют одни и те же проблемы, которые внешне выражены разными социальными проявлениями. Творческая перекличка писателей – это, в сущности, нахождение таких точек соприкосновения, которые для обоих авторов характерны: это обращение к сути человека, анализ проблем бытия, боли и страдания, которые поэтизируются. Дружба писателей, основанная на едином взгляде на творчество, реалистической традиции, позволяет изучать зарубежную литературу в школе весьма инновационно – через включение отечественных и зарубежных произведений в систему мировой литературы.

Новизна исследования состоит в том, что был определен новый контекст исследования творческой переклички И. С. Тургенева и Г. Флобера через сопоставление героев их произведений.

Объект исследования: творческая перекличка Г. Флобера и И.С. Тургенева на примере произведений «Простая душа» и «Живые мощи».

Предмет исследования: творчество И. С. Тургенева и Г. Флобера, произведения «Живые мощи» и «Простая душа».

Цель исследования: определить значимость творческой переклички

Г. Флобера и И.С. Тургенева и представить примерный конспект урока и внеклассного мероприятия по зарубежной литературе для школьников.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 рассмотреть реализм как ведущее направление в литературе XIX в.;

 изучить реалистические традиции в творчестве Г. Флобера;

 рассмотреть творчество И. С. Тургенева с точки зрения реализма;

 определить жизненные и творческие контакты Г. Флобера и И.С. Тургенева;

 выявить реалистические традиции Г. Флобера в произведении «Простая душа»;

 исследовать реализм в произведении И. С. Тургенева «Живые мощи»;

 определить особенности изучения зарубежной литературы в и современной школе;

 разработать примерный конспект урока;

 разработать примерный конспект внеклассного мероприятия.

Теоретико-методологическая основа исследования. За основу были взяты труды, представляющие:

 реалистические традиции в мировой классической литературе: В.Г. Андреева [16,17], М.Е. Елизарова, К.М. Нартов, Е.А. Петрова, Ю.Н. Пешкова, О.Н. Турышева [22, 11, 12, 13, 15], Н.Я. Берковский, Б.И. Бурсов, В. Маркович [19].

Методы исследования:

 теоретические (анализ, синтез). На данном этапе были проанализированы источники, научно-методическая литература и справочный материал, раскрывающий суть реализма в литературе. Информация была обработана и систематизирована;

 практические (методическая работа). На данном этапе разрабатывалась методика преподавания зарубежной литературы в современной школе, в частности, примерные конспекты урока и внеклассного занятия.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что материал и выводы исследования можно использовать в средней школе на уроках литературы, а также на внеклассных мероприятиях и факультативных занятиях.

Апробация материалов проходила на IX ежегодной научно-практической конференции преподавателей и студентов «Слово. Словесность. Словесник» (Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, 21апреля 2022 года).

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена ее целью и задачами. Выпускное квалификационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. Список литературы состоит из 41 источника. Общий объем выпускной квалификационной работы – 61 страница. Первая глава «Творчество И. С. Тургенева и Г. Флобера в литературном контексте эпохи» содержит три параграфа, представляющих теоретическую основу исследования. В них раскрывается реализм как ведущее направление в литературе XIX в., а также реалистические традиции в творчестве Г. Флобера и И. С. Тургенева. Вторая глава «Литературные связи Г. Флобера и И. С. Тургенева» включает в себя три параграфа и содержит рассуждения о их жизненных и творческих контактах, а также сопоставительный анализ повести «Простая душа» Г. Флобера и повести «Живые мощи» И. С. Тургенева. Третья глава «Методика преподавания зарубежной литературы в современной школе» содержит три параграфа, в которых проанализированы особенности изучения зарубежной литературы в школе, а также методические разработки урока и внеклассного мероприятия.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Реалистические тенденции ярко проявились у французского писателя Г. Флобера и русского И.С. Тургенева. Это писатели из разных культур, поднимающие схожие проблемы, прообразы их произведений могут прослеживаться, творчески перекликаясь. Перекличка Г. Флобера и И.С. Тургенева кажется нам интересной темой для того, чтобы сформировать у обучающихся целостное восприятие мирового литературного процесса.

В ходе решения первой задачи было выяснено, что в реалистических произведениях поднимаются социальные темы, осмысляются философски. Социальные закономерности имеют важное значение, как и точность, внимание к деталям.

Во ходе решения второй и третьей задач были изучены особенности реализма в литературе XIX в. на примере творчества И.С. Тургенева и Г. Флобера. Выявлены следующие признаки реализма:

 объективизм в изображении жизни (это не значит, что текст является переписыванием действительности. Это авторское видение действительности);

 нравственный идеал автора (в той или иной степени выраженная авторская позиция);

 типические характеры при несомненной индивидуальности героев;

 типические ситуации и конфликты (наиболее распространенные – конфликт лишнего человека и общества, маленького человека и общества);

 типические обстоятельства;

 внимание к психологической достоверности характеров;

 обыденная и повседневная жизнь героев (герой – не выдающаяся личность, как в романтизме, а тот, кто узнаваем читателями как, например, их современник);

 внимание к точности и достоверности детали (можно изучить эпоху);

 неоднозначность авторского отношения к героям (нет деления на положительных и отрицательных персонажей);

 важность социальных проблем: общество и личность, роль личности в истории, «маленький человек» и общество и прочее;

 исследование социальных закономерностей;

 приближение языка художественного произведения к живой речи;

 возможность использования символа, мифа, гротеска и прочего как средства раскрытия характера.

При решении четвертой задачи мы рассмотрели литературную дружбу двух писателей, их взаимоуважение, доверие и схожесть в творческой мысли: в их творчестве часто перекликались образы, поднимались одни социально-философские темы. Писатели очень близко дружили, находя друг в друге поддержку жизни и творчества. Г. Флобер восхищался гением И.С. Тургенева, считал его совершенным литератором. И.С. Тургенев же видел в Г. Флобере необыкновенно глубокого и понимающего этот мир человека.

В процессе решения пятой задачи было выявлено, что эстетика Г. Флобера складывается под влиянием глубоко фаталистического взгляда на человека. С точки зрения автора, личной свободы не существует, и человек во всех своих проявлениях обусловлен совокупностью объективных закономерностей, действия которых он даже не осознает. На постижение объективного содержания жизни, управляемой не человеческой волей, а безличным объективным законом, и нацелено художественное творчество Г. Флобера.

Решая шестую задачу, мы определили, что в позиционировании эстетических проблем И.С. Тургенев сознательно расходился с представителями идеалистического эстетизма и сближался с революционными демократами. Выявляется понимание реализма как метода, неразрывно связанного с острым интересом к объективной реальности, к процессам земной человеческой жизни, с равнодушием ко всему сверхъестественному, потустороннему. Согласно И.С. Тургеневу, реализм означает чуткость к живой правде характера и свободу от мистических представлений. Созерцательность И.С. Тургенев считал социально-отрицательным качеством, так как бесстрастность порождает безволие, парализует те горячие, страстные эмоции, без которых невозможна активная жизненная борьба.

При решении седьмой задачи стало ясно, что курс литературы может быть построен на основе внутрипредметных связей отечественной и зарубежной литературы через их взаимодействие. Это углубляет понимание темы и сути образов.

При решении восьмой и девятой задачи мы встроили в урок и во внеурочную форму творческую перекличку писателей, тем самым сделав усвоение темы литературного реализма насыщенной, более образной, содержательной и понятной.

В повести Г. Флобера «Живая душа» и в повести И.С. Тургенева «Живые мощи» очень выражена реалистическая традиция, которая просматривается в тенденции внимания к действительности, незначительным, как, казалось бы, деталям. Однако, именно они помогают буквально выстраивать пространство, моделировать современную тогда реальность вокруг героев, поднимая ту или иную проблему человека в «злом», враждебном ему мире.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО И. С. ТУРГЕНЕВА И Г. ФЛОБЕРА В ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ

1.1. Реализм как ведущее направление в литературе XIX в.

Реализм как направление в литературе стал ответом не только эпохе Просвещения с ее опорой на разум человека, но и так называемому «романтическому» негодованию на человека и общество. Реальность была совсем не такая, какой ее описывали представители классицизма и романтизма, отчего возникла необходимость не только просвещать мир, показывая его высокие идеалы, но и понять, как устроена действительность. Ответом на данный запрос и стал реализм, который возник в литературе Европы и России в 30-х годах XIX века.

Реализм – это правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного исторического периода. Можно уточнить, что в литературе реализма сформировались следующие эстетические принципы:

1. Принцип детерминации. Здесь человек представляется с точки зрения социально-значимых характеристик. Любой поступок героя трактуется не как следствие его свободного личностного выбора, а как следствие общественного влияния.

2. Принцип типизации, подразумевающий изображение человека как существа социально типического. Героем становится человек определенного психотипа с соответствующей логикой развития характера.

3. Принцип аналитизма, который подчеркивает исследовательское отношение писателя-реалиста к предмету изображения – настоящему. Особым объектом аналитического изображения в литературе реализма становится психология героя.

4. Принцип универсализма, где важна установка на полное изображение общественной жизни. Выражение данного принципа можно отметить в эстетике Г. Флобера: для него универсальное изображение жизни означает изображение ее в совокупности всех сторон – в том числе самых низких и вульгарных, то есть тех, которые ранее было не принято описывать в художественном произведении [11, с. 10].

Формирование французского реализма пришлось на 30-40-е годы, когда еще просматривалось сотрудничество с романтизмом. Открытая полемика с романтизмом и отказ от романтической поэтики возникла в 50-60-е годы. Поражение революции, установление Второй империи и наступление после 1850 года эпохи консерватизма и реакции вызвали серьезные изменения в мироощущении французских писателей и поэтов, окончательно дискредитировав романтический взгляд на мир.

Путь реализма как направления в русской литературе был достаточно самобытен, он отличался от европейского. На исключительность русского реалистического искусства повлияли предшествующая смена литературных направлений, и ориентация русских писателей на христианские, православные нормы и правила [16, с. 284].

Выделяются три периода в развитии реализма XIX века:

 20-40-е годы – период становления и утверждения нового направления;

 40-70-е годы – период расцвета;

 80-90-е годы – период высокого субъективизма с лирическими аспектами.

По еще одной классификации можно разделить развитие реализма на две составляющих:

 психологический реализм (20-40-е годы XIX века). Это период некоторой «борьбы» романтизма и реализма, преодоление;

 социологический реализм, который обусловлен высокой степень «физиологичности» в произведениях писателей.

Далее, уже на рубеже XIX и XX веков было отмечено сближение «психологического» и «социологического» течений [26, с. 84].

В основе реализма в литературе наблюдается стремление к всеохватности. Его особенности обусловливали преобладание тех или иных жанров. О какой-либо категоричности в жанровых предпочтениях говорить неуместно, но история русского реализма – это, в основном, история русского романа, поскольку именно этот эпический жанр стал любимым у русских писателей, он помогал им преодолевать противоречия, возникавшие в действительности, совмещать в изображаемом произведении тонкий анализ и огромную широту, глубину жизни. Рассуждая о творчестве Л.Н. Толстого, Б.И. Бурсов писал: «Толстой, в соответствии со своей философско-эстети-ческой и общественной позицией, частное доводит до предела конкретности, а общему придает значимость всечеловеческую. Он открывал пути совершенствования для каждого отдельного человека, и это были пути единения его со всем человечеством» [18, с. 289].

Русский реализм достигает своих вершин в творчестве Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, А.Ф. Писемского, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова и других писателей, которые писали в 60-70-е годы XIX века. В целом непосредственно во второй половине XIX века можно было наблюдать процесс обогащения реализма художественным натурализмом, научными и этнографическими материалами, а также романтическими элементами, последнее является особенностью природы именно русского реализма, уникальность которого состоит в собирательности.

В целом же реализм обращался к изучению действительности и изображению ее во всей полноте. Основой русского реализма является особое, отличное от европейского понимание человека, его места и роли в жизни страны, мира, поскольку, по мнению большинства авторов, отдельно взятое доброе или злое дело, праведное желание или подлый замысел влияют на общее состояние всего живого. В частности, в соответствии со своими представлениями выбирает себе дорогу герой Л.Н. Толстого Константин Левин. Выбирая свой путь, человек проводит массу сопоставлений с дорогами других [19, с. 99].

В самые напряженные и ответственные моменты жизни, как показывают русские писатели, русский человек становится причастен сознанию соборного единства. Высшее проявление этого чувства передал Л.Н. Толстой в «Войне и мире». В романе-эпопее на фоне внешней угрозы (наступление французских войск) хорошо заметно, как соотносятся личное и общее, как формируются новые отношения, невозможные до этого времени. «Созидаются новые отношения между людьми, на совершенно иной основе, чем прежде, невозможной до этой войны, да и после нее, но такие отношения, которые должны были бы быть всегда, – «общая жизнь», человеческое единство во имя простой и ясной, не разделяющей разных людей, но связующей их задачи» [20, с. 17].

Но, стоит также обратить внимание и на то, что, в отличие от русской литературы, которая явно продемонстрировала образ соборности, данное понятие неприемлемо для героя западноевропейского романа, который озадачен собственными значительными или незначительными проблемами. Очень интересно о психологии европейцев, об их «культурном эгоизме» рассуждал В.А. Маклаков. В письме из Парижа от 5 апреля 1921 года, адресованном В.В. Шульгину, он писал: «Как отдельный европеец, эгоист в собственной жизни, считает свою копейку, свое время, довольствуется собственными печалями, не тратя времени на заботу о других, как каждый европеец рассчитывает на себя, заботится о себе, ничего не делая для других, но зато ничего и не требуя и от других в момент крушения, так и европейские государства понимают, что они получают только то, что сами сумеют отстоять, и что на других рассчитывать не приходится. Этот эгоизм, который культурой сдерживается в рамках, признание за другими тех же самых прав есть основное правило их поведения, их морали и всех их оценок» [2, с. 74].

В русской литературе пореформенного времени (конец 1860-х – 1880-е гг.) представлено сложное и емкое соединение параллельно развивающихся и дополняющих друг друга тем. Прежде всего, интересен был человек со всем богатством своего внутреннего мира, а также связи отдельно взятых людей друг с другом и с миром. Перед писателями стояла нетривиальная задача, направленная на поиск связей в условиях калейдоскопичной действительности, а также на преодоление стандартизации духовной жизни личности [17, с. 193].

Следует обратить внимание на то, что непосредственно существование идеала и народной основы человечества, ради счастья которого зачастую и ищет свой путь русский герой, укрепляет его силы и преумножает их. Герои русской литературы часто демонстрируют чудеса находчивости, выносливости, терпения. В западноевропейской реалистической литературе писатели все больше тяготели к детализации действительности.

Таким образом, следует подытожить материал, сформулировав черту реалистической литературы интересующего периода:

 глубокий психологизм, где внутренний мир человека становится интересным и важным.

Таким образом, под реализмом понимается правдивое отношение к действительности в художественном произведении того или иного исторического периода. В реалистических произведениях поднимаемые темы нередко осмысляются философски. Русская литература с точки зрения развития реализма обладает устойчивой к различным переменам спецификой. Напротив, французский реализм очень изменчив и разнообразен. Эстетический принцип придал произведениям французской литературы в стиле реализма стремление к завершенности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы