Платная доработка на тему Л.Б. Хавкина — известный библиотековед: характеристика и анализ основных работ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения исследуемой темы.. 6
1.1. Основные вехи биографии Л. Б. Хавкиной. 6
1.2. Вклад Л.Б. Хавкиной в библиотечную профессию.. 9
Глава 2. Характеристика и анализ основных работ Л.Б.
Хавкиной. 15
2.1. Научные труды и
достижения Л. Б. Хавкиной. 15
2.2. Анализ работы Л.Б. Хавкиной «Книга и библиотека». 17
Заключение. 25
Список используемой литературы.. 27
Введение:
Актуальность работы. Сегодня
функционирование деятельности современных библиотек перестраивается,
модернизируется и оптимизируется.
В
условиях коренных перемен в жизни российского общества в профессиональной
печати продолжает обсуждаться вопрос о роли, функциях, миссии и концепции
современной библиотеки.
Имя
Любови Борисовны Хавкиной (12 (24) апреля 1871, Харьков – 2 июня 1949, Москва)
широко известно библиотековедам и библиотекарям; его обессмертили одни только
двузначные и трехзначные таблицы авторских знаков на кириллице и латинице, счет
количеству переизданий которых с 1916 г. давно потерян.
Статьи
о ней публиковались в изданиях Большой советской энциклопедии, а такая честь
выпадала единицам – самым избранным специалистам библиотечного дела.
Наиболее
детальное освещение жизни и деятельности классика отечественного
библиотековедения Любови Борисовны Хавкиной (1871–1949) принадлежит перу Ю. В.
Григорьева (28 августа (9 сентября) 1899 – 16 сентября 1973). Им написан очерк
ее жизни и деятельности, освещены теоретическая и практическая деятельность в области
библиотековедения и библиографии.
Любовь
Борисовна Хавкина стремилась в своих трудах показать, что основной причиной возникновения библиотеки и
ее существования на протяжении тысячелетий являются потребности человечества в
информации, то удовлетворение этих потребностей выступает в качестве смысла и
цели деятельности библиотеки как социального института.
Объект работы – процесс становления библиотековедения в трудах Л.Б. Хавкиной.
Предмет работы – достижения Л.Б. Хавкиной в библиотечной
профессии.
Цель исследования – изучить
основные работы известного библиотековеда Л.Б. Хавкиной и их вклад в
организацию библиотечного дела.
Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Рассмотреть основные вехи
биографии Л. Б. Хавкиной;
2.
определить вклад Л.Б. Хавкиной в библиотечную профессию;
3.
изучить основные научные
труды и достижения Л. Б. Хавкиной;
4.
проанализировать работу Л.Б. Хавкиной «Книга и библиотека».
Степень изученности
исследования. В
начале 1990-х гг. произошли существенные изменения в процессе изучения и
популяризации общественной и научной деятельности Л.Б. Хавкиной. Инициаторами
этих изменений стали известные научно-культурные центры: Московский
государственный университет культуры и искусств, Российская государственная
библиотека, Московская библиотечная ассоциация, Харьковская государственная
научная библиотека им. В.Г. Короленко, Харьковская государственная академия
культуры. Среди мероприятий, проводившихся этими учреждениями, заслуживают
внимания научные конференции «Библиотековедение: вчера, сегодня, завтра»
(Москва), «Библиотековед Л.Б. Хавкина» (Харьков), где рассмотрены все основные
аспекты деятельности Л.Б. Хавкиной.
ХГНБ провела исследование творчества Л.Б. Хавкиной. По
его результатам подготовлен сборник «Библиотековед Любовь Борисовна Хавкина:
харьковский период деятельности (1890-1918)», содержащий библиографические
данные, статьи о ее жизни в Харькове, библиографию, доклады, письма,
фотодокументы. При составлении сборника сотрудники ХГНБ координировали свои
усилия с работой известных библиотековедов России и Украины П. Соковым, В.
Фокеевым, А. Дивногорцевым, А. Рычковым, Т. Самойленко.
В исследовании впервые использованы материалы,
хранящиеся в отделах редких книг и рукописей РГБ, ХГНБ, ЦНБ ХГУ, а также в
архивах: Харьковском областном, ХГНБ, Российской книжной палаты, МГУКИ. Изучены
архивы Харьковского общества грамотности (ХОГ).
Архивные материалы дают общее представление о
жизненном и творческом пути Л.Б. Хавкиной, диапазоне и направлениях ее научной
деятельности, ее роли и месте в культурной и общественной жизни Харькова.
Деятельность Л.Б. Хавкиной можно условно разделить на
несколько основных этапов, или вех. Именно такой вехой был харьковский период
ее жизни – с 1888 по 1918 г. Литература о Л.Б. Хавкиной свидетельствует, что
этот период закончился в 1912 г., когда она переехала в Москву. Однако
исследованием доказано, что определение ошибочно. Л.Б. Хавкина выезжала в
столицу с целью подготовки и проведения ежегодных библиотечных курсов в
Народном университете им. А.Л. Шанявского, а до 1918 г. была членом правления
ХОБ, комиссий ХОГ, Харьковского педагогического общества. Согласно утверждению
московского библиотековеда А. Рычкова завершением харьковского периода
деятельности Л.Б. Хавкиной следует считать 1920 г., когда ее назначили
директором Научно-исследовательского кабинета библиотековедения в Москве (с
1924 г. – институт) и она окончательно переехала в столицу.
Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных исследователей, таких как Григорьев
Ю. В., Каратыгина Т. Ф., Фокеев В. А. и
многие другие.
Методы исследования. Анализ документов.
Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Заключение:
Таким
образом, основной вклад Л. Б. Хавкиной в библиотечное дело страны состоит в
следующем. Л. Б. Хавкина – основоположник регулярного библиотечного образования
в Российской империи и затем в СССР, основоположник первого высшего учебного
заведения в нашей стране, который
именуется в настоящее время Московским государственным институтом культуры
В своих работах она изложила требования к
профессии библиотекаря, особенно к его личностным качествам. Она настоятельно
рекомендовала привлекать к работе в библиотеки женщин, при этом используя такие
присущие им качества, как аккуратность, точность, усидчивость, внимательное
отношение к читателям, четкий почерк. Важным для библиотекаря она считала
удовлетворительное состояние его здоровья. Особое внимание придавала
специальной подготовке, будучи глубоко убежденной, что библиотекарь должен
иметь систематические сведения по библиотечному делу, каждому необходимо умение
пользоваться библиографическими пособиями.
Ее
вклад в разработку таких
общетеоретических библиотековедческих и
библиографоведческих проблем, как определение их предметов,
взаимоотношения между собой, с
книговедением и другими сопредельными дисциплинами и т. п., более
скромен. Она и сама не относила себя к библиотековедам первого эшелона. Труды Л. Б.
Хавкиной отличаются непредвзятостью, логичностью и доступностью изложения,
а также высочайшим профессионализмом.
Любовь Борисовна в каждой своей работе ясно и однозначно высказывала свое
мнение по обсуждаемому вопросу, не задумываясь над «уместностью» и
«своевременностью» своей позиции.
Ей
было присвоено почетное звание заслуженного работника науки РСФСР. Были
моменты, когда эти противоречивые отношения причудливо совмещались: в
профессиональной печати ее клеймили как проводницу буржуазных идей, лидера
библиотечных реакционных контрабандистов и т. п., а в то же время неоднократно
направляли за рубеж для ознакомления с
опытом иностранных библиотек, чтения лекций и докладов об успехах
советского библиотечного дела, выступлений на самом авторитетном библиотечном
форуме – конференции Международной федерации библиотечных ассоциаций. Такого
буйного и одновременного смешения не пережил, пожалуй, ни один другой
библиотековед.
Любовь
Борисовна Хавкина – библиотечный деятель мирового масштаба.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения
исследуемой темы
1.1. Основные вехи биографии Л. Б. Хавкиной Любовь
Борисовна родилась в Харькове. В
1887 г. с золотой медалью окончила
гимназию. Широкая общеобразовательная и культурная подготовка сочеталась у нее
с изучением иностранных языков, которых она к концу жизни знала более десяти.
Трудовой путь начала в Воскресной школе под руководством крупных педагогов Х.
Д. Алчевской и А. М.
Калмыковой. С 1888 по 1890 г. Л. Б. Хавкина преподавала в этой школе,
руководила внеклассным чтением трех групп, рецензировала книги [5].
В
1891 г. выступила одним из организаторов
первой бесплатной библиотеки. В том
же году поступила на работу в
Харьковскую публичную библиотеку, где с
перерывами трудилась до 1918 г. В 1898-1901 гг. Хавкина изучала
библиотековедение в Берлинском университете и, пользуясь возможностью, в 1900
г. посетила Всемирную выставку в Париже, где познакомилась с методами
Американской библиотечной ассоциации и
идеями ее основателя Мелвила Дьюи (Melville Louis Kossuth Dewey;
1851–1931), оказавшими на нее большое влияние.
Параллельно
с работой в библиотеке Хавкина в 1893 г. окончила курсы при музыкальном училище
по специальности «Теория музыки» и получила аттестат первой степени.
Это
позволило ей организовать и возглавить в Харьковской публичной библиотеке первый
в российских общедоступных библиотеках музыкальный отдел с абонементом (1903).
В харьковских газетах она опубликовала много музыкальных рецензий и обзоров [8].
Библиотековедческие
труды Хавкиной берут начало с книги «Библиотеки, их организация и техника» (1904), получившей широкое признание
в России и удостоенной золотой медали на Всемирной выставке 1905 г. в Льеже
(Бельгия). В 1906 г. она вступила в брак и вплоть до того, как овдовела (1911)
и даже впоследствии, подписывала свои труды Хавкина-Гамбургер. Начиная с 1907
г. она публикует научно-популярные книги и и статьи [7].