Платная доработка на тему Культурные основания образования в Бельгии: традиция и современность
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.2. Религиозная подоплека развития культурных
оснований бельгийской системы образования
1.3. Специфика межкультурных отношений Валлонии и
Фландрии
2.1. Современные кросс-культурные проблемы
бельгийской системы образования
2.2. Взаимоотношения между языковыми группами в
современной Бельгии
2.3. Перспективы развития культурной специфики
системы образования в Бельгии
Список источников и литературы
Введение:
Актуальность рассмотрения данной темы
обусловлена тем, что федеративная система Бельгии является интересным примером,
поскольку на ее территории встречаются проблемы, характерные для всего европейского
сообщества, в числе которых на первый план выходит сосуществование различных этнических
и языковых групп. Бельгийское государство было создано в 1831 году на основе модели
унитарного государства, для которого были характерны некоторые элементы децентрализации.
Однако, данная децентрализация ограничивалась местными органами власти в виде провинций
и коммун. На этом основании можно сделать вывод о попытке осуществления Бельгией
как страной своеобразного лингвокультурного растворения различий, которые существуют
в культурном и языковом отношении между валлонами, которые говорят на французском
языке и фламандцами, для которых родным является нидерландский язык[1]. Указанные
факторы повлияли и на систему образования Бельгии.
Бельгия одной из первых стран на европейском
образовательном пространстве предприняла попытки модернизации и оптимизации внутренней
образовательной системы в соответствии с положениями Болонской декларации[2]. При этом
в рамках трансформационных процессов правительство Бельгии должно было учитывать
лингвокультурные различия представителей различных этнических и социальных групп,
которые проживают на территории государства.
Целью данной работы является анализ культурных
оснований образования в Бельгии с точки зрения традиций и современности.
Для достижения данной цели поставлены
и последовательно решены следующие задачи:
1. Изучить сепарацию Бельгии с Голландией
как предпосылку формирования культурных оснований образования в Бельгии.
2. Исследовать религиозную подоплеку
развития культурных оснований бельгийской системы образования.
3. Проанализировать специфику межкультурных
отношений Валлонии и Фландрии.
4. Выявить современные кросс-культурные
проблемы бельгийской системы образования.
5. Описать взаимоотношения между языковыми
группами в современной Бельгии.
6. Сформулировать перспективы развития
культурной специфики системы образования в Бельгии.
Объектом исследования является система
образования в Бельгии. В качестве предмета работы выступает совокупность культурных
оснований образования в Бельгии.
Характеризуя степень разработанности
проблемы, можно отметить, что вопросы организации функционирования системы образования
Бельгии являются достаточно изученными. Так, например, Г. С. Яценко рассматривает
бельгийскую систему высшего образования, в основе которой лежит принцип управления
знаниями и компетенциями, т.е. умение применять имеющиеся знания на практике. Подчёркнута
особая актуальность четко структурированной системы управления компетенциями (Knowledge
Management)[3]. Практико-ориентированному
контексту психолого-педагогического образования в Бельгии посвящены работы Е. С.
Лукьяненко[4].
М. Кулагина делает обширный обзор системы
воспитания и образования в Бельги, обращая внимание на интересные детали, что существенно
облегчает и оживляет восприятие объемного разнообразного материала, охватывающего
всю систему образования, буквально, начиная с воспитания будущего ребенка на 2-3
месяце беременности будущей мамы, и заканчивая последним классом колледжа, где,
порой, можно встретить великовозрастного ученика-«второгодника»[5].
Интересную проблему избыточности бельгийского
образования поднимает Л. В. Прус. Исследователь отмечает наличие проблем в сфере
анализа динамических процессов в образовательной среде Бельгии, которые сопровождают
процессы формирования новых направлений в развитии системы образования. Л. В. Прус
рассматривает сферу действия и особенности избыточного образования в частном секторе
Бельгии. Согласно исследованию, поведенному в 2002 году, от 22% до 24% рабочей силы
имеют избыточное образование. Эти результаты подтверждают идею о том, что работодатели
рассматривают трудовой опыт, в качестве равноценной замены формальному образованию.
Исследователь указывает на проблему так называемого избыточного образования, которая
в большей степени актуальна для женщин и сотрудников коммерческих организаций. На
основание проведенного с позиций системного подхода анализа, синтеза, абстракции,
сравнения, интерпретации, обобщения педагогического опыта и концептуализации Л.
В. Прус устанавливает ряд педагогических закономерностей, сосуществующих в рамках
бельгийской системы образования. Исследователь делает вывод о возможности расширения
понимания выявленной проблемы на основе изучения и оценки требованиям к образованию
и уровня образования рабочих с государственного на межгосударственный континентальный
уровень[6].
Общепедагогическая подготовка преподавателей
в системе бельгийского и нидерландского высшего образования стала темой работы Бю.
А. Усковой[7]. Аналогичную
проблему на школьном уровне образования в Бельгии поднимает Г. С. Яценко[8].
Профессиональные роли современного учителя
в Бельгии анализируют Д. Р. Сабирова, Г. С. Яценко и С. С. Боднар. Авторы рассматривают
стандарты подготовки учителей, которые считаются неотъемлемым компонентом европейского
образования. Профессиональное образование в целом и подготовка учителей в частности
описываются как подготовка специалистов с профессиональными, организационными, коммуникативными
навыками и высоким уровнем компетенций. Исследователи подчеркивают проблему обеспечения
качества образования будущих педагогов, которая решается благодаря внутреннему мониторингу
оценки качества, внешней оценке образовательной системы, проведению реформ, направленных
на улучшение качества образования. Авторы раскрывают критерии соответствия профессиональным
требованиям, а именно: соответствие профилю карьеры и формирование базовых компетенций
начинающих учителей. В исследовании также представлена подготовка педагогов, обучающих
учителей в соответствии с 3-ступенчатой моделью (3 I Model), и описаны их профессиональные
роли. В результате исследователи пришли к выводу о смещении профессиональной роли
современного учителя в Бельгии в сторону индивидуализации творческого обучения.
При этом педагоги активно используют личный опыт, совместное свободное общение,
диалог и вовлеченность родителей в образовательный процесс[9].
Исторический аспект вопроса рассматривается
в работе Б. А. Усковой и М. А. Ананьиной[10]. Религиозную подоплеку формирования
системы образования в Бельгии анализирует Виаен Винсент[11].
Языковые особенности образования в Бельгии
изучала Ю. С. Дзюбенко. Исследователь сделала вывод хронологических дивергентах
во французском языке, что характерно не только для Бельгии, но и для Франции, Швейцарии
и Канады, а также о вариативности функционирования национального варианта французского
языка[12].
Особенности развития современного педагогического
образования в Бельгии исследовала Л. В. Орлова. В частности, исследователь сопоставляла
структуру и содержание педагогического образования в лингвокультурных фламандском
и французском сообществах[13].
Однако, культурные основания образования
в Бельгии в традиционном аспекте и современности являются недостаточно разработанными,
что определяет новизну настоящего исследования.
При написании работы использованы методы
анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции, индукции, опроса.
Данная работа структурирована на введение,
две главы, объединяющие шесть параграфов, каждый из которых направлен на решение
поставленных и обозначенных выше задач, заключение, список источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной
темы, определены цели и задачи исследования, дана характеристика степени научной
разработанности проблемы и выявлена новизна исследования, обозначены объект и предмет
работы, сформулированы методы исследования, описана структура работы.
В первой главе анализируются теоретико-методологические
основы исследования традиций культурных оснований образования в Бельгии. В частности,
изучена сепарация Бельгии с Голландией как предпосылка формирования культурных оснований
образования в Бельгии, исследована религиозная подоплека развития культурных оснований
бельгийской системы образования, проанализирована специфика межкультурных отношений
Валлонии и Фландрии.
Вторая глава работы посвящена аналитико-практическому
исследованию современности культурных оснований образования в Бельгии. В частности,
выявлены современные кросс-культурные проблемы бельгийской системы образования,
проанализированы взаимоотношения между языковыми группами в современной Бельгии
и определены перспективы развития культурной специфики системы образования в Бельгии.
В заключении сформулированы выводы по
результатам проведенного исследования культурных оснований образования в Бельгии.
Список источников и литературы содержит
библиографический перечень материалов, использованных при написании работы.
[1] Герасимова О. Е. Проблема сосуществования
различных этносов в рамках одного государственного образования (на примере
Бельгии) // Известия Российского государственного педагогического университета.
– 2016. — №4. – С. 32-37.
[2] Закаулова Ю. В. Предпосылки становления
современной системы профессионального образования в Бельгии // Сборники
конференций НИЦ Социосфера. – 2017. — №8. – С. 21-24.
[3] Черноситова Т. Л. Менеджмент знаний и
компетенций как основа современной системы высшего образования в Бельгии //
Известия Южного федерального университета. – 2019. — №1. – С. 162-170.
[4] Лукьяненко Е. С. Практико-ориентированный
контекст психолого-педагогического образования в Бельгии // Всероссийская
научно-практическая конференция «Личность в культуре и образовании: психологическое
сопровождение, развитие, социализация». – 2018. — №1. – С. 462-503.
[5] Кулагина М. Воспитание и образование в Бельгии
// Эксперимент и инновации в школе. – 2016. — №2. – С. 30-32.
[6] Прус Л. В. Анализ причин появления феномена
«избыточного образования» на бельгийском рынке труда / Современный ученый. – 2018. — №1. – С. 28-31.
[7] Ускова Б. А. Особенности общепедагогической
подготовки преподавателей профессиональной школы в системе высшего образования
Бельгии и Нидерландов. – Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2017. – 152 с.
[8] Яценко Г. С. Конструирование содержания
профессиональной подготовки учительских кадров в системе высшего образования
Бельгии // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.
– 2017. — №1. – С. 243-252.
[9] Сабирова Д. Р., Яценко Г. С., Боднар С. С.
Профессиональные роли современного учителя в Бельгии // Современные проблемы
науки и образования. – 2019. — №6. – С. 31.
[10] Ускова Б. А., Ананьина М. А. Из истории
профессионального образования в Нидерландах и Бельгии // Сборники конференций
НИЦ Социосфера. – 2019. — №35. – С. 263-264.
[11] Винсент В. Религиозное образование в Бельгии и
Северной Франции во времена католического возрождения XIX века // Религиозное
образование в России и Европе в конце XVIII – начале XIX веков. – 2019. – С.
227-243.
[12] Дзюбенко Ю. С. Хронологические дивергенты
французского
Заключение:
В 1830 г. ситуация внутри страны, в первую очередь в экономике,
была нестабильной: уменьшилась производительность в крупных индустриальных городах,
уменьшились зарплаты, а также судооборот в Антверпене. В железнодорожном строительстве,
наоборот, произошел рост (о чем говорит строительство первой континентальной железной
дороги в 1835 г. между Брюсселем и Мехеленом).
В 1832 г. была введена в оборот новая валюта – бельгийский франк;
основан Банк Бельгии. С 1839 г. экономическая ситуация стала постепенно улучшаться.
Касаемо общественных институтов, то жителям Бельгии были гарантированы права человека,
как равенство перед законом, право на свободу, частную собственность, свободу слова.
Однако избирательное право содержало ряд ограничений.
Несмотря на это, бельгийская конституция считалась наиболее прогрессивной
и либеральной на момент создания. Бельгия стала первым государством с формой правления
парламентарная монархия. Таким образом, происходило становление и взаимопроникновение
всех институтов.
В эти годы была провозглашена независимость Бельгийского королевства
– под одним флагом были объединены франкофонный юг и германский север; король принял
католичество, что, однако, не породило противоречий, так как наиболее радикальные
протестанты остались в соседнем государстве – Нидерландах.
Тем не менее, именно Нидерланды провоцировали конфликт, не признавая
независимость Бельгии вплоть до 1839 г. И в целом ситуация в Европе была острой:
для Великобритании и Пруссии было невыгодно иметь в качестве соседа сильную Францию,
которая претендовала на бельгийские земли, поэтому они выступили за независимость
Бельгии.
Окончательный договор был подписан в 1839 г., в результате которого
были узаконены границы Бельгии. Таким образом, о неоспоримом единстве романских
и германских народов, составивших в 1830 г. королевство Бельгия, говорить не приходится,
но, следует заметить, главной их общей чертой являются многовековые притеснения
со стороны могущественных соседей. Исторически устойчивой для Бельгии всегда являлась
идея национального единства.
Тем не менее, первые годы после получения независимости сопровождались
нестабильной обстановкой в экономике и геополитике, тогда как благодаря конституции
были удовлетворены все т.н. нужды общества. Важнейшее противоречие – языковой конфликт
– назрел чуть позже. 1900-е гг. – бытность метрополией
В течение первых 60 лет существования государства обострились
внутренние противоречия между провинциями: в многонациональной стране, где помимо
валлонов и фламандцев также проживают и немцы, был только один государственный язык
– французский. Лишь к концу XIX века фламандцы добились провозглашения второго государственного
языка. Эксплуатация Бельгийского Конго была одним из существенных источников накопления
капиталов и развития промышленности Бельгии. Вместе с независимостью страна, однако,
получила и проблемы: бурно развивавшаяся бельгийская промышленность нуждалась в
новых рынках сбыта и новых ресурсах, а безработные искали себе занятие, чем представляли
опасность для государства и общества.
Поэтому Бельгия немедленно приступила к поиску способов заполучить
собственные колонии. В конце XIX – начале XX вв. отмечаются качественные изменения
в бельгийской экономике, характерные для периода монополистического капитализма.
К концу века Бельгия стала колониальной державой. Жестокость
эксплуатации колоний бельгийским королем вызвала осуждение в Европе и мире. В годы,
предшествовавшие Первой мировой войне, Бельгия придерживалась нейтралитета в борьбе
между двумя империалистическими блоками в Европе, хотя экономически тяготела к Великобритании
и Франции.
В первые полвека независимости Бельгия активно развивалась экономически,
но конституция спровоцировала раскол в социальных институтах на два сообщества –
франкофонных валлонов и германоязычных фламандцев; проблема была решена к концу
века введением второго государственного языка.
В политике Бельгия придерживалась нейтралитета, но тяжелая эксплуатация
вкупе с угнетением народов Конго вызвали резонанс в мире. Следует сделать вывод,
что Бельгия после получения независимости очень быстро встала на рельсы, которые
были присущи европейским государствам того времени. 1930-е гг. – между двумя мировыми
войнами После Первой мировой войны бельгийский империализм был потрясён мощной волной
революционного движения, вызванного послевоенными экономическими трудностями и влиянием
Великой Октябрьской социалистической революции в России.
Активизировалось фламандское национальное движение, однако буржуазии
и королевскому двору удалось при активной поддержке католического духовенства, пользующегося
во фламандских провинциях особенно сильным влиянием, направить его в значительной
мере в русло шовинизма и расизма.
Основанная в период Первой мировой войны так называемая партия
фламандских националистов стала одним из главных отрядов бельгийского фашизма и
поддерживала активные связи с германскими нацистами. Стремясь предотвратить углубление
революционного кризиса в стране, бельгийская буржуазия пошла на ряд уступок в вопросах
расширения избирательного права.
В условиях подъёма рабочего движения в Бельгии образовались коммунистические
группы. Мировой экономический кризис 1929–33 гг. тяжело отразился на экономике Бельгии.
Усилилась стачечная борьба рабочего класса за политические и экономические права.
Вместе с тем активизировались фашистские элементы – рексисты
(в валлонских провинциях) и фламандские националисты (во Фландрии). Наряду с активизацией
фламандских националистов, добивавшихся отделения Фландрии, в 30-е гг. в Бельгии
возникло националистическое валлонское движение (валлонганы) с тенденцией к отделению
валлонских провинций. Накануне Второй мировой войны 1939–45 гг. бельгийская промышленность
так и не достигла уровня докризисного периода.
В конце 1938 в стране насчитывалось 432 тыс. безработных.
Во время Первой мировой войны большая часть страны была оккупирована,
вследствие чего Бельгия очень сильно пострадала. В 1915 г. в городе Ипр была произведена
газовая атака. Позже, в 1922 году, часть бывшей германской колонии Восточная Африка
– Руанда-Урунди – стала мандатной территорией Бельгии.
В 1925 г. был заключен договор между Бельгией и Нидерландами
о пересмотре договора 1839 года – был отменен длительный нейтралитет Бельгии и демилитаризирован
порт Антверпен.
Тем не менее, в 1936 году Бельгия возобновила политику нейтралитета
и была занята немецкими войсками. В 1936 г. Бельгия денонсировала франко-бельгийскую
военную конвенцию 1920 г. и заявила об отказе от своих обязательств. Таким образом,
Бельгия между двумя мировыми войнами находилась на рельсах общего кризиса капиталистической
системы. Активизировалось национальное движение – как во Фландрии, так и в Валлонии;
образовались коммунистические группы.
Экономика государства испытывала большие трудности, равно как
и общественные институты. Во внешней политике Бельгия участвовала во всех международных
акциях, но большую часть времени придерживалась нейтралитета. 1960-е гг. – послевоенное
время После Второй мировой войны подъём демократического движения, во главе которого
находились коммунисты, заставил правящие круги Бельгии провести ряд реформ.
Неустойчивая внутриполитическая обстановка привела к обострению
национального вопроса. В 1968 г. студенты спровоцировали роспуск парламента и наступил
продолжительный правительственный кризис.
4 апреля 1949 – Бельгия вступает в НАТО в качестве одного из
учредителей. 1957 – вступление Бельгии в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)
в качестве одного из учредителей.
Самосознание бельгийского народа после Второй мировой войны заставило
правительство действовать в демократических рамках. Тем не менее, правительство
совершало немало действий, которые негативно отражались на социальных институтах
и провоцировали проблемы – усиление межнационального раскола. С точки зрения геополитики,
Бельгия укрепилась в Европе и мире как важная политическая единица, о чем говорит
ее вступление в два крупных блока – НАТО и ЕЭС (который являлся предшественником
ЕС).
Но кровавый след, оставленный Бельгией в своих колониях, оказал
сильнейшее влияние на последних, и в результате в колониях на протяжении нескольких
десятилетий ситуация оставалась критической во всех сферах жизни общества. 2017
год – современное время
Несмотря на достигнутые успехи, языковые проблемы до сих пор
приводят к эскалации напряжённости между двумя главными группами населения страны.
К тому же, особенностью культурной жизни Бельгии является отсутствие единого культурного
поля – фактически культурная жизнь концентрируется в пределах языковых сообществ.
В Бельгии нет общегосударственного телевидения, газет и других
средств массовой информации. Также отсутствуют двуязычные университеты (за исключением
королевской военной школы) и крупные научные или культурные организации.
Институты образования стабильно сильны: уровень функциональной
грамотности преодолён, доля грамотных среди взрослого населения – 98%. Затраты на
здравоохранение составляют 9,6% от ВВП. Бельгия – страна-участник Шенгенского соглашения.
В Брюсселе расположены штаб-квартира НАТО и Евросоюза, Европарламент, секретариат
стран Бенилюкса – то есть Брюссель можно назвать одним из важнейших европейских
городов.
В целом, Бельгия поддерживает
мировые инициативы, является членом большого количества международных организаций.
Франко-фламандские противоречие не затрагивают сферу международных отношений Бельгии,
поэтому внешнеполитическая ситуация долгое время остается стабильной. Бельгия –
конституционная монархия (с момента образования) и федеративное государство (с 1980
г.).
Национальный вопрос стоит все так же остро, но уже, в первую
очередь, не в связи с угнетением нидерландского языка, как было прежде, а в связи
с экономической отсталостью Валлонии. К тому же, Бельгия почти во всех сферах жизни
общества поделена напополам. Регионализм, является одной из главных проблем XXI
в. и в Бельгии он с течением времени приобретает все более острые формы.
Одним из главных факторов появления Бельгии как государства являлся
народ (совокупность народов, населявших те регионы, которые впоследствии вошли в
состав королевства), который хотел независимости. В дальнейшем, как видно на графике,
внутри многонациональной Бельгии возникли противоречия, которые с годами становились
все более острыми.
Бельгия, как было сказано
в одном из выводов, за первые полвека независимости встала на одни рельсы с соседними
геополитически сильными государствами (этому поспособствовала именно географическая
близость к данным государствам – Германии, Франции, Великобритании). Это отразилось,
в первую очередь, на экономике страны. По окончании Второй мировой войны, Бельгия
вновь стала активно развиваться экономически, и произошло это благодаря более спокойной
геополитической обстановке, т.к. Бельгия вошла в состав множества международных
организаций
Экономическая ситуация в Бельгии останется стабильно хорошей
– к этому есть все предпосылки. Тем не менее, во всей Европе уже сейчас просматриваются
тенденции к ухудшению геополитической ситуации (Brexit может служить примером).
На последних парламентских выборах в Бельгии наибольшее число мест получила партия
Новый фламандский альянс, которая основана на идеях фламандского национализма вплоть
до отделения Фландрии от Бельгии. Таким образом, сделан вывод, что регионализм усилится
и, что вполне возможно на фоне многочисленных референдумов по всему миру, Фландрия
проведет референдум и выйдет из состава Бельгии. В таком случае, безусловно, экономическая
ситуация в «новой» Бельгии ухудшится, так как Фландрия унаследует весомую часть
экономики Бельгии
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методологические
основы исследования традиций культурных оснований образования в Бельгии
1.1. Сепарация Бельгии с
Голландией как предпосылка формирования культурных оснований образования в Бельгии
Считается, что Бельгия получила свое
название от племен белгов, которые жили в северной части того, что тогда было Галлией,
примерно в третьем веке до нашей эры. По мнению лингвистов, название имеет свои
корни от протокельтских слов «belg» и «bolg», которые означают раздуваться от гнева.
Что касается происхождения, то между
учеными, историками и исследователями велись огромные споры о том, действительно
ли белги были кельтскими, германскими или смешанными племенами. Интересно, что некоторые
источники предполагают, что сами белги также не были уверены, к какой группе они
принадлежали[1].
Когда Юлий Цезарь завоевал их земли,
он заметил, что их язык и традиции совершенно отличались от языка и традиций других
племен Галлии. Во время своих завоеваний Цезарь обращал особое внимание на белгов.
Из всех племен Галлии они считались самыми
храбрыми, и эта вера подкреплялась тем фактом, что их было труднее всего победить.
Цезарь столкнулся с сильным сопротивлением, и это заняло у него четыре года, пока
он наконец не завоевал племена белгов в 53 г. до н. э.
Более того, во времена Римской империи
белги не могли смириться с тем, что их земли входили в состав Империи и восстали.
Их лидер Амбиорикс был ответственным за восстание, но в конечном итоге потерпел
поражение.
После падения Римской Империи и начала
Средневековья территории, которые в настоящее время образуют Бельгию, стали частью
Священной Римской Империи и останутся таковыми до 11-го и 12-го веков.
Влияние и контроль Священной Римской
империи над этими территориями будут постепенно уменьшаться на протяжении веков.
В результате эти земли остались изолированными,
и отсутствие защиты стало хорошей возможностью для англичан и французов взять под
свой контроль этот регион.
На протяжении веков эти территории были
разделены на небольшие феодальные государства. Самыми известными из них стали графства
Фландрия и Эно, герцогства Лимбург и Брабант, а также Принц-епископство Льеж.
Из всех этих феодальных государств самым
богатым было графство Фландрия. Этот регион стал центром торговли. где английская
шерсть была импортирована и преобразована в тонкую ткань.
Богатство региона привело к появлению
таких городов, как Брюгге, Гент и ИПР.
До 19-го века территории современной
Бельгии контролировались французами, голландцами и испанцами и оставались ими до
тех пор, пока не произошел ряд событий, которые привели бы к созданию бельгийского
государства.
[1] Осколков П. В., Шишулина Л. Е. Нидерланды и
Бельгия: история, язык, идентичность. – М.: ООО «Ключ-С». – 2019. – С. 17.