Платная доработка на тему Культурная дипломатия СССР 1920-1930 годов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ СОВЕТСКОЙ
РОССИИ/СССР В 1920-1930-Е ГГ. 11
1.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ ПРОДВИЖЕНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА
СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ (1917-1920-Е ГГ.) 11
1.2. ЭВОЛЮЦИЯ МЕХАНИЗМОВ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ СССР В 1930-Е ГГ.:
СПЕЦИФИКА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СТАЛИНСКОГО РЕЖИМА НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ. 15
ГЛАВА 2. АКТОРЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ СОВЕТСКОЙ РОССИИ/СССР 22
2.1. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ КУЛЬТУРНОЙ
ДИПЛОМАТИИ.. 22
2.2. ВСЕСОЮЗНОЕ ОБЩЕСТВО КУЛЬТУРНОЙ СВЯЗИ С ЗАГРАНИЦЕЙ (ВОКС) КАК АКТОР
КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ СССР. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 46
Введение:
Актуальность исследования культурной дипломатии СССР, ее становления
и эволюции определяется востребованностью политики «мягкой силы» в современных
международных отношениях. Ее важнейшим инструментом является культурная
дипломатия, исторический опыт которой требует научного осмысления. Анализ опыта
реализации культурной дипломатии СССР в 1920-30 – е гг. позволяет углубить
представления о внешней и культурной политике советского государства, дает
данные для изучения истории взаимовосприятия России и Запада. Одним из основных направлений культурной
дипломатии является построение долгосрочных взаимоотношений с обычными людьми с
помощью программ культурных и академических обменов, грантов и стипендий,
тренингов, конференций, а также доступа к каналам информирования. Таким
образом, культурные связи могут стать эффективным инструментом публичной
дипломатии государства и внести вклад в формирование благоприятного имиджа
страны.
Объект
исследования: Советское
государство в контексте международных отношений 1920-30-х гг.
Предмет
исследования: Культурная
дипломатия советского государства 1920-30-х.
Термин — культурная дипломатия — это вид публичной дипломатии, в которую входит
обмен идеями, информацией, произведениями искусства, языком и другими аспектами
культуры между государствами и населяющими их народами, чтобы стимулировать
взаимопонимание, или же внешнеполитическая деятельность государства в области
культуры
Методология темы имеет междисциплинарный характер, включает
использование теорий и методов нео-институционализма,
«мягкой силы» Дж. Ная, имагологии международных отношений.
Концепты «культурной дипломатии» и
«мягкой силы», как ресурса культурной дипломатии, получили
теоретико-методологическую разработку в трудах Дж. Ная (1990; 2004; 2007;
2011), предлагающего концептуализацию инструментария «мягкой силы» как единой
стратегической идеологии.
Имагология международных отношений –
научное направление, ориентированное на изучение ментальной географии,
транснациональных образов, стереотипов восприятия и мифов, на сопоставление
«своего» и «чужого» и осознание роли «Других» в выстраивании национальной
«Я-концепции»[1].
Историография проблемы обширна, включает
значительный массив исследований российских и зарубежных авторов.
Само понятие «культурная дипломатия»
впервые введено в научный оборот Ф. Баргхорном (1960), использовавшим его для
осмысления такого явления, как «культурное наступление» СССР в хрущевскую
эпоху.
Исследования советской культурной
дипломатии представлены в обобщающих трудах по истории внешней политики и
советской культуры. Отдельные аспекты
стали предметом самостоятельных исследований, в монографиях и статьях ряда
ученых. В их числе (расписать хотя бы нескольких из этих авторов в сноски и
список литературы): Ф. Баргхорн[2],
В.И. Фокин, Л.В. Поздеева[3],
А.В. Голубев[4], Н.
Гоулд-Дэвис[5], Л.В.
Силина[6],
Агеев И.А., М. Дэвид-Фокс[7],
Г.Б. Куликова[8], Н.А.
Трегубов[9].
В данных исследованиях прослежены цели и методы культурной дипломатии СССР, их
динамика и эволюция, формы и результаты «культурного обмена», вклад в
достижение политических, дипломатических, пропагандистских целей. Тематика
работ включает анализ взаимовосприятия советской России и Запада в контексте
истории культурной дипломатии, ее институтов, реконструкцию образов Другого,
массовых представлений, инокультурных и внешнеполитических стереотипов.
Цель исследования:
определение механизмов, принципов и результатов реализации советской культурной
дипломатии в 1920-е-1930-е гг.
Задачи исследования:
1. Показать формирование принципов и
методов продвижения позитивного образа Советской страны на международной арене
(1917-1920-е гг.)
2. Определить эволюцию механизмов
культурной дипломатии СССР в 1930-е гг.: специфика репрезентации сталинского
режима на международной арене
3. Выявить роль государственных
учреждений в реализации задач культурной дипломатии
4. Проанализировать Всесоюзное общество
культурной связи с заграницей (ВОКС) как актор культурной дипломатии СССР
Интересно, что
культурная дипломатия СССР стала активно использоваться западными странами, и
термин получил уже целиком позитивную интерпретацию, означая развитие
культурных связей и их использование в международных отношениях для улучшения
взаимопонимания между странами. Этот подход подразумевает более широкое
толкование понятия «культура». Например, американский исследователь Акира Ирие
понимает культуру как «разделяемую членами общества систему верований,
материальных ценностей, идеологии, обычаев и образа жизни». Сюда включают
культуру «высокую» (литературу, искусство, образование) и массовую
(телевидение, кино, поп-музыку, индустрию развлечений). Исследователи
авторитетного британского центра DEMOS полагают, что в современном
постмодернистском мире границы между «высокой» культурой и поп-культурой
постепенно стираются. Не последнюю роль в этом процессе играют распространение
средств массовой коммуникации, Интернета и социальных сетей, а также развитие
туризма и миграционных процессов. [1] Журавлева В.И. Мифы о России в американской
политической карикатуристике: история и современность // СССР и США в XX веке:
восприятие «другого». М., 2017. С. 188. [2] Barghoorn F. C. The Soviet Cultural Offensive.
The role of Cultural Diplomacy in Soviet Foreign Policy. Princeton, 1960. P.
353. [3] Поздеева, Л. В.. Лондон — Москва. Британское
общественное мнение и СССР. 1939-1945 [Текст] / Л. В. Поздеева ; РАН, Институт
всеобщей истории. — М. : ИВИ РАН, 1999. — 306 с. [4]Фокин В.И. Россия и Запад. Формирование
внешнеполитических стереотипов в сознании российского общества первой половины
XX века. М.: ИРИ РАН, 1998. 336 с.; «Весь мир против нас»: Запад глазами
советского общества 1930-х годов // Труды Института российской истории РАН.
1997—1998. Выпуск 2. М.,2000. С.286-323. «Взгляд на землю обетованную»: из
истории советской культурной дипломатии. М., 2004. 274 с. [5] Gould-Davies N. The Logic of Soviet Cultural
Diplomacy // Diplomatic History. 2003. Vol.27, no.2. P.193–194. [6] Силина Л.В. Внешнеполитическая пропаганда в СССР
в 1945-1985гг. (по материалам отдела пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) — КПСС)».
М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. 208 с. [7] Дэвид-Фокс М. Витрины великого эксперимента.
Культурная дипломатия Советского Союза и его западные гости, 1921–1941
годы / Пер. с англ. В. Макарова; науч. ред. перевода М. Долбилов и В.
Рыжковский. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 568 с. [8] Куликова Г. Б. Новый мир глазами старого.
Советская Россия 1920‒1930-х годов глазами западных интеллектуалов: Очерки
документированной истории / РАН. Институт российской истории. ‒ М., 2013. ‒ 370
с. [9] Трегубов Н.А. Изучение советской культурной
дипломатии: некоторые возможности политической науки Электронный
научно-образовательный журнал «История», 2017,T. 7. Выпуск 10 (54)
Заключение:
Термин «культурная
дипломатия» появился в 1930-х годах и изначально имел явно выраженный
пропагандистский оттенок, поскольку характеризовал политику СССР.
В самом деле, в
1920‒1930-х годах руководство СССР было весьма заинтересовано в создании
положительного имиджа государства на Западе. Начавшаяся в Советском Союзе
индустриализация требовала привлечения зарубежных технологий и
инженерно-технических кадров. Для достижения внешнеполитических целей советское
руководство и использовало, среди прочего, методы культурной дипломатии.
В 1920-е гг.
сформировались принципы советской культурной дипломатии:
· партийно-государственный контроль культурных контактов
советских людей с внешним миром
· использование пропагандистского механизма,
направленного на зарубежные страны, для пропаганды опыта СССР как первого в
мире, передового государства рабочих и крестьян
· сохранение информационной открытости в 1920-е гг.,
связанной с верой в мировую революцию и незавершенностью процессов
формирования в СССР авторитарного режима
· развитие
научно-технических связей с зарубежными странами во имя восстановления и
реконструкции народного хозяйства страны, проведения индустриализации
· широкое использование интеллигенции и общественных
организаций для развития культурных связей и пропаганды опыта СССР.
· вовлечение трудящихся в международные контакты,
использование механизмов «народной дипломатии».
В этот период
получила распространение практика культурных обменов, когда в страну приглашали
элиту западной интеллигенции – известных философов, писателей и общественных
деятелей, стремившихся своими глазами увидеть государство «великого социального
эксперимента».
В рамках
культурной дипломатии особое значение имела своеобразная техника
гостеприимства. Организовывались встречи гостей с советской политической
верхушкой, устраивались пышные приемы. Существенным инструментом создания
положительного имиджа СССР были длительные беседы Сталина с зарубежными
писателями и философами по самому широкому кругу международных и внутренних
проблем.
Некоторые
современные исследователи в русле этого подхода продолжают рассматривать
культурную дипломатию в контексте продвижения и пропаганды интересов
государства на международной арене средствами культуры, науки и
искусства.
Основными акторами культурной дипломатии СССР были:
· ЦК РКП (б)/ВКП (б), разрабатывавший и транслировавший идейно-теоретические основы продвижения
образа СССР во внешнем мире;
· Комиссии Народного
комиссариата иностранных дел, занимавшиеся
организацией поездок за рубеж деятелей науки и искусства;
· Народный комиссариат просвещения, его структуры, отвечающие за пропаганду
научных и культурных достижений за рубежом, организацию выставок, командировки деятелей художественных организаций за границу;
· Исполком Коминтерна, занимавшийся продвижением образа СССР среди рабочих и интеллигенции стран
Запада
В 1925-1929 гг. в
основном завершился процесс создания и организационного становления ВОКС; были
сформированы основные рабочие подразделения, определены программные и
тактические установки в выборе приоритетов пропагандистской деятельности.
С 1928-1929 гг.
наблюдается процесс смены умонастроений у деятелей культуры и искусства
капиталистических стран в отношении СССР: от нейтрального к благожелательному.
Перемена симпатий объясняется оценкой Советского Союза и Советской власти через
призму отношения последней к своей собственной интеллигенции, а также к
творчеству и таланту. Большинство представителей творческой интеллигенции
западных стран после посещения СССР начинали активно выступать за
сотрудничество с ним.
Развитие международных
культурных связей на втором этапе истории деятельности ВОКСа зависело от
изменений внешней и внутриполитической обстановки и конъюнктуры. Это было время
ярко выраженного дуализма советской внешней политики, выражавшегося в балансировании
между государственными интересами СССР и интересами международного
коммунистического движения, годы, когда наряду с прорывом экономической и
политической блокады, осуществлялось проникновение новой культуры в страны
Запада и Востока.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ
ДИПЛОМАТИИ СОВЕТСКОЙ РОССИИ/СССР В 1920-1930-Е ГГ.
1.1. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ
ПРОДВИЖЕНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА СОВЕТСКОЙ СТРАНЫ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
(1917-1920-Е ГГ.)
Формирование
принципов и методов советской культурной дипломатии в 1920-е годы было
закономерным следствием прихода в Октябре 1917 года к власти большевиков,
создания ими нового исторического типа государства, реализации проекта
коренного переустройства России и мира. Составляющей большевистского
проекта была идея мировой революции, предполагающая пропаганду позитивного
опыта первого в мире социалистического государства, одним из средств которой
стала культурная дипломатия. Пропаганда
«мировой революции» со стороны большевиков превратила образ Советской России в
образ ленинско-пролетарской победы[1],
широко использовавшийся во внешней политике страны.
Уже в первые годы
установления советской власти начался процесс выработки принципов не только
дипломатии в целом, но и культурной дипломатии.
Важнейшим из них
стал партийно-государственный контроль над осуществлением внешних культурных
связей. ЦК РКП (Б) ВКР (Б) принимал решения, определявшие принципы и методы деятельности
в сфере культурной дипломатии. Именно они определяли приоритеты, направляли и
часто сами вели целенаправленную работу с иностранцами. Всесоюзное общество
культурной связи с заграницей — ВОКС, «Интурист» и ряд других организаций стали
важнейшей частью того же государственного механизма, также работали по единой,
одобренной руководящими органами ВКП(б), схеме и в комплексе создавали такой
охватывающий все сферы общественной жизни политический контроль, который стал в
1930-х годах одной из характерных и определяющих черт авторитарного облика
государства.
Главная цель
советского государства была показать и внушить важным визитерам, что советская
система популярна, законна, человеколюбива и открыта нуждам своих граждан, а
значит, является воплощением пламенных стремлений прогрессивной западной
интеллигенции. Советская система — это новый с точки зрения истории и
эффективный путь к быстрой модернизации огромной и отсталой страны, и, в
довершение всего, Советы — это мирная и миролюбивая политическая система»[2].
Гостям,
приезжавшим в СССР, показывали нетипичные, образцовые хозяйства, фабрики,
тюрьмы, детские сады и школы, жил массивы, а также исключительно хорошо
образованных, лояльных, пышущих энтузиазмом советских граждан.
В соответствии с
принципами соцреализма, воплощенными в турах, подобные нетипичные
достопримечательности служили эмблемой наступающего светлого будущего:
образцовые тюрьмы и колхозы должны были вскоре стать средними, типичными
тюрьмами и колхозами, так же как положительные герои на фоне людей грядущего
уже не должны были бы выделяться.
Конец 1920-х —
начало 1930-х годов — пример того, что социальная система излучала чувство
целеустремленности и, казалось, наполняла жизнь своих граждан смыслом.
Потребность в иллюзии, искушение политической утопией являлись, по мнению
автора, органичной чертой рассматриваемого времени.
Популярность и
непопулярность Советского Союза среди интеллектуалов была гораздо теснее
связана с состоянием западных обществ, чем с ситуацией в советском обществе. Восхищение
Советским Союзом, достигало своего пика не тогда, когда игра Советов на
политической сцене была особенно впечатляющей или, когда их политика
“очеловечивалась”, а в периоды тяжелого экономического кризиса, ударившего по
западному миру (в начале 30-х гг.): он помог сформироваться взгляду на СССР как
на остров стабильности, порядка, экономической рациональности и социальной
справедливости. Это и есть краеугольный камень мифа под названием “социализм” —
обещание совместить модернизацию с социальной сплоченностью и стойкой
жизнеспособностью общества. Если интеллектуалы так или иначе могут прийти к
согласию с социальной системой, которая авторитарна, но обещает социальную
справедливость, — делает вывод автор, — сама она выглядит прочной. Нацистская
опасность внесла вклад в более терпимое отношение к коммунистам и Советскому
Союзу, как бы непривлекательны они ни были, это меркло перед чудовищностью
фашистского движения и идеологии».
В 1930-е гг.,
время, когда Советский Союз был так популярен среди западных интеллектуалов,
информация о чистках и других отнюдь не привлекательных результатах
деятельности советской системы полностью отсутствовала. Советский Союз и его
сторонники распространяли обильную контринформацию (скорее ее можно назвать
дезинформацией или пропагандой) с целью нейтрализовать компрометирующие данные. [1] Бокерия С.А., Диева А.А. Опыт информационной
пропаганды в СССР как инструмент мягкой силы // РУДН. Сер. История России. —
2015. — № 3. — С. 81-89. [2] Парсамов, В.С. История России: XVIII- начало XX в
/ В.С. Парсамов. — М.: Academia, 2018. — С. 127.