Платная доработка на тему Культура и быт коренных народов Севера ненцы, ханты и селькупы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
856801
Введение:
Историческая специфика коренных народов российской
Арктики заключается в том, что еще несколько тысяч лет назад они
ассимилировались в уникальной природной среде этого региона и создали
своеобразную «арктическую цивилизацию» с присущей ей самобытностью и своеобразием
образа жизни населения. система жизнеобеспечения.
С другой стороны, так называемые коренные малочисленные
народы Севера давно прочно прижились в российском государстве и российской
культуре. Более того, выходцы из приполярных широт — бренд, характеризующий
имидж России как северной страны. Нужно ли адаптировать образ жизни жителей
Арктики к образу жизни «материковой» России? Или это мир, который следует
сохранить в его постоянном статусе? Или есть третий вариант, который мы
когда-то назвали культурно ориентированной модернизацией? Все эти вопросы
заставляют задуматься о том, какую политику мы должны проводить в Арктике в
контексте устойчивого развития, экологической безопасности и национальных
интересов России в целом.
История коренных
народов Севера насчитывает многие тысячелетия; однако, говоря об истории
Российского государства, следует отметить периоды определенных союзнических
(торговых) отношений между коренным населением и властью Российской Империи,
его вовлеченность в систему притока России (через уплату ясака, т. е. пушного
племени). ute) несколько веков назад, а также полная или частичная
христианизация.
Мы должны
вспомнить тотальную и грубую советскую модернизацию, которая включала
культурную революцию и частичный переход к оседлому образу жизни, а также
принудительную коллективизацию и острые социальные проблемы советской эпохи.
В целом политика в отношении населения Арктики долгое
время подчинялась утилитарно-экономическим интересам, идеологическим установкам
и военно-стратегическим соображениям. Во многом она остается такой же и
сегодня, хотя новая концепция государственной политики в Арктике, так сказать,
более чувствительна.
Актуальность работы заключается в значимости традиционных
социокультурных исследований, которые зависят от сочетания
социально-политических, идеологических и внутренних теоретических факторов. Эти
факторы, в основном, следующие: общество срочно нуждается в осознании и
восстановлении традиции как важной движущей силы социальной стабильности и необходимость
критического переосмысления традиционалистских идеологий как оправдания
межэтнической и межкультурной ненависти.
В этом контексте давайте рассмотрим некоторые
социокультурные реалии нынешних жителей Арктики. Академические исследования
истории и культуры народов Арктики имеют глубокую и замечательную основу,
начиная с первых научных экспедиций и описаний народов, проживающих в этом
регионе. Особо заслуживает внимания советская научная школа по изучению народов
Арктики. Исследования в этой области были посвящены не только вопросам
исторического, социального и этнокультурного развития коренных народов региона,
но и поиску путей их развития за счет сохранения традиций и применения
государственного патернализма (см., Например, многочисленные памятки к
директивными органами »сотрудников Института этнографии АН СССР в 1950-1980-х
годах [1]). Социально-экономические и политические процессы, в которых
участвуют эти народы, ставят перед наукой новые задачи. текущие экономические и
военно-стратегические проекты. Эта проблема привлекает серьезное внимание во
всем мире. Главный момент, к которому пришло человеческое общество, — это понимание
необходимости отказа от патернализма в отношении «отсталых» народов и осознания
самобытности и присущей им ценности. В последнее время активизировались
исследования народов Арктики. В рамках программы фундаментальных исследований
Президиума РАН с 2014 года реализуется проект «Коренные народы и промышленное
развитие Арктики: преодоление рисков и стратегии развития». Проводится большое
количество региональных историко-культурных и этнографических исследований, а
также реализованы совместные международные проекты.
Изучение традиций коренных малочисленных народов Севера
охватывает широкий спектр областей, от общих областей, таких как мифология,
основные повествования о различных культурах и ритуалах, до общих
этнографических местных обычаев и ритуальных практик.
Для современных служб общественного здравоохранения стало
традицией полагаться на использование нормальных стандартов, основанных на
анатомических, физиологических и биохимических параметрах среднего «эталонного
человека». Однако в группах населения, чьи медицинские и биологические
характеристики явно отличаются от обычных людей, эти общепринятые нормы часто
не проводят различия между «здоровыми» и «больными». К таким медицински
специфическим группам относятся народы Крайнего Севера, континентальной Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации (РФ) — всего более миллиона человек.
Формирование антропологической специфики коренного населения высокоширотных
территорий России — это многовековой процесс. Биологическая адаптация к
условиям субарктической, континентальной и муссонной среды привела к
формированию специфических адаптивных комплексов. По своим морфологическим,
физиологическим, биохимическим и эндокринологическим характеристикам
представители соответствующих популяций отличаются не только от уроженцев
умеренного климатического пояса, но и друг от друга. В социальной этнографии
коренные народы Крайнего Севера Российской Федерации (далее — Север РФ)
представляют собой этнические меньшинства, окруженные значительно более
крупными этническими группами. Некоторые северные народы насчитывают всего
несколько сотен, тогда как популяции более крупных групп исчисляются десятками
тысяч. Естественно, что интенсивность, а нередко и направленность
популяционно-генетических и социальных процессов в таких численно различных
группах также различаются. Некоторые популяции в нашем исследовании (манси
Сосьвы, Коми-Ижемцы, северные ханты и ненцы) представляют собой более или менее
отдельные изоляты. Их «изоляция» поддерживается их культурной самобытностью, а
также наличием некоторых географических барьеров, препятствующих активному
проникновению на их территории других этнических групп. К таким препятствиям
относятся большие расстояния между национальными поселениями и крупными
населенными пунктами, отсутствие дорог и так далее. По мере уменьшения
географической изоляции малых этносов (как в случае с нанайцами сел
Сикачи-Альян и Троицкое Хабаровского края или саами и коми-ижемцами села
Ловозеро Мурманской области в нашем исследовании) степень их культурной и генетической
ассимиляции растет. Важной характеристикой культурной ассимиляции является
степень, в которой «модернизация» влияет на их образ жизни. Давление
социокультурного стресса, сопровождающее эту «вестернизацию», кажется очень
болезненным для коренных северян. Помимо регулирования взаимоотношений членов
сообщества, социальное устройство традиционных арктических сообществ также
создает оптимальный баланс с окружающей средой. Таким образом, человеческие
посягательства на природную среду Арктики в «районах нового промышленного
освоения» приводят не только к экологическим катастрофам, но и к социальной
реорганизации. Сегодня кочевые и полукочевые группы по-прежнему ведут образ
жизни, близкий к традициям и основанный на оленеводстве, охоте и рыболовстве;
То же самое и с населением самых отдаленных «национальных» или «этнических
поселений» (в нашем исследовании это ханты, манси, ненцы и коми-ижемы Западной
Сибири). Однако образ жизни одних и тех же этнических групп, постоянно
проживающих в относительно крупных поселениях, быстро становится
«вестернизированным», хотя заметная часть его «северной специфики» сохраняется.
Урбанизация, естественным образом охватившая северные регионы России (к 2018 г.
доля городского населения среди 26 малочисленных народов Севера РФ достигла
28%), коренным образом меняет образ жизни и мировоззрение северян.
Наше исследование охватывает различные этнические,
географические и социальные группы коренных северян разного возраста — от
новорожденных до людей среднего и пожилого возраста. Вместе с данными других
исследователей эти материалы дадут читателю представление о
медико-биологической специфике коренных народов Севера России.
Объектом исследования выступают коренные
малочисленные народы Севера.
Предметом исследования является культура и быт
народов Севера.
Цель работы — исследование современных процессов в
исторически сложившихся формах коренных народов Севера.
Задачи исследования:
1. Дать полную характеристику коренных народов
севера;
2. Рассмотреть краткую характеристику основных
компонентов материальной и духовной культуры в традиционной и современной
формах;
3. Выявить функцию элементов традиционной культуры
в новой среде обитания части ненецкого этноса;
4. Проанализировать особенности становления и
развития культур хантов;
5. Реконструировать и дать общее описание
мировоззрения селькупов.
Степень научного объяснения проблемы. Изучение
сущности, содержания, исторических изменений и перспектив социокультурных
традиций имеет долгую и богатую историю. Это происходит на нескольких уровнях:
философское понимание, теория культуры, этносоциология и возникающие традиции,
история и теории религии, а также исследования в рамках этнографии и фольклора.
В настоящее время существует большое количество отечественных и зарубежных
документов, изучающих сущность традиционных концепций, динамику их исторических
изменений и взаимосвязь между традициями и инновациями.
Методологические
основы исследования психологии
народов содержатся в трудах Н.А.Бердяева, Л.И. Божович, И.С. Кона,
Н.О.Лосского,B.С.Соловьева, Г.Г.Штепа, К.Г.Юнгаи др.
Изучению этнических
отношений и межэтнического взаимодействия посвящены работы А.О.Бороноева,
Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева.
Источниковую базу исследования составляют полевые
материалы научных сотрудников: этнографов, историков и фольклористов, занимающихся
проблемой сохранения и развития этнокультурного наследия коренных малочисленных
народов Севера Ю. В. Попкова, JI. В. Анжигановой, Н. Н. Тюреневой, В. Я.
Шатровой.
В данной работе были использованы такие ресурсы как:
Декларация ООН о правах коренных народов, Концепция устойчивого развития
коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, ©
КонсультантПлюс, Гаврилова И.Н. «Проблемы малочисленных народов севера России»,
Голотвин Ж, Хмара Н, « Борьба за выживание народов Севера» , Котляков В. М.,
Агранат Г. А. «Российский Север — край больших возможностей», Кряжков В.А.
«Коренные малочисленные народы Севера в российском праве», Николаев М.Е.
"Российский Север — Регион Нового Развития, Российский статистический
ежегодник и т.д.
Методологическая основа исследования. Основными
методами исследования были следующие: экспертная оценка, теоретический анализ
этнополитологической, исторической, философской, психологической литературы,
архивных данных, законодательных актов, публикаций в отечественных и зарубежных
изданиях, сбор политико-социологических данных в полевых условиях, наблюдения
Также методологической основой исследования стало
применение в работе диалектического метода научного познания социальных и
правовых явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Достоверность и
обоснованность результатов, полученных в ходе исследования, достигается за счет
применения общенаучных методов (наблюдения, описания, сравнения, анализа,
синтеза, индукции, дедукции, аналогии, моделирования, абстрагирования,
идентификации, экстраполяции и др.), а также историкоправового,
системно-структурного, сравнительно-правового, статистического,
формально-юридического, логико-теоретического, лингвистического и других
методов
Автор использует метод биологического, географического и
экологичсекого анализа при исследовании проблем развития коренных народов
Севера и государственного управления в контексте реформирования российской
государственности.
Заключение:
Народы Севера под этим понятием обычно обобщают коренных
обитателей Сибири, Дальнего Востока. Большинство народностей малочисленны, и
являются носителями древнейшей культуры. Выделяют следующие этносы — Коми (350
тыс. чел.), Манси (12 тыс. чел.), Ханты (31 тыс. чел.), Ненцы (45 тыс. чел.),
Энцы (237 чел.), Долганы (5.5 тыс. чел.), Кеты (1.5 тыс. чел.), Эвенки (77 тыс.
чел.), Эвены (22 тыс. чел.), Якуты (480 тыс. чел.), Чукчи (16 тыс. чел.),
Чуванцы (1.3 тыс.чел.), Карелы (89 тыс.чел.). Самобытность этих земель, людей,
представляющих коренное население данной местности, не может оставить
равнодушным никого. Над изучением быта, истории, трудятся сотни ученых,
работает Институт народов Севера, основанный в 1925 г, который находится
Санкт-Петербурге. Живут эти люди фактически по своим древневековым устоям.
Считается, что первыми поселенцами Сибири были самоеды.
Образец поведения определяется природным климатом и особенностями севера.
Для коренных народов важную роль играет сохранение,
развитие и передача будущим поколениям своих этнических особенностей как основы
продолжения существования своего народа. Термин «народы Севера» включает
несколько аспектов: этнический, географический, культурный, социальный. В
российских юридических документах и научных публикациях это определение
дополняется демографическим признаком «малочисленные», если численность
составляет менее 50 тысяч человек. Используемое в Российской Федерации понятие
«народы Севера» включает не только народы Арктики и собственно «Севера», но
также коренные народы Сибири и Дальнего Востока. Утвержденный Распоряжением
Российской Федерации в 2006 г. Перечень коренных малочисленных народов Севера,
Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (сокращённо – КМНС) включает 40
народов: алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты,
коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки
/ульта/, орочи, саами, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары,
тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи,
чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы и юкагиры. Эти народы (за
исключением саами, эвенков и эскимосов) проживают только в Российской
Федерации. Общая численность КМНС – около 260 тысяч человек (по переписи 2010
г.); численность отдельных народов – от нескольких десятков тысяч (например,
ненцы) до нескольких сотен и даже нескольких десятков (энцы) человек. Многие
представители коренных народов Севера и в наши дни ведут кочевой и полукочевой
образ жизни, совершая ежегодные сезонные кочевки из тундры в лесотундру и тайгу
и обратно.
Охота, рыбалка, выпас и собирательство — основа
традиционного образа жизни и этнической идентичности северных народов. По
своему образу жизни они очень близки к другим коренным народам Севера, Сибири и
Дальнего Востока, их культура представляет собой уникальное сочетание традиций
этнических меньшинств и крупных коренных народов Европы и Азии. Это карелы,
коми, якуты и буряты, а также помо и старорусские (в том числе старообрядцы),
образ жизни которых часто похож на образ жизни коренного населения.
Их средства к существованию также зависят от условий
окружающей среды (охота, рыбалка, собирательство, садоводство). Общая
численность населения севера России в настоящее время составляет около 1,5
миллиона человек. За последние 40–50 лет это число увеличилось в десять раз,
главным образом потому, что люди приехали на север работать в компаниях,
созданных для добычи и транспортировки углеводородов и других полезных
ископаемых на континентальном шельфе суши и арктических морей.
С момента открытия запасов нефти и газа в 1970-х годах
ненцы стали все более связаны с внешним миром, и строительство инфраструктуры
на полуострове Ямал быстро расширилось. Сейчас в тундре есть несколько поселков
газовиков, тысячи площадок разведочного бурения и новое железнодорожное
сообщение между Россией и Западом.
Строительство инфраструктуры на полуострове, включая
вечную мерзлоту, болота и озера, оказало серьезное влияние на коренной образ
жизни ненцев, проживающих в этой среде. Район признан преступным, и сегодня
люди осознают опасность. Скотоводы также увидели преимущества нефти и
природного газа. Например, они могут торговать с нефтяниками, получать свежее
мясо и рыбу в обмен на рис / лапшу и предоставлять бесплатный транспорт для работников,
занятых в сфере природного газа.
Эти отношения превратили некоторых местных газовиков в
«экспертов по тундре», которые разбираются в деталях летней миграции пастухов.
Ненцы более уверены в том, что нефть и газ могут сосуществовать с их образом жизни,
и переговоры улучшили ситуацию. Однако ущерб, нанесенный в прошлом, все еще
существует, и люди опасаются, что в будущем он будет еще больше. За последние
восемь лет Восьмая бригада (путешествующая с племенем) потеряла пять важных
летних лагерей для добычи природного газа. Пастух также заметил, что пастуху в
озере нужно гораздо меньше рыбы для летнего рациона. Это спорный вопрос,
который все еще обсуждается. При поддержке ученых сами пастыри недавно
попытались возродить эту дискуссию, составив список вопросов, которые, по их
мнению, должно решить правительство.
Столкнувшись с общей идеей упадка глобальных кочевников,
ямало-ненцы продолжают вести активную культурную жизнь. Они адаптировались к
окружающему их социальному, политическому и природному миру. Хотя нефть и газ
представляют большую угрозу, у них все еще есть надежда. К концу XXI века или
раньше все полезные ископаемые Ямала будут добыты, и чтобы выжить в этот
период, кочевникам необходимы свободные пастбища и здоровая окружающая среда.
Если так, у ненцев будет возможность продолжить свою жизнь в будущем, в котором
нефть и газ — это лишь отдаленные воспоминания.
Ханты — коренное население сибирского севера. Они
принадлежат к угорским народам наряду с манси. Этому маленькому народу удалось
сохранить свою культуру по сей день. Отдельные группы хантов до сих пор живут
по старинным традициям и обычаям.
Как и у многих других народов, христианизация хантов была
насильственной. До нее религиозные верования определялись анимизмом,
шаманизмом. В частности, христианизация затронула южную этногруппу, так как на
них повлияли русские поселенцы. Северные и восточные ханты до сих пор
придерживаются изначальной системы верований.
Популярная версия происхождения хантов говорит о смешении
коренных угорских племен с древними уральскими народами. Усть-Полуйская
культура, остатки которой были найдены на полуострове Ямал, говорит о
пребывании людей на территории нынешнего ЯМАО. Его появление относится к 4 веку
до нашей эры. Древние племена занимались животноводством, у них было развито
земледелие. Уже в то время у них были инструменты из кости, камня, железа, а
также украшения из бронзы. Древние племена селились по берегам Оби в обоих
направлениях. На предков северных хантов повлияли ненецкие оленеводы, частично
ассимилировавшиеся с ними. На этногенез восточных, южных хантов повлияли
тюркские племена.
Селькупы — это народ Сибири, образовавшийся в результате
слияния племен самоедов и аборигенов среднего течения Оби. В XVII веке селькупы
разделились на две территориальные группы:
· северный (Таз-Туруханск)
· южный (Нарым)
Северные сформировались после того, как часть самоедского
населения покинула Среднюю Сибирь. В состав северных селькупов входили семьи
ханты, энцев и кетов. Южные селькупы — потомки носителей кулайской культуры, существовавшей
на Среднем Приобье в V веке до нашей эры.
Семьи селькупов многопоколенны и патриархальны.
Преобладают структура общественных отношений и клановый строй. В семье мужчина
— глава, но женщина не находится в униженном положении. По сути, она пользуется
теми же правами, что и мужчина.
В XVII веке из общества были выделены лучшие люди
«сомал-кумыт», простые люди «манрел-кумыт», богатые «коумде», нищие «сегул» и
рабы «кочгул». Во главе территориальных клановых общин стояли князья кок и
герои сенгира. Особую роль в обществе играли шаманы, которые зачастую были
лидерами не только общин, но и военных объединений
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общая характеристика коренных народов
севера Историческая специфика коренных народов российской
Арктики заключается в том, что еще несколько тысяч лет назад они
ассимилировались в уникальной природной среде этого региона и создали
своеобразную «арктическую цивилизацию» с присущей ей самобытностью и своеобразием
образа жизни населения. система жизнеобеспечения. С другой стороны, так
называемые коренные малочисленные народы Севера давно прочно прижились в
российском государстве и российской культуре. Более того, выходцы из
приполярных широт — бренд, характеризующий имидж России как северной страны.
Нужно ли адаптировать образ жизни жителей Арктики к образу жизни «материковой»
России? Или это мир, который следует сохранить в его постоянном статусе? Или
есть третий вариант, который мы когда-то назвали культурно ориентированной
модернизацией?
Общая ситуация такова, что практически все коренные
жители Арктики России знают русский язык и почти 30% из них называют его своим
родным языком (таблица 4). Однако, если рассматривать основной язык знаний и
общения как родной язык, а не просто язык, который совпадает с этнической
принадлежностью, независимо от степени его знания, реальная доля представителей
коренных народов Арктического Севера для чей родной язык русский, было бы
заметно выше. Что касается языков коренных народов как таковых, то здесь
ситуация крайне неоднородна: относительно большие группы, например ханты, чукчи
и ненцы, которые к тому же пользуются этнотерриториальной автономией и
проживают в районах относительно компактного проживания, сохраняют языков своей
национальности в достаточно высокой степени, включая обучение на этих языках в
начальной школе. Не менее многочисленны эвенки, рассредоточенные по обширным
территориям (около половины из которых проживают в Китае) и говорящие на разных
диалектах, значительно хуже сохранили эвенкийский язык. Социолингвисты и
профессионалы в области просвещения и образования вносят большой вклад в
сохранение языков северных народов. Они изучают языки, находящиеся под угрозой
исчезновения, регистрируют и публикуют свои словари и фольклорные тексты, а
также готовят учебные пособия, радио- и телепрограммы. Необходимо понимать так
называемый языковой переход, то есть переход к двуязычию или полностью на
русский язык, в первую очередь в результате индивидуального выбора и одна из
стратегий модернизации этой части населения России. При этом важно не столько
сохранение в обязательном порядке языков меньшинств для их полноценного
функционирования, сколько сохранение этнической идентичности и недопущение
ассимиляции в пользу других. По нашим данным, в российской Арктике не
происходит заметных процессов такого рода. Часть культурного наследия народов
российской Арктики сохранилась, проявляясь в экономических методах,
художественных ремеслах, народной памяти, духовной культуре и фольклоре. Это
помогает сохранить этническое самосознание, даже если человек потерял знание
родного языка. Индивидуальные элементы коренных культур стали символами —
знаками, характерными для того или иного народа (ненец с хореем в руках на
оленьей упряжке, чукотский с лассо, эвенк верхом на олене, хантыйн на землянке
и т. д), социально-экономическая ситуация.
Деятельность предприятий топливно-энергетического
комплекса приносит колоссальные деньги, часть из которых идет на финансирование
целевых программ развития коренных малочисленных народов Севера, помощь
предприятиям агропромышленного комплекса, поддержку общин коренных народов, и
возместить убытки, понесенные территориальным развитием.
В целом это ведет к росту благосостояния местного
населения. В то же время в силу различных факторов (природных, исторических,
социокультурных и биомедицинских) коренные жители Севера находятся в менее
благоприятном положении по сравнению с жителями других регионов