Педагогическое образование Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Кукольный театр как средство речевого развития детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические основы речевого развития детей дошкольного возраста посредством
кукольного театра. 7

1.1. Сущность
понятия «речевое развитие» в психолого-педагогической литературе  7

1.2.
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. 10

1.3. Средства
речевого развития детей дошкольного возраста. 22

1.4. Значение
кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста  30

Выводы по главе 1. 37

Заключение. 62

Список
использованных источников. 65

Приложение. 71

Приложение 1. 71

Приложение 2. 74

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. Развитие речи является одной из значимых проблем воспитания
и обучения детей дошкольного возраста. Родная речь, которая окружает ребенка с
рождения – это важный источник получения знаний, необходимых для дальнейшего
успешного обучения и воспитания, а также успешной социализации и адаптации в
современном обществе. Центральной задачей речевого воспитания детей являются
вопросы, которые связаны с процессом развития речи. Речь является высшей формой
речи мыслительной деятельности, определяющей уровень речевого и умственного
развития ребенка.

Среди многих важных задач обучения и воспитания детей
дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации обучение родному
языку, речевое общение, развитие речи – одна из главных. В соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
эта задача включает в себя ряд специальных задач. Так речь дошкольников должна
пополняться и обогащаться, речевые навыки должны совершенствоваться, должна
формироваться звуковая культура речи, развиваться речь монологическая и
диалогическая, дети должны постепенно подготовиться к знакомству с языковой
грамотой.

Также, ФГОС ДО предполагает, что к концу дошкольного периода
воспитания дети будут обладать определенным багажом знаний. Так, к этому периоду
дети должны хорошо разговаривать, то есть использовать свои речевые навыки,
уметь выразить свои мысли с использованием речевых навыков, суметь обратиться с
просьбой к другим людям, у детей должны быть сформированы предпосылки для знакомства
с языковой грамотой [54].

Важно заметить, что в первую очередь для развития речи детей
важно формировать связную речь. В первую очередь это можно объяснить тем, что
связная речь – это социально необходимые навыки для каждого ребенка, за счет
навыков связной речи дети могут общаться друг с другом. По мнению многих авторов, таких как А.Н. Леонтьев [21], С.Л.
Рубинштейн [39], Ф.А. Сохин [43], Л.С. Выготский [5], связную речь можно
назвать одним из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности.
Особенности психологической стороны развития данной деятельности рассматривали
в своих работах такие авторы как: Л.С. Выготский [5], С.Л. Рубинтшейн [39], А.Н.
Леонтьев [21]. Также все авторы указывали, насколько сложна связная речь и то,
что для ее развития требуется специально построенная для этого работа. На
важность такой работы указывали такие авторы как: А.М. Бородич [3], А.Н.
Леонтьев [21].

В большинстве случаев в формировании навыков связной речи
может помочь игра. Игровая деятельность может быть представлена разными формами
представления, одной из них выступает театрализованная форма. Театрализованные
игры выделяются за счет создания определенных ситуаций, в которых дети могут
вступать в коммуникацию, обмен речевыми высказываниями, дети становятся более
раскованными и открытыми.

Использование театрализованных игр с детьми дошкольного
возраста в своих работах рассматривала О.С. Ушакова [51]. С точки зрения автора
такие игры способствуют успешному воспитательно-образовательному процессу в
саду. В то же время происходит развитие памяти и мышления детей, формируются
творческие навыки детей, развивается воображение и определенный взгляд на
искусство. В ходе реализации театрализованной деятельности происходит
обогащение речи дошкольников, речь становится более четкой и выразительной,
вместе с тем дети знакомятся с концепцией художественных произведений,
формируется логическое мышление, развивается внимание. Кроме того, занятия
театральной деятельностью помогают формировать добрый взгляд на мир и
окружающих людей.

Занятия кукольным театром способствуют также
чувственно-эмоциональному развитию дошкольников, развивают положительную
мотивацию, формируют творческие способности каждого дошкольника. Кукольный
театрализованный спектакль способствует оживлению предметов с их звуковым
звучанием.

Вместе с тем, стоит отметить, что для развития каждого
дошкольника участие в кукольном театре является важным этапом развития.
Использование кукол способствует эмоциональному контакту с детьми, даже если
они не очень контактные. Куклы не так страшны для детей по сравнению с людьми,
вместе с тем дети быстрее становятся раскрепощенными. Дошкольники активнее
прикасаются к куклам по сравнению со взрослыми. Все данные достоинства
кукольного театра способствуют быстрой подготовке детей к обучению в школе. При
этом дети стремительнее адаптируются к новым условиям, учителям,
образовательной программе.

Особое значение имеет также то, что в процессе реализации
игры с куклой дети учатся говорить от ее лица и также учатся показывать жестами
— жестикуляции. А ширма, за которой находятся дети, способствует наибольшему
раскрепощению детей.

Степень
разработанности проблемы. Теоретический подход к проблеме развития речи
дошкольников основывается на представлении о закономерностях их речевого
развития, представленных в трудах Л. С. Выготского [5], А.Н. Леонтьев [21], Ф.
А. Сохина [43], Д. Б. Эльконина [55], и др.

Вопросы методики развития речи представлены в работах М. М.
Алексеевой [2], А. М. Бородич [3], Е. М. Струниной [52], О. С. Ушаковой [52], и
д.р. Основы методики развития речи дошкольников исследовали А. М. Леушина [23],
Е. И. Тихеева [45] и др. Отечественная дошкольная педагогика представлена
довольно широким кругом исследований по развитию речи.

Объект
исследования – процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

Предмет
исследования – средства речевого развития детей дошкольного возраст.

Цель
исследования – теоретически обосновать речевое развитие детей дошкольного
возраста и на основе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность развития
речи детей дошкольного возраста посредством кукольного театра.

Задачи
исследования:

1. Изучить
особенности речевого развития детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть
средства речевого развития детей дошкольного возраста.

3. Проанализировать
значение кукольного театра в развитии речи детей дошкольного возраста.

4. Провести
диагностику речевого развития детей дошкольного возраста.

5. Представить
содержание работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством
кукольного театра.

6. Проанализировать
результаты работы.

Методы
исследования:  теоретические: анализ научной, методической и
педагогической литературы по теме исследования, синтез, систематизация,
классификация, обобщение; практические: наблюдение, педагогический эксперимент,
анкетирование.

Методики исследования: методика О.С. Ушаковой, Е.М.
Струниной «Диагностика связной речи старших дошкольников», цель которой –
комплексное исследование связной речи детей старшего дошкольного возраста. База
исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №23 «Калейдоскоп». В работе участвовало 18 детей старшего дошкольного возраста.

Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам,
заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения работы были получены следующие
результаты:

Речевое развитие по ФГОС – это система направленных
действий воспитателя, которые помогают развить речь ребенка дошкольного
возраста. Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания,
которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно;
смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений),
обеспечивающее общение и понимание людей. Основная функция связной речи –
коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе.
Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь, являются
описание, повествование и рассуждение. Связная речь имеет огромное значение в
развитии детей дошкольного возраста, так как она предполагает овладение
богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм.

Мы выяснили особенности развития речи детей старшего
дошкольного возраста. Развитие речи идет в нескольких направлениях:
совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми,
вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием
мышления. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление
скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и
инициативности в диалоге со взрослым. К концу дошкольного периода дети должны
владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически
правильно оформленной.

Важно отметить, что важнейшие средства развития речи –
это театрализованная деятельность, драматизация, детская художественная
литература и устное народное творчество, праздники и т.д. Эмоции детей являются
своеобразным стимулом, влияющим на уровень усвоения родного языка. На
выразительность детской речи влияют чувство радости, состояние взволнованной
приподнятости и ожидание необычного. Также, они обостряют детское восприятие и
усиливают запоминание материала. Рассматривание картины, предметов прикладного
творчества всегда сопровождается у детей высказываниями, вопросами, желанием
поделиться новыми впечатлениями.

Театрализованная деятельность дошкольников – это
специфический вид художественно-творческой деятельности, осваивая который дети
знакомятся с доступными для них средствами сценического искусства, приобщаются
к театральной культуре.

Можно сделать вывод, что театрализованная деятельность
обладает большими возможностями в развитии детей. При этом происходи
всестороннее развитие дошкольников, развитие их творческих способностей,
интеллектуальное развитие и речевое. Кукольный театр является самой популярной
и используемой формой театральной деятельности с детьми дошкольного возраста.
При организации театра ребенок проецирует все на куклу, учится передаче
собственных эмоций, старается пойти на контакт с окружающими людьми. При
организации подготовки к театральной деятельности, дети старшего дошкольного
возраста обогащают свой словарь, узнают больше об искусстве, учатся правильному
звуковому и интонационному произношению. При этом дошкольники лучше расставляют
паузы в речи, обучаются диалогической и монологической речи, стараются
запомнить все реплики героев и активно участвуют в самом спектакле.

Опытно-экспериментальная
работа проводилась с целью изучения эффективности развития связной речи у детей
старшего дошкольного возраста посредством кукольного театра.

База
исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23 «Калейдоскоп». В исследовании приняло участие 18 детей
старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная
работа включала несколько основных этапов: констатирующий, формирующий,
контрольный.

Для
достижения цели констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были
выбраны критерии и показатели развития связной речи детей старшего дошкольного
возраста. Обследование проводилось в виде индивидуальной беседы с каждым
ребенком (не более 15 минут).

По
результатам диагностики выделяются три уровня развития связной речи. В целях
комплексного исследования связной речи детей старшего дошкольного возраста мы
использовали серию заданий, в которые включали методику О.С. Ушаковой, Е.М.
Струниной «Диагностика связной речи старших дошкольников».

Высокий
уровень развития связной речи у дошкольников составил – 6 %, средний уровень –
55 % и низкий уровень – 39 %.

На основе
полученных результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы
можно сделать вывод о необходимости проведения работы, направленной на
улучшение качества развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Вторым этапом
опытно-экспериментальной работы стал формирующий этап работы. Цель формирующего
этапа опытно-экспериментальной работы – разработка и апробация работы по
развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством
кукольного театра.

Третьим
этапом опытно-экспериментальной работы стал контрольный этап. Цель контрольного
этапа опытно-экспериментальной работы – повторно выявить уровень развития
связной речи детей старшего дошкольного возраста и сделать анализ
опытно-экспериментальной работы, сделать выводы. На контрольном этапе были
использованы те же критерии, показатели и методики, как и на констатирующем
этапе. Высокий уровень развития связной речи у дошкольников составил – 17 %,
средний уровень – 72 % и низкий уровень – 11 %. Итак, по результатам
исследования можно отметить, что кукольный театр является эффективным средством
формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Таким
образом, цель, поставленная в работе, достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы речевого развития
детей дошкольного возраста посредством кукольного театра

1.1. Сущность понятия «речевое развитие» в
психолого-педагогической литературе

Овладение родным языком, развитие речи является од­ним из
самых важных приобретений ребенка в дошколь­ном детстве и рассматривается в
современном дошколь­ном воспитании как общая основа воспитания и обучения
детей.

Речевое развитие по ФГОС – это система направленных действий
воспитателя, которые помогают развить речь ребенка дошкольного возраста [54].

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
[54].

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному
языку детей — формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими
на основе овладения литературным языком своего народа

Связная речь имеет огромное значение в развитии детей
дошкольного возраста, так как она предполагает овладение богатейшим словарным
запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим
строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться
усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и
понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно
составить связный рассказ.

Становление и развитие связной речи, её сущность
рассматривается во многих психологических исследованиях (А.М. Леушина [23],
Л.С. Выготский [5], С.Л. Рубинштейн [39], Д.Б. Эльконин [55], и др.).

С.Л. Рубинштейн отмечает, что для говорящего любая речь,
передающая мысль, является связной речью [39]. Построение фраз уже является
тем, что ребёнок начинает устанавливать связи между предметами. С.Л. Рубинштейн
отмечает, что связная речь – это речь, которая понятна на основе ее
собственного предметного содержания [39].

С.В. Алабужева под связной речью понимает развернутое изложение
определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно,
точно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека [1].

А.М. Бородич считает, что связная речь – это смысловое
развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений),
обеспечивающее общение и понимание людей [3].

Согласно исследованиям, Л.С. Выготского связная речь
неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной
речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и
правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно
судить об уровне его речевого развития [5].

По мнению Т.А. Ладыженской, под связной речью в широком
смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты
которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой
организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое
целое [27].

Как отмечает О.С. Ушакова, связная речь – это речь, которая
требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность,
которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной
направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной
организацией языковых средств [51].

«Под связной речью в широком смысле слова следует понимать
любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и
служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам
логики и грамматического строя данного языка единое целое», – такое определение
дала Е.И. Тихеева [45].

В зависимости от возможностей такого перекреста, М.М.
Алексеева отмечает следующие разновидности связной речи:

1) Диалогическая речь – речь поддерживаемая, имеющая
собеседника, она более простая, в ней могут присутствовать интонации, жесты,
паузы, ударения. Для нее характерно использование разговорной лексики и
фразеологии.

2) Монологическая речь – длительное, последовательное,
связное изложение мыслей, знаний одним лицом, протекающее относительно долго во
времени, и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Для нее
характерна литературная лексика, развернутые высказывания, законченность и
логическая завершенность [2].

Э.П. Короткова выделяет ряд разновидностей устной
монологической речи или «функционально-смысловые» типы. В старшем дошкольном
возрасте основными видами, в которых осуществляется монологическая речь,
являются описание, повествование и рассуждение [19].

Описание – это специальный текст, который начинается с общего
определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков,
свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку
предмету или высказывающая отношение к нему.

Повествование – сообщение о фактах, находящихся в отношениях
логической последовательности.

Рассуждение – особый вид высказывания, отражающий причинно-следственную
связь каких-либо явлений (фактов) [19].

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего,
диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся
в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но
неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного
языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению
связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее
из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому
типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи,
развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из
главных задач речевого воспитания дошкольника.

Таким образом, речевое развитие по ФГОС – это система
направленных действий воспитателя, которые помогают развить речь ребенка
дошкольного возраста. Связная речь – это развернутое изложение определенного
содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и
образно; смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся
предложений), обеспечивающее общение и понимание людей. Основная функция связной
речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах: диалоге и
монологе. Основными видами, в которых осуществляется монологическая речь,
являются описание, повествование и рассуждение. Связная речь имеет огромное
значение в развитии детей дошкольного возраста, так как она предполагает
овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы