Педагогика Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Куклотерапия как средство эмоционального благополучия детей из многодетных семей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУКЛОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ 6

1.1. Куклотерапия как психолого-педагогический феномен 6

1.2. Особенности гармонизации эмоционального благополучия детей из многодетных семей 12

1.3. Обеспечение эмоционального благополучия как одно из условий создания социальной ситуации развития детей из многодетных семей 18

ВЫВОД 1 ГЛАВЕ 22

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КУКЛОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ 24

2.1. Организация и методы исследованиякуклотерапии 24

2.2. Программа коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных семей средствами куклотерапии 37

2.3. Апробация программы коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных семей средствами куклотерапии 47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

ПРИЛОЖЕНИЕ 65

  

Введение:

 

Являясь основным институтом развития и роста ребенка, семья может оказывать благотворное или вредное влияние на формирование личности ребенка. Забота, помощь и поддержка родителей оказывают положительное влияние на развитие личности детей. Однако семья является основным близким кругом общения для детей, что может оказать негативное влияние на эмоциональное, физическое и личностное развитие ребенка.

Поскольку многодетная семья является нетипичным и редким явлением для общества на современном этапе развития, но, несмотря на это, она все еще сохраняется как форма семейной структуры, поэтому требуется всесторонний психологический анализ.

Особенности взаимоотношений в семье и наличие психологических особенностей у всех членов многодетной семьи представляют интерес для психологии.

В то же время опыт, накопленный зарубежными экспертами, показывает, что социального обеспечения недостаточно, чтобы помочь многодетной семье, и необходимо сосредоточиться на областях работы, которые создают психическое здоровье всех членов многодетной семьи. Только с 1990-х годов многодетная семья и ее психологические особенности стали предметом исследований в области психологии.

Данную проблемы изучали такие исследователи как: Агильдиева Е. Ф., Галагузова М. А., Курагина Г. С., Мардахаева Л. В., Орлова А. В., Соколова Л. А.

Психологические характеристики родителей и детей и особенности отношений в большой семье в отечественной психологии представлены в работах Антонова А. И., Баландиной Л. Л., Беньковой О. А., Овчаровой Р. В., представленных в других работах.

Такие исследователи, как Андреева Т. Н., А. Адлер, Баландина Л. Л. , Джандосова и др. обнаружили, что некоторые особенности поведения и личностные характеристики детей могут зависеть от размера семьи и 4 порядка рождения детей в семье.

Проблема детской личности в многодетной семье в основном обсуждается в зарубежных исследованиях, а в отечественной психологии исследований меньше, что определяет актуальность данного исследования.

Актуальность заключается в том, что с помощью куклотерапии можно решить важнейшую задачу в коррекционной работе педагогов-психологов, а именно эмоциональное благополучие детей из многодетных семей.

Объект исследования – влияние куклотерапии на эмоциональное благополучия детей из многодетных семей.

Предмет исследования – динамика эмоционального благополучия детей из многодетных семей в процессе реализации программы коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных семей средствами куклотерапии.

Цель исследования – реализация специально разработанной программы с использованием средств куклотерапии для гармонизации эмоционального благополучия детей с многодетных семей.

Для достижения цели в исследовании решались следующие задачи:

1. Проанализировать основные направления исследований куклотерапии как психолого-педагогический феномена

2. Рассмотреть проблему особенностей коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных семей.

3. Теоретически обосновать предположение эффективности применения куклотерапии для коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных семей.

4. Разработать и апробировать программу, направленную на коррекцию эмоционального благополучия детей из многодетных семей

Гипотеза исследования – программа по куклотерапии будет способствовать эмоциональному благополучию детей из многодетных семей, поскольку благодаря данной программе будет обеспечена комфортная обстановка, снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги.

Методы исследования:

1. Теоретические: изучение и анализ психолого–педагогической литературы;

2. Эмпирические: психолого–педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

Методики исследования: тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин (ОРО); методика «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковская; тест «Кактус» М.А. Панфиловой; тест «Рисунок семьи»; тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.; статистические: сравнительный анализ качественных характеристик эмпирических данных; статистическая обработка эмпирических данных с помощью Т-критерия Вилкоксона.

Теоретико-методологическая основой исследования являются научные положения о психологических особенностях многодетных семей В. А. Беловой, Л. Я. Гозмана, И. С. Деминой; о детско-родительских отношениях А. Я. Варги, В. С. Мухиной, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических данных о психологических особенностях членов многодетных семей и обосновании возможностей применения куклотерапии для коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных семей.

Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной программы, используемой для коррекции эмоционального благополучия детей из многодетных семей, что послужит практическим инструментом для специалистов по работе с семьями, имеющими.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе «Теоретические основы исследования куклотерапии как средства эмоционального благополучия детей из многодетных семей » представлены различные теории отечественных и зарубежных психологов, таких как Агильдиевой Е.Ф, Галагузовой М.А, Курагиной Г.С. Мардахаева Л.В. Орловой А.В. Соколовой Л.А. и др. Психологические характеристики родителя и ребенка, а также особенности отношений внутри многодетных семей в отечественной психологии представлены в работах Антонова А.И., Баландиной Л.Л., Беньковой О.А., Овчаровой Р.В. и др. Такими исследователями как Андреева Т.Н., А. Адлер, Баландина Л.Л., Джандосова и др. было установлено, что некоторые поведенческие и личностные характеристики детей могут зависеть от размера семьи и 4 очередности рождения детей в семье.

Методы воспитания, влияние родителей на формирование характера и личности детей, а также стандарты гармонии в семейной среде — все это принимается во внимание. Анализ роли многодетной семьи в формировании и эмоциональном состоянии детей показывает, что необходимо найти эффективные средства и методы для оптимизации семейных отношений.

Э. Эриксон выделил четыре условия для обеспечения эмоционального счастья: развитие хорошего чувства личности; коммуникативные навыки; способность создавать близкие отношения; и способность быть активным.

Развитие и формирование чувства пола происходит в подростковом возрасте. Однако для многих людей формирование личности будет длиться всю жизнь.

Эмоциональное благополучие влияет на способность общаться с другими людьми.

Важным показателем эмоционального благополучия является способность выстраивать тесные отношения с другими людьми. Активность — это способность изменять материальную и духовную среду.

В современной психологии роль кукол рассматривается по-разному. Куклы — это атрибут детства и детской культуры. Поэтому куклы особенно важны для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок использует свою куклу, чтобы испытать эмоциональные и моральные проявления в жизни себя и других, и он может это понять. Кукла или плюшевая игрушка заменяет настоящего друга, он все понимает и не помнит зла.

Поэтому спрос на такого рода игрушки появляется у большинства детей, а иногда он сохраняется и у подростков, причем не только у девочек, но и у мальчиков.

Кукольная терапия — это метод лечения, в котором используются куклы. Возможности кукольной терапии позволяют нам решать различные важные коррекционные задачи, такие как: расширение репертуара детского самовыражения, достижение эмоциональной стабильности и саморегуляции, а также коррекция взаимоотношений в детско-родительской системе.

Поэтому для реализации этого потенциала могут быть использованы методы и средства куклотерапии, которые помогут развитию личности всех членов семьи, личностному росту, снимут эмоциональное напряжение и негативные эмоциональные состояния, укрепят саморегуляцию, а главное, помогут установить благоприятный климат в большой семье.

На основании анализа методик на констатирующем этапе удалось сделать следующие выводы.

Многодетные родители в 50% случаев не до конца принимают ребенка, его индивидуальность и интересы; проявляют холодность и эмоциональную отгороженность по отношению к ребенку. Отцы и матери непоследовательны в выборе стратегий воспитания и подвержены воспитательной конфронтации, то есть не добиваются согласованности и взаимопомощи в вопросах воспитания детей. Для детей, воспитывающихся в многодетной семье характерные такие негативно окрашенные проявления как агрессивность, тревожность, неуверенность в себе.

В результате констатирующего этапа исследования было выявлено 5 многодетных семей с наиболее неблагоприятными проявлениями внутрисемейных отношений, с этими семьями целесообразно проводить коррекционную работу и они составят экспериментальную группу, другие 5 многодетных семей составят контрольную группу.

Возникает необходимость поиска и создания эффективных методов и приемов для снижения уровня тревожности, агрессивности и других негативных эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в многодетных семьях, а также оптимизации детско-родительских отношений в таких семьях, что может поспособствовать более гармоничному развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей, а также, укреплению эмоциональной связи с родителями. Большое значение приобретает работа с родителями, поскольку семья является тем социальным институтом, в котором происходит формирование личности и необходимых для жизни в обществе моральных норм, правил поведения и ценностных установок.

Программа по работе с детьми из многодетных семей состоит из следующих этапов:

-изготовление куклы

-знакомство с персонажем

-развитие сюжета.

Благодаря программе, будут решены следующие задачи:

– установление эмоционального контакта;

– снятие эмоционального напряжения;

– развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.);

– обогащение информацией об окружающем мире.

В работе с детьми использовались такие виды кукол, как куклы-марионетки (можно инсценировать сказки, стихотворения, а также использовать как элемент занятия, пальчиковые (вызывают положительные эмоции и постепенно ослабляют нервное напряжение у детей, перчаточные (эти куклы могут двигаться, жестикулировать и проявлять эмоции, могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой») и веревочные (они эффективны при работе с детьми, имеющими проблемы в общении, повышенной тревожности).

После проведенного формирующего этапа психолого-педагогического эксперимента в виде реализации программы, нами был проведен контрольный этап психолого-педагогического исследования.

Согласно полученным результатам по контрольной группе, мы не получили ни одного значимого сдвига по указанным шкалам. Из чего можно сделать вывод о том, что изменения, произошедшие в экспериментальной группе, являются результатом нашего психологического воздействия.

Таким образом, результаты контрольного этапа психолого-педагогического эксперимента показывают, что программа в многодетных семьях действенна и эффективна, так как положительная динамика прослеживается в изменении количества проявлений негативных эмоциональных состояний у детей и изменении отношений многодетных родителей к детям.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУКЛОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ

1.1. Куклотерапия как психолого-педагогический феномен

В современной психологии роль кукол рассматривается во всех аспектах. Кукла – это заменитель настоящего друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому спрос на эту игрушку появляется у большинства детей, а иногда он сохраняется и среди подростков, причем не только среди девочек, но и среди мальчиков [1].

Куклы существовали рядом с людьми на протяжении тысячелетий. Она претерпела динамичные изменения, отражающие изменения в психологии человека и его мировоззрении. Куклы связаны не только с миром детства, но и с культурой, религией, ритуалами и обрядами [9;14;18]. Поэтому куклы являются очень ценной темой исследования, находящейся на пересечении интересов ученых в различных научных областях — философов, искусствоведов, историков, культурологов, этнографов, театральных режиссеров, педагогов и психологов [17].

Психология накопила богатый опыт в изучении игры с куклами, сосредоточив свой интерес на роли игры в культурном и психологическом развитии детей.

Известные отечественные педагоги и психологи, исследователи и практики, такие как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. С. Макаренко, В. В. Абраменкова, Е. А. Косаковская, Д. В. Менжерицкая, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова и многие другие, заметили важную роль кукол в психоэмоциональном развитии детей и личностном развитии.

Каждый из них подошел к этому исследованию со своей точки зрения. Но гипотеза о том, что кукла является средством психологического развития ребенка, объединяет многие психолого-педагогические исследования [1; 2; 6; 8; 11; 12].

В. В. Абраменкова считает, что кукла — это идеальный образ человека, который оказывает важное влияние на формирование личности ребенка. Куклы приносят терпение, развивают внимание и ловкость, и являются средством обучения, развлечения и даже лечения. Кукла олицетворяет добрый и идеальный мир [1].

Макаренко указывал, что с помощью куклы ребенок придумывал образ, выражал свое впечатление и играл определенную роль в игре [2].

В исследовании Л. Берга [17;20] рассматривалась роль игрушек в формировании личности. Исследования показали, что игрушки необходимы в процессе формирования личности и социальной компетентности. Одной из главных игрушек для формирования характера являются куклы, потому что с их помощью можно разыгрывать бесконечное количество различных социальных ролевых сюжетов [12].

Куклы — это общие портреты (изображения) людей, сделанные из различных материалов. Детская кукла — идеальный друг и товарищ по играм, с ней можно разделить счастье и трудности [11]. Дошкольники имитируют взрослую жизнь с помощью кукол, кормят кукол, купают и одевают. Самые простые жизненные навыки находятся в стадии развития.

Дети младшего школьного возраста играют с повседневными ситуациями, которые они видят и переживают в семье; демонстрируют и закрепляют общие представления о них. В игре с куклой ребенок говорит за куклу и произносит ее движения. В этом произношении ребенок в образе куклы может показать свою жизнь или какие-то явно понятные моменты [1;2].

По словам В. С. Мухиной, игра в куклы, по-видимому, является важным явлением в понимании психологической жизни детей.

Когда дети поступают в начальную школу, социальная ситуация изменяется, но внутренне и психологически дети все еще находятся в дошкольном учреждении [8]. Ребенок продолжает играть с куклой. Игра постепенно приобретает качественно иное содержание.

В начальной школе дети в основном повторяют поведение взрослых: они ходят на работу, готовят, убирают, ходят в гости и разыгрывают моменты семейной жизни (ссоры, копирование отношений родителей и т.д.). Кукла всегда находится рядом с ним, является лучшим другом ребенка, постоянным партнер по игре, а также его наставник и защитник. Многие психологи называют кукол игрушками для игры «в жизни». Куклы учат детей собственным повседневным вещам (кормлению, уходу за собой, сну и т.д.). Но также практикуется моральное поведение: куклы вежливо знакомятся друг с другом, куклы могут извиняться, могут плохо себя вести и т.д. [3].

В жизни ребенка происходит много событий и ситуаций. Они могут быть очень счастливыми или очень грустными. Игра в куклы — самое мощное средство психологической поддержки детей. С куклой ребенок переживает свое счастье, ссоры и обиды. Игра с куклами — это его удобная жизнь. В игре ребенок может справиться с ситуацией, пережить ее заново, избавиться от тревоги, она находится под его контролем, он может найти решение [9;11].

Во многих культурах изготовление кукол — это творческий способ решения жизненных трудностей. Люди думают, что куклы помогают им в безвыходных ситуациях. Кукла — это помощник, который может быть полезным и всегда доступным ресурсом. Она появляется в трудный момент и говорит, что делать. В современной психологии не случайно кукольная терапия используется как эффективное средство для решения различных жизненных трудностей [14].

Продолжаются исследования возможности использования кукол в психологической помощи при переживании психических травм и трудных жизненных ситуаций: Ю. М. Морено, И. Ю. Медведева, Т. Л. Шишовой, А. Ю. Татаринцевой, И. Г. Выгодской, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенской [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы