Платная доработка на тему Кредитование физических лиц (На примере почта банка)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………….. 7
1.1. Особенности кредитования физических лиц в коммерческом банке….. 11
1.2. Нормативно-правовое
регулирование кредитной деятельности и кредитования физических лиц в
коммерческом банке…………………………………………………… 19
1.3. Методы анализа и
оценки розничного кредитного портфеля коммерческого банк 27
Глава 2. Анализ и оценка эффективности кредитования
физических лиц в банке ПАО «Почта Банк»………………………………………………………………………………………. 34
2.1. Общая характеристика и основные показатели деятельности ПАО «Почта Банк» 34
2.2. Анализ динамики и структуры розничного кредитного портфеля
банка 37
2.3. Оценка рискованности и доходности кредитования
физических лиц в банке ПАО «Почта Банк»………………………………………………………………………………………. 42
Глава 3. Пути повышения эффективности кредитования физических
лиц в банке ПАО «Почта Банк»………………………………………………………………………………………. 48
3.1. Мероприятия по совершенствованию и эффективности кредитной политики
в ПАО «Почта Банк»………………………………………………………………………………. 48
3.2. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий………………………… 60
Заключение………………………………………………………………………………………….. 67
Список использованных источников……………………………………………………… 70
Приложение………………………………………………………………………….76
Введение:
Актуальность выбранной
темы обусловлена тем, что современном этапе развития экономики нашей страны
одним из самых финансово-устойчивых институтов выступают банки, главная задача
которых состоит в приумножении средств клиентов. Именно поэтому развитие
области кредитования физических лиц является наиболее приоритетным направлением
банковской сферы Российской Федерации.
Главная цель любой
кредитной организации получение прибыли путем предоставления кредитов
заемщикам. Для достижения данной цели банку необходимо привлекать как можно
большее число заемщиков, при этом не забывать учитывать возможность
возникновения рисков.
Основная цель и задачи
коммерческого банка обуславливают необходимость формирования и разработки
четкой и грамотной кредитной политики в области кредитования физических лиц,
которая поспособствовала бы повышению экономической безопасности банка.
В последние
годы развитие кредитования в России происходило очень стремительными темпами.
Однако, банкам становится значительно выгоднее работать с корпоративным
сектором экономики, нежели с населением, ввиду того что розничные кредиты
являются дорогостоящими, а имеющиеся у населения финансовые возможности
ограничены.
Основными
факторами в сложившейся ситуации являются снижение доходности банковской
деятельности, конкуренция на финансовом рынке, а также расходы на создание
необходимой инфраструктуры розничного кредитования. И только при стабильности
финансовой обстановки в стране кредитные организации больше позиционируют на
массовый рынок — физическим лицам.
На
сегодняшний день самым перспективным для кредитных организаций является сектор
ипотечного кредитования, поэтому большинство российских банков вырабатывают
большое количество программ ипотечного кредитования, несмотря на незначительную
доходность от данного вида деятельности. Однако, деятельность банков в данном
сегменте кредитования имеет большое количество рисков из-за длительного периода
кредитования.
Как
показывает практика, в долгосрочной перспективе ипотечные кредиты оказываются
наиболее чувствительными к изменению доходов. Увеличение темпов роста ВВП в
долгосрочном плане приводит к увеличению темпов роста ипотечных кредитов и
общего объема кредитов физическим лицам.
Чувствительность
потребительских кредитов к росту ВВП оказываются практически нулевой, зато
чувствительность к изменению реальной ставки процента здесь – наибольшая: рост
реальной процентной ставки может дать сокращение потребительского кредитования.
Как отмечают аналитики, при ускорении экономической активности и снижении
оттока капитала, рост потребительского кредитования может незначительно
ускорятся, но с учетом существовании риска ухудшения качества заемщиков в
результате неравномерного накопления задолженности у населения. Кроме того, в
настоящее время в банковском секторе существуют и другие проблемы в сфере
кредитования физических лиц. С одной
стороны, рост кредитования и других финансовых услуг считаются положительными
факторами роста ВВП и экономики в целом. С другой стороны, на данный момент порядка 70%
заемщиков имеют два кредита, но из-за высоких процентных ставок и низкого
уровня дохода населения почти 25% их прибыли идет на погашение ссуд. Такая
ситуация не может быть стабильной и надежной для экономики.
В итоге на
рынок кредитования физических лиц влияет ряд факторов, часть из которых
стимулируют развития рынка; другие –регулируют его, третьи факторы выступают в
качестве тормоза, препятствующего развитию рынка, кредитования населения.
Несовершенство
правовой базы кредитования населения, отсутствие четких процедур признания
несостоятельности (банкротства) физических лиц и взыскания налогов является
одним из основных факторов, препятствующих развитию рынка кредитования
физических лиц.
Наличие таких
процедур в России позволило бы кредиторам применять цивилизованные методы
взимания просроченной задолженности с должников и обеспечило бы более
динамичное развитие рынка кредитования населения.
Уменьшение
доли рынка кредитования может быть вызвано следующими факторами:
— снижение
качества заемщиков и увеличение кредитных рисков вследствие падения доходов
населения и роста безработицы;
— дефицит
долгосрочного фондирования;
—
неуверенность клиентов в стабильном доходе и как следствие, падение спроса на
кредитные продукты и другими.
В качестве основных
участников, регулирующих рынок, выступают банки, на которые приходится более
90% доли рынка, оставшуюся долю поделили между собой Агентства ипотечного
жилищного кредитования (АИЖК), ломбарды и другие небанковские кредитные
организации.
В отличие от
кредитных организаций, предоставляющих клиентам самый широкий перечень
интегрированных финансовых услуг, они действуют в ограниченных рыночных
сегментах, осуществляя узкий перечень разрешенных законом операций. Для
совершенствования механизма кредитования физических лиц требуется стабильная
экономическая ситуация в стране и создание эффективной и качественной
организации кредитного процесса на всех его этапах (оценка кредитоспособности
заемщика, определение уровня кредитного риска, управление кредитным портфелем,
своевременная реализация имущества по требованию кредитора и др.).
Данный аспект
обуславливает необходимость и актуальность исследования основ кредитования
физических лиц, что является важным условием для совершенствования процесса
кредитования физических лиц и успешного развития экономики страны в целом.
Цель данной
работы — анализ основ кредитования физических лиц в практике ПАО «Почта Банк». Исходя из цели, задачами
являются:
— изучение
теоретических основ кредитования физических лиц;
— анализ
и оценка организации кредитования физических лиц на примере ПАО «Почта Банк»;
— выявление
проблем кредитования физических лиц ПАО «Почта
Банк».
— разработка
путей повышения эффективности кредитования физических
лиц в банке ПАО «Почта Банк»
Объектом
исследования является ПАО «Почта Банк».
Предметом исследования
является процесс кредитования физических лиц в ПАО
«Почта Банк».
Исследование
написано при использовании таких источников как гражданский кодекс РФ,
федеральный закон от 02.12.1990 №395-1«О
банках и банковской деятельности» (ред. от 30.09.2013)[1],
федеральный закон от 03.02.1996 №17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в
Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (ред. от 28.07.2004, с
изм. от 29.12.2006)[2], федеральный закон от
16.07.1998 №102-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об ипотеке (залоге недвижимости)»[3] и
другие федеральные законы и
нормативно-правовые акты Банка России, а также источники по кредитованию
физических лиц и документация ПАО «Почта Банк»
Структура
выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав и заключения. [1] О и деятельности : закон 02.12.1990 №395-1 (.от
30.09.2018) // законодательства ,
05.02.1996, №6, ст.492 [2] внесении и в РСФСР « банках банковской в РСФСР» : закон 03.02.1996 №17-ФЗ (ред. 28.07.2004, с .
от 29.12.2006) // законодательства ,
05.02.1996, №6, ст.492 [3] ипотеке ( недвижимости)» : закон 16.07.1998 №102-ФЗ (.
от 07.05.2018) // законодательства ,
20.07.1998, №29, ст.3400
Заключение:
В процессе выполнения выпускной квалификационной
работы, в соответствии с ее целью, были разработаны направления совершенствования механизма
реализации кредитной политики в ПАО «Почта Банк». Для чего в работе были
рассмотрены организационные
основы и механизмы реализации кредитной политики коммерческих банков.
Кредитная политика – это разработка мероприятий,
которые направленны на совершенствование соотношения риска и доходности от
операций по предоставлению займов физическим лицам и иным хозяйствующим лицам.
Сущность кредитной политики коммерческого банка
состоит в обеспечении безопасности, надежности и прибыльности кредитных
операций, то есть в умении сводить кредитный риск к минимуму.
Рассмотрев систему нормативно-правовых актов, регулирующих
кредитные отношения, можно сделать вывод о многообразии законодательных актов,
а также необходимости приведения различных актов в соответствие с действующим
законодательством, а также поставить проблему кодификации банковского
законодательства и выделения сектора кредитного законодательства для детального
и четкого регулирования кредитных отношений.
Необходимо отметить, что кредитная политика у всех
банков может отличаться. Каждый банк определяет кредитную политику, исходя из
экономической, политической, социальной ситуации в регионах присутствия,
учитывая совокупность внешних и внутренних рисков, влияющих на работу данного
банка.
Учитывая развитие и многообразие банковских операций,
особую актуальность приобретает вопрос выбора оптимальных. При формировании
кредитной политики должны выбираться сферы деятельности обеспечивающие
максимальный эффект, улучшающие качество кредитного портфеля и оптимизирующие
работу банка в целом.
Исходя
из вышеизложенного, следует, что кредитная политика является важнейшим
инструментом достижения стратегических целей коммерческого банка. От ее
успешной реализации во многом зависит финансовый результат банковского
учреждения.
Проведен
анализ механизмов реализации кредитной политики в ПАО «Почта Банк». Публичное
акционерное общество «Почта Банк» – российский розничный банк с государственным участием,
созданный в 2019 году банковской группой ВТБ и Почтой России на базе ПАО «Лето
Банк».
Оценка
кредитоспособности заемщика — один из способов снижения кредитного риска для
коммерческого банка. Финансовую состоятельность заемщика выражают понятия
платежеспособность и кредитоспособность. Платежеспособность — это способность
(наличие возможности) и готовность (наличие желания) заемщика в полном объеме и
погашать денежные обязательства. Кредитоспособность — это способность и
готовность заемщика своевременно и в полном объеме погасить свои кредитные
долги.
Кредитоспособность
клиента коммерческого банка — способность заемщика полностью и в срок
рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).
Сегодня
на рынке существует достаточно много вариантов методов и технологий для
определения кредитоспособности заемщика.
В работе
рассмотрены практические особенности оценки кредитоспособности физического лица
в ПАО «Почта Банк».
В исследуемом
банке при решении вопроса о выдаче кредитов учитывается материальное положение
заемщика, его способность полностью и в установленный срок возвратить
полученный кредит. Кредиты не выдаются гражданам, у которых удержания по
исполнительным документам составляют 50 % заработка.
Банк
принимает в качестве обеспечения своевременного возврата кредитов залог,
поручительство (гарантию) и обязательства в других формах, принятых банковской
практикой.
Для
определения кредитоспособности клиента изучаются как месячные доходы, так и
расходы заемщика. Одним из основных показателей, определяющих возможность
выдачи кредита — финансовая и социальная стабильность заемщика.
Для
совершенствования оценки кредитоспособности физического лица предложен метод
совершенствования организации процесса кредитования заемщиков — физических лиц
на этапе оценки их кредитоспособности позволит ПАО «Почта Банк» унифицировать
процедуру, на этой основе ускорить и удешевить ее, получить более точный и
обоснованный результат. В итоге это снизит риски кредитования, обеспечит
необходимую стабильность работы банка и заданный уровень доходности.
Экономическая
эффективность внедрения предложенной методики оценки кредитоспособности
заемщиков — физических лиц заключается в сокращении просроченной ссудной
задолженности физических лиц; уменьшение отчислений в обязательный резерв на
возможные потери по ссудам; снижении трудоемкости оценки кредитоспособности
заемщиков — физических лиц; увеличении активных операций банка за счет увеличения
числа заемщиков по причине более точной оценки их кредитоспособности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические аспекты кредитования физических лиц в коммерческом банке
1.1. Особенности
кредитования физических лиц в коммерческом банке Исходя из потребностей
развития товарно-денежных отношений в рыночной экономике, предпосылкой
возникновения кредита являлась необходимость постоянного равномерного
кругооборота товарных ресурсов и денежных средств.
Неравномерность
кругооборота капиталов выражается в противоречии между накоплением временно
свободных денежных средств и потребностью в них у различных экономических
субъектов.
В процессе кругооборота
капитала у товаропроизводителей и заемщиков, движение кредита происходит исходя
из закономерностей высвобождения стоимости в денежной форме и использования
ссуженной стоимости. При этом товаропроизводители считаются кредиторами в
случае передачи в ссуду товаров, в виде отсрочки платежа на основе осуществления
определенной сделки, при которой разрешаются платежи через конкретное время
после передачи товара заемщику.
Основой для возвратности
кредита при этом является завершение кругооборота стоимости у конкретного
заемщика.
Предназначение кредита
состоит в совершении платежей по обязательствам предпринимательской
деятельности, что обуславливает обеспечение относительной устойчивости
платежного оборота реального сектора экономики[1].
В общем смысле кредит
рассматривается как денежные средства и материальные ценности, которые выдаются
кредитором заемщику на конкретный срок под проценты. Кроме того, кредит
является особой формой движения ссудного капитала (формой движения денег) на
принципах кредитования.
Таким образом, кредит как
экономическая категория представляет собой определенную форму экономических
отношений между различными субъектами, возникающие при движении стоимости на
условиях срочности, возвратности, платности и обеспеченности. [2]
Кредитные операции банков – это
операции, которые основаны на размещении привлеченных банками ресурсов от
своего имени и за свой счет, на условиях платности, срочности и возвратности,
которые являются неделимыми принципами банковского кредитования[3].
До 60 % всех активов коммерческих банков приходится на кредитные операции.
Несмотря на свой высокий риск, именно кредитные операции являются для банков
наиболее привлекательными, так как они составляют основной источник их
входящего денежного потока.
Важно отметить, что кредит появился из
необходимости развития товарно-денежных отношений, а потребность в нем вызвана
неровностью кругооборота индивидуальных капиталов. Кредит выступает в качестве
особой формы разрешения противоречий между накоплением временно свободных
денежных средств у одних экономических субъектов и потребностью в них у других.
Отдельное место в системе
финансово-кредитных отношений занимает кредитование физических лиц. Достаточно
часто кредитование населения приравнивается с потребительским кредитованием и
объясняется это способностью такого кредита удовлетворять потребности
индивидуумов в товарах и услугах.
К потребительским кредитам относятся
кредиты гражданам, объектом кредитования которых выступают текущие и
капитальные расходы, связанные с конечным потреблением.
Необходимость
кредитования физических лиц выражается в соответствии с двумя взаимосвязанными
аспектами:
— с учетом несоответствия
размеров текущих денежных доходов населения и относительно высоких цен на
имущество и товары длительного пользования, потребности физических лиц в
приобретении тех или иных товаров и услуг опережает возможности их денежного
обеспечения;
— субъекты, которые
владеют свободными ресурсами, могут получить от них дополнительную прибыль,
благодаря передаче их заемщику на условиях кредитования.
Поэтому необходимость
кредитования физических лиц заключается в решении противоречия между
сравнительно высокими ценами на предметы длительного пользования и текущими
доходами у населения[4].
Кредит для физических лиц
предоставляется гражданам на потребительские цели, такие как приобретение
товаров широкого потребления и потребительного пользования, транспортных
средств, и на личные нужды – обучение, рождение ребенка, непредвиденные
обстоятельства и т.д., сроком до одного года[5].
Следовательно, кредит для
физических лиц – это предоставление займа населению на личные нужды и
приобретение товаров длительного пользования[6].
Кредитования физических
лиц играет важную роль в развитии страны в целом, что выражается в двух фактах.
Кредитование обеспечивает расширение внутреннего платежеспособного спроса, что
способствует развитию производства и реализации товаров и услуг и, как
следствие, росту всей экономики.
Обеспечение повышения
качества жизни населения страны, формирование и развитие ее человеческого
капитала за счет кредитования.
Кредитование физических лиц выступает
в разных формах, имеющих свою специфику, но всех их объединяет движение
ссуженной стоимости, имеющей непроизводительное назначение, на принципе
возвратности и обеспеченной трудовыми доходами физического лица (заемщика)[7].
К видам целевого
кредитования физических лиц относятся все кредиты, имеющие конкретную
направленность заимствования денежных средств заемщику, к которым относят
ипотечный кредит, автокредит, кредит на отпуск, на образование и различные
экспресс-кредиты, которые предоставляются для приобретения товаров и услуг,
оформляемые на территории предприятий розничной торговли[8].
Потребительский кредит – это
кредитование физических лиц с целью приобретения необходимых товаров, данный
кредит характеризуется высокими процентными ставками и низкими суммами (в
основном до 100 тысяч рублей)[9].
Автомобильный кредит является
кредитом на приобретение автомобиля, выдаваемый от 70 до 100% от стоимости
транспортного средства, он также может представлять собой разновидность
потребительского кредита, в случае если банк выдает целевой кредит на покупку
автомобиля.
Согласно кредитному договору,
полученная ссуда не может быть потрачена на другие цели, как правило, она
перечисляется непосредственно продавцу автомобиля, у которого приобретается
транспортное средство[10].
При таком кредитовании
автомобиль используется в качестве залога. Автокредитование в настоящее время
находится на первых позициях, в России 15-20% всех автомобилей приобретается с помощью
кредита.
Самым перспективным считается рынок ипотечного кредитования, хотя
доходность в данной области небольшая, т.к. не имеет массового характера. [1]
Егоров, А. В. Российский рынок кредитования населения: основные проблемы и
тенденции развития / А.В. Егоров, И.Л. Меркурьев, Е.Н. Чекмарева // Деньги и
Кредит. 2018.№10.С.33 [2] Семенюта, О. Г. Банковский
сектор России – основа модернизации отечественной экономики // Финансы и
кредит. 2018. №41(569).С.2 [3]
Боровкова В.А. Банки и банковское дело. М. 2016. С. 244 [4] Семенюта, О. Г. Банковский
сектор России – основа модернизации отечественной экономики // Финансы и
кредит. 2018. №41(569).С.2 [5] Соколова, Е.М.
Государственное стимулирование банковского кредитования инновационной
деятельности // Финансы и кредит. 2018. №41(569).С.8 [6] Овчинникова, О. П.
Системный финансовый кризис и его влияние на устойчивость банковской системы //
Финансы и кредит. 2018. №7(583).С.16 [7] Семенюта, О. Г. Банковский
сектор России – основа модернизации отечественной экономики // Финансы и
кредит. 2018. №41(569).С.2 [8] Семенюта, О. Г. Банковский
сектор России – основа модернизации отечественной экономики // Финансы и
кредит. 2018. №41(569).С.2 [9] Семенюта, О. Г. Банковский
сектор России – основа модернизации отечественной экономики // Финансы и
кредит. 2018. №41(569).С.2 [10] Овчинникова, О. П.
Системный финансовый кризис и его влияние на устойчивость банковской системы //
Финансы и кредит. 2018. №7(583).С.16