Платная доработка на тему Кредитная политика коммерческих банков на современном этапе на примере ПАО «Сбербанк»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………. 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА……………………………………………. 7
1.1 Экономическая сущность кредитной политики…………………………………. 7
1.2 Факторы, определяющие формирование кредитной
политики коммерческого банка ……………………………………………………… 12
1.3 Методика формирования кредитной политики
коммерческого банка …………………………………………………………………….. 17
2. АНАЛИЗ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК» …………………………………………………….. 26
2.1 Организационно–экономическая характеристика банка…………………… 26
2.2 Анализ показателей кредитного портфеля ПАО «Сбербанк» …………… 42
2.3 Особенности кредитной политики ПАО «Сбербанк» ………………………. 46
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ПАО «СБЕРБАНК» ………………………………………………………… 57
3.1 Существующие проблемы кредитной политики ……………………… 57
3.2 Пути совершенствования кредитной политики ПАО «Сбербанк»…… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………..67
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………….70
Введение:
В современных условиях банкам приходится проявлять все большую изобретательность в области разработки новых методов кредитования, привлечению наибольшего числа клиентов из числа юридических и физических лиц. Между тем в погоне за клиентами необходимо также уделять внимание и состоянию просроченной задолженности заемщиков банка. Ведь на состояние кредитного портфеля влияет не только количество выданных кредитов и сумма срочной задолженности, еще и динамика просроченной задолженности.
Гражданский Кодекс Российской Федерации рассматривает кредит как одну из разновидностей займа с присущими ему особенностями. В соответствии со ст. 819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуются предоставить денежные средства (кредит) заёмщику на условиях, предусмотренных договором, а заёмщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты на неё. [1, с. 4]
Необходимость исследования проблем формирования кредитной политики коммерческого банка связана с серьезным ее влиянием на устойчивость функционирования и результаты деятельности банка. Непродуманная кредитная политика или ее отсутствие ведут кредитную организацию к серьезным финансовым издержкам и банкротству. А эффективная кредитная политика способствует повышению качества активов, их доходности и обеспечению в итоге положительных финансовых результатов. Таким образом, комплексная разработка теоретических и практических вопросов формирования и реализации кредитной политики коммерческого банка является важной банковской задачей, решение которой позволит обеспечить внедрение системы комплексного банковского обслуживания, адекватной современной экономической ситуации в России, создать механизм для гармонизации этой системы с международно-признанной практикой обслуживания, а также существенно повысить его качество. В этой связи тема выпускной квалификационной работы является весьма актуальной. Целью выпускной квалификационной работы является исследование проблем и путей совершенствования кредитной политики коммерческого банка. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— раскрыть сущность кредитной политики коммерческого банка, функции, виды, цели, принципы и роль;
— выявить факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка;
— раскрыть методику формирования кредитной политики;
— дать организационно-экономическую характеристику банка;
— проанализировать показатели кредитного портфеля коммерческого банка;
— определить особенности кредитной политики коммерческого банка;
— выявить проблемы и предложить пути совершенствования кредитной политики ПАО «Сбербанк».
Объектом исследования является ПАО «Сбербанк».
Предметом исследования выступает кредитная политика коммерческого банка и методы ее реализации. Методологическую и теоретическую основу данного исследования составили литературные источники, использованные в процессе написания данной выпускной квалификационной работы. В написании выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: метод описания, методы анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, графический метод, системный подход к объекту исследования. Данная выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из глав и разделов, заключение, список использованной литературы и приложения. Во введении раскрыта актуальность, определены цель и задачи, предмет и объект исследования, структура дипломной работы. Основная часть данной выпускной квалификационной работы состоит из трех глав:
— теоретические аспекты формирования кредитной политики коммерческого банка,
— анализ кредитной политики коммерческого банка на примере ПАО «Сбербанк».
— проблемы и пути совершенствования кредитной политики. В первой главе раскрывается сущность кредитной политики, факторы, ее определяющие, и методика формирования кредитной политики. Во второй главе рассматриваются особенности кредитной политики ПАО «Сбербанк», дана организационно-экономическая характеристика банка, проведен анализ показателей кредитного портфеля,
В третьей главе выявлены проблемы и пути их совершенствования.
В заключении обосновываются выводы по каждой главе в отдельности и по всей выпускной квалификационной работы в целом.
Заключение:
Таким образом, банковская система Российской Федерации еще нуждается в совершенствовании, она имеет ряд проблем, которые требуют научно обоснованного, своевременного и эффективного решения. Для решения проблем кредитного сектора, целесообразно воспользоваться опытом зарубежных стран, учитывая исторические, национальные, экономические, политические и социальные условия Российской Федерации. По мнению экспертов, несмотря на все проблемы, именно розничное кредитование в 2022 году останется главной движущей силой развития банковского сектора. Также ожидается введение многими банками дифференцированного подхода к определению ставок по кредитам населению.
Кредитная политика банка будет определять стандарты, процедуры и параметры, ими руководствуются банковские сотрудники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими. Кредитная политика оформляется обычно документально и содержит в себе положения, которые регулируют предварительную работу по выдаче кредита, в том числе, процесс кредитования.
Кредитная политика является разработкой мероприятий, которые направлены на то, чтобы совершенствовать соотношение доходности и риска от операций по предоставлению займов физическим лицам и другим хозяйствующим лицам. Кредитная политика коммерческого банка является совокупностью всех факторов, действий и документов, которые определяют развитие банка в кредитной области. Она определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности всего банка, способы и средства их проведения, в том числе, принципы и порядок организации кредитного процесса.
Проведя анализ факторов, можно сделать выводы: о состоянии экономики региона и потенциале ее роста; об уровне платежеспособности населения; о тех или иных рисках. После этого целесообразно откорректировать кредитную политику банка с учетом формирования клиентской базы, возможности привлечения ресурсов и размещения средств.
В методике формирования кредитной политики банка предполагается формулирование главных принципов, применяющиеся для решения рассматриваемых проблем. Первый из них определяется необходимостью того, чтобы учесть большой опыт зарубежной банковской системы. В первую очередь, здесь идет речь об использовании эффективных механизмов управления деятельностью банков в условиях кризиса финансовых рисков и неопределенности.
В наши дни Сбербанк РФ – основная опора финансовой независимости и стабильности страны. Банк всячески помогает фондам поддержки олимпийцев, занимается благотворительностью, предоставляет огромнейший перечень услуг юридическим лицам и обычным гражданам, причем, не только России, но и стран ближнего зарубежья. Именно Сбербанк является владельцем крупнейшей сети банкоматов и терминалов по всей стране. Отмечено активное участие учреждения в разного рода социальных программах, стимулирующих развитие национальной науки и культуры.
Чистый процентный доход в январе составил 129,6 млрд рублей, что на 16,3% выше, чем в прошлом году, и на 0,5% ниже прошлого месяца. Рост обусловлен высокими темпами кредитования и снижением стоимости клиентских средств как следствие понижения ключевой ставки в 2020 году. Одновременно с этим сохраняется позитивный эффект от снижения ставки взноса в фонд обязательного страхования вкладов во втором квартале прошлого года.
Активы в 2020 г. увеличились на 20,21% в сравнении с 2019 г.. А в 2021 году увеличились на 6,3 % относительно к 2020 году. Динамика обязательств в 2021 г. понизилась на 3.5% в сравнении с 2020 г. в основном за счет средств кредитных организаций, они понизились на 41%, финансовых обязательств на 52%. Основные факторы роста прибыли – рост процентных доходов за счет увеличения объема работающих активов, а также сокращение процентных расходов за счет замещения государственного финансирования средствами клиентов и снижения уровня процентных ставок на рынке. На динамику прибыли повлиял также рост комиссионных доходов и сокращение расходов на резервы. Анализ кредитной политики представляет собой важный аспект функционирования “Сбербанка”, который будет определять дальнейшее развитие и финансовое состояние банка в будущем. Качество кредитного портфеля представляет собой одним из критериев эффективности работы Сбербанка. Динамика кредитного портфеля по отраслям экономики практически по всем позициям понизились за 1 квартал 2022 год, в отличие от 2021 года. Остались без изменения следующие сферы экономики: физические лица, торговля, металлургия, государственные и муниципальные учреждения.
В декабре 2021года корпоративным клиентам было выдано 2,0 трлн. руб., с начала года — 14,4 трлн. руб. Корпоративный кредитный портфель вырос на 1,7% за месяц и на 10,5% с начала года без учета валютной переоценки и превысил 17,0 трлн. рублей.
Частным клиентам в декабре 2021 году выдан рекордный объем кредитов-
591 млрд. рублей. Главным драйвером стала ипотека, выдачи которой были максимальными за всю историю банка — 315 млрд. руб., портфель вырос на 2,8% за месяц. Всего за 2021 год частным клиентам выдано 5,9 трлн руб. кредитов, что в 1,4 раза больше, чем в 2020 году. Розничный портфель вырос в декабре на 2%, а в целом за год на 25,8% до 10,7 трлн. рублей.
В Сбербанке кредитную политику определяет Совет директоров банка согласно законодательству РФ, нормативным документам ЦБ РФ. Кредитно-инвестиционный комитет проводит координацию кредитной работы и принимает решения о выдаче кредитов, и он является постоянным рабочим органом банка. Банк предоставляет кредиты в границах собственного капитала и привлеченных средств, обеспечивает сбалансированность размещаемых и привлекаемых ресурсов по срокам и объемам. Банк предоставляет кредиты при наличии достаточной гарантии для своевременного их возврата. условия кредитования могут быть разными. По этой причине, прежде чем принимать решение об оформлении кредита в Сбербанке, нужно ознакомиться с предлагаемыми условиями и в других ведущих банках России, чтобы найти наиболее оптимальный вариант.
В нынешнее время процесс выработки универсальных стандартов стресс – тестирования банка идет интенсивно из-за усиления внимания не только регуляторов, но и банковского менеджмента может предотвратить шоковые последствия осуществления стресс – факторов и позволит банку тщательно формировать альтернативные стратегии развития бизнеса в условиях не устойчивой внешней среды. Следовательно, данный инструмент представляет собой важную меру увеличения финансовой устойчивости банка.
Кредитный риск, главным образом, обусловлен условиями и результатами деятельности заёмщиков. Основная часть рисков связана с кредитным портфелем, что подтверждено анализом структуры активов банковской деятельности. Для оптимизации рисков при кредите, нужно совершенствовать управление рисками. Если учесть особую важность работы перед клиентами и акционерами в наше сложное время, то Сбербанк России должен регулярно вводить дополнительные особые меры, позволяющие более эффективно управлять рисками.
ОАО “Сбербанк России” в своей работе использует скоринговый метод оценки кредитоспособности своих клиентов. На основе анализа данных анкеты клиента делают предварительную оценку вероятности получения ссуды, учитывая конкретные характеристики по бальной шкале. Полученная сумма баллов сравнивается с определенной величиной и если это сумма больше данного порога, то кредит одобряют, если меньше — то отказывают.
Чтобы риск-менеджмент стал действительно инструментом, дающим результаты, в банке должна существовать эффективная система управления рисками. Для достижения этой цели в банке, во-первых, необходимо совершенствовать применяемую методику андеррайтинга.
Экономическая результативность внедрения методики оценки кредитоспособности заемщиков – физических лиц состоят в том, чтобы снизить экономический ущерб банка от неоплаты просроченной задолженности по кредитам. Дополнительных затрат на то, чтобы внедрить методику не нужно, для эффективного формирования кредитного портфеля банкам необходимо взять на вооружение передовые технологии добычи знаний и применить их для оценки потенциальных заемщиков. Благодаря этому можно будет не бояться предстоящей конкуренции на этом рынке. Подготовка решения данного вопроса сейчас позволит обкатать саму процедуру и в дальнейшем избежать ошибок и расходов в связи с массовым применением таких подходов в дальнейшем.
Оценим результат от внедрения предложенных мероприятий. Результатом предложенных мероприятий будет:
-уменьшение просроченной кредитной задолженности заёмщиков;
-сокращение отчислений в запас на вероятные потери по кредитам;
-упрощение этапа трудоемкости оценки заёмщиков;
рост количества клиентов в результате более качественной оценки.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
1.1 Экономическая сущность кредитной политики
В настоящее время нет четкой формулировки термина кредитная политика. Кредитная политика банка – программа и направление действий кредитной организации в области предоставления займов юридическим и физическим лицам. В основе кредитной политики лежит приемлемое для финансовой организации соотношение риска-доходности проводимых операций.
Согласно Современному экономическому словарю, кредитная политика – это проводимая государством, правительством, банками политика кредитования, включающая в себя условия и методы предоставления внутренних и внешних кредитов, масштабы кредитования, порядок и условия взимания платы за кредит, предоставление льготных кредитов, целевую ориентацию кредитов.
Словарь финансовых терминов предлагает следующее определение кредитной политики: кредитная политика – это реализация контроля за проведением и использованием кредитов.
В книге «Банковская система России: настольная книга банкира» дается определение: «Кредитная политика – это стратегия и тактика банка в области кредитных операций».
Банковская политика обычно затрагивает основные функции: кредитование, инвестиции в ценные бумаги и дочерние компании, расходы на финансирование капитальных вложений, персонал, внутренний контроль и финансовое управление.
По мнению Норманна Бакстера: кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банка, средства и методы их реализации, а также принципы и порядок организации кредитного процесса. Кредитная политика создает основу организации кредитной работы банка в соответствии с общей стратегией его деятельности, будучи необходимым условием разработки системы документов, регламентирующих процесс кредитования.
Г.С. Панова считает, что кредитная политика – это совокупность активных и пассивных банковских операции, рассматриваемых на определенную перспективу, обеспечивающих банку достижение целей, позволяющих решить задачу оптимального распределения кредитного ресурса в условиях реально имеющихся ограничений (обязательные нормативы Центрального Банка Российской Федерации и фактический объем средств, к размещению).
Авторы книги «Банковское дело» придерживаются мнения, что в современной экономической литературе параллельно существует две позиции относительно содержания кредитной политики коммерческого банка.
Во-первых, кредитная политика на макроэкономическом уровне обычно понимается как банковская политика. Во-вторых, кредитная политика на микроэкономическом уровне рассматривается, как правило, как политика конкретного банка в области управления кредитным процессом (в узком смысле).
Кредитная политика определяет задачи и приоритеты кредитной деятельности банков. В вопросе о содержательной стороне кредитной политики банка существуют различные направления.
Гражданский Кодекс Российской Федерации, рассматривает кредит как одну из разновидностей займа с присущими ему особенностями. В соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуются предоставить денежные средства (кредит) заёмщику на условиях, предусмотренных договором, а заёмщик обязуется возвратить полученную сумму и уплатить проценты на неё.
Кредитором, согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» от 25.05.2019 г. №395-1, может выступать только кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности такие банковские операции, как привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение этих средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, или небанковская кредитная организация, т. е. кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.
В своей книге В.П. Бычков пишет: «Кредитные операции – это деятельность, в результате которой формируются взаимоотношения кредитора и заемщика по предоставлению финансовых средств. При этом важно, кто из партнеров (банк или клиент) оказывается в роли кредитора. Банковские кредитные операции подразделяются на две большие группы: активные (банк является кредитором) и пассивные (банк является заемщиком). Клиентские операции также могут быть различными. Например, предприятие, размещающее депозит, является кредитором, а получающее коммерческий кредит фактически является заемщиком».
Анализ приведенных выше определений кредитной политики позволяет сделать вывод о неоднозначной трактовке этого понятия в современной российской и зарубежной экономической литературе, в связи с чем возникает необходимость определить сущность кредитной политики. [32, с. 14]
Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей деятельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то цели банка основываются на частных целях его владельцев, руководителей, персонала, а также клиентов банка и органов банковского надзора. Поэтому основной целью коммерческого банка является его развитие, понимаемое в самом широком смысле — получение максимальной прибыли при минимальном уровне риска. Исходя из возможного соотношения этих составляющих, а также имеющихся ресурсов, кредитная организация определяет текущие задачи:
— направления кредитования;
— технология осуществления кредитных операций;
— контроль в процессе кредитования.
Е.П. Жарковская считает, что банковская политика обычно затрагивает основные функции (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 – Банковская политика, ее составляющие элементы
Предложения по этим вопросам вырабатываются управляющими и сотрудниками технических отделов, которые они затрагивают. Банк также может воспользоваться помощью из внешних источников.
Кредитная политика включает разработку научно-обоснованной концепции организации кредитных отношений, постановку задач в области кредитования народного хозяйства и населения и проведение практических мер по их осуществлению.
Сущность кредитной политики определяется как стратегия и так тактика банка по привлечению ресурсов на возвратной основе и их инвестированию в части кредитования клиентов банка. Предметной стороной реализации кредитной политики являются функциональные формы и виды кредитной политики банка [16, с. 346].
Функции кредитной политики можно условно разделить на две группы: общие, присущие различным элементам банковской политики и специфические, отличающие кредитную политику от других ее элементов. К общим функциям относятся: коммерческая функция, т. е. функция получения банком прибыли (от проведения кредитных расчетных, платежных и прочих операций), стимулирующая и контрольная.
Однако если рассматривать функции в качестве специфического проявления сущности явления, что является единственно правильным, то в этом случае кредитная политика выполняет, лишь одну, но очень важную функцию – функцию оптимизации кредитного процесса. Действие данной функции направлено на достижение цели банковской политики [19, с.156].
Общая цель коммерческого банка, должна определять приоритеты его политики с позиции доходности, рентабельности, ликвидности, минимизации рисков, оптимизации портфеля (депозитного, кредитного и др.), направлений его деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). Имеется в виду развитие банка как коммерческого предприятия с точки зрения его экстенсивного развития (количественные характеристики) и интенсивного развития – повышения эффективности функционирования (качественные характеристики) а также развитие банка как социального института с позиций обеспечения интересов: акционеров, клиентов, персонала банка, органов банковского надзора.