Платная доработка на тему Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Тревожность как психологический феномен и ее причины 6
1.2 Особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Пути коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1 Результаты диагностики уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2 Комплекс мероприятий по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста 40
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 55
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….60
Введение:
Актуальность исследования. Проблема изучения феномена тревожности в отечественной и зарубежной литературе в последнее время обсуждается очень активно. С одной стороны, подчеркивается, что адекватный уровень тревожности играет важную роль в эмоционально-волевой регуляции и в целом является существенным внутренним фактором, обусловливающим формирование адаптивного ресурса зрелой личности. С другой стороны, большинство авторов отмечает, что именно с высоким уровнем тревожности связаны трудности социально-психологической адаптации, формирования адекватного представления о себе и своих личностных качествах у детей и подростков.
Проблематика тревожности нашла отражение в работах таких ученых, как А. Адлер, З. Фрейд, К. Хорни, Ф. Перлз, Н.Д. Спилберг; Ф.Б. Березин, А.Л. Венгер, Е.Э. Беляева, В.В. Бойко, Ж.М. Глозман, А.И. Захаров, В.В. Зоткина, Н.В. Имедадзе, Е.А. Кириллова, Б.И. Кочубей, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров, Ю.Л. Ханин, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др.
Е.А. Кириллова и Е.Э. Беляева отмечают, что тревожность, имея природную основу (свойство нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов.
Ж.М. Глозман и В.В. Зоткина предполагают, что структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги.
А.И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и при неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт), тревога перерастает в тревожность, превращаясь тем самым в устойчивые черты характера; и происходит это в старшем дошкольном возрасте.
Сказанное актуализировало обращение к следующей теме исследования: «Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и реализовать на практике комплекс мероприятий по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть тревожность как психологический феномен и ее причины.
2. Определить особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить пути коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты диагностики уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Составить и внедрить комплекс мероприятий по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
6. Выполнить анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что своевременная диагностика тревожности у старших дошкольников позволит разработать эффективный комплекс мероприятий, который обеспечит коррекцию повышенной тревожности и будет способствовать успешной дальнейшей социализации указанной категории воспитанников.
Характеристика выборки: под наблюдением находилась группа детей в количестве 10 старших дошкольников. В группе детей 6 мальчиков и 4 девочки в возрасте 6-7 лет.
Методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Педагогический эксперимент, представленный констатирующим, формирующим и контрольным этапом.
3. Тестирование.
4. Качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, главы 1. Теоретические аспекты изучения коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста, главы 2. Опытно-экспериментальная работа по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста, заключения, библиографического списка и приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и реализовать на практике комплекс мероприятий по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены тревожность как психологический феномен и ее причины;
Установлено, что под понятием «тревожность» в работе понимается устойчивое личностное образование, сохраняемое в течение довольно долгого времени, обладающее определенными константными формами внешнего выражения и своей особой побудительной силой.
— были определены особенности тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
Выявлено, что тревожность у детей старшего дошкольного возраста возникает, как правило, в результате неблагоприятных взаимоотношений в семье, со сверстниками или педагогами детского сада.
— были изучены пути коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
Получен вывод о том, что тревожность для старшего дошкольника не является укоренившейся чертой, а потому поддается коррекции. Наиболее эффективными средствами снижения тревожности в старшем дошкольном возрасте выступает игровой метод и использование искусства (арт-методы).
— были проанализированы результаты диагностики уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
Диагностика тревожности у детей старшего дошкольного возраста была проведена при помощи разнообразных тестов и методик, среди которых: тест тревожности Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки; проективная методика «Кактус»; методика А.И. Захарова «Страхи в домиках» (модификация М.А. Панфиловой); проективный рисуночный тест «Нарисуй свой страх»; опросник А.И. Захарова для диагностики степени невротизации детей на основе ответов родителей.
В качестве выборки испытуемых в работе приняли участие 10 старших дошкольников (6 мальчиков и 4 девочки в возрасте 6-7 лет), а также 10 родителей указанных детей (по одному от каждого ребенка).
По итогам выявления общего индекса тревожности в рамках констатирующего этапа исследования было установлено, что у 50% выборки фиксируется высокий индекс тревожности, у 40% – средний, и только у 10% – низкий.
В результате определения уровня тревожности путем проведения проективной рисуночной методики было установлено, что на констатирующем этапе исследования у 50% выявлен высокий уровень тревожности, у 50% – средний, а низкий уровень не выявлен вообще.
Анализируя число страхов у дошкольников на констатирующем этапе, было обнаружено, что у 80% выборки число страхов превышает норму, и только у 20% выборки находится в пределах нормы.
Изучение ведущего страха у детей на констатирующем этапе исследования позволило уточнить, что 30% выборки боятся животных, 20% – сказочных персонажей, 20% – медицинских процедур, 10% – огня и пожара, 10% –транспорта и потеряться в нем, 10% – чужих людей.
Изучая уровень невротизации дошкольников, со слов их родителей, было установлено, что на констатирующем этапе исследования у 30% выборки нервная система требует внимания, у 50% имеет место склонность к нервным расстройствам, а у 20% существует значительный шанс нервного перенапряжения.
По итогам диагностики тревожности у детей старшего дошкольного возраста была актуализирована необходимость разработки и внедрения специального комплекса мероприятий.
— был составлен и внедрен комплекс мероприятий по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста;
В рамках коррекции повышенной тревожности у старших дошкольников был разработан комплекс специальных мероприятий, целью комплекса было снижение повышенной тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Реализованный комплекс включал в себя три основных блока: подготовительный, основной и заключительный. Занятия в рамках комплекса проводились в групповой форме, 2 раза. В общей сложности проведено 10 занятий. Продолжительность каждого занятия составляла 25 минут.
— был выполнен анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Реализация комплекса позволила снизить общий индекс тревожности и проявления тревожности, уменьшить число страхов, помочь вывести объект страха на вымышленный персонаж, снизить невротизацию. Полученные результаты свидетельствуют в пользу результативности реализованного в рамках формирующего этапа эксперимента комплекса мероприятий.
Комплексный подход к преодолению тревожности у дошкольников предполагает просветительскую и прикладную работу с воспитателями и иными специалистами, работающими с данной категорией дошкольников, а также оказание психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим таких детей. Поэтому в рамках работы были разработаны соответствующие рекомендации.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что своевременная диагностика тревожности у старших дошкольников позволит разработать эффективный комплекс мероприятий, который обеспечит коррекцию повышенной тревожности и будет способствовать успешной дальнейшей социализации указанной категории воспитанников.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Тревожность как психологический феномен и ее причины
В современной науке психологии существует множество актуальных проблем, требующих особого подхода к их решению. Одна из них – тревожность. Тревожности отводится особая роль среди всех отрицательных переживаний. Опасны и последствия тревожности – проблемы в общении, снижение продуктивности деятельности и работоспособности. Страдает и самоорганизация.
Важно понимать, что определенный уровень тревожности присущ каждому человеку. Психологи говорят о так называемой полезной тревожности – она позволяет людям избегать необдуманных и опрометчивых поступков, служа своеобразным защитным механизмом. Одни люди тревожны в меньшей, а другие в большей степени. Проблема возникает тогда, когда тревожность становится настолько сильной, что мешает человеку учиться, работать, общаться и просто полноценно жить. Таким образом, задача стоит не столько в устранении тревожности, сколько в ее снижении до оптимального уровня, обеспечивающего самовоспитание и самоконтроль [8].
Как уже говорилось выше, современная психология относит тревожность к числу сложных и многозначных проблем.
Следует отметить, что на практике тревожность используется как интерпретационная, объяснительная и диагностическая категория. Путь к ее пониманию во многом лежит через познание и понимание персональных и индивидуальных типологических особенностей, так как выявить общие закономерности и осмыслить их можно только лишь при четком и ясном понимании индивидуальных различий.
Изучением понятия и особенностей тревожности занимались многие отечественные и иностранные авторы. Значительный вклад в исследование данного понятия был внесен датским философом С. Кьеркегором [24]. Ученый классифицировал страхи на два вида – иррациональный (глубинный) страх перед чем-то абстрактным, а также конкретный страх, т. е. страх чего-то вполне определенного. Именно страх направляет человека к религии и Богу.
Зигмунд Фрейд [44] считал, что проблематика тревожности уходит своими корнями в глубины психологии. Ученый ввел в научный оборот типологию тревожности, в соответствии с которой, выделяется три ее вида:
— моральная тревожность;
— невротическая тревожность;
— объективная тревожность [44].
Также Зигмунд Фрейд [44] определил тревожность как сознательное переживание личности, с которым сопряжено усиление способности избегать трудностей или бороться с ними.
Концепция научения особую роль придает проблематике страха и тревожности. В рамках данной концепции установлено, что формирование тревожности происходит на базе условных рефлексов. По мнению Дж. Уотсона [42], сторонника концепции научения, приобретаемая тревожность отличается высоким уровнем устойчивости. Тревожность возникает относительно легко, а избавление от нее – сложный и долгий путь.
Дж. Тейлором [40] сформулированы представления и тезисы, послужившие развитию концепции научения. Исследователь ввела в научный оборот такую категорию, как «уровень тревожности». Результатом исследований стала разработка теста, с помощью которого можно измерить уровень тревожности – MAS (Manifest Anxiety Scale, Шкала проявления тревожности).
В психологи одновременно используются два базовых термина, которые во многих ситуациях расцениваются, как синонимы, однако чаще интерпретируются, как автономные феномены: тревога и тревожность. Дифференцируется тревожность, как личностное качество, как относительно стабильная, константная на протяжении жизни характеристика (личностная тревожность) и тревога, как негативное эмоциональное состояние, относительно продолжительное, соотносящееся с преобразованием нервно-психической деятельности (ситуативная тревога). При этом понимание тревоги как состояния представляет собой основу для понимания тревожности как качества личности. Под тревожностью следует понимать склонность человека к переживанию чувства тревоги. Такая склонность отличается невысоким порогом возникновения реакции тревожности [19].
Согласно представлению многих исследователей, продолжительно существующее состояние тревоги может обретать статус качества личности, переходя в категорию тревожности.
Тревожность интерпретируется в роли одного из центральных критериев индивидуальных различий. Как правило, ее уровень увеличивается при нервно-психических и хронических соматических патологиях, а также у здоровых людей, которым необходимо преодолевать последствия психологической травмы, у субъектов с девиантным поведением.
Тревожность в структуре интегральной индивидуальности интерпретируется как качество личности и расценивается, как ожидание негативного результата при наличии в общем-то нейтральных, не несущих в себе реальной опасности условиях.
Личностная тревожность – это относительно стабильное индивидуальное свойство субъекта, позволяющее оценить уровень его склонности:
— воспринимать довольно обширный спектр ситуаций как несущих опасность для его самооценки, самоуважения и престижа;
— переживать состояние тревоги в подобных условиях [33].
Субъект с высокой тревожностью, согласно представлениям Ч.Д. Спилбергера [38], демонстрирует тенденцию воспринимать окружающую действительность как несущую в себе определенную опасность в значительно более существенной мере, по сравнению с субъектом с низким уровнем тревожности. Согласно представлению Л.Н. Собчик [37], параметры тревожности имеют статистически значимую взаимосвязь с мотивацией избегания неудачи. В качестве субъективного выражения эмоционального неблагополучия личности тревожность представляет собой большой интерес для врачей-психиатров, психотерапевтов, клинических психологов. Определенные исследователи интерпретируют тревожность как сложноорганизованную структуру, в состав которого, помимо с традиционно выделяемых тревоги и страха, включаются также нейротизм, говоря иначе уменьшение уровня адаптивного потенциала и предрасположенность к развитию невротических патологических нарушений.