Платная доработка на тему Коррекция словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1
Теоретические проблемы исследования. 6
1.1 Понятие
«словесно-логическое мышление» в психолого-педагогической литературе. 6
1.2 Развитие
словесно-логического мышления у детей в онтогенезе. 14
1.3.Психолого-педагогическая
характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
III уровня. 18
Выводы по главе 1. 25
Глава 2
Экспериментальное исследование особенностей
словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня на логопедических занятиях. 26
2.1
Организация исследования словесно-логического мышления у детей дошкольного
возраста с ОНР III
уровня. 26
2.2 Анализ
результатов исследования. 33
2.3
Содержание работы по коррекции словесно-логического мышления детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на логопедических
занятиях. 38
Выводы по
главе 2. 56
Заключение. 57
Список
литературы.. 58
Приложение 1. 63
Введение:
Структура и проявления речевых нарушений в
среде дошкольников достаточно обширна и разнообразна. У ребенка могут
диагностироваться как незначительные нарушения звукопроизношения, так и полное
отсутствие речи.
В качестве одного из наиболее часто
встречающихся нарушений речевого развития можно выделить общее недоразвитие
речи. Общее недоразвитие речи представляет собой системную патологию речевого
развития, в основе которого могут лежать разнообразные нарушения речевой
деятельности, такие как дислалия, дизартрия, алалия, ринолалия и др. Это
обуславливает степень выраженности речевого дефекта, а также особенности
коррекционно-развивающей деятельности.
Помимо основного нарушения, связанного с
реализацией речевой деятельности, необходимо помнить о том, что ему сопутствуют
различные вторичные нарушения, которые затрагивают практически все аспекты
психической деятельности. В первую очередь это сфера общения, так как основной
функцией речевой деятельности выступает функция средства общения.
Кроме того, речь выступает основой для
формирования и развития мыслительных и познавательных процессов. Дошкольный
возраст представляет собой период как для развития речи, так и для становления
познавательной сферы. Соответственно, при серьезных нарушениях речи большое
значение обретает проблема, во-первых, определения состояния познавательной
сферы и мышления, а во-вторых, своевременной и адекватной коррекционной
деятельности. Следует отметить, что наиболее явно страдает словесно логическое
мышление данной категории дошкольников, так как именно данная форма мышления
наиболее тесно связана с нарушенным речевым развитием.
Соответственно, работа специалиста должна
быть направлена не только на преодоление речевого недостатка, но и на
устранение недостатков, а также развитие мыслительных процессов. В противном
случае даже при сохранном интеллекте у данной категории может возникнуть
отставание в психическом развитии.
Цель исследования: теоретически изучить
литературные источники по проблеме исследования и практически обосновать
возможности развития словесно-логического мышления детей с общим недоразвитием
речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития
словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
III уровня.
Предмет исследования: особенности развития
словесно-логического мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1) Изучить психолого-педагогическую
литературу по проблеме развития словесно-логического мышления у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
2) Изучить особенности
словесно-логического мышления старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
3) Отобрать комплекс игр и упражнений для
развития словесно-логического мышления старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования: теоретический анализ
научной литературы, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Заключение:
Таким
образом, можно сделать ряд выводов.
Мышление
является важным психическим процессом, позволяющим успешно осуществлять процесс
обучения и деятельности. Дошкольный возраст характеризуется активным развитием
мыслительной деятельности детей. Кроме того, следует отметить, что именно в
данном возрасте начинается становление такой формы мышления как
словесно-логическое.
Практически
все исследователи отмечают связь мышления и речевой деятельности. Два данных
процесса развиваются в тесной взаимосвязи и на основе друг друга.
Соответственно, при наличии у ребенка определенных нарушений речи вторично
страдает процесс мышления и в особенности – словесно-логического мышления.
Проведенное
эмпирическое исследование подтвердило наличие низкий уровень формирования
словесно-логического мышления у старших дошкольников с нарушениями речи: данной
категории детей достаточно сложно даются такие операции, как классификация и
обобщение, дети испытывают трудности с определением последовательности сюжетных
картинок. Кроме того, им достаточно тяжело дается выполнение заданий на
составление связного рассказа, а также составление умозаключений.
Все
это обуславливает необходимость проведения целенаправленной
коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, направленной
на развитие всех видов мышления, и в том числе, словесно-логического мышления.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические
проблемы исследования
1.1 Понятие
«словесно-логическое мышление» в психолого-педагогической литературе Весь
объем информации, поступающей из окружающего мира, воспринимается человеком и дает
ему возможность представлять разные аспекты того или иного объекта,
предвосхищать перемены и устремляться вглубь каждого предмета. Однако данный
процесс можно осуществить только посредством мышления.
Мышление
— это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и обобщенным
отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления и предметы
действительности обладают отношениями и свойствами за счет восприятия и
ощущений [5].
Мышление
– процесс проектирования системных отношений окружающего мира на базе безусловных
положений.
Однако
в психологической науке имеется и большое количество других определений.
Например, мышление – высшая стадия обработки информации человеком, процесс определения
связей между феноменами или явлениями окружающего мира; или — процесс отражения
существенных свойств объектов, а также связей между ними, что становится
источником возникновения знаний об объективной реальности.
К
изучению мышления приступили ещё античные философы и учёные, но они
осуществляли не психологический подход, а рассматривали мышление с точки зрения
других наук, в большей степени – философии и логики.
У.
Джеймс – американский философ и психолог в 1890 в книге «Принципы психологии» говорил
о том, что понятия — это не адекватное отражение объективного мира, а средства,
применяемые в процессе познавательной деятельности, схемы действия. Мысли
истинны не потому, что являются отображением материальной действительности, а
потому что имеют практическую ценность для человека [5].
В
этот же период набирает силу еще одно направление психологии — рефлексология.
Среди наиболее знаменитых представителей можно выделить И.М. Сеченова, И.П.
Павлова и В.М. Бехтерева.
В
начале XX века мышление стало объектом изучения в рамках Вюрцбургской школы
психологии (О. Кюльпе и др.), труды последователей которой базировались на
феноменологии Э. Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В эмпирических
исследованиях данной школы мышление исследовалось способами систематической
интроспекции, направленной на выделение основных стадий в процессе мышления.
М.
Вертгеймер и К. Дункер осуществляли изучение продуктивного мышления.
В
понимании представителей бихевиоризма мышление — процесс образования связей
между стимулами и реакциями. Достижением данного направления в психологии стало
исследование практического мышления, а конкретно, умений и навыков при решении
задач [27].
В отечественной
психологии исследование мышления основано на психологической теории
деятельности. Её представители определяют