Платная доработка на тему Коррекция эмоциональной сферы у старших дошкольников средствами сказкотерапии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1
Научно-теоретические подходы к изучению эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста. 8
1.1 Основные подходы к изучению эмоциональной
сферы личности. 8
1.2 Развитие эмоциональной сферы у детей старшего
дошкольного возраста с нормотипичным
развитием. 17
1.3. Специфика становления и развития
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. 27
1.4 Сказкоператия и ее использование в коррекции
\моципльной сферы детей старшего дошкольного возраста. 33
Выводы по 1 главе. 51
Глава 2
Результаты исследования применения сказкотерапии в коррекции эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного возраста. 54
2.1 Организация и методы исследования. 54
2.2 Анализ результатов исследования эмоциональной
сферы старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 56
2.3. Программа коррекции эмоциональной сферы у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами
сказкотерапии. 63
2.4 Оценка эффективности коррекеционной программы
в развитии эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. 71
Выводы по 2 главе. 77
Заключение. 80
Библиографический
список. 83
Приложение 1. 88
Приложение 2. 93
Приложение 3. 108
Введение:
Актуальность исследования. Дошкольный
возраст — наиболее чувствительный период для развития и формирования личности,
характера, познавательной сферы, навыков, умений и способностей ребенка. В
целом дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в
этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы
деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей
личности; формируется устойчивая структура мотивов, формируются новые
социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание
делать важные вещи для других, быть «взрослым» и т.д.). Именно в дошкольном
возрасте формируется эмоциональная сфера ребенка: обобщение опыта
чувственных переживаний, формирование понимания собственных психологических
состояний, складываются образцы восприятия эмоционального состояния других
людей, формируются умения их выражать, что не всегда доступно ребенку с общим
недоразвитием речи [12].
Недоразвитию речи у детей сопутствуют: трудности
общения, проблемы в установлении контактов, замкнутость, низкая
наблюдательность, неустойчивость интересов, неуверенность в себе, обидчивость,
негативизм, агрессивность. Об отклонениях в эмоционально-волевой сфере ребёнка
свидетельствуют следующие проявления: моторное волнение, непоседливость,
повышенная возбудимость, нервозность и раздражительность. Общими для детей с нарушениями развития являются
следующие проблемы: пониженный фон настроения, астенические черты характера,
низкая самооценка, самоограничение в социальных контактах, ипохондричность,
склонность формирования страхов, неуверенность и тревожность[43].
При
нарушении эмоциональной сферы у детей с ОНР затрудняется социальное развитие
ребенка, его личностное становление, формирование самосознания, самооценки и
представления о себе. Такой ребенок неинициативен, его эмоции недостаточно
ярки, он не умеет выражать свое эмоциональное состояние, ему трудно понять
состояния других людей[48].
Развитие
богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем сказок.
Именно они служат для него средой, которая позволяет ему выражать свои чувства,
исследовать окружающий мир, учить его общаться и познавать самого себя[5].
В отечественной психологии накоплен обширный опыт,
позволяющий рассматривать развитие эмоциональной сферы в контексте процесса
формирования личности (Г.М. Бреслав, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, А.С.Белкин
и др.). Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации
человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах. Однако, практический опыт и
программы, которые нацелены на формирование и развитие эмоциональной сферы
дошкольников, которые предлагают А.А. Никифоров, Е.В. Колесникова, И.Г. Самойлова,
В.С. Смагина и др., в том числе и для детей с ОНР, показывают, что в основном
используются игры, упражнения, различные
этюды. Метод сказкотерапии в развитии и коррекции эмоциональной сферы у детей
дошкольного возраста с ОНР не используется, хотя известно, что эмоциональный
отклик на сказку, напрямую связан с развитием эмоциональной отзывчивости и в
жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать,
сопереживать ближнему[34].
Однако использование сказкотерапии в коррекции
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОНР еще до сих пор остается
малоразработанной темой научного исследования.
Таким образом, актуальность и значимость вопроса коррекции эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии определили
направление нашего исследования.
Объектом
исследования стала эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с
ОНР.
Предмет
исследования — процесс коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с
ОНР посредством сказкотерапии.
Цель
исследования — определить эффективность использования сказкотерапии в коррекции
эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза
исследования: предположили, что сказкотерапия может стать эффективным средством
коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР при
соблюдении следующих условий:
— метод
сказкотерапии будет включен в НОД,
— в
коррекционную работу по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста с ОНР будут включены все участники воспитательно-образовательного
процесса.
Исходя
из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Провести
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2.. Охарактеризовать развитие
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нормотипичным развитием и с ОНР.
3. Обосновать
использование сказкотерапии в коррекции \моципльной сферы детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать
и провести исследование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
с ОНР.
5.
Разработать программу коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР.
6.
Реализовать разработанную коррекционную программу и оценить ее эффективность
для коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с ОНР.
Для
реализации целей и задач были использованы следующие методы психологического
исследования:
1.
Теоретический (метод анализа литературы по проблеме исследования);
2. Эмпирические
(беседа, метод тестов);
3. Психолого-педагогический
эксперимент;
4. Метод
количественного и качественного анализа полученных результатов исследования.
В
качестве психодиагностических методик мы использовали следующие:
1. Проективный
тест «Сказка» Луизы Дюсс.
2.
Тест тревожности «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
3.
Методика изучения понимания детьми эмоциональных состояний людей и своего
эмоционального состояния (В.М.Минаева).
Практическая
значимость работы: полученные результаты можно использовать при разработке
коррекционных программ для коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с
ОНР, а также использовать отдельные элементы сказкотерапии в работе педагогов
ДОУ.
База
исследования. исследование проводилось на базе МОУДОО «Сказка» г. Оха. В
исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Структура
работы: бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованной литературы, в количестве …источников и приложений.
Заключение:
Глава 1
Научно-теоретические подходы к изучению эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста 1.1 Основные
подходы к изучению эмоциональной сферы личности Проблеме
исследования эмоциональной сферы человека в зарубежной и отечественной
психологии придается большое значение ввиду того, что именно в этой сфере
развиваются такие важные качества личности, как чуткость в отношении к другим
людям, их переживаниям, собственное эмоциональное самоощущение, которое
отражает целостное отношение человека к миру. Встречаются два подхода к пониманию эмоций, а
именно, «эмоции» и «чувства» как синонимы одного значения [32].
В
частности, С.Л. Рубинштейн указывает на то, что чувства являются продуктом
развития элементарных эмоций. В то же время в других работах эмоции, чувства и
переживания рассматриваются как разные по значению [37].
В
частности, Л.И. Божович отмечает, что эмоции и чувства детей органически
связаны между собой, но по своему содержанию и форме переживания они не
тождественны, ведь эмоция – это общая активная форма переживания организмом
своей жизнедеятельности, а чувства – это специфически человеческие, обобщенные
переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение
которых вызывает положительные или негативные эмоции – радость, любовь,
гордость, печаль, гнев, стыд и др [3].
Разделяя
точку зрения ученого, Е.П. Ильин добавляет, что эмоциональная сфера является
интегрированным образованием, в состав которого входят не только эмоции,
чувства, но и эмоциональные состояния, и определяет их как специфический вид
психического состояния, проявление эмоционального явления в форме настроения,
аффекта, страсти, фрустрации, стресса [23].
На
сегодня нет четкого определения понятия «эмоциональная сфера». По мнению Е.П
Ильина, эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое,
кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон,
эмоциональное состояние (эмоции), эмоциональные свойства личности,
акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах
личности, эмоционально устойчивые отношения
(чувства), и каждое из них имеет достаточно четкие дифференцирующие
признаки [23].
Эмоциональную
сферу В.М. Минаева интерпретирует как целостный класс явлений, охватывающий и
примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни [28].
Эмоциональная
сфера осуществляет активацию, мотивацию и аффективную оценку действительности,
организуя целостные формы поведения, которые решают простые и сложные
адаптационные задачи [17]. Основу эмоциональной сферы составляют
непосредственно эмоции, чувства, потребности. Впрочем, большинство ученых эмоциональную
сферу рассматривают как одну из основных регуляторных систем, обеспечивающую
активные формы жизнедеятельности организма [17].
В
контексте мотивационного подхода эмоциональное развитие считается основной
стороной формирования личности, поскольку эмоции связаны с важными
мотивационными процессами, потребностями и их удовлетворением. Рассматривает их
как систему К.Э. Изард и трактует эмоции как сложный психический процесс,
включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживающие аспекты.
По мнению ученого, вследствие врожденных механизмов, лежащих в их основе,
некоторые эмоции, организованные иерархически [20].
В
исследованиях Е.И. Изотовой констатировано, что целостное определение эмоций
должно учитывать три аспекта [22]:
— переживание
ощущения эмоции, которое является относительно субъективным;
— наличие
физиологической активации процессов, которые происходят в нервной, эндокринной,
дыхательной и других системах организма;
— фиксацию выразительных комплексов эмоций,
которые можно наблюдать.
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Научно-теоретические подходы к изучению эмоциональной сферы детей старшего
дошкольного возраста 1.1 Основные
подходы к изучению эмоциональной сферы личности Проблеме
исследования эмоциональной сферы человека в зарубежной и отечественной
психологии придается большое значение ввиду того, что именно в этой сфере
развиваются такие важные качества личности, как чуткость в отношении к другим
людям, их переживаниям, собственное эмоциональное самоощущение, которое
отражает целостное отношение человека к миру. Встречаются два подхода к пониманию эмоций, а
именно, «эмоции» и «чувства» как синонимы одного значения [32].
В
частности, С.Л. Рубинштейн указывает на то, что чувства являются продуктом
развития элементарных эмоций. В то же время в других работах эмоции, чувства и
переживания рассматриваются как разные по значению [37].
В
частности, Л.И. Божович отмечает, что эмоции и чувства детей органически
связаны между собой, но по своему содержанию и форме переживания они не
тождественны, ведь эмоция – это общая активная форма переживания организмом
своей жизнедеятельности, а чувства – это специфически человеческие, обобщенные
переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение
которых вызывает положительные или негативные эмоции – радость, любовь,
гордость, печаль, гнев, стыд и др [3].
Разделяя
точку зрения ученого, Е.П. Ильин добавляет, что эмоциональная сфера является
интегрированным образованием, в состав которого входят не только эмоции,
чувства, но и эмоциональные состояния, и определяет их как специфический вид
психического состояния, проявление эмоционального явления в форме настроения,
аффекта, страсти, фрустрации, стресса [23].
На
сегодня нет четкого определения понятия «эмоциональная сфера». По мнению Е.П
Ильина, эмоциональная сфера личности — это многогранное образование, в которое,
кроме эмоций, входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон,
эмоциональное состояние (эмоции), эмоциональные свойства личности,
акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах
личности, эмоционально устойчивые отношения
(чувства), и каждое из них имеет достаточно четкие дифференцирующие
признаки [23].
Эмоциональную
сферу В.М. Минаева интерпретирует как целостный класс явлений, охватывающий и
примитивные влечения, и сложные формы эмоциональной жизни [28].
Эмоциональная
сфера осуществляет активацию, мотивацию и аффективную оценку действительности,
организуя целостные формы поведения, которые решают простые и сложные
адаптационные задачи [17]. Основу эмоциональной сферы составляют
непосредственно эмоции, чувства, потребности. Впрочем, большинство ученых эмоциональную
сферу рассматривают как одну из основных регуляторных систем, обеспечивающую
активные формы жизнедеятельности организма [17].
В
контексте мотивационного подхода эмоциональное развитие считается основной
стороной формирования личности, поскольку эмоции связаны с важными
мотивационными процессами, потребностями и их удовлетворением. Рассматривает их
как систему К.Э. Изард и трактует эмоции как сложный психический процесс,
включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживающие аспекты.
По мнению ученого, вследствие врожденных механизмов, лежащих в их основе,
некоторые эмоции, организованные иерархически [20].
В
исследованиях Е.И. Изотовой констатировано, что целостное определение эмоций
должно учитывать три аспекта [22]:
— переживание
ощущения эмоции, которое является относительно субъективным;
— наличие
физиологической активации процессов, которые происходят в нервной, эндокринной,
дыхательной и других системах организма;
— фиксацию выразительных комплексов эмоций,
которые можно наблюдать.