Платная доработка на тему Коррекционно-развивающая работа психолога по преодолению проблем в социализации обучающихся
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ
ПРОБЛЕМ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.. 7
1.1.
Характеристика подросткового возраста. 7
1.2.
Особенности работы по преодолению проблем в социализации обучающихся
подросткового возраста. 12
Выводы
по первой главе. 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ
ПОДРОСТКОВ.. 19
2.1.
Организация и методика исследования. 19
2.2.
Анализ и интерпретация результатов исследования. 22
2.3.
Коррекционно-развивающая программа по преодолению проблем социализации
подростков. 28
Выводы
по второй главе. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
ЛИТЕРАТУРА.. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Тестовый материал к методике «Личностная
агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев) 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. План занятий, проводимых с родителями. 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. План занятий,
проводимых с пожростками 48
Введение:
Актуальность темы исследования. Важной проблемой развития нашего государства
является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой
личностью, то есть ее социализация. Особенно важна социализация подрастающего
поколения, в частности – подростков.
Социальное
самоопределение подростка одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего
времени, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической
системы общества. Это процесс, который непрерывно меняется по своему характеру.
Социализация
обучающихся подросткового возраста является сложным непрерывным процессом, при
котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к
потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, что
приводит к конформизму, это активный творческий процесс присвоения
общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных
сил, добровольно отыскивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой,
общество формирует норму морали и поведения, формы взаимоотношений между людьми
в семье, в школьном коллективе, в других социальных средах, окружающих
человека.
Довольно
часто у подростков в силу возрастных особенностей развития или под влиянием
социального окружения возникают проблемы социализации. Подростковый возраст по
многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что
подростки, переживающие кризис, в процессе адаптации в обществе могут
столкнуться с различными проблемами.
Проблема
заключается в том, что не у всех социализация проходит гладко. Большинство
подростков сталкиваются с трудностями, стремясь приспособиться к жизни в
современном обществе.
Проблемы
социализации в современной России, в первую очередь, связаны с трансформацией
ценностных ориентаций подростков, непониманием старшего поколения системы
ценностей молодежи и отсюда – с его неспособностью подготовить школьника к
новой жизни. Все эти процессы так или иначе связаны с кризисом традиционных
институтов социализации – семьи и школы.
Сегодня все чаще отмечается повышение уровня
агрессивности в подростковом возрасте, что создает серьезные трудности в
процессе их социализации. Конфликты и агрессия в жизни современных школьников
сегодня стали нормой поведения. Родители и классные руководители отмечают, что
агрессивное поведение детей подросткового возраста ежегодно растет, агрессия во
многих ситуациях становится совсем неуправляемой, и часто взрослые не знают,
как влиять на агрессивных школьников, поскольку наказание или лишение ребенка
чего-то не имеет значительного воспитательного воздействия. И хотя в
психологической литературе вопрос агрессии описан, казалось бы, многогранно,
все же немало вопросов остаются открытыми.
Особенно это актуально для деятельности психолога,
направленной на адаптацию ребенка к новым условиям жизнедеятельности и
социализацию, чем и обусловлена актуальность темы данного исследования.
Исходное состояние проблемы.
Социализация
личности нашла свое отражение и стала объектом специальных исследований в
работах Г. Салливана, Дж.Г. Мида, Т. Парсонса, Б. Скиннера, А. Брим,
Шомбара де Лоу, Б. Берксон, Г. Уолтера, Р. Бориса, Ж. Пиаже, Д. Мунди, М.
Каплана, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна,
И.С. Кона, Б.Д. Парыгина, Д.Р. Келли, А.С. Макаренко, А.В. Мудрика,
В.А. Сухомлинского и других отечественных и зарубежных ученых.
Заключение:
Современный
этап общественного развития характеризуется стремительно разворачивающимися
инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в
том числе и социальной. Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие
социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные,
владеющие универсальными способами действий. Одним из ответов системы
образования на этот запрос времени являются идеи психологического сопровождения
личности. В структуре ключевых личностных компетентностей значительное место
уделено социальной компетентности как готовности и способности к социальному
взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной
адаптированности и мобильности.
Предложенная
нами была коррекционно-развивающая программа по преодолению проблем
социализации подростков рассчитана на 4 месяца и предполагает проведение:
индивидуальных консультаций с родителями в присутствии психолога, указывая на
неадекватность применяемого стиля воспитания, и последствия таких отношений с
ребенком; индивидуальных консультаций с учащимися; групповых консультаций с
учащимися; просветительской работы с педагогами, чтобы предупредить и
предотвратить развитие и проявление агрессивности.
Перспективами
дальнейшего исследования считаем выявление эффективности разработанной нами
программы в процессе социализации подростков.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ
В СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.1. Характеристика подросткового возраста Часто
подростковый возраст описывается, как особенно трудный период в воспитании и
обучении ребенка, связанный с серьезным изменением его поведения и характера. В
данном параграфе рассмотрим основные психологические особенности подростков и
опишем, как их можно учитывать для эффективного общения с ребенком от 12 до 17
лет и эффективного обучения.
Тинэйджер
(от англ. Teenager, подросток) – это уже не ребенок, который целиком опирается
на мнение родителей, но еще и не взрослый, готовый принимать взвешенные
самостоятельные решения. Этим по большей части и характеризуется поведение
подростка – поиском и познанием себя, обретением психологической независимости,
регулярной проверкой своих сил и возможностей [19], в том числе и в учебном
процессе.
Еще
одной из психологических особенностей подросткового возраста считают
подростковый максимализм, заключающийся в том, что тинэйджеру хочется всего и
сразу, только лучшее, без компромиссов. Такое отношение говорит о поиске
подростком границ своих возможностей и притязаний. Взрослые уже представляют
грани того, что они могут, а что нет, того, что их устраивает, а что
недостаточно. Стремясь к невозможным идеалам, подросток как раз начинает
нащупывать эту границу для себя [9].
Часто
родители жалуются на то, что подросток очень эмоционален: постоянно, без
видимых причин, впадает в депрессии или истерики. Это связано не только с
серьезной гормональной перестройкой, но еще и с изменением характера: те
способы, при помощи которых подросток раньше справлялся с эмоциональными
сложностями, больше не работают для него, ведь он уже не ребенок. А новые,
взрослые способы, он еще не успел освоить.
Это
придет только с большим опытом переживания «эмоциональных всплесков» и трудных
ситуаций [3]. Необходимо помнить, что
двенадцатилетний человек принадлежит уже к категории «подростков». И с этого возраста
родители и педагоги должны воспринимать его более серьезно, учитывая все
особенности психологии подростка. Учет этих особенностей позволит организовать
эффективный процесс обучения.
Необходимо
отметить, у ребенка подросткового возраста наблюдается частое возникновение
проблем в школе по различным причинам. К примеру, по причине ухудшения внимания
и концентрации снижается успеваемость, вместе с этим, подростку уже требуется
определенная самостоятельность и независимость, поэтому он резко отвечает на замечания
педагога.
Школа
и обучение сейчас не на первом месте у подростка, интерес к другим людям,
отношения с друзьями и противоположным полом пересиливает важность и
необходимость получения новых знаний. Подросток весь во власти различных
душевных переживаний, остро воспринимает критику друзей, трагедией может стать
разрыв с любимым человеком, замечание, сделанное мимоходом родителями или
учителем.
Несмотря на важность аспекта общения, в диалогах
подростка с друзьями, а особенно противоположным полом может наблюдаться
развязность и нарочитая хамоватость [2].
Помимо того, что это считается «круто» в подростковой среде, ведь культурное
поведение, по их мнению, это удел слабаков, подобную реакцию можно объяснить и
эмоциональной растерянностью ребенка. Он пока еще не знает, как нужно правильно
общаться, и только учится строить отношения. Помочь