Логопедия Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему «Коррекционно-педагогическая работа по автоматизации и дифференциации звуков у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР 8

1.1 Формирование фонетико-фонематических процессов у детей в онтогенезе 8

1.2 Нарушения фонетико-фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи 12

1.3. Роль дидактических игр в коррекционно-педагогической работе по автоматизации и дифференциации звуков у младших школьников с общим недоразвитием речи 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 33

  

Введение:

 

Речь человека является одной из важнейших высших психических функций, с помощью, которой происходит общение и социализация. Акту-альность проблемы исследования заключается в том, что одной из наибо-лее часто встречаемых причин неуспеваемости школьников является общее недоразвитие речи.

У ребенка, у которого есть трудности с речью, могут возникнуть проблемы с обучением чтению и письму, а также с развитием внимания, воображения и памяти. Это может повлиять на их интеллектуальное и эмоциональное развитие. У ребенка могут быть проблемы с концентраци-ей внимания и сохранением вербальной информации. Важно диагностиро-вать и исправить нарушение речи на ранней стадии, чтобы предотвратить дальнейшие проблемы.

Нарушение речи влияет на развитие интеллектуальных, эмоциональ-ных и двигательных навыков у детей. У них могут быть проблемы с вни-манием, вербальной памятью и продуктивностью. Диагностика и коррек-ция речевых проблем имеют решающее значение для преодоления этих проблем, особенно в более сложных случаях.

У детей с сохранной логической и смысловой памятью может наблю-даться снижение вербальной памяти и продуктивности вследствие речевых нарушений. Тяжесть расстройства коррелирует с масштабами проблем, что делает своевременную диагностику и коррекцию необходимыми для преодоления речевых трудностей.

Нарушения речи негативно сказываются на психическом развитии, поведении и деятельности ребенка. Тяжелые нарушения речи могут повли-ять на когнитивное развитие из-за тесной связи между речью и мышлени-ем. Ограниченное речевое общение может препятствовать социальному и интеллектуальному развитию ребенка, что приводит к эмоциональным и поведенческим проблемам.

Ограниченная речь и общение могут препятствовать общему разви-тию ребенка, что приводит к проблемам с психическим здоровьем и нега-тивным чертам личности, таким как застенчивость, нерешительность и чувство неполноценности.

Негативное влияние на приобретение грамотности и академическую успеваемость можно смягчить с помощью родителей, учителей и медицин-ской помощи для преодоления речевых нарушений. Педагогическая рабо-та связана с развитием психологической подготовленности, умственных способностей и общего развития детей, борющихся с грамотностью. Озна-комление со звуковой стороной слов имеет решающее значение в совре-менных методах обучения грамоте для овладения чтением и письмом в звукобуквенных системах письма.

В современной практике обучения грамоте общепризнано, что зна-комство с произношением слов является решающим требованием для до-стижения навыков чтения и письма на языках, которые следуют фонетиче-ской системе письма.

Многие отечественные психологи и педагоги, такие как Н.И. Жинкин, Л.Е. Журова, П.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и другие подчеркивали важ-ность и необходимость своевременного развития фонематических процес-сов.

Этот вопрос имеет особое значение в логопедии. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н. Ефименкова, А.В. Ястребова, Т.Б. Флерина и многие другие изучали причины и формы речевых нарушений и их коррекцию.

В то время как Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филиче-ва, Г.В. Чиркиной и другими разработаны методические рекомендации, остается актуальной рациональная и эффективная организация процесса преодоления нарушений фонематического процесса.

Дети, у которых есть проблемы с фонематическим развитием, могут с трудом анализировать звуки в словах, испытывать трудности с чтением и делать серьезные ошибки при письме, что приводит к плохой успеваемо-сти. Те, у кого недоразвитие речи из-за фонематических проблем, относят-ся к группе высокого риска дислексии и дисграфии. Постоянная поддерж-ка со стороны родителей, учителей и логопеда имеет решающее значение для таких детей. Очень важно решать проблемы фонематического процес-са на ранней стадии, поскольку они могут стать долгосрочными пробле-мами, такими как дислексия и дисграфия.

Логопедическая теория и практика демонстрируют значение хорошо развитых фонематических процессов для успешного формирования всей системы речи. При нарушении фонематического восприятия ребенок не различает сходные по звучанию звуки речи, что приводит к плохому зву-копроизношению и неполному формированию грамматического строя.

Различные специалисты, такие как психологи, педагоги и лингвисты (в том числе Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленский, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Тумакова и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на обще-речевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. В идеале дети с нарушениями речи должны прихо-дить в школу с фонетически четкой речью, грамматически правильным языком, хорошим словарным запасом и навыками чтения. Навыки чтения приобретаются после того, как ребенок научился соединять звуки речи в слоги и слова. Согласно Д.Б. Эльконину, чтение – это воспроизведение звучания слов с помощью их письменной формы, а К.Д. Ушинский пред-полагает, что осознанно читать и писать могут только те, кто понимает звукослоговую структуру слов.

Фонетико-фонематическая сторона речевых нарушений наносит ущерб фонологической системе языка. Отсутствие фонетических процес-сов, таких как слух, восприятие, анализ, синтез и представление, является серьезной проблемой. Следовательно, профилактика и лечение дисграфии и дислексии проблематичны для детей с проблемами развития речи. Не-смотря на сохранный слух и интеллект, эти дети не могут усвоить школь-ную программу из-за фонетико-фонематического недоразвития.

Р.Э. Левина, Г.А. Каше и Л.Ф. Спирова исследовали речевую дея-тельность у детей с отклонениями. Логопедия показала, что хорошо спла-нированный коррекционный процесс может решить фонематические про-блемы у детей с недоразвитием речи и создать основу для грамотности. Программы и методы, используемые авторами-практиками Т.Б. Филичева, Т.В. Чиркина, Г.А. Каше и Т.В. Туманова эффективны в обучении и воспи-тании детей с недоразвитием речи.

Исследование сосредоточено на том, как больше детей в начальной школе испытывают недоразвитие речи, по мнению таких авторов, как Р.Э. Левина, Н.А. Никишина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше. Исследование направле-но на выявление таких детей на раннем этапе и обеспечение соответствую-щей подготовки для предотвращения дальнейших проблем и подготовки их к школе.

Данная проблема рассматривалась в контексте изучения детей с ОНР в следующих исследованиях: В.П. Глухов, В.А. Грошенкова, Н.И. Дьяко-ва, О.В. Аржанова и др.

Для детей с недоразвитым речевым слухом характерны нарушения звуко-слоговой структуры слов (пропуск, вставка, перестановка, повторе-ние звуков и слогов). С развитием навыков произношения может быть до-стигнут лишь минимальный временный эффект. Кроме того, если фонема-тическое восприятие не полностью сформировано, то невозможно устано-вить фонемный процесс, сформированный на его основе: формирование целостного фонемного представления, фонемный анализ и синтез.

Объект исследования: процесс формирования звукопроизноситель-ной стороны речи младших школьников с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования содержание коррекционно-педагогической работы по дифференциации и автоматизации звуков у младших школьни-ков с использованием дидактических игр.

Цель исследования: изучить особенности коррекционно-педагогической работы по автоматизации и дифференциации звуков у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидакти-ческих игр.

Задачи исследования:

1. Изучить формирование фонетико-фонематических процессов у де-тей в онтогенезе.

2. Проанализировать нарушения фонетико-фонематических процес-сов у младших школьников с общим недоразвитием речи.

3. Изучить содержание коррекционно-педагогической работы по дифференциации и автоматизации звуков у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы.

Структура курсовой работы: работа включает в себя введение, теоретическую главу и выводы по главе, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В процессе исследования, были решены все поставленные задачи.

Изучено формирование фонетико-фонематических процессов у детей в онтогенезе. Фонетико-фонематическая сторона речи ребенка представля-ет собой показатель культуры речи, ее соответствия произносительным нормам.

В первую очередь в процессе речевого развития вырабатывается фо-нематический слух. Он имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

Проанализированы нарушения фонетико-фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи. Признаком фонема-тического недоразвития выступает незаконченный процесс формирования звуков.

Также характерной особенностью детей с общим недоразвитием речи является взаимозависимость количества нарушений звуков с уровнем фо-нетико-фонематического недоразвития. Другими словами, чем больше звуков нарушено, тем ниже уровень фонематического восприятия ребенка.

Изучено содержание коррекционно-педагогической работы по диф-ференциации и автоматизации звуков у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Среди современных направлений коррекционной работы выделяют-ся: привлечение родителей к процессу коррекции, расширение и обогаще-ние индивидуального опыта и словарного запаса, развитие иных психиче-ских процессов – внимания и концентрации.

Дидактические (обучающие) игры имеют готовый игровой материал, план и правила, игровые действия и результаты, включают образователь-ные цели и задачи, они предназначены для получения конкретных резуль-татов. В то же время в них, как и в любой игре, определенно присутствует развлекательный аспект. В теории школьной педагогики различают сле-дующие виды игр: сюжетные; предметные; устные. Дидактические игры ориентированы на уточнение и закрепление звуков.

В образовательной практике получили широкое распространение сюжетные дидактические игры, в которых уточняется автоматизации и дифференциации звуков.

Таким образом, цель по изучению особенности коррекционно-педагогической работы по автоматизации и дифференциации звуков у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидакти-ческих игр достигнута.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕ-РЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

1.1 Формирование фонетико-фонематических процессов у детей в онтогенезе

Фонематическое восприятие как основополагающее понятие в психо-лого-педагогической литературе было впервые введено Д.Б. Элькониным. Так автор определял, что под фонематическим восприятием стоит пони-мать умственные действия, цель которых заключается в дифференциации фонем. Также Д.Б. Эльконин утверждает, что фонематическое восприятие направлено и на установление звуковой структуры слова [35].

Фонематическое восприятие позволяет установить звуковую струк-туру слова. Фундаментальным аспектом фонематического восприятия яв-ляется фонематический слух.

В состав фонематического восприятия входят такие элементы как:

 различение фонем;

 фонематический анализ;

 синтез [19].

Также фонематическое восприятие можно рассматривать как стимул для формирования нормального произношения в речи. Исправление про-изношения возможно лишь при условиях, опережающих формирование фонематического восприятия.

Фонема – это минимальная сегментная единица языка, служащая для различения значимых единиц – морфем. Это основная из незначимых еди-ниц языка. Фонема относится к звуку речи как инвариант к варианту, то есть как абстрактная единица к ее конкретным проявлениям. Фонема – это минимальная единица языка, а звук – минимальная единица речи.

Благодаря фонемам возможно построить и различать основные еди-ницы языка такие как слова, предложения и морфемы.

По мнению Р.Е. Левиной, усвоение звуковой стороны речи детьми не может быть реализовано без развитого фонематического восприятия.

Также стоит отметить понятие «фонематический слух», поскольку его часто используют в совокупности с фонетическим восприятием.

Фонематический слух отвечает за анализ и синтез речевых звуков. Он даёт возможность человеку отличать один звук речи от другого. Это является необходимой основой для понимания смысла сказанного. В первую очередь в процессе речевого развития вырабатывается фонемати-ческий слух. Он имеет важнейшее значение для овладения звуковой сторо-ной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие [16].

Именно этот вид слуха позволяет ребенку слышать определенный звук в слове, различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу, различать слова, которые состоят из одних и тех же фонем. Хорошо сформированный фонематический слух является залогом правильного, чёткого произнесения звуков, успешного овладения чтением и письмом, правильной слоговой структуры, лёгкости освоения грамматическим стро-ем языка.

Фонетические умения и знания являются предпосылкой формирова-ния таких видов деятельности, как говорения, понимания, письма и чтения. Чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух.

Для того чтобы полностью овладеть голосом как средством общения, необходимо развивать умственные способности, нормальный слух, доста-точную умственную активность и всестороннюю голосовую среду.

Слух занимает важное место в развитии речи, в плане ее произноше-ния, в формировании лексики и грамматических структур. Социальное и познавательное развитие детей во многом зависит от овладения языком как средством общения. Развитие слухового восприятия в основном использу-ется как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Совершенствование слухового восприятия способствует накоплению сло-варного запаса, уточнению слуховых различий и формированию понима-ния речи других людей.

В результате можно сказать, что роль фонематического восприятия в усвоении ребенком звуковой стороны речи велика. В свою очередь, не-сформированность фонематического восприятия может привести к нару-шениям речевого развития детей младшего школьного возраста [10].

Все дети младшего школьного возраста с ОНР имеют сходную черту — у них наблюдается задержка речевого развития по сравнению с нормой. В тяжелых случаях дети могут не говорить до пяти лет, и их речь часто трудно понять из-за аграмматической структуры, дефектов произношения и опоры на невербальные сигналы. Эти дети также склонны иметь ограни-ченное представление об объектах, особенностях и свойствах окружающей их среды [4].

У детей с OHP наблюдается задержка и нарушение развития речи, а также сниженное понимание, несмотря на то, что поначалу кажется, что понимание не нарушено. Е.М. Мастюкова предполагает, что у этих детей не сформирован механизм декодирования речевых сообщений. Базовые компоненты не анализируют сложные компоненты речи, такие как акусти-ческие, фонетические, лексические, синтаксические и семантические факто-ры, входящие в состав речевого сигнала. Поэтому отсутствие речевого восприятия нижнего уровня, связанного с фонематическим слухом и фоне-матическим восприятием, затрудняет анализ акустической информации, препятствуя усвоению.

Дети с ОНР сталкивались с проблемами при распознавании ускорен-ного темпа в звуках, особенно когда время между звуками было сокраще-но. Из-за отсутствия должного речевого общения у них поражаются выс-шие психические функции, в том числе внимание, сенсорная, интеллекту-альная и аффективно-волевая сферы. Им трудно повторять и вспоминать основные инструкции из-за их памяти ниже среднего. Эти дети могут быть не в состоянии развить передовые навыки мышления без целенаправленно-го обучения.

У детей возникают проблемы с пространственным восприятием, ско-ростью движений, точностью и ловкостью. Им также трудно воспроизво-дить ритмичные движения в ответ на музыку. Особенно страдает их мелкая моторика, что приводит к замедлению движений. Исследования, проведен-ные различными учеными по всему миру, показали прямую зависимость между развитием речи ребенка и уровнем развития у него мелкой мотори-ки пальцев [26].

Умственный рост протекает более эффективно, чем речевое развитие, а речевые нарушения препятствуют своевременному развитию умственных способностей. Однако при специальном образовании компенсаторные спо-собности мозга могут возобладать над слаборазвитыми областями, в ре-зультате чего интеллектуальное развитие приближается к типичному гра-фику развития.

Основной контингент младших школьников с ОНР имеет II и III уровни речевого развития.

II уровень речевого развития детей характеризуется начатками об-щеупотребительной речи.

III уровень речевого развития детей характеризуется наличием раз-вернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонети-ко-фонематического недоразвития.

Таким образом, исследование проблемы фонематического восприя-тия позволяет указать на то, что данное явление является особо важным в общем развитии. Фонематическое восприятие представляет собой процесс узнавания, а также дифференцирования звуков речи. Фонематическое вос-приятия и фонематических слух являются взаимоопыляемыми понятиями.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы