Платная доработка на тему Коррекционная работа по развитию произвольного внимания у слабослышащих дошкольников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………… 9 1.1. Общая характеристика
внимания. Основные функции внимания, виды, свойства. …………………………………………………..…………… 9 1.2. Особенности формирования и
развития внимания в норме и при патологии слуха………………………………………………………………. 13 1.3. Психолого – педагогические
особенности слабослышащих дошкольников……………………………………….………………………… 19 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ПО РАЗВИТИЮ УРОВНЯ
ВНИМАНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………… 24 2.1. Параметры уровня развития внимания у слабослышащих
дошкольников…………………………………………………………………. 24 2.2. Цель, задачи и организация констатирующего
эксперимента…………………………………………………………………. 25 2.3. Анализ методик, организация обследования уровня
внимания………………………………………………………………………. 28 2.4. Полученные результаты и их анализ…………………………………… 34 ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У
СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………
3.1. Принципы проведения и задачи коррекционной работы……………… 3.2. Содержание программы развития внимания (формирующий
эксперимент)……………………………………………………………………
3.3. Оценка эффективности программы коррекционно – развивающих игр
(контрольный эксперимент)……………………………………….…….. 38
38 41 49 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 55 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 56 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 59
Введение:
В соответствии с Федеральным государственным стандартом для
детей-инвалидов к категории детей-инвалидов относятся дети, состояние которых
помимо особых условий обучения и воспитания препятствует освоению
образовательных программ. Конечно, группа дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья неординарна. Это зависит главным образом от того, что в
нее входят дети с различными нарушениями развития: тяжелыми нарушениями слуха,
зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальной, эмоциональной и волевой
сфер, включая РДА;задержанными и сложными нарушениями развития.
Среди всех детей-инвалидов важной категорией являются дети с
различными выраженными нарушениями слуха. В последние десятилетия потеря слуха
у детей стала серьезной и важной проблемой в оториноларингологии,
сурдопедагогике, логопедии и педагогике, поскольку количество детей с потерей
слуха не уменьшилось, а многие факторы, влияющие на органы слуха детского
организма, стали более значимыми в современных условиях. Последние исследования
показали значительное увеличение числа детей с генетическими и врожденными
механизмами тугоухости, сопровождающимися приобретенной сенсорной
неврологической тугоухостью и др.
Что касается этих показателей, то следует отметить, что внимание
детей с нарушением слуха имеет тенденцию смещаться с основной деятельности на
побочные объекты. Именно изменение ситуации приводит к отвлечению. Из-за
поставленной задачи при быстром переходе от одного вида деятельности к другому,
от одного объекта к другому объекту также будет трудно переключать внимание.
Отличительной чертой внимания является распределение. Он
определяет успешность выполнения двух или более видов деятельности
одновременно.
Внимание — это процесс отбора необходимой информации и
отбрасывания ненужной.
Внимание-важный аспект познавательной деятельности. Воспитатели
детского сада должны знать подробности его формирования. — Внимание, — Сказал
К.Д.Ушинский писал: "это дверь, через которую не может пройти ни одно
слово учености, иначе оно не войдет в душу ребенка» [29, с.156].
Внимание занимает особое место в познавательном процессе,
поскольку оно не имеет собственного содержания, а служит другим психическим
процессам. Внимание во многом определяет успех его работы. Уровень развития
признаков внимания (устойчивость, концентрация, объем, распределение,
конверсия) и уровень сформированности произвольного внимания явно во многом
зависят от успешности любой деятельности ребенка в целом. Существует много
качественных характеристик внимания у дошкольников. Он характеризуется небольшими
размерами и низкой стабильностью. Предполагается, что образовательная
деятельность детей этой возрастной группы получает добровольное внимание.
Ребенок постепенно приобретает способность самостоятельно выполнять задания-он
ставит цели и контролирует свои действия.
Слабослышащим и слабослышащим детям приходится усваивать и
усваивать много нового. Но нарушения работы слуховых анализаторов накладывают
отпечаток на развитие таких процессов, как мышление, память, речь и внимание.
Актуальность квалификационной работы заключается в том, что для
обучения слабослышащего ребенка учителю необходимо знать особенности его
внимания.
Вопросы, вызывающие озабоченность,были предметом многолетних
исследований в общей психологии, и сегодня у нас есть много работ на волнующие
темы.
Вопрос изучения личности слабослышащих детей как социальной
проблемы впервые был изучен л.С.Выготский выдвинул и понял, что доказал
положение о том, что интеграция человека, который не слушает, в слушающее
общество может быть осуществлена только путем включения его в деятельность
различной социальной значимости [9].
Данной проблемой изучения
внимания в течение многих десятков лет занимались следующие ученые: Л.
С. Выготский, Н. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин, Т. Рибо,
С. Я. Рубинштейн и многие другие. Результаты аналитического обзора литературных источников
свидетельствует о том, что проблема внимания является многоаспектной и поэтому
традиционно разрабатывалась по нескольким направлениям: в области физиологии
она отражена в работах И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Е. Н. Соколова, А. А.
Ухтомского, в области психофизиологии — в работах Т. Г. Бетелевой, Н. В. Дубровинской, В. П. Симонова, Д. А.
Фарбер,
Е. Д. Хомской и др.; в исследованиях Б.
Г. Ананьева, Л. С. Выготского,
П. Я. Гальперина, Н. Ф. Добрынина, Ю. Б. Дормашева, А. В. Запорожца,
Н. Н. Ланге, А. Н. Леонтьева, В. Я. Романова, С. Л. Рубинштейна и других
рассмотрены психолого-педагогические аспекты внимания и механизмы его
формирования в онтогенезе.
В сурдопсихологии проблема
внимания связана с такими именами как Э. И. Леонгард,
И. А. Михайленкова, И. Л. Москалик, Т. В. Розанова, М. Е.
Хватцев, С. Н. Шабалин.
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют
закономерности, характерные для данного вида нарушения психического развития.
И. М. Соловьев выделил две такие закономерности:
Первая связана с тем, что необходимым условием успешного
психического развития всякого ребенка является значительное возрастание
количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Из-за поражения слуха
объем внешних воздействий на глухого ребёнка очень сужен, взаимодействие со
средой обеднено, общение с окружающими затруднено. Вследствие этого психическая
деятельность такого ребёнка упрощается, реакции на внешние воздействия
становятся менее сложными.
Поэтому компоненты психики у ребёнка с нарушенным слухом
развиваются в иных пропорциях по сравнению со слышащими, например, наблюдается
несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления,
письменная речь в обеих формах — импрессивной (чтение) и экспрессивной (письмо) приобретает
большую роль по сравнению с устной и т. д.
Вторая закономерность — отличия в темпах психического развития у детей с нарушениями
слуха по сравнению с нормально слышащими детьми: замедление психического
развития после рождения и ускорение в последующие периоды.
Систематические сурдопедагогические воздействия сближают развитие
ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребёнка
Объект исследования: внимание слабослышащих дошкольников.
Предмет исследования: развитие и формирование внимания у
слабослышащих дошкольников в процессе коррекционной работы.
Цель: выявить возможности коррекции развития внимания через
проведение системы специально организованных игр.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом решались
следующие задачи:
1. Провести комплексный анализ общей и специальной литературы по
проблеме внимания у детей.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности слабослышащих
дошкольников.
3. Изучить особенности формирования и развития внимания в норме и
при патологии слуха.
4. Провести анализ методик обследования внимания.
5. Провести анализ внимания у слабослышащих дошкольников.
6. Подобрать комплекс игр, направленных на развитие произвольного
внимания на занятиях.
7. Проанализировать результаты эксперимента с целью выявления
эффективности данного комплекса игр.
Методами исследования
являются теоретический анализ психолого-педагогической, логопедической,
методической литературы по теме исследования, метод классификации, метод
обобщения и систематизации.
В структурном плане работа
состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка
использованных источников, приложения.
Заключение:
В процессе написания выпускной квалификационной
работы мы пришли к следующему выводу: дети с нарушениями слуха имеют свои
особенности. Потеря слуха в детском возрасте может повлиять на процесс
интеллектуального развития ребенка и привести к некоторым вторичным дефектам.
Одним из недостатков является недостаток внимания у дошкольников с плохим
слухом.
В теоретическом подходе рассматривается понятие
"внимание".
Внимание заключается в избирательном сосредоточении
на конкретном объекте и сосредоточении на нем внимания, углублении
познавательной активности по отношению к объекту.
Главным условием любой человеческой деятельности,
требующей организованности, аккуратности и напряжения, является высокая степень
активности и концентрации внимания. Именно поэтому внимание считается одним из
важнейших показателей общей оценки уровня развития личности. Внимание в жизни и
деятельности ребенка выполняет множество различных функций, оно активизирует
необходимые, тормозит ненужные в данный момент психологические и
физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору
информации, поступает в организм в соответствии с его актуальными
потребностями, обеспечивает избирательное и длительное внимание к объекту или
деятельности. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще
не способен контролировать свое внимание и часто оказывается во власти внешних
впечатлений. Это проявляется в быстрой рассеянности, неспособности
сосредоточиться на чем-то одном, в часто меняющейся деятельности.
Основная задача формирования внимания включает в
себя не только его развитие как отдельного психологического процесса, но и
формирование этой черты личности, которая будет способствовать переходу
произвольного внимания в произвольное после. Это включает в себя формирование
чувства ответственности за выполняемую работу, мотивацию к успешному выполнению
деятельности, развитие интереса, выявление деятельности, осуществляемой
организацией. Нарушения внимания, присущие младшим школьникам, препятствуют
целенаправленному формированию их поведения и деятельности, значительно снижают
их работоспособность, тем самым существенно усложняя организацию учебного
процесса. В связи с этим наиболее актуальным является поиск путей и средств,
способствующих коррекции дефицита внимания у дошкольников в начальной школе.
Мы рассмотрели ряд диагностических методик и пришли
к выводу, что их использование необходимо при работе с детьми с плохим слухом,
так как их целью является определение уровня характеристик внимания. Дальнейшие
исследования этой работы позволят нам найти пути и средства компенсации этого
дефекта у слабослышащих дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВНИМАНИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1.1. Общая характеристика
внимания. Основные функции внимания, виды, свойства
Внимание-это особое свойство человеческого ума. Она не существует
независимо-вне мышления, восприятия, памяти или движения. Вы не можете просто
быть внимательными-вы можете быть внимательными только тогда, когда делаете
какую-то работу. Поэтому мы обращаем внимание на определенную работу,
избирательную ориентацию сознания на выполнение определенной работы. Формы
внимания разнообразны. Так, например, внимание может указывать на работу
органов чувств, таких как зрительное или слуховое внимание, а также на процессы
памяти, мышления и двигательной активности.
Обратите внимание, что жизнь и деятельность человека выполняют
множество различных функций.
Мы хотели бы выделить некоторые из этих особенностей, которые мы
считаем наиболее важными. Например, ориентация-избирательный характер
психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее
объектов, сохранение активности в течение определенного периода времени.
Следующая особенность-это целенаправленная, углубленная деятельность.
Концентрация важна, потому что это все, что связано с отвлечением. Последняя
функция, которую мы рассматриваем, — это контрольная и регулирующая
деятельность. Это также считается не менее важным, так как это делает отражение
ясным и уникальным.
Далее мы хотим рассмотреть тип внимания.
Первый тип, который мы рассмотрим, — это непроизвольное внимание,
которое является самым простым типом внимания, но оно не менее важно, поскольку
связано с рефлексивными установками. Это сознательное намерение установить и
поддерживать независимость от одного человека. Свойства воздействующих на него
раздражителей,их интенсивность или эмоциональная окраска, новизна, связь с
влечениями, потребностями или интересами заставляют определенные предметы,
явления или людей завладевать нашим вниманием и охватывать его на некоторое
время. Это основная форма внимания. Он считается непосредственным и
непроизвольным продуктом интереса.
Следующий тип, который мы рассматриваем, — это произвольная
забота, свойственная только людям. Она включает в себя тот факт, что человек
способен произвольно фокусировать свое внимание на том или ином объекте, даже
если в окружающей среде не происходит никаких изменений.
Далее рассмотрим свойства внимания.
Первое свойство, которое следует отметить, — это стабильность.
Эластичность — это способность фокусироваться на одном и том же объекте в
течение определенного периода времени. Устойчивость очень важна, потому что
понимание человеком важности и смысла проделанной работы влияет на
устойчивость. Я хотел бы отметить, что устойчивость внимания может определяться
целым рядом причин. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими
особенностями человека, в частности со свойствами общего состояния его нервной
системы или организма в данный момент времени, другие характеризуют психические
состояния, такие как возбудимость, торможение, третьи связаны с мотивацией, а
четвертые в свою очередь-с внешней средой деятельности.
Следующим свойством внимания мы решили считать концентрацию
внимания. Это означает наличие связи с объектом или активной стороной и
указывает на силу такой связи. Концентрация есть концентрация, то есть то, что
представляет собой центр внимания. Фокус внимания-собирает фокус умственной или
сознательной деятельности.