Платная доработка на тему Конфликтность и агрессивность работников образовательного учреждения с вязи с их профессиональной адаптированностью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
I. Теоретический анализ конфликтности и агрессивности работников образовательного учреждения 6
1.1. Понятие конфликтности и конфликт в образовательной среде 6
1.1.1. Виды и функции конфликтов 7
1.2. Типология конфликтов в школе 13
1.3. Этапы адаптации педагога в коллективе и деятельности 15
1.4. Риски и трудности современного педагога в общении с детьми 17
1.5. Деятельность педагога в современной школе 20
1.6. Роль современного педагога в жизни детей 26
II. Эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности работников образовательного учреждения в связи с их профессиональной адаптированностью 30
2.1. Организация и ход исследования 30
2.2. Результаты исследования 31
Заключение 41
Список использованных источников 42
Введение:
Актуальность темы исследования. Школа – это, как говорят, «второй дом» учеников, место, где они проводят большую часть своего времени, получают начальное, обязательное среднее, полное среднее образование. Обучение в школе это долгий, важный, имеющий влияние на всю жизнь подростка процесс. Мы можем наблюдать удивительное явление: школа, метод проверки знаний учеников, структура класса меняется у нас на глазах, но процесс преподавания у учителей за последние годы мало изменился. Появляются новые технические средства, «умные доски», был вынужденный переход на дистанционное обучение, но методы преподавания, урегулирования конфликтов, привлечение к себе внимания остались неизменными.
Если говорить о нововведениях в школе, некоторые из них тяжело принять как ученикам, так и учителям. Из личного опыта общения со старшеклассниками я могу заметить, что к экзаменам сейчас готовиться крайне тяжело, многие заметили трудности при дистанционном обучении, отмечая трудности переключения внимания на урок, лень, нежелание учиться дома, особенно если у ученика большая семья. Если мы говорим о последней ступени обучения, нужно отметить, что она связана с определением профессии, места обучения, города и так далее. Для подростка 17-18 лет это сделать достаточно трудно, девятиклассникам в возрасте 15-16 лет еще труднее.
Учителям, в свою очередь, тоже приходится сталкиваться с трудностями: это большое количество документации, планов, введение электронных журналов и дневников, включение особенных детей в классы для развития толерантности. Средний возраст учителей по нашей школе примерно 48-50 лет, и для них переход на электронные ресурсы дается нелегко. Так же последние несколько лет ВПР в школах проводят во всех классах, а не только при переходе с младшей на среднюю ступень. Это может стать поводом беспокойств и переживаний как для учеников, так и для учителей.
Молодым педагогам справляться с этим проще, но они сталкиваются с другими трудностями: это девиантное поведение учеников, составление документации, которую они раньше не делали, новая рабочая среда, коллектив и так далее.
Естественно, если есть триггеры и напряженная среда, то есть высокая вероятность конфликтов среди педагогов по различным вопросам как друг с другом, так и с учениками.
Необходимо брать во внимание стаж, как средний, так и индивидуальный среди педагогов. Педагог с большим стажем может иметь опыт в решении конфликтов или же наоборот, быть более раздражительным и конфликтным.
Педагог с малым опытом работы, только вливающийся в коллектив и работу, ее нюансы, особенности и свои трудности, может быть общительным и коммуникабельным с коллегами для того, чтобы узнать, как решить ту или иную задачу. С другой стороны, на молодого специалиста ложится очень много задач и проблем, которые он самостоятельно пока не может решить, а это, в свою очередь, может быть триггером и толчком к раздражению. А когда человек раздражен, вероятность его срывов и конфликтов возрастает.
В наше время меняется не только школа и образование, но и мир вокруг, который так же влияет на состояние человека. Так же от стажа зависит степень адаптированности личности в рабочей среде.
Объектом исследования являются педагоги муниципального бюджетного образовательного учреждения, разного пола и возраста, с разным стажем работы.
Предмет исследования – уровень конфликтности и агрессивности педагогов. Под этими характеристиками мы будем понимать конфликтность как между педагогами, между педагогом и учеником, между педагогом и вышестоящим руководством. Уровни конфликта в образовательной среде и их особенности будут рассмотрены в одной из глав теоретической части.
Цель дипломной работы – изучение уровня агрессивности и конфликтности, рассмотрение роли и деятельности педагога в современной школе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятия конфликта, конфликтности в образовательной среде.
2. Рассмотреть этапы адаптации, роли педагога.
3. Изучить деятельность учителя в современной школе.
4. Исследовать уровень конфликтности и агрессии у педагогов.
5. Проанализировать полученные данные и подтвердить одну из гипотез.
Гипотезы исследования:
1. Степень адаптированности никак не влияет на уровень конфликтности и агрессивности педагогов.
2. Чем выше стаж и степень адаптированности педагога, тем ниже уровень агрессивности и конфликтности.
3. Чем выше стаж педагога, тем выше уровень агрессивности и конфликтности.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; тестирование; количественный и качественный анализ данных; метод математической статистики.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный материал можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; полученные результаты эмпирического исследования могут послужить основанием для снижения уровня конфликтности и агрессивности работников образовательного учреждения.
Структура работы представлена введение, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.
Заключение:
Профессионально важными качествами личности учителя начальных классов являются: умственные; дидактические; перцептивные; организаторские; коммуникативные; волевые профессиональные качества; тактичность; педагогическое воображение, способность к распределению внимания; эмоциональная устойчивость (способность владеть собой); оптимистическое прогнозирование; креативность. Данные качества могут сформироваться и развиваться только в условиях адаптированности педагога.
Характер и результаты адаптационного процесса зависят от многих факторов: целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в окружающей среде. Эффективность социально-психологической адаптации определяется адекватностью личности в восприятии своей социальной позиции, собственных личностных качеств и социальных связей.
Для проверки гипотезы исследования было проведено эмпирическое исследование конфликтности и агрессивности работников образовательного учреждения в связи с их профессиональной адаптированностью.
Проведенное исследования показало, что уровни самооценки и социальной фрустрированности обусловлены, вероятно, не только стажем педагогической деятельности.
Сравнение агрессивности и конфликтности у педагогов с разным стажем профессиональной деятельности показало, что уровень агрессивности конфликтности у работников образовательной организации определяется не только стажем профессиональной деятельности.
Отношение педагогов к ученикам также определяется не только стажем их профессиональной деятельность.
Возможно, факторами формирования самооценки, уровня агрессивности и конфликтности, отношения к ученикам и фрустрированности являются, кроме сажа профессиональной деятельности, также особенности окружающей среды и личностные характеристики педагогов (характер, темперамент и пр.).
Фрагмент текста работы:
I. Теоретический анализ конфликтности и агрессивности работников образовательного учреждения
1.1. Понятие конфликтности и конфликт в образовательной среде
Само понятие конфликт у большинства людей ассоциируется с негативными эмоциями и воспоминаниями, такими как гнев, крики, угрозы, обвинения и так далее. В итоге, складывается мнение о том, что конфликт – это негативное явление для нас.
По психологическому словарю Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко конфликт – термин, активно эксплуатирующийся в психологии, социологии, др. науках, а также философии, конфликтологии и обыденном сознании. В психологии под К. чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis ‒ возражающий) и даже столкновения самих оппонентов [Зинченко 2008, эл. ресурс].
В работе «Конфликт современной культуры» [12] Г. Зиммель писал, что жизнь стремится воплотить себя в конкретных формах и явлениях, но вследствие их несовершенства начинает борьбу со всякими формами.
По обыкновению содержание понятия «конфликт» раскрывается через значение:
1) состояние открытой, нередко затяжной борьбы или даже войны;
2) состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами;
столкновение противоположностей;
3) психическая борьба, возникающая как результат единовременного функционирования взаимоисключающих импульсов, желаний или тенденций;
4) противостояние характеров или сил в литературном или драматургическом произведении, главная оппозиция, на которой строится сюжет [6];
5) эмоциональное напряжение (волнение, беспокойство), возникающее вследствие столкновения противоположных импульсов или из — за неспособности согласовать, примирить внутренние импульсы с реальностью или моральными ограничениями [2].
Сложность точного определения конфликтов связаны не только с их большим спектром, но и с противоречащими направлениями психологии.
Однако, у конфликта есть следующие явные признаки:
1) осознание противоположных направлений интересов, целей, мыслей;
2) открытое или скрытое противоборство сторон;
3) психологическая напряженность, наличие негативных эмоций;
4) втягивание сторон в конфликтное взаимодействие.
1.1.1. Виды и функции конфликтов
В книге Н.В. Гришиной говорится, что классификация конфликтов вносит ясность с определением так называемого «проблемного поля» конфликтных явлений [Гришина 2008].
Выделение видов конфликтов берет свое начало с различения конфликтующих сторон. Например, как в работе К. Боулдинга «Конфликт и защита. Общая теория» [Цит. по: Конфликтология… 2015]. Он предполагал, что конфликты могут быть конфликты между личностями, между личностью и группой, между личностью и организацией, между группой и организацией, между разными типами групп и организаций.
Авторы единого отечественного междисциплинарного обзора в рамках психологии рассматривают четыре вида конфликта: Внутриличностные, межличностные, конфликт между личностью и группой и межгрупповые конфликты.
Я считаю, что самым ярким выражением внутреннего конфликта педагога является конфликт общего, единого «Я», рациональной и эмоциональной стороной человека. Если данный конфликт имеет фоновый уровень, то данный конфликт необходим и может пройти конструктивно. Примером данного конфликта может стать противовес между желаемым и допустимым поведением при обнаружении противоречий с учеником. Иногда хочется крикнуть, выгнать, сделать личное замечание. В данном случае, конфликт заставляет самосовершенствования, тем самым наполнить жизнь по-своему яркими красками. При деструктивном конфликте пойдет обратный эффект: от стресса от нерешенных вопросов до эмоционального выгорания.
Межличностные конфликт – это противостояние интересов, возникающее при взаимодействии, общении человека с другой личностью.
Я считаю, что в образовательной среде это самый распространенный тип конфликта, так как время внутренних колебаний и противостояний прошло, у личности уже установились нормы и морали повеления. В статье Т.В. Павловой и О.А. Беньковой [Павлова 2015] говорится, что межличностный конфликт является сам по себе самой диструктивной формой конфликта, так как большинство из них не несет для индивида никакой пользы и новых знаний. Этот вид конфликта встречается как между педагогами, так и между пдагогом и отдельным учеником.
Конфликт между личностью и группой – это столкновение интересов отдельного индивида с какой-либо группой или организацией. Они возникают тогда, когда один человек идет против группы или не разделяет их интересов. При такой ситуации, группа может применить «отрицательные» санкции, то есть изгнать человека и группы, лишить его статуса, игнорировать его мысли, идеи или предложения. Конфликт может усугубиться насмешками группы, применяемыми как один из видов санкций.
Следующий из выделяемых типов конфликтов – межгрупповой. В статье Князева Никиты Владимировича и Бойко Екатерины Ивановны «Межгрупповые конфликты в студенческой среде» [Князев 2019] говорятся, что межгрупповой конфликт – это противостояние сторон, которыми являются отдельные группы или личность. Так как в образовательной среде самым распространенным общим видом деятельности является демонстрация своей точки зрения, ее отстаивание и столкновение с другими, можно предположить, что данный вид конфликтов может быть без объективной составляющей, а значит негативное отношение дискутирующих сторон друг к другу является минимальным.
Для межгрупповых конфликтов самой рациональной классификацией, на мой взгляд, является следующая:
1) по субъекту – то есть, участники конфликта;
2) по объекту – то, из-за чего может произошел конфликт.
Как было сказано выше, конфликт является неотъемлемой частью жизни человека. Следовательно, у него есть свои функции, конфликт помогает нам в развитии нашего внутреннего стержня. В школе, для учеников это тренировка навыка отстаивания своего мнения, ведение грамотного и конструктивного диалога с собеседником и так далее. Для педагога конфликт может служить «разрядкой», с помощью его можно анализировать и делать выводы о новых поколениях детей, их интересах, можно разрабатывать новые пути решения тех саамы конфликтов. В статье «Сущность, функции и классификация конфликтов» приводятся следующие функции:
Конструктивные функции конфликта:
1) конфликт способствует разрядке напряженности в отношениях;
2) участники конфликта обмениваются информацией о себе, проверяют друг друга. А это, как правило, способствует их сближению, и как следствие — плодотворному решению общих поставленных задач;
3) конфликты развивают наше общество на базе обнаружения противоположных интересов, возможностей их системного анализа и определения необходимых изменений.
Деструктивные (препятствующие достижению общих целей) функции конфликта: