Платная доработка на тему Концепт дыхательно-голосовых упражнений в работе с детьми с ТНР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ
ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.. 5
1.1 Логопедическая характеристика детей с тяжелыми
нарушениями речи. 5
1.2 Характеристика дыхательно-голосовых упражнений и их
возможности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. 19
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВЫХ
УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.. 27
2.1 Подходы к использования дыхательно-голосовых
упражнений в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. 27
2.2 Рекомендации по использованию дыхательно-голосовых
упражнений в коррекции ТНР. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 43
Введение:
детей с различными
речевыми патологиями возросло в геометрической прогрессии. Причем увеличивается
не только количество, но и тяжесть патологий, проявляющаяся в различных
клинических формах (Н.В. Нищева, С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, О.С. Орлова и
др.).
Речевым
патологиям и механизмам компенсации структуры дефекта уделялось достаточно
большое внимание во многих исследованиях прошлого века (Р.Е. Левина, Е.М.
Мастюкова, О.Н. Усанова, Т.Б. Филичева и др.), но данный вопрос до сих пор не
потерет своей значимости в исследованиях нашего столетия (В.А. Ковшиков, Т.Г.
Визель, М.И. Лынская).
Современный
этап развития логопедической науки характеризуется усиленным вниманием к углубленному
изучению детей с ТНР, а также оказанию им необходимой помощи (А.М. Богуш, В.И.
Бондарь, В.М. Синев, В.В. Тарасун, Н.К. Шеремет и др.).
Однако,
тяжелые нарушения речи по-прежнему требуют подробных психолингвистических,
нейропсихологических, психолого-педагогических, а также психофизиологических
исследований.
Одной
из важнейших коррекционно-логопедических задач для детей с ТНР является
формирование эффективного типа речевого дыхания. Оно осуществляется в процессе
общего речевого развития ребенка и в условиях специальной логопедической группы
и может проводиться как на занятиях в виде физкультминуток и различных игр, а
также на занятиях по физической культуре (Л.Н. Ефименкова).
Дыхательные упражнения
являются важной составляющей комплексного лечения детей с заиканием. Правильное
речевое дыхание является основой
звучащей
речи. Формирование речевого выдоха имеет принципиальное значение для
организации плавной
речи. Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в
развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми
нарушениями оно развивается патологически [3].
Таким образом,
дошкольникам с речевой патологией, в частности, с тяжелыми нарушениями речи, прежде
всего необходимо развивать объем легких, а в среднем и старшем дошкольном
возрасте формировать грудно-брюшной тип дыхания. Приближение этих показателей к
норме позволит в дальнейшем перейти к развитию речевого дыхания, так грудно-брюшной
тип дыхания является основной базой для формирования этой сложной психофизиологической
функции.
Всем изложенным выше, а
также недостаточной разработанностью вопроса использования дыхательно-голосовых
упражнений в работе с детьми с ТНР, обусловлена актуальность темы данной
работы.
Цель
исследования состоит в
разработке методических аспектов использования дыхательно-голосовых упражнений
в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи
исследования:
1.
Дать логопедическую характеристику детей с тяжелыми нарушениями речи.
2.
Охарактеризовать дыхательно-голосовые упражнения и их возможности в работе с
детьми с тяжелыми нарушениями речи.
4.
Выделить подходы к использования дыхательно-голосовых упражнений в работе с
детьми с тяжелыми нарушениями речи.
5.
Разработать рекомендации по использованию дыхательно-голосовых упражнений в
коррекции ТНР.
Новизна
исследования состоит в
разработке комплексного подхода при использовании дыхательно-голосовых
упражнений в работе с детьми с ТНР.
Заключение:
Учитывая комплексный
характер факторов, обусловливающих возникновение нарушений речевого развития у
детей с ТНР, нарушения речи у них представляют собой сложный системный речевой
дефект, включенный в структуру психического дезонтогенеза, который охватывает
как познавательную, так и эмоционально-волевую сферу. В связи с этим коррекция
нарушений речевого развития будет успешной при условии комплексного
психолого-логопедического воздействия, направленного как на коррекцию нарушений
речи, так и на формирование когнитивной и эмоционально волевой сферы этих
детей. Раннее выявление и своевременная, целенаправленная научно обоснованная
логопедическая работа будет способствовать оптимизации процесса обучения детей
с нарушениями психофизического развития, более гармоничному развитию их
личности, интеграции в общество. Все вышесказанное и определяет содержание и
методы комплексного, системного, дифференцированного логопедического
воздействия. Целенаправленное логопедическое влияние должно способствовать
росту компенсаторной роли речи в психическом развитии ребенка.
Нами была разработана
программа по использованию дыхательно-голосовых упражнений в работе с детьми с
ТНР.
Успешная реализации
данной программы предполагает соблюдение следующих условий: наличие
разработанной системы специальных коррекционных средств, направленных на
развитие дыхания детей с ТНР, которые соответствуют возрасту детей и их
индивидуальным возможностям; обеспеченное погружение детей в активную
коррекционно-речевую деятельность, направленную на развитие и коррекцию
речевого дыхания; организованная совместная работа логопеда и воспитателя.
Таким образом, задачи
исследования решены, цель достигнута.
Полученные
результаты исследования могут быть использованы в работе логопеда и воспитателя
с детьми с ТНР.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНО-ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Логопедическая
характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи В специальной литературе
под понятием «тяжелые нарушения речи» (ТНР) понимают ряд расстройств речи
(алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание), которые сопровождаются общим
его недоразвитием тяжелой степени. Общим фактором этих нарушений является резко
выраженная ограниченность средств речевого общения в условиях нормального слуха
и сохраненного интеллекта (Л. Волкова) [1]. Специфика ТНР зависит от времени
их проявления (в процессе речевой деятельности или после его завершения),
уровня психического и интеллектуального развития; воздействий окружающей среды
и т.д. [2, с. 240].
Понятие «тяжелые
нарушения речи» (ТНР) используется для обозначения речевых нарушений первичного
характера без отклонений в состоянии физического слуха и интеллекта,
характеризующихся своеобразием структуры нарушения (патогенеза) и особенностями
клинической симптоматики [3].
Применительно к тяжелым формам нарушения речевой деятельности, несмотря на
различное происхождение и структуру дефекта, обнаружено единство проявлений,
которые указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
На основе применения системного подхода к анализу речевых нарушений выделена
определенная категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР) (P.Е. Левина) [4].
В дошкольном звене дети с тяжелыми нарушениями речи являются контингентом
логопедических групп для детей с ОНР, которые имеют нарушение всех компонентов
речевой деятельности, обусловленные органическим поражением центральной или
периферической нервной системы, или периферического отдела речевого аппарата
(алалия, дизартрия, ринолалия и др.). По международной статистической
классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), недоразвитие
речи относится к блоку (F80-F89) «Расстройства психологического развития» с
кодом F 80.1.
Рассмотрим причины
нарушений речи у детей.
Различают неблагоприятные
внутренние (экзогенные) и внешние (эндогенные) факторы [6].
Так к нарушениям речи приводят: внутриутробная патология (гипоксия плода
(кислородное голодание); токсикоз; вирусные и эндокринные заболевания матери;
травмы плода; резус-несовместимость матери и плода; чрезмерный прием лекарств
во время беременности; алкоголизм, курение, наркомания; влияние ионизирующей
радиации; постоянная вибрация и др.
Особенно вредно сочетание
нескольких неблагоприятных факторов во время беременности. Наиболее грубые дефекты
могут наступить при неблагоприятных условиях развития плода в период от 4
недель до 4 месяцев.
Наследственные факторы
также могут способствовать появлению у ребенка речевых нарушений. Родовая
травма и асфиксия при родах, кровоизлияния в мозг могут приводит к последующим
речевым нарушениям. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка
(инфекционно-вирусные, менинго-энцефалические и др.), травмы черепа с
сотрясением мозга, плохие социально-бытовые условия, неблагоприятное речевое
окружение – все это способствует возникновению речевых нарушений. Можно
выделить некоторые виды недостатков речи, которые возникают по подражанию
(заикание, дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи. Часто страдает
речевая функция в критические периоды развития – 1-2 года, 3 года,7 лет.
Речевые нарушения сами по
себе не исчезают и при отсутствии специально организованной логопедической
помощи могут отрицательно сказаться на развитии ребенка [6].
Речевые нарушения могут
затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности
речи, дефекты звуков); фонематический слух (недостаточное овладение звуковым
составом слова); лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса,
неумение согласовывать слова в предложении).
Такое нарушение
называется общим недоразвитием речи.
Фундаментальное значение
при изучении особенностей речевого развития детей с ОНР получили принципы
анализа речевых нарушений, предложенные Р.Е. Левиной [7]: принцип развития (предусматривает
анализ процесса возникновения дефекта); принцип системности (подход к анализу
речевых нарушений, определяет речь как систему: звукопроизношения,
фонематических процессов, лексики, грамматики); принцип рассмотрения речевых
нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития (восприятие,
внимание, память и т.д.).
В 1968 году Р.Е. Левиной
была предложена педагогическая классификация нарушений речи, в которой
систематизировались нарушения формирования речевых средств и выделялись:
а) несформированность
звукового аспекта речи