Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Классификация психических состояний спортсменов и их диагностика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Психические состояния и их классификация 5

1.1 Понятие психического состояния 5

1.2 Классификация психических состояний 8

1.3 Методы изучения психических состояний личности 11

Вывод по 1 главе 15

2. Вид спортивной деятельности, проблемы бокса. Выявление эмоционального состояния боксеров 16

2.1 Организация исследования психических состояний у боксеров 17

2.2. Обоснование методического материала 20

2.3 Анализ полученных результатов 23

2.3.1. Темпераментальные характеристики боксеров 23

2.3.2. Характер предстартового состояния боксеров 25

Вывод по главе 2 27

Заключение 28

Список использованной литературы 30

Приложение 1 – Виды психических состояний в зависимости от доминирующей сферы 34

Приложение 2 – Виды психических состояний в зависимости от активности структур мозга человека 35

Приложение 3 – Текст опросника для построения формулы темперамента 36

Приложение 4 – Опросник предстартового состояния 40

Приложение 5 – Результаты обследования спортсменов методиками «Формула темперамента» и «Опросник предстартового состояния» 41

Приложение 6 Корреляционные связи между типом предстартового состояния и темпераментом 42

  

Введение:

 

Понятие «психическое состояние» относится к наиболее значимым психологическим категориям, характеризующим личность, наряду с «психическими процессами» и «свойствами личности». Именно психическое состояние во многом обуславливает эффективность реализуемой индивидом деятельности, в том числе и той, которая протекает в состоянии стресса, в том числе и в ходе спортивных соревнований.

История спорта и общая практика соревнований свидетельствуют о том, что в условиях напряженных соревнований негативное психическое состояние может стать причиной неудачи даже у спортсменов, обладающих высокой квалификацией. Поэтому большое значение приобретает диагностика индивидуальных особенностей психического состояния отдельных спортсменов, которая должна проводиться не только в период соревнований, но и во время тренировочного процесса, что позволит своевременно внести в него необходимые коррективы и тем самым оптимизировать состояние спортсменов в период состязаний.

Таким образом, актуальность исследования диагностики психических состояний спортсменов обусловлена важностью его контроля при подготовке к соревнованиям для получения оптимальных результатов.

Вопросы психологической подготовки спортсменов рассматривались такими исследователями, как В.А. Ганзен, Г.Ш. Габдреева, С.В. Духновский, Л.В. Куликов, А.О. Прохоров и другими.

В современной психологии спорта отмечается важность диагностики психического состояния спортсмена, с учетом специфики спортивной и соревновательной деятельности. При этом очень важным является комплексное использование этих диагностических методик.

Сказанное позволило выдвинуть следующую гипотезу: использование методов психодиагностики, характеризующих психическое состояние спортсмена, позволит более целенаправленно вносить необходимые коррективы в тренировочный и соревновательный процесс.

Цель курсовой работы заключается в исследовании классификации психических состояний спортсменов и их диагностики на примере боксёров.

Поставленная цель определила задачи курсовой работы:

– рассмотреть понятие «психическое состояние»;

– охарактеризовать подходы к классификации психических состояний;

– изучить методы исследования психических состояний личности;

– исследовать роль психических состояний в подготовке боксеров;

– провести диагностику эмоционального состояния у боксёров до и после тренировки.

Объект исследования – психические состояния спортсменов, их влияние на результаты тренировочной и спортивной деятельности, методы диагностики психических состояний.

Предмет исследования – психическое состояние боксеров в период тренировочного процесса.

Исследование проводилось на базе государственного бюджетного учреждения «Спортивная школа олимпийского резерва №70 «Молния» Департамента спорта города Москвы.

При написании курсовой работы были использованы как общетеоретические, так и специальные методы. Такие, как анализ специальной литературы, синтез и обобщение данных, метод тестирования, а именно методика А. Н. Белова «Формула темперамента» и «Опросник предстартового состояния» Е.Н. Митрофановой.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

История спорта и общая практика соревнований свидетельствуют о том, что в условиях напряженных соревнований негативное психическое состояние может стать причиной неудачи даже у спортсменов, обладающих высокой квалификацией, что определило актуальность темы курсовой работы.

В теоретической части курсовой работы на основе анализа научной литературы был сделан ряд выводов о сущности психических состояний, их классификации и метода диагностики.

Проблема изучения психических состояний имеет большое прикладное значение. Связано это с тем, что психические состояния являются важным показателем особенностей функционирования психики человека в конкретный момент времени и оказывают выраженное влияние на его поведение и результаты его деятельности.

Основными методами изучения и оценки психических состояний являются наблюдение, эксперимент, методы самоотчета, проективные методы и психофизиологические методы.

В соответствии с выдвинутой гипотезой в эмпирической части работы была исследована взаимосвязь между индивидуально-личностными особенностями спортсмена и предстартовыми психическими состояниями.

Для диагностики психических состояний боксеров были использованы такие методы как наблюдение, методики «Формула темперамента» А.Н. Белова и «Опросник предстартового состояния» Е.Н. Митрофановой.

Для диагностики предстартового психического состояния проводились непосредственное наблюдение за поведением и психологическим состоянием спортсменов, самооценка боксерами собственного состояния на основе «Опросника предстартового состояния» Е.Н. Митрофановой.

При исследовании структуры темперамента были получены следующие результаты. Холерический тип темперамента представлен у 58% типов обследованных спортсменов, сангвинический у 16,13%, флегматический – у 25,87.

Несмотря на то, что явное преобладание меланхолического типа темперамента у испытуемых отсутствует, анализ данных представленности всех типов в структуре темперамента каждого спортсмена позволяет сделать вывод, что у четырех испытуемых (12,9%) отмечается выраженный показатель меланхолического темперамента, хотя он, как уже отмечалось, и не является ведущим.

Соотношение с диагностируемым типом темперамента показало, что состояние предстартовой апатии отмечено у четырех спортсменов с меланхоличным типом темперамента и трех с флегматическим. Состояние боевой готовности коррелирует с флегматическим и сангвиническим типом темперамента.

Таким образом, находит подтверждение гипотеза о том, что использование методов психодиагностики, характеризующих психическое состояние спортсмена, позволит более целенаправленно вносить необходимые коррективы в тренировочный и соревновательный процесс.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Психические состояния и их классификация

В данной главе рассматривается понятие «психическое состояния» и факторы, его формирующие, а также подходы к выделению различных видов психических состояний и их диагностики.

1.1 Понятие психического состояния

Исследования классификации и диагностики психических состояний спортсменов необходимо начать с изучения теоретических подходов к пониманию психического состояния, с тем чтобы точно представлять объект исследования.

В психологии под психическим состоянием понимается системная характеристика психической деятельности, отражающая специфику протекания психических процессов индивида в зависимости от совокупности внешних и внутренних факторов [3]. Психические состояние — есть следствие работы психики, следовательно, оно всегда будет детерминировано чем-либо. Е. Ильин дал определяет психическое состояние как реакцию функциональных систем и в целом организма на внешние и внутренние воздействия, направленная на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания [7].

Автор подчеркнул особую органическую связь факторов, формирующий состояние и собственно состояние. Психика человека достаточно сложна, поэтому очевидно, что существует множество факторов, детерминирующих возникновение состояния. Главным образом они делятся на внутренние и внешние. Первые связаны с всевозможными характеристиками человека, а вторые обусловлены особенностями среды [8].

Для начала стоит сказать, что к внутренним факторам относят устойчивые характеристики личности и то, в каком состоянии находится организм. Внешние факторы могут быть сгруппированы к условиям жизнедеятельности, особенностям труда и прочим обстоятельствам. Мы так воспринимаем реальность, что субъективные вещи для нас не менее важны, чем объективные. За счет этого происходит связь между психическими состояниями и свойствами личности [4]. Так же, можно предположить, что внешние факторы могут влиять не напрямую, а косвенно, опосредованно, преломляясь не через восприятие, а через особенности личности.

Р.С. Немов, анализируя психофизиологические особенности и свойства нервной системы, предположил, что эти особенности могут влиять роль в ситуации, когда один и тот же фактор может вызывать разные, иногда противоположные состояния. Состояния отличаются тем, что в них интегрирована актуальная экспрессия свойств человеческой личности. Важно упомянуть, что как состояния вызывают определенные изменения черт личности, так и в обратном порядке, связь тоже существует, причем для устойчивых состояний она сильнее. Существует даже трактовка свойств личности как готовности проявить определенные состояния [12].

Однако еще А.Ц. Пуни выдвигал тезис, что психические состояния — это продукт работы целой личности, а не какой-то отдельной части свойства или процесса. Но логично предположить, что актуальные, ситуативные факторы будут определять актуальное состояние, а фоновое или доминирующее будет больше зависеть от особенностей личности. Существует так же такое понятие как исходный фон – он тоже будет определять качество состояний, равно как и актуальный фактор и свойство личности. Например, из практики спорта известно, что различия в показаниях предстартовых сдвигов у участников имеют большие индивидуальные различия. Особое внимание хочется уделить внешним факторам для спортсменов, что будут особенно сильно влиять на их состояния. При этом нельзя отрицать, что эмоциональная реакция спортсмена детерминирована объективными условиями [13].

В целом психическое состояние может быть вызвано внешними и внутренними факторами. К внутренним факторам можно отнести следующие: завышенные требования и ожидания от своей деятельности, внешнего вида и поведения, фоновые и актуальные особенности эмоциональной сферы человека, уровень развития и состояние волевой сферы. Для некоторых людей характерно прогнозирование и просчитывание всевозможных неблагоприятных ситуаций и составление неудовлетворительных прогнозов, поэтому к причинам предстартового напряжения можно отнести и прогнозирование неблагоприятных ситуаций, а не влияние непосредственно внешних факторов.

К внешним факторам относятся: неблагоприятные условия труда, повышенный агрессивный фон соперничества, физические и эмоциональные перегрузки, слишком тесное взаимодействие с социумом, или часто нарушение личных границ, физические травмы и боли, в том числе психосоматические, невозможность или трудность удовлетворения потребностей.

Исследователи разделили спортсменов на два типа – с низким и высоким самоконтролем. [7] У людей хорошо себя контролирующих под влиянием высокого напряжения не снижается качество и количество результатов. А для спортсменов с низким уровнем самоконтроля высокое напряжение порождается стремление прекратить подготовки и тренировки, уйти от ситуации напряжения и вероятно впасть в ситуации апатии.

Успешность спортсменов определяется способностью нейтрализовать любые «сбивающие» последствия действия эмоциогенных факторов и одновременно выполнять, например, соревновательную нагрузку. Квалифицированные спортсмены более эффективно распределяют ресурсы внимания во время выступления в условиях повышенной тревожности [11], отличаются психологической устойчивостью, выраженной в уверенности, целеустремленности и мотивации [12].

Однако данный аспект психического состояния в плане психологической обусловленности исследован недостаточно. Еще меньше данных, касающихся факторов такого психического состояния, как активность. Существуют лишь сведения о том, что активация психических состояний детерминирована потребностно-мотивационной сферой личности, а также оптимистическим отношением к жизни, верой человека в свои возможности. Очевидно, что настроение существенно зависит от: интероцептивных ощущений, индивидуальных характерологических особенностей человека, его отношения к происходящему, трудностям, окружающей его действительности, самому себе [6].

При этом особенно важна интерпретация ситуации и полнота ее понимания человеком. На настроение сильно влияют эмоциональная, когнитивная и мотивационная сферы личности, кроме того, оно вызывается условиями жизни, достижениями и неудачами в деятельности, событиями в окружающей действительности, физическим самочувствием субъекта. В целом, гармонизация настроения во многом зависит от успешности самореализации и саморазвития личности. Данных о психологических факторах, влияющих на настроение спортсменов, не обнаружено.

1.2 Классификация психических состояний

Классификацией является дифференциация неких признаков, на основе которых формируются типизированные группы объектов. Задачей классификации выступает не только распределение объектов по группам, что уже само по себе дает возможность их сущностного познания, но и раскрытие межгрупповых родственных связей, общего, особенного и единичного. Классификация психических состояний личности важна и для понимания их природы, и для осознания их места и роли в психическом целом, и для выстраивания деятельности психолога-практика.

В зависимости от продолжительности выделяют три группы психических состояний. В соответствии с классификацией Е. Ильина психические состояния могут быть кратковременными, длительными или хроническими [8].

Широко распространённой является классификация психических состояний в зависимости от доминирующей сферы, предложенная Е.П. Ильиным [8] (Приложение1).

Некоторые авторы в качестве критерия выделяют степень активированности функциональных систем организма индивида [6]. В приложении 2 схематично представлены состояния, классифицируемые в зависимости от степени активности мозговых структур

В зависимости от эмоциональной направленности состояния они могут быть разделены на положительные и отрицательные. Широко распространённым является разграничение состояний на оптимальные – способствующие эффективной деятельности и негативные – затрудняющие её реализацию. Иногда, на аналогичном основании, состояния определяют как благоприятные и неблагоприятные.

В спортивной психологии классификация по критерию продолжительности несколько отличается. Так, В.К. Сафонов выделяет оперативные, текущие и перманентные психические состояния. Оперативные состояния возникают при одномоментном сильном воздействии, например, страх, возмущение, удивление [16].

Текущими называются психические состояния, обусловленные воздействием нескольких факторов. Например, после тренировки спортсмен может испытывать состояние спокойствия, заторможенности, заинтересованности. Перманентные состояния продолжаются в течение продолжительного времени. Могут носить как позитивный, так и негативный характер. Например, состояние высокой тренированности, состояние депрессии и т.п. [8] Состояния могут перетекать из одного в другое. Например, текущее состояние усталости, разочарования, возникающие после тренировок, могут со временем трансформироваться в перманентное состояние эмоционального выгорания.

Психическое состояние, возникающие у спортсмена в соревнованиях, обычно подразделяют на четыре основные вида: [1].

– оптимальное возбуждение — «боевая готовность». Это состояние характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием, стремление бороться за достижение высоких результатов;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы