Методы психологической коррекции Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему К.-Г.Юнга как теоретические основания символдрамы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Символдрама в современной психотерапии является эффекитивным методом, который основывается на работе воображения, помогающего анализировать образы. Этот метод активно использует элементы арт-терапии, он является особенным, потому что напрямую обращается к подсознанию. Суть метода символдрамы заключается в том, что пациент на специальном сеансе достигает максимально расслабленного состояния и представляет конкретный образ, который затем совместно со специалистом обрабатывается. Такая терапия позволяет особенно деликатно воздействовать на детские травмы и исследовать глубокие противоречия.

Актуальность. В современном мире в связи с острыми политическими, экономическими и психологическими ситуациями возрастает необходимость в оказании психологической поддержки. Особенно это касается детей и подростков, которые еще сильнее переживают все проблемы в связи с возрастными особенностями. Одним из эффективнейших методов психологической терапии является символдрама. Этот метод имеет также названия кататимно-имагинативной психотерапии или «метод сновидений наяву». Он признан одним из самых эффективным, притом, что времени на лечение требует минимально.

Метод символдрамы основан на анализе бессознательных и подсознательных конфликтов, инстинктивных импульсов, построения защиты от имеющихся психологических проблем и детских травм.

Символдрама связана с именем Ханскарла Лёйнера. В нашей стране это направление появилось в конце 1990-х годов и с тех пор имеет большую популярность в психотерапии.

Теоретической базой метода символдрамы можно назвать теорию объектных отношений М. Кляйна, эго-психология З. Фрейда, психология «Я» Х. Хартманнаи, и др. Также очень многое роднит данный метод с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.

Символдрама успешно соединяет в себе преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.

Цель нашего исследования: раскрыть символдраму как метод психотерапии для детей.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1.Описать метод символдрамы;

2. Рассмотреть стандартные мотивы, используемые в кататимно-имагинативной психотерапии;

3. Изучить работу с рисунком как один из основных методов символдрамы;

4. Раскрыть особенности использования методов символдрамы при работе с детьми;

5. Выявить показания и противопоказания для применения символдрамы;

6. Раскрыть возможности использования символдрамы с детьми разных возрастных групп.

Объект нашего исследования: кататимно-имагинативная психотерапия.

Предмет нашего исследования: использование символдрамы как метода психокоррекции.

Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общение с ребенком, который отличается от остальных, имеет нарушения, в развитии это очень сложный процесс. Он включает в себя проблемы, связанные с влиянием на развивающуюся личность как внешних, так и внутренних факторов. Именно поэтому воспитатели и учителя, работающие с такими детьми, должны обладать целым комплексом профессиональных психолого-педагогических компетенций, которые позволяют им грамотно реализовывать основные цели и задачи всего воспитательно-образовательного процесса. Для того, чтобы этот процесс происходил более естественно и оказывал воздействие на развитие творческой сферы ребенка, в коррекционной работе применяют различные виды психотерапии.

Являясь одним из видов психологической коррекции, символдрама используется в психотерапии применительно к разным областям нарушений развития детей. Многими учеными, а также педагогами, родителями и самими детьми доказано положительное влияние психотерапевтического воздействия символдрамы на коррекционную работу с детьми, как имеющими недостатки в развитии, так и с детьми, развивающимися в пределах нормы.

Теоретический анализ литературы показал, что в основе метода символдрамы, лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Метод кататимно-имагинативной психотерапии, основные используемые символдрамы

§1.1. Описание метода символдрамы

Издавна человечество практикует изменение своего эмоционального состояния (снятие напряжения, необходимость сосредоточиться или успокоиться) с помощью музыки, поэзии или литературы. Но только в середине XX века форма, с помощью которой происходят эти изменения, была названа кататимно-имагинативной психотерапией или символдрамой.

В 1936 Ганс Селье написал книгу, после которой одним из самых популярных слов стало английское слово «стресс», дословно переводившееся как «напряжение». Этим словом автор книги обозначил реакцию человеческого организма на предъявление чрезмерно завышенных требований. Повышенное напряжение в конце концов приводит к нарушениям работы нервной системы. Эта книга не могла остаться незамеченной, и вскоре все заговорили об опасности стрессов и необходимости их преодоления, или как говорят: «снятия».

Конечно же, особенное внимание привлекают стрессовые ситуации, которые возникают у детей. И сразу же начинается поиск причины возникновения стресса. Этих причин, как правило, несколько: страхи раннего детства, переутомления, адаптация в новом детском коллективе, семейные проблемы.

В работе с детьми и подростками методом символдрамы пользовался известный детский психолог и педагог из Германии Гюнтер Хорн. Вместе с другими специалистами он создал Международное общество Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии, где развивал метод символдрамы.

В России метод символдрамы активно развивается в структуре Профессиональной Психотерапевтической Лиги. В Новосибирске работает Региональное отделение МОО СРС, во главе которого стоит А. С. Жуков. Написаны и изданы серьезные научные монографии на исследуемую тему, количество которых постоянно увеличивается. Ряд публикаций Я. Л. Обухова посвящен такому актуальному вопросу как адаптация методов кататимно-имагинативной психотерапии при их заимствовании.

Название метода кататимно-имагинативной терапии происходит сразу от нескольких слов греческого происхождения: «ката» – «зависимость», «тимос» – душа, «имагин» – образ. Так, по-русски кататимно-имагинативная терапия будет звучать как: «эмоционально-обусловленное переживание образов. Метод основан на принципе свободного полета фантазии на заданную тему, именующуюся «мотивом». Роль психотерапевта в данной терапии сводится к контролю, сопровождению и направлению.

Метод кататимно-имагинатимной терапии основан на двух положениях:

1. «Человек способен фантазировать и развивать свои фантазии не только ночью во сне, но и в состоянии бодрствования. С помощью имагинативной способности человек может каждый раз заново создавать образ, исходя из своих собственных психических возможностей. В ходе этого процесса происходит познание самого себя.

2. Выработка специфических правил и закономерностей стала результатом эмпирических наблюдений содержащих фантазии образов» [Лёйнер, с. 23].

Основатель методики исходил из убеждения, что кататимные образы, возникающие у пациента, являются проявлением потребностей, конфликтов или аффектов, образующих содержание бессознательного. Образы бессознательного отличаются универсальностью и имеют статус архитипических, соотносимых с жизненными ситуациями. Этот факт позволил определить набор стандартных образов, которые при помощи психотерапевта проживаются пациентом по другому сценарию, чем тот, который более привычен, но доставляет психологический дискомфорт. Сценарий действий разрабатывается в каждом сеансе, которых в психотерапевтическом цикле от 20 до 50. Цикл имеет несколько стадий:

1. Диагностическое исследование, которое помогает выявить имеющиеся у пациента проблемы.

2. Работа над образами из прошлого.

3. Проработка личностно-значимых образов, рождающихся в настоящем.

Существуют три основные формы проведения психотерапевтических занятий по методу символдрамы:

1.Один на один с психотерапевтом;

2.В немногочисленной группе при соблюдении определенных условий терапии.

3. Парная терапия, направленная на супружеские пары либо на пару: ребенок-родитель.

Сеанс символдрамы состоит, как правило, из четырех частей:

● установление доверительных отношений между пациентом и психотерапевтом с помощью предварительной беседы, сбор данных о пациенте;

● упражнение на релаксацию;

● представление образов;

● обсуждение.

Длительность каждой части зависит от возраста пациента или пациентов, а также от характера мотива, который пациент или пациенты представляет.

После представления образов происходит работа с рисунками, которая очень важна в этой методике. Она развивает фантазию и помогает систематизировать полученный из бессознательного материал.

Немецкие и российские психотерапевты, которые в своей практике встречались с символдрамой, считают этот метод перспективным и адекватным средством диагностики и лечения различных заболеваний, причиной которых могли стать нарушения психики и психосоматические расстройства. Как утверждают специалисты, с помощью символдрамы удачно лечатся детские неврозы, преодолевают трудности проблемные семейные пары, а также разрабатываются подростковые вопросы.

Курс символдрамы рассчитан на десять – пятнадцать сеансов, при частоте от одного до трех сеансов в неделю. Однако, в большинстве случаев, уже через несколько занятий можно увидеть улучшения и положительную динамику.

Сеанс начинается с просьбы психотерапевта расслабиться, адресованной пациенту. Часто для детей этого бывает достаточно, но в работе со взрослыми приходится прибегать к легкому аутотренингу. Психотерапевт внушает пациенту состояние спокойствия, тепла, расслабленности, действую последовательно в разных участках тела.

«После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме тему — стандартный мотив» [Обухов, c. 90].

В процессе проведения сеанса психотерапевт предлагает пациенту рассказать о тревожащем его переживании и тех образах, которые он представляет по мере повествования. При этом, психотерапевт следует за фантазией пациента, направляя его соответственно плану лечения. Для более полного раскрытие личности пациента, участие психотерапевта должно быть минимальным, а его вопросы – открытыми, т.е. они не должны содержать информацию для возможного ответа. «Вместо того, чтобы спросить: дерево большое? Или: Далеко ли это дерево? Следует спрашивать: Какого размера дерево? Или: На каком расстоянии находится это дерево?» [Обухов, c. 198].

После того, как закончится этап представления образов, психотерапевт начинает с пациентом обсуждение, причем оно не допускает никакого анализа, оценок или интерпретации, а предполагает только эмоциональное переживание. Например, психотерапевт может поинтересоваться, что для пациента оказалось самым приятным в представляемом им образе, а что не понравилось. Незаметно, с помощью простых и ненавязчивых вопросов, психотерапевт выясняет у пациента, что из рассказанного было на самом деле, а что он придумал в момент сеанса.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы