Kингвистика, английский язык Платная доработка Гуманитарные науки

Платная доработка на тему Категория времени глагола в английском языке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИЯ
ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. 8

1.1. Теоретическое осмысление времени. 8

1.1.1. Понятие времени в философии. 8

1.1.2. Понятие времени в лингвистике. 17

1.2. Характеристика глагола в английском языке. 22

1.3. Времена глагола в английском языке. 29

Выводы по первой главе. 34

ГЛАВА 2. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ (ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ) В
АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. 36

2.1. Анализ использования глаголов прошедшего времени на
материале художественных произведений. 37

2.2. Анализ использования глаголов настоящего времени на
материале художественных произведений. 51

2.3. Анализ использования глаголов будущего времени на
материале художественных произведений. 63

Выводы по второй главе. 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 72

  

Введение:

 

Грамматические категории
английского глагола являются предметом исследования общего и специального
характера в лексикологии и грамматике английского языка. Особый интерес
представляет грамматическая категория времени, его становление в системе языка.
Учитывая это возникают вопросы об исторической основе категории времени.

В современной
языковедческой науке интердисциплинарный подход становится одним из необходимых
требований для получения достоверных результатов исследования. Сейчас происходит
нивелирование границ между отдельными науками, и на смену узкопрофессиональным
взглядам приходит интегральный подход, связывающий и взаимно дополняющий
различные научные парадигмы (Буниятова 2003, с. 108). В конце ХХ – начале ХХI
в. проблема взаимодействия языка этнических сообществ и основных моделей их
мышления получила новый импульс в контексте разработки синтаксических
исследований, в том числе в диахронии.

Понимание времени в
лингвистике непосредственно основано на понимании данного феномена в других
науках (философии, психологии и пр.).

В свое время Аристотель
писал, что среди неизвестного в природе, что нас окружает, наиболее неизвестным
является время, поскольку никто не знает, что такое время и как им управлять.
Многочисленные попытки изучения этой категории обусловлены тем, что само время
определяет смысл человеческого бытия.

Существуют два основных
подхода к определению времени в философии: абсолютный и релятивный. В рамках
абсолютной теории время рассматривали как своеобразной контейнер, внутри
которого существует универсум и происходят изменения, а существование и
свойства времени независимы от физического универсума. Согласно релятивистской
теории, время – это изменения в физическом универсуме. Также в рамках данной
теории, пространство и время представляются как система отношений, которые участвуют
в процессе образования материальных объектов при взаимодействии, и они не
существуют вне этой системы взаимодействий. В понимании релятивистской теории,
пространство и время являются общими формами координации материальных объектов
и их состояний. Поэтому взаимосвязь между свойствами пространства и времени определяются
характером взаимодействия материальных систем. Г. Лейбниц рассматривал время
как порядок отношения и последовательность событий, тем самым выражая сущность
релятивистской концепции. И. Ньютон предлагал разделять абсолютное и
относительное время. первое является условием бытия, второе представляет собой продолжительность
конкретных состояний и процессов (Философский энциклопедический словарь 2003,
с. 528-529).

Наряду с объективными
представлениями о времени существовали и идеалистические концепции (Д. Беркли,
Э. Мах, Р. Авенариус), ставившие время в зависимость от человеческого сознания,
исходя из способности человека упорядочивать события.

ХХ век оказался наиболее
плодотворным в плане понимания категории времени. В теории относительности А.
Эйнштейна концепция времени получает новую интерпретацию на естественнонаучных
началах. Времени и пространства приписываются такие свойства, как
относительность временного отрезка и длины, равноправие времени и пространства.

Современные философские
исследования определяют время как одну из форм (наряду с пространством)
существования материи, которая непрерывно развивается и отражает последовательную
смену ее явлений и состояний (Философский энциклопедический словарь 2003, с.
529).

Лингвистическое время
трактуют в современном языкознании двумя способами. Суть первого пути состоит в
том, что время – это бытие языка, изменение языковой системы во времени, при
этом язык является особой формой материи, постоянно развивающейся. Такое
понимание лингвистического времени было начато еще Ф. де Соссюром, который
писал о том, что язык существует, развивается и меняется во времени. На уровне лексико-семантической
системы влияние фактора лингвистического времени проявляется в изменениях,
связанных с прогрессивным, регрессивным, циклическим или волновым движением
определенных языковых феноменов. При такой трактовке лингвистическое время представляется
как одна из форм реального времени – время бытия языка как реального объекта.

Суть второго способа предполагает
выделение времени в качестве языкового средства, применяемого для выражения разных
временных понятий. В языке существует следующее распределение лингвистического
времени: грамматическое время, которое, в свою очередь, разделяется на морфологическое
и синтаксическое; лексическое время; и время контекстуальное. Поэтому, каждый
из языковых уровней имеет единицы с темпоральным значением: на морфологическом
уровне – это различные грамматические формы; на лексическом уровне – это лексические
единицы из темпоральным значением; на уровне предложения – это синтаксические
конструкции.

Актуальность темы
исследования. Лингвистическое время, которое пронизывает
почти все уровни языковой системы, в лингвистике обозначают общим термином «темпоральность».
Темпоральность представляет собой объективно-субъективную категорию, соотносящуюся
с объективным (реальным) временем и одновременно отображающую в сознании людей временные
характеристики и отношения действительности, то есть концептуальным и
перцептивным временем. Модель темпоральности имеет вид спирали,
спроектированной на языковую плоскость. Эта спираль является незамкнутой, она
охватывает все уровни языка. Незамкнутость спирали связана с тем, что
количество средств выражения темпоральности в языке неисчерпаема, и на внешнем
витке спирали находятся наиболее подвижные участки, которые постоянно
пополняются.

Исследованию времени в
лингвистике посвящено много работ как отечественных (А.И. Смирницкий, Л.С.
Бархударов, Н.А. Слюсарева, Г.А. Воронцова и др.), так и зарубежных ученых
(R. Quirk, J. Lyons, J. Leech, Ch. Fries, F. Palmer, O. Jespersen и др.).

Наиболее плодотворной
сферой исследований категории темпоральности в лингвистике есть работы в рамках
теории функционально-семантических полей, которая успешно разрабатывалась в
языкознании (В.Г. Адмони, А.В. Бондарко, А.В. Гулыга, М.М. Гухман, Е.И. Шендельс
и др.). Эти работы можно разделить на две большие группы по подходу к изучению
материала: синхронные и диахронные. Работы первой подгруппы содержат анализ
языкового материала определенного языка на современном этапе развития, или
типологический анализ двух или более языков. Вторая группа работ является
исследованиями развития языковых средств выражения темпоральности. Все работы
отличает объем материала, который исследуется. Таковым материалом являются, как
отдельные лексемы, выражающие значение темпоральности, так и минимальная
лексическая парадигма к исследованию лексической либо лексико-грамматической
темпоральной системы в целом.

Глагол является наиболее
ярким средством выражения времени в английском языке. Отметим, что в английском
языке грамматические категории глагола являются предметом исследования многих
ученых. Однако вопрос категории времени в английском языке до сих пор остается
недостаточно исследованным. Этим и обусловлена актуальность темы данного
исследования.

Объектом исследования является
система глаголов английского языка.

Предметом исследования выступает
категория времени в английском языке.

Цель исследования состоит
в определении специфики выражения категории времени в английском языке на
материале художественной литературы.

Достижению поставленной
цели будет способствовать решение ряда задач исследования:

1. Рассмотреть
теоретические аспекты осмысления категории времени с точки зрения философии и
лингвистики.

2. Дать характеристику
глагола в английском языке.

3. Описать систему времен
английского глагола.

4. Провести анализ
использования глаголов прошедшего времени на материале художественных
произведений.

5. Провести анализ
использования глаголов настоящего времени на материале художественных
произведений.

6. Провести анализ
использования глаголов будущего времени на материале художественных
произведений.

Материалом исследования послужили
оригинальные тексты следующих художественных произведений:

1) «Гарри Поттер и
Философский камень» Дж.К. Роуллинг;

2) «Алиса в Стране чудес»
Л. Кэрролла;

3) «Разрисованная вуаль»
У.С. Моэма.

Методами исследования послужили
следующие: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; метод
сплошной выборки; метод лингвистического описания; метод количественной
обработки данных.

Практическая значимость
работы состоит в том, что собранный нами теоретический и
фактический материал может быть использован в дальнейших разработках данного
вопроса; а также в возможности его использования в качестве материала для
составления лекций для студентов филологических специальностей, студентов-переводчиков.

Структура работы обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов
по главам, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ
литературных источников показал, что понимание сущности времени в качестве
базовой характеристики бытия является отличным в течение различных периодов
развития цивилизации. В сознании людей разных эпох времени отведена важная роль
в регламентации их жизнедеятельности. Развитие представлений о времени – это результат
контактов человека с миром, свидетельствующий об антропоцентрическом характере
познания и доказывает, что, несмотря на тесную связь, с универсальным мировым
порядком, источником идеи времени является разум человека.

Время – это базовая
характеристика бытия, которая непременно находит свое выражение в языке. Язык,
в частности, и английский, характеризуется темпоральной многовекторностью,
поэтому в нем
реализованы все временные сферы бытия – прошлое, настоящее и будущее.

Наиболее активно и широко
используемыми являются глаголы и различные маркеры, относящиеся к тому или
иному времени. Все эти средства в разнородности форм и возможностей выражения принадлежат
к многомерной категории темпоральности. Также временную продолжительность
действия / события в языке и речи передают и за пределами глагольной системы –
с помощью лексических маркеров времени, семантики временных предлогов и
наречий, особых синтаксических конструкций, контекста и интонации.

Все эти средства в
разнородности форм и возможностей выражения составляют многомерную категорию
темпоральности.

Для подтверждения данных
положений было проведено исследование, цель которого состояла в проведении
анализа особенностей использования глаголов прошедшего, настоящего и будущего
времени в английском языке на материале художественных произведений.

Проведенный анализ
категории времени глагола в английском языке на материале художественных
произведений («Гарри Поттер и Философский камень» Дж.К. Роуллинг, «Алиса в
Стране чудес» Л. Кэрролла, «Разрисованная вуаль» У.С. Моэма) подтвердил
выдвинутые теоретические положения.

Прошедшее время
реализуется в таких формах глагола, как Past Simple, Past Continuous, Past
Perfect, Past Perfect Continuous.

Настоящее время
реализуется через использование следующих временных форм глаголов: Present
Simple, Present Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous.

Будущее время реализуется
с помощью форм Future Simple и Future Continuous.

Маркерами прошлого,
настоящего и будущего времен выступают различные слова, дополнительно
определяющие принадлежность глагола к тому или иному времени.

Отметим, что авторы
анализируемых произведений посредством глагольных форм выражали взаимодействия
действий во времени.

Время играет большую роль
не только в жизни каждого человека, но и в его речи, что было
продемонстрировано в результате анализа отобранных художественных произведений.

Использование авторами
художественных произведений глагольных морфологических форм позволило им
создать особую временную сетку в текстах. Способы выражения системы
художественного времени определяются функционированием глагольных форм, их
грамматическими и семантическими характеристиками, соотнесением с одним или
несколькими субъектами глагольного действия.

Итак, цель исследования
была достигнута.

Полученные результаты
исследования могут быть использованы в дальнейших разработках данного вопроса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

1.1. Теоретическое
осмысление времени 1.1.1. Понятие времени в
философии Одной из фундаментальных
категорий философии есть категория времени. Однако содержание понятия «время»,
которым оперирует представитель этой отрасли знания, значительно отличается от
содержания понятия «время», которым пользуется физик, астроном или геолог. В
связи с этим существует необходимость в регистрации и составлении значений
понятия «время» в различных науках, то есть, воспроизведение феноменологии времени.

Как известно, в разные
эпохи и в разных философских школах сформировалось несколько традиций понимания
времени, суть которых сводится к одному из трех вариантов:

1) время – определенная
объективно существующая субстанция, атрибут материи;

2) время – порождение
психической активности человека;

3) время – субъективно
создаваемая система координат, которую человек сознательно выстраивает для
ориентации в окружающем мире.

В первую очередь античные
философы осмыслили именно время физическое. Между физическим временем,
природными явлениями и процессами существует тесная связь. В соответствии с космоцентризмом
мифологического мировоззрения древних греков, время воспринималось как
циклическое. Такое понимание времени обусловливается периодичностью повторение
дня и ночи, времени года, зодиакальных циклов, приливов и отливов, солнечных и
лунных затмений.

Осмысливая существование
феноменального мира через призму времени, Платон выделял три уровня явлений:

1) существующие вечно,
неуничтожимы и несоздаваемы (Единственное, по образцу которого демиург создает
Космос);

2) то, что создано, но не
поддается уничтожению (Космос);

3) временные явления,
эмпирически данные вещи, которые рождаются и исчезают.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИЯ
ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. 8

1.1. Теоретическое осмысление времени. 8

1.1.1. Понятие времени в философии. 8

1.1.2. Понятие времени в лингвистике. 17

1.2. Характеристика глагола в английском языке. 21

1.3. Времена глагола в английском языке. 26

Выводы по первой главе. 32

ГЛАВА 2. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ (ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ) В
АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ. 34

2.1. Анализ использования глаголов прошедшего времени на
материале художественных произведений. 35

2.2. Анализ использования глаголов настоящего времени на
материале художественных произведений. 45

2.3. Анализ использования глаголов будущего времени на
материале художественных произведений. 53

Выводы по второй главе. 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 61

  

Введение:

 

Грамматические категории
английского глагола являются предметом исследования общего и специального
характера в лексикологии и грамматике английского языка. Особый интерес
представляет грамматическая категория времени, его становление в системе языка.
Учитывая это возникают вопросы об исторической основе категории времени.

В современной
языковедческой науке интердисциплинарный подход становится одним из необходимых
требований для получения достоверных результатов исследования. Сейчас
происходит нивелирование границ между отдельными науками, и на смену
узкопрофессиональным взглядам приходит интегральный подход, связывающий и взаимно
дополняющий различные научные парадигмы (Буниятова 2003, с. 108). В конце ХХ –
начале ХХI в. проблема взаимодействия языка этнических сообществ и основных
моделей их мышления получила новый импульс в контексте разработки
синтаксических исследований, в том числе в диахронии.

Понимание времени в
лингвистике непосредственно основано на понимании данного феномена в других
науках (философии, психологии и пр.).

В свое время Аристотель
писал, что среди неизвестного в природе, что нас окружает, наиболее неизвестным
является время, поскольку никто не знает, что такое время и как им управлять.
Многочисленные попытки изучения этой категории обусловлены тем, что само время
определяет смысл человеческого бытия.

Существуют два основных
подхода к определению времени в философии: абсолютный и релятивный. В рамках
абсолютной теории время рассматривали как своеобразной контейнер, внутри
которого существует универсум и происходят изменения, а существование и
свойства времени независимы от физического универсума. Согласно релятивистской
теории, время – это изменения в физическом универсуме. Также в рамках данной
теории, пространство и время представляются как система отношений, которые участвуют
в процессе образования материальных объектов при взаимодействии, и они не
существуют вне этой системы взаимодействий. В понимании релятивистской теории,
пространство и время являются общими формами координации материальных объектов
и их состояний. Поэтому взаимосвязь между свойствами пространства и времени определяются
характером взаимодействия материальных систем. Г. Лейбниц рассматривал время
как порядок отношения и последовательность событий, тем самым выражая сущность
релятивистской концепции. И. Ньютон предлагал разделять абсолютное и
относительное время. первое является условием бытия, второе представляет собой продолжительность
конкретных состояний и процессов (Философский энциклопедический словарь 2003,
с. 528-529).

Наряду с объективными
представлениями о времени существовали и идеалистические концепции (Д. Беркли,
Э. Мах, Р. Авенариус), ставившие время в зависимость от человеческого сознания,
исходя из способности человека упорядочивать события.

ХХ век оказался наиболее
плодотворным в плане понимания категории времени. В теории относительности А.
Эйнштейна концепция времени получает новую интерпретацию на естественнонаучных
началах. Времени и пространства приписываются такие свойства, как
относительность временного отрезка и длины, равноправие времени и пространства.

Современные философские
исследования определяют время как одну из форм (наряду с пространством)
существования материи, которая непрерывно развивается и отражает
последовательную смену ее явлений и состояний (Философский энциклопедический
словарь 2003, с. 529).

Лингвистическое время
трактуют в современном языкознании двумя способами. Суть первого пути состоит в
том, что время – это бытие языка, изменение языковой системы во времени, при
этом язык является особой формой материи, постоянно развивающейся. Такое
понимание лингвистического времени было начато еще Ф. де Соссюром, который
писал о том, что язык существует, развивается и меняется во времени. На уровне
лексико-семантической системы влияние фактора лингвистического времени проявляется
в изменениях, связанных с прогрессивным, регрессивным, циклическим или волновым
движением определенных языковых феноменов. При такой трактовке лингвистическое
время представляется как одна из форм реального времени – время бытия языка как
реального объекта.

Суть второго способа предполагает
выделение времени в качестве языкового средства, применяемого для выражения разных
временных понятий. В языке существует следующее распределение лингвистического
времени: грамматическое время, которое, в свою очередь, разделяется на морфологическое
и синтаксическое; лексическое время; и время контекстуальное. Поэтому, каждый
из языковых уровней имеет единицы с темпоральным значением: на морфологическом
уровне – это различные грамматические формы; на лексическом уровне – это лексические
единицы из темпоральным значением; на уровне предложения – это синтаксические
конструкции.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ
литературных источников показал, что понимание сущности времени в качестве
базовой характеристики бытия является отличным в течение различных периодов
развития цивилизации. В сознании людей разных эпох времени отведена важная роль
в регламентации их жизнедеятельности. Развитие представлений о времени – это результат
контактов человека с миром, свидетельствующий об антропоцентрическом характере
познания и доказывает, что, несмотря на тесную связь, с универсальным мировым
порядком, источником идеи времени является разум человека.

Время – это базовая
характеристика бытия, которая непременно находит свое выражение в языке. Язык,
в частности, и английский, характеризуется темпоральной многовекторностью,
поэтому в нем
реализованы все временные сферы бытия – прошлое, настоящее и будущее.

Наиболее активно и широко
используемыми являются глаголы и различные маркеры, относящиеся к тому или
иному времени. Все эти средства в разнородности форм и возможностей выражения принадлежат
к многомерной категории темпоральности. Также временную продолжительность
действия / события в языке и речи передают и за пределами глагольной системы –
с помощью лексических маркеров времени, семантики временных предлогов и
наречий, особых синтаксических конструкций, контекста и интонации.

Все эти средства в
разнородности форм и возможностей выражения составляют многомерную категорию
темпоральности.

Для подтверждения данных
положений было проведено исследование, цель которого состояла в проведении
анализа особенностей использования глаголов прошедшего, настоящего и будущего
времени в английском языке на материале художественных произведений.

Проведенный анализ
категории времени глагола в английском языке на материале художественных
произведений («Гарри Поттер и Философский камень» Дж.К. Роуллинг, «Алиса в
Стране чудес» Л. Кэрролла, «Разрисованная вуаль» У.С. Моэма) подтвердил
выдвинутые теоретические положения.

Прошедшее время
реализуется в таких формах глагола, как Past Simple, Past Continuous, Past
Perfect, Past Perfect Continuous.

Настоящее время
реализуется через использование следующих временных форм глаголов: Present
Simple, Present Continuous, Present Perfect, Present Perfect Continuous.

Будущее время реализуется
с помощью форм Future Simple и Future Continuous.

Маркерами прошлого,
настоящего и будущего времен выступают различные слова, дополнительно определяющие
принадлежность глагола к тому или иному времени.

Отметим, что авторы
анализируемых произведений посредством глагольных форм выражали взаимодействия
действий во времени.

Время играет большую роль
не только в жизни каждого человека, но и в его речи, что было
продемонстрировано в результате анализа отобранных художественных произведений.

Использование авторами
художественных произведений глагольных морфологических форм позволило им
создать особую временную сетку в текстах. Способы выражения системы
художественного времени определяются функционированием глагольных форм, их
грамматическими и семантическими характеристиками, соотнесением с одним или
несколькими субъектами глагольного действия.

Итак, цель исследования
была достигнута.

Полученные результаты
исследования могут быть использованы в дальнейших разработках данного вопроса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ ГЛАГОЛА В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

1.1. Теоретическое
осмысление времени 1.1.1. Понятие времени в
философии Одной из фундаментальных
категорий философии есть категория времени. Однако содержание понятия «время»,
которым оперирует представитель этой отрасли знания, значительно отличается от
содержания понятия «время», которым пользуется физик, астроном или геолог. В
связи с этим существует необходимость в регистрации и составлении значений
понятия «время» в различных науках, то есть, воспроизведение феноменологии времени.

Как известно, в разные
эпохи и в разных философских школах сформировалось несколько традиций понимания
времени, суть которых сводится к одному из трех вариантов:

1) время – определенная
объективно существующая субстанция, атрибут материи;

2) время – порождение
психической активности человека;

3) время – субъективно
создаваемая система координат, которую человек сознательно выстраивает для
ориентации в окружающем мире.

Хронологически первым
модусом времени, который был осмысленный философами античного мира, было
физическое время, связанное с протеканием природных процессов и явлений.
Космоцентризм мифологического мировоззрения древних греков оговаривал
преимущественно циклическое восприятие времени, что связывалось с периодической
повторяемостью дня и ночи, времен года, зодиакальных циклов, приливов и
отливов, солнечных и лунных затмений.

Осмысливая существование
феноменального мира через призму времени, Платон выделял три уровня явлений:

1) существующие вечно,
неуничтожимы и несохдаваемы (Единственное, по образцу которого демиург создает
Космос);

2) то, что создано, но не
поддается уничтожению (Космос);

3) временные явления,
эмпирически данные вещи, которые рождаются и исчезают.

В отличие от Платона,
Аристотель в своей «Физике» не соотносил время с вечностью как его образцу.
«Время, – отмечал Аристотель, – это число движения по отношению к предыдущему и
следующему» [3,
62]. Определение времени как «числа движения» выражает, по Аристотелю, его
сущность, а определение «меры движения» – функцию времени. Мерилом времени
является физическое движение, в частности – движение небесных тел, для
Аристотеля время неотделимо от движения, хотя оно и не является ему
тождественным. «Поэтому время и кажется движением сферы, этим движением
измеряются другие движения и время измеряется им же» [3,
65].

Привязка времени к
движению материальных тел была поддержана И. Ньютоном, который в своей
книге «Математические начала натуральной философии» (Ньютон 1989) значительно
развил аристотелевские представления о пространстве, времени и движении. И. Ньютон
сознательно абстрагировался от несущественных свойств времени, акцентируя
внимание на его продолжительности и равномерности. Физическое время И, Ньютона
– это безликий фон движения, которое существует как бы везде и нигде конкретно.
Оно присуще всему Универсуму, мы можем фиксировать только отклонения
длительности природных процессов от эталона времени, но сами эти процессы не
могут повлиять на него. Абсолютное время превращается в Ньютона на арену
движения физических объектов. С такого понимания в дальнейшем разовьется
субстанционалистское понимание времени, однако у самого Ньютона время еще не
обладает субстанциональным статусом (Ньютон 1989).

Альтернативную точку
зрения на природу физического времени предложил Г. Лейбниц. Для него время –
это свойство (атрибут) тел природы. «Поток восприятий пробуждает в нас идею
продолжительности, но не создает ее, – пишет Лейбниц в «Новых опытах о
человеческом разумении…». – Наши восприятия никогда не образуют такого
постоянного и правильного потока, как время, которое является равномерной
простой непрерывностью, что напоминает прямую линию. Изменение восприятий дает
нам повод думать о времени, и мы измеряем его равномерными изменениями, но если
бы даже в природе не было ничего равномерного, то время однако можно было бы
определить, подобно тому как можно было бы определить, если бы даже во
Вселенной не было никакого неподвижного тела… Время и пространство применимы к
возможным вещам за пределами существующих вещей. Время и пространство обладают
природой вечных истин, равно к применимым и к возможному, и к существующему» [21,
151-153]. Толкование И. Ньютоном физического времени как некоего абсолюта более
200 лет господствовала в европейском миропонимании, пока метафизические
рассуждения Г. Лейбница об относительности времени как атрибута материи
неожиданно не получили поддержку в работах А. Эйнштейна.

Теория относительности
последнего пробудила сомнения в справедливости представлений о времени как
равномерном однонаправленном из прошлого в будущее поток изменений состояний
материальных тел. За А. Эйнштейном, время неразрывно связано с пространством в
едином, четырехмерном пространственно-временном континууме, а темпоральные
параметры тел зависят от скорости их движения. Известный «парадокс близнецов»
демонстрирует, что для братьев, один из которых находится на Земле, а другой –
на космическом корабле, который движется со скоростью, близкой к скорости
света, время протекает не одинаково. Таким образом, релятивистская теория А. Эйнштейна
заставила переосмыслить многие представления классической физики, мотивируя,
тем самым, исследования других модусов времени, не только физического (Эйнштейн
1922).

Так, в начале ХХ века
В.И. Вернадский занимался вопросом о специфике геологического времени, связывая
его с химическими процессами в элементах земной коры (Вернадский 1988).
Объективным мерилом времени, по мнению исследователя, может выступать период
полураспада того или иного радиоактивного элемента. Кроме того, В.И. Вернадский
рассматривал геологическое время в неразрывной связи с такими
мировоззренческими проблемами как происхождение нашей планеты и земной жизни. В.И. Вернадский
утверждал, что время и жизнь обладают одинаковым набором основных качеств: оба
явления необратимы, они никогда не обращаются назад, всегда направлены из
прошлого в будущее, оба имеют свойство асимметрии. Время является «биологически
окрашенным», оно детерминировано сменой поколений (Вернадский 1988).

Мы говорим о
биологическом времени, когда имеем в виду функционирование живого организма и
протекание в нем соразмерных биологических процессов, которые создают
материальную основу временных изменений (Вернадский 1988).

Однако не только
натуралисты разрабатывали проблему времени. В философии в этом отношении особое
место принадлежит Анри Бергсону, который сопоставлял внутренне пережитое
индивидами, эмоционально окрашенное психологическое время с абсолютным
физическим временем И. Ньютона. Основатель интуитивизма приводил следующий
пример: если он хочет приготовить себе стакан подслащенной воды, то в любом
случае необходимо ждать, чтобы растворился сахар. При этом И. Ньютон отмечал,
что время, затраченное на ожидание, не является математическим временем, применимое
к истории всего материального мира, если бы она вдруг развернулась в
пространстве. «Он совпадает с моим нетерпением, то есть с определенной частью
продолжительности, которую невозможно произвольно удлинить или сократить. Это
уже не сфера мысли, это сфера переживания. Это уже не отношения, а
принадлежность к абсолюту» [8].
А. Бергсон в своих работах подчеркивал существование у людей интуитивного
ощущения единого, универсального времени, которое касается не внешнего мира, а
является атрибутом внутренней жизни личности. Это время – время переживаний,
время мысли, время творчества. Все остальные виды времени – только
математические функции, конструкты нашего ума.

Итак, психологическое
время существенно отличается от объективного: физического, геологического или
биологического. Людям свойственны индивидуальные особенности восприятия
времени. Психологическое время является неравномерным. Иногда оно бежит
стремительно, иногда тянется мучительно долго. Психологическое время
переживается нами как максимально насыщенное или как пустое, которое «надо
убить». Кстати, фраза «убить время», то есть чем его занять, является
бессмысленной относительно физического модуса времени.

Интерес психологов к
проблеме времени частично можно объяснить тем, что практически все объекты
исследования в психологии являются живыми системами, динамично развивающимися.
На разных этапах этой динамики фиксируются устойчивые особенности восприятия
времени. Известно, что в детстве время течет медленнее, чем в старости. Молодым
свойственна устремленность в будущее, в пожилом возрасте более значимое
прошлое, прослеживается ретроспективная направленность мотивов. Наряду с
возрастной дифференциацией особенностей переживания времени существуют и
половые различия. Согласно исследованиям В.А. Москвина и В.В. Поповича, мужчины
склонны к большей актуализации будущего, женщины – прошлого, которое для них
эмоционально более значимые (Москвин 1998).

Довольно близко к
психологическому подходит социальное время, отличаясь от первого преломлением
через культуру и общественно значимые ценности. Необходимо признать, что в
современной литературе нет однозначного мнения относительно социального
времени. Одни авторы отождествляют его с психологическим, другие пишут о
существовании социально-исторической формы времени, третьи утверждают, что
социальное время конкретизируется личностным (психологическим) и историческим
временем. В каждом случае мы имеем дело с обобщенными характеристиками
переживания времени какой-то социально-исторической общностью. Содержание
социального времени позволяет раскрыть такие понятия, как деятельность,
культурная память, ценность, традиция, идентичность, презентизм, социальная
перспектива, поколения, биография.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы