Платная доработка на тему Изучение прозы И.С. Тургенева на уроках литературы и в рамках элективного курса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Анализ школьных программ и учебников. 6
1.1. Анализ школьных программ по литературе относительно
изучения прозы С.И. Тургенева. 6
1.2. Анализ школьных учебников по литературе относительно
изучения прозы С.И. Тургенева. 10
Глава 2. Специфика изучения прозы С.И. Тургенева на уроках
литературы в школе 16
2.1. Конспект урока литературы по теме «Введение. Изучение
биографии И.С. Тургенева». 16
2.2. Конспект урока литературы по теме «Роль Муму в жизни
Герасима». 21
Глава 3. Изучение прозы С.И. Тургенева в рамках
элективного курса. 26
3.1. Характеристика элективных курсов в контексте
современного образовательного процесса. 26
3.2. Разработка элективного курса для учащихся 10-х
классов по литературе «Проза И.С. Тургенева». 32
Заключение. 38
Список литературы.. 39
Введение:
Значительное место в
школьном курсе литературы отведено прозе И.С. Тургенева – русского
писателя-реалиста, поэта, публициста, драматурга, переводчика. И.С. Тургенев –
это один из классиков русской литературы, внесших наиболее значительный вклад в
ее развитие во второй половине XIX века. Член-корреспондент императорской
Академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), почетный доктор
Оксфордского университета (1879).
И.С. Тургенев был одним
из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная
система изменила поэтику романа как в России, так и за рубежом. Его
произведения восхваляли и жестко критиковали, а И.С. Тургенев всю жизнь
искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.
О его произведениях
положительно отзывались многие (Ф. Достоевский, А. Фет и др.). К
примеру Дмитрий Писарев отмечал: «Знание русской жизни, и притом знание не
книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное
силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева…».
Именно поэтому столь важным является изучение творчества писателя в школьном
курсе литературы.
Углубленному изучению
литературы в целом и творчества И.С. Тургенева, в частности, будут
способствовать элективные курсы для учащихся.
Элективные курсы являются
одной из актуальных форм учебной коммуникации в современной школе. Занятия
курсов по выбору обеспечивают профилизацию обучения, помогают сформировать
устойчивый интерес учеников к определенному предмету, способствуют развитию
различных компетенций за счет более сконцентрированного, чем на обычных уроках,
применения активных форм работы [Уминова Н.В. Особенности
разработки элективного курса «Школьная тема в современной литературе» в рамках
предпрофильной подготовки учащихся / Н.В. Уминова // Вестник КГПУ им. В.П.
Астафьева. – 2017. – №1. (39). – С. 39].
Вопросы теории и практики
элективов начали интенсивно обсуждаться в методической науке с начала 2000-х
годов – периода, когда актуализируется процесс профилизации старшей школы. В
это время разрабатываются авторские программы элективных курсов: В.Ф. Чертов,
В.В. Агеносов, Е.А. Зинина, Т.Г. Кучина, Н.Л. Карнаух, Г.В. Пранцова и др.
Отметим, что как правило,
учителя пользуются уже готовыми программами элективных курсов по литературе,
которые, как правило, направлены на изучение различных жанров, исторических
эпох, периодов в развитии русской литературы. Однако вопрос разработки элективного
курса по изучению прозы И.С. Тургенева остается открытым. Этим и обусловлена актуальность данной курсовой работы.
Объектом исследования является
процесс изучения прозы И.С. Тургенева в школе.
Предмет исследования –
специфика изучения прозы И.С. Тургенева на уроках литературы и в рамках
элективного курса.
Цель исследования состоит
в разработке конспектов уроков и элективного
курса по литературе «Проза И.С. Тургенева».
Достижению поставленной
цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Провести анализ
школьных программ по литературе относительно изучения прозы С.И. Тургенева.
2. Провести анализ
школьных учебников по литературе относительно изучения прозы С.И. Тургенева и
составить конспекты уроков.
3. Разработать конспекты
уроков литературы по изучению прозы И.С. Тургенева.
4. Разработать элективный
курс для учащихся 10-х классов по литературе «Проза И.С. Тургенева».
Методы исследования:
– анализ литературы по
теме исследования;
– анализ школьных программ и учебников;
– синтез и обобщение;
– метод конструирования
при разработке элективного курса для учащихся 10-х классов по литературе «Проза
И.С. Тургенева».
Практическая значимость
курсовой работы состоит в том, что собранный материал
можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса; в разработанном
элективном курсе для учащихся 10-х классов по литературе «Проза И.С. Тургенева»
и возможности его использования в работе с учащимися старшего звена
общеобразовательной школы.
Заключение:
В результате написания
данной курсовой работы была достигнута ее цель: составлены конспекты уроков и разработан
элективный курс по литературе «Проза И.С. Тургенева».
Нами были
проанализированы школьные программы и учебники на предмет изучения прозы И.С.
Тургенева. Отметим, что в рамках школьным программ изучению прозаического
творчества И.С. Тургенева отводится значительное место в процессе литературного
образования учащихся 5-9 классов. Однако школьные программы ограничены
количеством отведенных часов, что препятствует углубленному изучению творчества
писателя. Решить данную проблему позволяет элективный курс. Анализ школьных
учебников показал, что схема изучения прозы И.С. Тургенева в рассмотренных
учебниках выглядит следующим образом: биография – произведение – обсуждение. В
учебнике Г.С. Меркина и в учебнике под редакцией В.Ф. Чертова представлены
дополнительные и индивидуальные задания, которые можно использовать в
разработке элективного курса. В учебнике под редакцией В.Я. Коровиной есть одно
такое задание, которое касается изучения биографии писателя.
Элективные курсы являются
обязательными для посещения курсами по выбору учащихся, которые входят в состав
профиля обучения на старшей ступени школы и реализуются в качестве
предпрофильной подготовки. Как правило, элективные курсы позволяют
удовлетворить индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности
каждого учащихся. Предложенный нами элективный курс имеет своей целью
углубление знаний учащихся о писателе И.С. Тургеневе и его прозе.
Значительная роль на
занятиях в рамках элективного курса отведена интерактивным методам работы. Элективный
курс рассчитан на 34 занятия по 1 часу в неделю. Основная дидактическая единица
представлена литературным текстом, который отобран в соответствии со школьной
программой.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Анализ школьных
программ и учебников
1.1. Анализ школьных
программ по литературе относительно изучения прозы С.И. Тургенева
Были проанализированы
школьные программы по литературе:
– программа Г.С. Меркина [Программа по литературе для 5-11
классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.
Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.];
– программа под редакцией
В.Ф. Чертова [Литература.
Рабочие программы. Предметная линия учебников для 5-9 классов: пособие для
учителей общеобразовательных организаций / под редакцией В.Ф. Чертова. – M.:
Просвещение, 2015];
– программа под редакцией
В.Я. Коровиной [Литература.
Рабочие программы. Предметная линия учебников для 5-9 классов: пособие для
учителей общеобразовательных организаций / Под ред. В.Я. Коровиной. – М.:
Просвещение, 2014.].
Относительно прозы И.С.
Тургенева отметим, что, согласно Программе по литературе для 5-11 классов
общеобразовательной школы Г.С. Меркина, в основной общеобразовательной школе
изучаются следующие произведения:
– «Записки охотника» (два
рассказа по выбору);
– одна повесть по выбору
(только для образовательных учреждений с русским языком обучения) [Программа по литературе для 5-11
классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.
Чалмаев. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – С. 159].
Кроме этого, Программой
предусмотрено изучение рассказа «Му-му» в 5-м классе. В процессе изучения
творчества И.С. Тургенева углубляются представления учащихся о теме данного
произведения. Для домашнего чтения учащимся 5-го класса предлагается рассказ
«Бежин луг» из «Записок охотника».
В 6-м классе Программой
предполагается изучение «Записок охотника». Рассматривается творческая история
и своеобразие композиции «Записок охотника». К рассмотрению на уроках
литературы предлагается рассказ «Бирюк».