Психология Платная доработка Педагогика/Психология

Платная доработка на тему Исследование уровня эмоционального выгорания у молодых педагогов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционального выгорания в профессиональной деятельности молодых педагогов 7

1.1. Понятие и общая характеристика феномена «синдром эмоционального выгорания» 7

1.2. Стадии развития и симптомы синдрома эмоционального выгорания 10

1.3. Факторы развития синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности молодых педагогов 16

Глава 2. Исследование особенностей эмоционального выгорания у молодых педагогов 24

2.1. Организация и этапы исследования 24

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 27

2.3. Рекомендации по снижению уровня эмоционального выгорания у молодых педагогов 31

Заключение 34

Список литературы 37

Приложения 43

  

Введение:

 

В последние годы мы все чаще сталкиваемся с феноменом «эмоцио-нальное выгорание». С 2019 года профессиональный синдром эмоцио-нального выгорания включен в Международный классификатор болезней, а значит – официально признан фактором, влияющим на состояние здоро-вья. Наиболее подвержены данному синдрому люди профессий типа «че-ловек – человек», к которым относятся и педагоги, то есть профессий, ко-торые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоциональ-ного состояния и которые наиболее подвержены влиянию профессиональ-ного выгорания.

На определенном этапе педагоги начинают терять интерес к своей деятельности, относятся формально к своим должностным обязанностям, чувствуют эмоциональное утомление и опустошение, личностную отстра-ненность, начинают игнорировать индивидуальные особенности обучаю-щихся. Все это оказывает негативное влияние на профессиональную дея-тельность.

Актуальность исследования. В современном обществе к педагогу предъявляются достаточно высокие требования со стороны родителей, учеников, администрации школы. Необходимость постоянно повышать свой профессиональный уровень, жесткие временные рамки деятельности, личные проблемы, всё это оказывает влияние на эмоциональное состояние. И если ранее подобные проявления встречались в основном у педагогов, проработавших длительное время в системе образования, то сейчас этому всё чаще подвержены и молодые специалисты. Важность и актуальность этой темы обусловлена еще и тем, что в современных условиях деятель-ность специалиста коммуникативной сферы буквально насыщена фактора-ми, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество контактов за рабочий день, предельно высокая ответствен-ность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значи-мости, необходимость быть все время в «форме». В современном обществе декларируется образ социально успешного человека, а именно уверенного в себе, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов человека. Многие молодые специалисты стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. У выпускников образо-вательных учреждений не формируют (целенаправленно) соответствую-щих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей в будущей профессии [21]. Поэтому очень важно своевременное выявление и профилактика эмоционального выгора-ния у молодых педагогов.

Проблема научного исследования. Поиск средств, выявляющих предпосылки эмоционального выгорания у молодых педагогов.

Деятельность современного педагога характеризуется высокой эмо-циональной насыщенностью и когнитивной сложностью, необходимостью быстрого реагирования, предполагает принятие ответственных решений в ситуациях, связанных с неопределенностью и риском, что приводит к раз-витию синдрома эмоционального выгорания. В связи с вышеперечислен-ным исследование особенностей эмоционального выгорания педагогов позволит выявить эффективные возможности преодоления данной пробле-мы. Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, недостаточной теоретической разработанностью про-блемы влияния профессиональной деятельности на эмоциональное выго-рание молодых педагогов и, с другой стороны, необходимостью создания научно-обоснованных стратегий профилактики эмоционального выгора-ния у рассматриваемой категории профессионалов.

Отечественные и зарубежные психологи активно исследуют про-блему эмоционального выгорания, что говорит о её актуальности: отече-ственные авторы – В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Л.М. Митина, В.Е. Орел, А.В. Ракицкая и др.; зарубежные – С. Миллер, Д. Доллард, А. Бан-дура, Т. Адорно, В. Шутц, С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд, И. Гоффман, Т. Шибутани и др.

Цель исследования: выявить особенности эмоционального выгора-ния молодых педагогов.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности молодых педагогов.

Предмет исследования: особенности синдрома эмоционального выгорания молодых педагогов.

Гипотеза исследования: существуют особенности эмоционального выгорания молодых педагогов, обусловленные спецификой их профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. охарактеризовать понятие эмоционального выгорания;

2. рассмотреть особенности развития и симптомы синдрома эмоцио-нального выгорания;

3. провести обзор факторов развития синдрома эмоционального выго-рания в профессиональной деятельности молодых педагогов;

4. определить этапы проведения исследования;

5. проанализировать результаты эмпирического исследования

6. предложить рекомендации, направленные на снижение негативного влияния синдрома эмоционального выгорания, на основе результатов ис-следования.

Теоретическую основу исследования составили работы таких из-вестных зарубежных, как (Г. Селье, К. Маслач, С. Джексон) и отечествен-ных (Н. Е. Водопьянова, В.Е. Орел, А.А. Руковишников, В.В. Бойко, Т. В. Муращенко, И. А. Ларина, С. А. Киреева) авторов.

Методическая основа исследования: теоретический анализ и обоб-щение научной литературы по теме исследования, тестирование, каче-ственный и количественный сравнительный анализ.

Методики психодиагностики и статистики

1. методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В. В. Бойко);

2. критерия Хи2 Пирсона.

Практическая значимость исследования связана с тем, что в учеб-ных заведениях молодого специалиста не готовят к возможным эмоцио-нальным перегрузкам, не формируют личностные качества, необходимые для преодоления эмоциональных трудностей педагогической профессии. Высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег, трудно-сти в установлении контакта с учениками, желание соответствовать образу успешного специалиста приводят к формированию эмоционального выго-рания у молодых педагогов. Полученные данные могут быть использова-ны в работе психолога для профилактики синдрома эмоционального вы-горания у молодых педагогов, и как следствие, повышение качества обра-зования.

Эмпирическая база исследования: в исследовании приняли участие 30 молодых педагогов (возраст 23-33 года).

Структура и объем научного исследования

Курсовая работа состоит из введения; двух глав и заключения, со-держащего итоги выполненного исследования, списка литературы из 36 источников и 3 приложений. Работа иллюстрирована 2 таблицами. Общий объем работы составляет 53 страниц.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование подтверждает выдвинутую нами гипотезу о существовании особенностей эмоционального выгорания молодых педа-гогов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности.

Проведенный теоретический анализ научной литературы по проблеме профессионально обусловленных особенностей синдрома эмоционального выгорания молодых педагогов позволил сформулировать следующие вы-воды.

Анализ теоретических и методологических подходов к изучению ди-намики развития синдрома эмоционального выгорания позволил выделить несколько теорий, интерпретирующих стадии и симптомы эмоционального выгорания: Дж Гринберг (и В.В. Бойко) выделяет 4 стадии эмоционально-го истощения в контексте рабочего процесса («медовый месяц», «недоста-ток топлива», «синдром хронической усталости», «кризис», «пробивание стены»); в динамической модели Б. Перлмана и Е. А. Хартма-на представлены также 4 стадии эмоционального выгорания (напряжен-ность в связи с дополнительными усилиями по адаптации к ситуационным рабочим требованиям; ощущения и переживания стресса; физиологиче-ские, аффективно-когнитивные и поведенческие реакции; эмоциональное выгорание как многогранное переживание хронического стресса); в моде-ли М. Буриша развитие синдрома эмоционального выгорания проходит 6 стадий (предупреждающая; снижения уровня участия; эмоциональная ре-акция; деструктивное поведение; психосоматические реакции; разочарова-ние); у Г. Фрейденбергера и Г. Норта выделены 11 стадий выгорания (от эмоционального дефицита до депрессии и самого сформированного син-дрома).

Относительно симптомов эмоционального выгорания в литературе также присутствует несколько подходов. К. Маслач классифицирует симп-томы синдрома эмоционального выгорания на поведенческие, физические и психологические. В данной работе используется подход В.В. Бойко, ко-торый выделяет следующие симптомы синдрома эмоционального выгора-ния: эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности, личност-ной отстраненности, или деперсонализации, и психовегетативных и психо-соматических нарушений.

В эмпирической части нашей работы были исследованы особенности синдрома эмоционального выгорания молодых педагогов, обусловленные спецификой профессиональной деятельности. Результаты исследования синдрома эмоционального выгорания выборки 30-ти молодых педагогов общеобразовательных школ в возрасте от 23 до 33 лет и педагогическим стажем до трех лет включительно по методике «Диагностика эмоциональ-ного выгорания личности» В.В. Бойко позволили сформулировать выводы о том, что молодые педагоги имеют следующие особенности:

 подвержены высокому риску эмоционального выгорания (50% вы-борки);

 характеризуются достоверными различиями в развитии фаз синдро-ма эмоционального выгорания – между напряжением и резистенцией при р ≤ 0,05 (χ2Эмп = 37,278), напряжением и истощением при р ≤ 0,05 (χ2Эмп= 32,324), резистенцией и истощением при р ≤ 0,05 (χ2Эмп= 36,97);

 ведущей фазой синдрома эмоционального выгорания выступает «Ре-зистенция», проявляющаяся как «неадекватное избирательное эмоцио-нальное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей»;

 не свойственны «эмоциональный дефицит» и «психосоматические и психовегетативные нарушения».

Наша гипотеза о том, что существуют особенности эмоционального выгорания молодых педагогов, обусловленные спецификой их профессио-нальной деятельности, подтвердилась.

Нами были выделены приоритетные направления реабилитации и профилактики синдрома эмоционального выгорания молодых педагогов и предложены конкретные психологические подходы и методики работы для специалистов.

Вхождение в педагогическую профессию – сложный, но важный этап в становлении молодых педагогов. Отметим, что на этапе вхождения в профессию имеет место уменьшение устойчивости самооценки, что приво-дит к эмоциональному выгоранию молодого педагога.

Развитие такого синдрома носит стадиальный характер, но проявле-ние носит индивидуальный характер, а также определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере и условиями, в которых проходит профессиональная деятельность человека. Для осуществления работы по формированию устойчивости молодых педагогических кадров, необходи-мо знать причины, вызывающие у них эмоциональное выгорание. В ходе изучения проблемы, мы выяснили, что на формирование и развитие син-дрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности мо-лодых педагогов и психологов влияют следующие социально-психологические характеристики:

 удовлетворенность профессией;

 значимость, престиж профессии в обществе;

 взаимоотношения с руководством.

Важно на ранних этапах профессиональной работы отслеживать факторы и риски дезадаптации молодых педагогов, организовывать про-фессиональную помощь в период адаптации к условиям в образователь-ных учреждениях.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы эмоционального вы-горания в профессиональной деятельности молодых педагогов

1.1. Понятие и общая характеристика феномена «синдром эмоционального выгорания»

Впервые понятие «синдром эмоционального (профессионального) выгорания» ввел в психологию Г. Дж. Фрейденберг для описания демора-лизации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у ра-ботников психиатрических учреждений [35]. Г. Дж. Фрейденберг описыва-ет это явление, как нарастающее эмоциональное истощение. Главной осо-бенностью лиц, страдающих синдромом эмоционального выгорания, он считал интенсивное общение в эмоционально насыщенной атмосфере.

В соответствии с моделью К. Маслач, С. Джексон эмоциональное вы-горание рассматривается как ответная реакция на длительные профессио-нальные стрессы межличностных коммуникаций, включающая в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений [36]. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Согласно К. Мас-лач, всех «выгоревших» работников объединяет близкий контакт с людь-ми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддер-живать длительное время. По ее мнению, синдром эмоционального выго-рания – син¬дром физического и эмоционального истощения, включая раз-витие отрица¬тельной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам (эмоциональная исто¬щенность, деперсонализация (цинизм), редукция про-фессиональных достиже¬ний) [36].

В работах зарубежных авторов исследовательский интерес был в ос-новном сосредоточен на изучении структуры синдрома «психического вы-горания», детерминирующих его факторов и многообразных проявлений, а также влияния на психологическое благополучие работника.

В отечественной психологии первые упоминания о феномене, близ-ком выгоранию, можно найти в работах Б.Г. Ананьева, который употреб-лял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения некоторого от-рицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек-человек», и связанного с межличностными отношениями. Опи¬сание явле-ний, родственных по своему содержанию феномену выгорания было пред-ставлено в работах российских психологов, посвященных исследованию стресса [15].

Р. Кочюнас определяет синдром эмоционального выгорания как комплексный психофизиологический феномен, сопровождающийся эмоци-ональным, умственным и физическим истощением вследствие продолжи-тельной эмоциональной на¬грузки [11].

Многими учеными неоднократно подчеркивается сложный и много-уровневый характер синдрома эмоционального выгорания (Т.В. Больша-кова, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, А.А. Руковишников), на что, в первую очередь, указывают признаки и симптомы синдрома «психического выго-рания»: от усталости и излишней эмоциональной напряженности в процес-се выполнения профессиональной деятельности, до состояния глубокой невротизации, экзистенциального отчаяния, ощущения пустоты и бессмыс-ленности жизни [3].

«Выгорающий» или «выгоревший» работник, независимо от типа его профессиональной деятельности, переживает сложные симптомы «ду-шевных потерь», которые являются результатами продолжительного стресса в когнитивно или эмоционально сложных ситуациях профессио-нального общения и взаимодействия с другими людьми. У такого работ-ника развивается субъективное (психическое) и физическое неблагополу-чие, уменьшается или теряется трудовая активность и работоспособность, снижается удовлетворенность качеством жизни и реализацией смысла жиз-ни.

У «выгоревшего» работника наблюдаются кризис ценностей, внут-риличностный конфликт, переживание одиночества, сильная зависимость от работы, разоча¬рование в своих профессиональных идеалах [9].

И.Д. Колесникова рассматривает выгорание как симптомокомплекс, кото¬рый охватывает все структурные уровни личности: социально-психологический, отражающий изменение межличностных отношений; личностный – изменение личностных черт; мотивационный – качественное и содер¬жательное изменение мотивации; регулятивно-ситуационный, от-ражающий из¬менение состояний и эмоциональных отношений [18].

А.А. Рукавишников описывает синдром эмоционального выгорания как негативное психологическое явление, проявляемое через психоэмоцио-нальное истощение, развитие дисфункциональных профессиональных установок и сни¬жение профессиональной мотивации и наблюдаемое у лиц без психопатологии. В качестве основных симптомов он рассматривает аффективные, когнитивные, физические, поведенческие и мотивационные [27].

В.В. Бойко определяет синдром эмоционального выгорания как вы-работанный личностью механизм психологической защиты в форме пол-ного или частично¬го исключения эмоций (понижения их энергетики) в от-вет на психотравмирующие воздействия. Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессио-нального, поведения, позволяющий человеку экономно расходовать энер-гетические ресурсы и влекущий отрицательные последствия для професси-ональной деятельности [4].

П.И. Сидоров характеризует синдром эмоционального выгорания как результат длительного воздействия профессионального стресса, про-являющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физи-ческо¬го утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворенности работой [28].

В настоящее время различают три подхода к созданию объяснитель-ных моделей возникновения эмоционального выгорания:

1) индивидуально-психологический: в нем подчеркивается характер-ное для некоторых людей несоответствие между их слишком высокими ожиданиями от работы и действительностью, с которой им приходится сталкиваться ежедневно;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы