Платная доработка на тему Исследование связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 8
1.1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ. 8
1.2.ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РУССКИМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ АВТОРАМИ.. 13
1.3.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 28
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. 29
2.1.ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 29
2.2.АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА.. 34
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ: 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ. 40
Введение:
Актуальность исследования.
На сегодняшний день проблема речевого развития дошкольников занимает множество
исследований психологов и педагогов. В них отмечается, что постоянное
совершенствование речевых навыков и овладение детьми литературным языком
считается одним из важных и необходимых компонентов образованности и
интеллигентности в будущем. Такое положение приводит к необходимости
формирования связности речи, развитию умений содержательно и логично строить
высказывание, что является важной задачей речевого воспитания дошкольников.
В первую очередь важность
речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в
формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит
реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации
приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие
дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Важным моментом является
то, что проблема речевого развития детей дошкольного возраста достаточно
актуальна. Общая тенденция на усложнение структуры речевых отклонений в
развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на овладение более
широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий.
Общее недоразвитие речи –
это форма речевой патологии, в которой
происходит нарушение формирования каждого компонента речевой системы (словарный
запас, грамматический строй, звукопроизношение) при нормальном слухе и
относительно сохранном интеллекте.
Федеральные
государственные стандарты указывают на необходимость решения проблемы речевого
развития детей с ОНР. Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя:
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Проблемой развития речи,
причиной и формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и
занимаются многие известные ученые, например, Жукова Н.С., Мастюкова Е.М.,
Ефименкова Л.Н., Ястребова А.В., Чиркина Г.В., Флерина Т.Б. и мн. др. Вопросы
формирования связной речи изучались Тихеевой Е.И., Бородич А.М., Сохиным Ф.А.,
Выготским Л.С., Леонтьевым А.А. и др. Проблема развития связной речи у детей с
ОНР нашла свое отражение в работах Глухова В.П., Филичевой Т.Б., Ефименковой Л.Н.,
Ткаченко Т.А., Жуковой Н.С. и др.
Практика работы
современных дошкольных организаций позволяет выявить некоторые противоречия, среди которых следующие:
1. Независимо от того, что в теории существует множество исследования по
проблеме развития связной речи, на практике в ДОУ они не используются в полной
мере.
2. Наличие большого количества детей с
общим недоразвитием речи не обуславливает использование современных направлений
по развитию у них связной речи.
В связи с этим возникает проблема исследования возможности
использования различных средств при развитии у дошкольников с ОНР связной речи.
Объект —
речемыслительная деятельность детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Предмет — связная речь детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Целью исследования изучить
особенности связной речи у детей с ОНР.
Поставленная цель
предполагает решение следующих задач исследования:
Заключение:
Речь является великим даром природы, посредством
которого человек имеет широкую возможность для общения с другими. В период
раннего и дошкольного возраста создаются условия для развития устной речи,
происходит закладка фундамента для письменных форм речи, а также последующего
речевого и языкового развития ребенка.
Один из исследователей этого
вопроса, Л.С. Выготский, говорил о том, что изначальной функцией речи у ребенка
выступает установление контакте с окружающим миром, т.е. речь выполняет функцию
сообщения. Известно, что любая деятельность ребенка раннего возраста происходит
вместе со взрослыми, поэтому общение приобретает ситуативный характер.
Современные психологические и психолингвистические исследования говорят о том,
что предпосылками развития речи выступают два процесса, среди которых неречевая
предметная деятельность самого ребенка, которая заключается в расширении связей
с окружающим миром посредством чувственного его восприятия. Вторым процессом
является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком, которое
выступает как важная функция обогащения словаря. Отметим, что изначально
общение взрослого и ребенка происходит в одностороннем порядке и носит
эмоциональный характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить
свои потребности. После общение взрослых переходит на приобщение ребенка к
знаковой системе языка при помощи звуковой символики. При этом ребенок
подключается к речевой деятельности сознательно, приобщаясь к общению
посредством языка.
Развитие
речи является целенаправленной педагогической работой, которая предполагает
использование множества специальных педагогических методов и собственных
речевых упражнений ребенка. Отметим, что при работе с дошкольниками необходимо
использовать все средства речевого развития, в частности, общение взрослого с
ребенком, культурную языковую среду, обучение родной речи и языку на занятиях и
в процессе игровой деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ОНТОГЕНЕЗЕ Развитие личности ребенка
не может протекать отдельно от воспитания у него правильной речи. Человек не
рождается со сложившейся речью, а однозначного ответа на определение времени и
причин появления правильного и четкого произношения звуков и связывания слов
между собой, последовательного изложения своих мыслей у ребенка, не существует.
Поэтому процесс овладения речью является достаточно сложным и психически
многосторонним, когда появления и дальнейшее развитие речи опирается на
множество факторов [Крухлет, с. 257].
Формирование речи происходит
только тогда, когда головной мозг, слух и речедвигательный аппарат у ребенка
достигает определенного уровня. Однако важно отметить, что даже при наличии
достаточно развитого речевого аппарата, сформированного мозга и хорошего
физического слуха, без речевого окружения ребенок никогда не будет говорить.
Поэтому важной особенностью является речевая среда, которая способствует как
появлению у ребенка речи, так и ее дальнейшее правильное развитие [Алексеева,
Яшина, с. 40].
Такой исследователь как
Леонтьев А.А., рассматривал язык и речь как частное применение языка с позиции
специфической деятельности человека. Автор говорит о том, что язык является
объективной основной для речевой деятельности человека. Помимо этого, он
отмечал, что речевая деятельность необходима для создания социального смысла
коммуникации, изучая вопросы общения как деятельности [Леонтьев, с. 24].
По мнению Эльконина Д.Б.,
формирование речи протекает так же, как и развитие предметного действия.
Исследователь говорит о том, что слово для ребенка в раннем возрасте является
так называемым орудием, которое он использует наиболее часто, в связи с чем и
происходит интенсивное развитие речи. Так, ребенок практически за два-три года
полностью овладевает родным языком, а если воспитывается в двуязычной среде, то
двумя. Автор, продолжая свое сравнение, говорит о том, что также как и
овладение каким-либо орудием, овладение навыком слова проходит процесс
дифференциации, насыщения предметным значением, а после переноса в другие
ситуации, отрывается от предмета и обобщается [Эльконин, с. 48].
Такие исследователи как
Выготский Л.С. и Лурия А.Р. напрямую связывают все психические процессе ребенка
с развитием речи. Так, мышление, восприятие, память, внимание и воображение
зависят от развития речи. Поэтому следует отметить, что воспитание чистой речи
у дошкольников становится одной из общественно важных задач [Выготский, с. 11;
Лурия, с. 42].
Психологи говорят о том,
что связная речь представляет собой такую, которая передает смысловое
содержание, отражая при этом все связи предметного содержания речи.
Сформированность связной
речи заключается в том, что ребенок имеет достаточный уровень развития
ситуативной, конкретной, диалогической, монологической речи и связности высказываний.
Ситуативная речи представляет
собой социально-направленную речь, которая необходима для построения общения с
другим человеком. Конкретная речь опирается на необходимость соблюдения
адекватности общения. Формирование диалогической речи напрямую зависит от
развития навыка общения дошкольников с окружающими людьми. Диалогическая речь
необходима для полноценного построения диалога, а ее формирование связано с
процессом социализации дошкольников [Лямина,
с. 35].
Наряду с диалогической
речью происходит развитие умения высказывать связно свои мысли, в первую
очередь, применяя простые предложения, а в процессе развития речи – сложные,
которые представляют собой повествовательные высказывания, посредством которых
дети выражают собственные мысли. Притом важная роль для формирования такого умения
заключается в достаточном уровне развития монологической речи [Зимняя, с. 42].
Что касается монологической речи, то
в онтогенезе ее развитие протекает одной из последний. В процессе формирования
и развития монологической речи дети обучаются самостоятельному изложению своих
мыслей, выражению своего мнения, независимо от вопросов извне.
Одним из исследователей развития детской речи является Ушинский К.Д. В
обучении дошкольников родному языку автор определял три цели:
1. Развитие дара слова, который заключается в умении выражать собственные
мысли. Для этого необходима наглядность обучения и опора на конкретные образы,
которые воспринимаются ребенком.
2. Обучение ребенка облекать свои мысли в наилучшую форму. Для этого
следует использовать художественные произведения, по мнению автора.
3. Практическое усвоение грамматики, которое предшествует изучению ее как
науки [Ткаченко, с. 11].
При этом автор отмечал, что все эти цели должны осуществляться
одновременно. Отметим, что Ушинский К.Д. внес значительный вклад в методику
развития связной речи дошкольников, использование которой можно встретить и в
современной практике дошкольных учреждений [Ткаченко,
с. 12].
Водовозова Е.Н., будучи ученицей Ушинского К.Д., рассматривала развитие
речи и мышления во взаимосвязи с накоплением чувственного опыта. В своих трудах
автор отмечала программу развития у дошкольников образной речи при помощи
фольклора [Ткаченко, с. 11].