Платная доработка на тему Исследование эффективности сказкотерапии в профилактике эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1. Эмоциональное неблагополучие в
дошкольном возрасте: причины и формы проявления детской тревожности, страхов,
агрессивности. 6
1.2. Научные подходы к трактовке
понятия "сказкотерапия" в психолого-педагогических исследованиях. 15
1.3. Возможности сказкотерапии как
средства профилактики эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста. 20
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 27
2.1.Организация и процедура
исследования. 27
2.2. Анализ результатов
констатирующего этапа исследования. 29
2.3. Программа профилактики
эмоциональных проблем у детей старшего дошкольного возраста с помощью
сказкотерапии и оценка ее результативности 37
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 47
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ.. 48
3.1. Психолого-педагогические
рекомендации педагогам. 48
3.2. Психолого-педагогические
рекомендации родителям. 51
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 57
ПРИЛОЖЕНИЕ. 64
Введение:
В
условиях современной нестабильной социально-экономической и политической
ситуации в обществе происходит переоценка многих ориентиров, что предъявляет
повышенные требования к психоэмоциональным возможностям человека, влияет на
способность регулировать собственные эмоциональные состояния. Проблема
эмоционального благополучия в последнее время приобретает особую значимость,
что связано с социальной нестабильностью, напряженным темпом жизни,
эмоциональными перегрузками и стрессами. В подобных условиях ребенок подвержен
негативному воздействию кризисных и стрессовых ситуаций, что делает актуальным
проблему поиска путей помощи ребенку в вопросах сохранения эмоционального
благополучия, преодолении неблагоприятных воздействий социальной среды.
Дошкольный возраст является наиболее продуктивным в
плане развития эмоциональной сферы дошкольников. На современном этапе развития
общества увеличивается число детей, характеризующихся повышенным беспокойством,
неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью, тревожностью. Психика детей обладает недостаточной устойчивостью и
восприимчивостью к неблагоприятным средовым воздействиям. Переживаемые детьми
тревожность и психическое напряжение проявляются в эмоциональном
неблагополучии, которое оказывает негативное влияние на личностное становление.
В настоящее время зачастую не
придается особого значения эмоционально-личностному развитию ребенка,
связанному с психологическим и социальным благополучием. Вместе с тем известны
эффективные средства гармонизации эмоциональной сферы в детском возрасте,
такие, например, как арт-терапия (психологическое воздействие искусством через
занятия творчеством). Одним из самых эффективных методов арт-терапии является
сказкотерапия, которая способствует избавлению ребенка от чрезмерного
эмоционального напряжения, снижает тревожность, агрессивность, позволяет
пережить положительные эмоции.
Источниками
сказкотерапии являются труды отечественных (А. Захарова, А. Гнездилова, Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеевой, Е.О. Смирновой, М.И. Лисиной, М. Осориной, Е. Романовой,
О.А. Шаграевой, В. Проппа, и др.) и зарубежных (Э. Фромма, Б. Беттельхейма, Р.
Гарднера, Э. Берна, К.Г. Юнга, Н. Пезешкиана, и др.) психологов. Как средство
работы с детскими страхами сказкотерапия описывается в исследованиях Д.Н.
Бежаевой, О.А. Зиновенко; изучению аспектов самосознания посредством
сказкотерапии посвящены труды И.В. Вачкова; психологические техники
сказкотерапии представлены в работах О.В. Защиринской, Т.Д.
Зинкевич-Евстигнеевой, О.Н. Капщук, Я.И. Лощининой, В.В. Алексеенко, И.
Николаевой, О.В. Хухлаевой и др.
Проблема
исследования обусловлена возникшим к настоящему времени противоречием
между: недостатком практических исследований по использованию сказкотерапии в
качестве средства профилактики эмоциональных проблем у детей и востребованностью
сказкотерапии в практике дошкольной работы.
Цель: изучить
эффективность применения сказкотерапии в профилактике эмоциональных проблем у
старших дошкольников.
Объект
исследования: эмоциональные проблемы у детей старшего дошкольного
возраста.
Предмет
исследования: сказкотерапия как средство профилактики
эмоциональных проблем у старших дошкольников.
Гипотеза
исследования: предполагается, что метод сказкотерапии является
эффективным средством профилактики эмоциональных проблем у детей старшего
дошкольного возраста.
В соответствии с выдвинутой целью, объектом и
предметом исследования были определены
Заключение:
Теоретический анализ состояния
проблемы исследования позволил достигнуть цели исследования и решить
поставленные задачи. В ходе исследования установлено, что многие аспекты данной
проблемы остаются малоизученными и эмпирически неразработанными. Для прояснения
некоторых малоизученных аспектов рассматриваемой проблемы нами было предпринято
собственное теоретическое исследование.
Сказкотерапия
является эффективным психокоррекционным методом для профилактики эмоциональных
проблем у детей дошкольного возраста. Сказка удовлетворяет ведущие психологические
потребности дошкольников в автономности, компетентности, активности.
Сказкотерапия способствует актуализации скрытого личностного потенциала, замещает
непродуктивные модели поведения ребенка на более эффективные, содействует
отрегированию негативных эмоций. Сказка дает возможность избавить ребенка от
эмоциональных нарушений в поведении: снизить признаки агрессии, тревожности,
оптимизировать состояние эмоционального комфорта, стабилизировать эмоциональную
сферу. На примерах сказочных персонажей дети обучаются контролировать
агрессивные вспышки, конфликтность, овладевают принятыми в обществе социальными
нормами. Формированию эмоциональной восприимчивости детей
способствуют разные техники и приемы работы со сказками: изучение наглядных
картинок или иллюстраций к сказкам, проведение обсуждений и бесед по сказочным
отрывкам, театрализация сказочных отрывков и т.д.,
В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста
возрастной категории 5-6 лет, общим количественным составом 17 человек. Первичная
диагностика выявила, что у детей актуализированы признаки тревожности,
агрессивности. Отрицательные эмоции сопровождаются обидой и скованностью, а
также страхами. В наибольшей степени выражены страхи наказания и одиночества, а
ведущими
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Эмоциональное неблагополучие в дошкольном возрасте:
причины и формы проявления детской тревожности, страхов, агрессивности Исследования эмоционального
благополучия в психолого-педагогической науке носят достаточно бессистемный
характер. Использование понятия эмоционального благополучия в качестве
отдельной категории, позволяющей системно изучать эмоциональные затруднения
человека, в настоящее время осложняется ввиду отсутствия единого универсального
подхода в определении эмоционального благополучия.
В научной литературе эмоциональное неблагополучие у
детей рассматривается как отрицательное состояние, возникающее на фоне
трудноразрешимых личностных конфликтов (А.В. Запорожец и др.; А.И. Захаров и
др.) [18, 19]. Вопросы эмоционального неблагополучия дошкольника стали
предметом исследования учеников A.B. Запорожца (JI.A. Абрамян, О.В. Гордеевой,
А.Д. Кошелевой, Г.Г. Филипповой и др.) [31]. Согласно их исследованиям,
устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка
рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру
и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу,
эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.
Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство
эмоционального благополучия. «Эмоциональное неблагополучие» трактуется как
отрицательное эмоциональное самочувствие детей.
Теоретический
анализ исследований по данной теме позволил выявить следующие направления в
исследовании эмоционального благополучия:
—
Эмоциональное благополучие как положительная направленность эмоционального
самочувствия в контексте изучения детей и подростков