Платная доработка на тему Использование театрализованных игр для формирования связного речевого высказывая у дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Овладение родным языком – является одним из самых важных
приобретений ребенком в дошкольном возрасте. Связная речь –
высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого
и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А.
Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Сформированость связной устной
речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Актуальность
темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что существенного
внимания со стороны специалистов и родителей требуют дети старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи (далее ОНР), которые характеризуются низким
уровнем составления монологического высказывания, ведения диалога, лексико-
грамматического оформления связной речи. Нарушения связной речи у детей с общим
недоразвитием оказывают негативное влияние на весь процесс обучения и
воспитания в детском саду, снижают уровень коммуникативного развития.
Невозможность передать свои мысли, замкнутость при ведении диалога, трудности
образного оформления высказывания – все это мешает ребенку с ОНР свободно общаться
и адаптироваться в коллективе сверстников, что приводит к значительным
сложностям подготовки детей к обучению в школе. Таким образом, дети с общим
недоразвитием речи (далее ОНР) дошкольного возраста нуждаются в логопедической
помощи, которую им нужно оказать как можно раньше. На это делается акцент в
работах таких авторов, как Р.Е. Левина, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.Б.
Филичева и многих других.
Вопросы
формирования связной речи изучались А.М. Бородич, Л.С. Выготским, А.А.
Леонтьевым, Ф.А. Сохиным, Е.И. Тихеевой и др.
Формирование
связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались В.В.
Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, В.И. Логиновой, Г.М. Ляминой, Е.И.
Радиной, Е.А. Флериной.
Серьезные
затруднения в формировании накыков связной речи у детей с общим недоразвитием
речи вызваны недоразвитием ключевых составляющих языка – фонетики, лексически,
грамматики, неполной развитостью произносительной и семантической свойств речи.
Присутствие у детей вторичных отклонений в формировании основных психических
процессов вызывает к тому же проблемы в освоении связной речи. Учение детей с общим
недоразвитием речи подразумевает формирование и совершенствование способностей
планировать изречение, без посторенней помощи ориентироваться во всевозможных
жизненных обстоятельствах, индивидуально намечать содержание собственного
изречения.
Проблему
изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи исследовали
многие авторы: В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е Левина, Е.М.
Мастюкова, Н.А. Никашина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В.
Ястребова и др.
Заключение:
Театрализованная деятельность эффективное средство
логопедической работы по формированию связного речевого высказывания у
дошкольников с ОНР. В процессе освоения диалогов и монологов, наиболее
эффективно происходит речевое развитие детей. В театрализованных играх
происходит знакомство с окружающим миром, через образы и краски, дети учатся
понимать настроение героев
и их чувства, осваивают способы
самопознания и самовыражения.
Всё это способствует развитию сильных качеств личности – инициативности,
самостоятельности и отзывчивости.
Наше исследование показало, что с помощью театрализованной
деятельности в Государственное
бюджетное учреждение центр социальной помощи семьи и детям «ИСТОКИ» возможно эффективно развивать у детей такие элементы
творчества, как внимание, все виды памяти, воображение, логическое мышление,
управление и контроль над эмоциональной сферой, монологическая и диалогическая
связная речь, а вместе с ней и навыки общения и взаимодействия детей в
коллективе, что подтверждает нашу гипотезу.
На основании результатов нашей работы нами были предложены
методические указания для педагогов и логопедов, осуществляющих работу с
дошкольниками с ОНР.
Таким образом можно считать, что цели
нашей работы достигнуты, а задачи выполнены в полном объеме.
Фрагмент текста работы:
Среди всех существ нашей планеты, только человек
владеет уникальной и совершенной формой общения – речью. Реализация речевого
общения происходит посредством обмена мыслями, при этом происходит взаимовоздействие
людей друг с другом. Чтобы овладеть и активно использовать понятную речь, движения
речевых органов человека должны быть закономерными, точными, приближенными к автоматизму.
Кроме того, человек должен овладеть непростой системой средств общения: фонетикой,
лексикой и грамматикой языка.
Исследования ученых П. К. Анохина, А. Н. Леонтьева, А.
Р. Лурия помогли в осведомлении того, что «основу высшей психической функции составляют
не отдельные «центры», а сложные функциональные системы; эти системы находятся
в разных областях центральной нервной системы, на разных ее уровнях, но объединены
между собой единством рабочего действия» [22].
«Чтобы полноценно общаться, –
пишет А. А. Леонтьев, – человек должен располагать целым рядом умений. Он
должен, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, правильно
спланировать свою речь, найти адекватные средства для передачи этого
содержания, уметь обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта
общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов
общения – оно будет неэффективным» [19].
Отечественная методика обучения детей
связной речи построена на трудах
К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, поэтому характеризуется богатством русских традиций.
Становление речи произошло в результате гармоничной согласованной
деятельности определенных областей человеческого головного мозга. Артикуляторные
органы всего лишь выполняют четкие приказы, которые поступают именно из человеческого
мозга. Сенсорная речь людей основана на понимании того, что говорят другие; моторная
‒ на воспроизведении звуков речи. Связь между сенсорной и моторной речью,
несомненно, существует, но при этом имеются и существенные отличия. Следует
заметить, что за сенсорную и моторную речь отвечают разные отделы головного мозга
человека (так называемые зоны П. Брока и Э. Вернике). В связи с этим, ребенку, чтобы
осмыслить какое-то слово, что обозначает предмет, нужно, в первую очередь,
услышать это, и одновременно с этим иметь возможность «осмотреть» сам предмет. Таким
образом, понимание речи возможно только в том случае, если слух ребенка находится
на удовлетворительном уровне. Мозг формирует уникальные нервные связи от звукосочетания
и визуальных, тактильных ощущений, в человеческом мозге за этот процесс отвечает
Зона Вернике.
Работа над развитием речи состоит из расширения
словаря, овладения литературными нормами и грамматической стороной речи, развития
логической связной речи. Несомненно, в процессе работы появляются
трудности, поскольку не у всех детей эти процессы происходят в соответствии с
нормой. У некоторых детей наблюдаются задержки в процессе формирования абсолютно
всех компонентов языка. Р. Е. Левина стала первой, кто открыл это речевое
нарушение, исследователь определила его как общее недоразвитие речи [18].