Платная доработка на тему Использование современных технологий в логопедической работе по коррекции недостатков связной диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «СВЯЗНАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ» В
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ НАУКЕ.. 6
1.1. Связная диалогическая
речь: определение, критерии, характеристики. 6
1.2. Характеристика
связной диалогической речи в старшем дошкольном возрасте 18
1.3. Особенности развития
связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.. 36
2.1. Организация
исследования: описание методик, выборки. 36
2.2. Анализ результатов
эмпирического исследования. 39
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.. 46
3.1. Комплекс занятий по
коррекции недостатков связной диалогической речи 46
3.2. Методические
рекомендации по проведению логопедической работы по коррекции недостатков
связной диалогической речи. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ… 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время в системе
дошкольного образования действует федеральный государственный образовательный
стандарт, определяющий характеристики личности, а также навыки и умения,
которые должны быть сформированы у дошкольника к окончанию периода дошкольного
обучения. Отдельной областью образовательной деятельности во ФГОС ДО выделяется
область «Речевое развитие». Формирование речи дошкольников представляется
весьма важным аспектом деятельности педагогов.
Речевая деятельность является основой мыслительных процессов
ребенка. Кроме того, речь выступает как неотъемлемый компонент процесса общения
ребенка со взрослыми и другими детьми, а, следовательно, важной составляющей
процесса социализации ребенка, т. к. умение устанавливать социальные контакты,
в том числе и вербальные, представляет собой необходимое умение для вхождения
ребенка в социум.
Проблема заключается в том, что в настоящее время родители в силу
тотальной занятости не уделяют достаточного количества времени речевому
развитию ребенка, даже простым беседам с ним. Доступность большого количества
различных технических средств и гаджетов (телевизора, компьютера, телефона и
др.) порождает большой объем информации, обрушивающейся на ребенка. Парадокс
заключается в том, что при постоянном восприятии речи, идущей от техники, эта
речь не требует ответной реакции от ребенка, его участия в качестве
собеседника, поэтому страдает развитие связной речи. Также свою роль играет
соматическая ослабленность детей и их подверженность частым болезням, что также
оказывает негативное воздействия на развитие речи ребенка.
Все это приводит к усилению роли дошкольного образовательного
учреждения в процессе формирования связной речи дошкольника и необходимости
выбора адекватных высокоэффективных методов обучения.
Следует отметить, что на этапе дошкольного детства ребенку
доступна, в основном, устная речь во всех ее формах. Однако полноценное
формирование устной речи является необходимым фундаментом для формирования
письменной речи и в целом процесса последующего школьного обучения.
Умение ясно, понятно, связно, последовательно и лаконично излагать
свое мнение необходимо для становления ребенка как субъекта учебной
деятельности, а также как полноценного участника социального взаимодействия и
межличностной коммуникации.
Кроме того, следует сделать акцент на том, что именно дошкольный
возраст является сензитивным периодом для речевого развития. На данном этапе
ребенок наиболее активно осваивает лексические, грамматические средства речи,
интенсивно расширяет словарный запас, осваивает разные виды и формы речевого
высказывания, учится составлять рассказ, пересказ, описывать личные
впечатления, применять разнообразные средства речевой выразительности. Если на
данном этапе потенциал речевого развития не реализован, то в дальнейшем это
становится источником трудностей и проблем.
Таким образом, одной из основных задач дошкольного возраста
становится активная работа, направленная на развитие всех форм речевой
деятельности, доступной дошкольнику.
Проблема развития связной речи у дошкольников
нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е. И. Тихеева, О. С.
Ушакова и др. Закономерности речевого развития дошкольников изучались
Л. С. Выготским, А. Н. Гвоздевым, А. А. Леонтьевым и др. В. П. Глухов,
М. М. Алексеева, В.И. Яшина, А.Г. Арушанова, О. С. Ушакова и другие полагают,
что речевое развитие и подготовка детей к школе невозможны без формирования
грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у детей
старшего дошкольного возраста.
Цель
исследования: теоретически и экспериментально
изучить недостатки связной диалогической речи старших дошкольников и
разработать комплекс занятий по коррекции имеющихся недостатков с
использованием современных технологий.
Объект
исследования: связная диалогическая речь старших
дошкольников.
Предмет
исследования: особенности применения информационно-коммуникационных
технологий в логопедической коррекции связной речи старших дошкольников с общим
недоразвитием речи.
Задачи
исследования:
1. Определить понятие «связная
диалогическая речь», рассмотреть основные ее виды и критерии;
2. Проанализировать представления
ученых об особенностях развития связной речи в старшем дошкольном возрасте;
3. Экспериментально исследовать уровень
развития связной диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием
речи;
4. Сформулировать методические
рекомендации по применению современных технологий в логопедической коррекции в
развитии связной диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием
речи.
Методы исследования: анализ
научной и методической литературы по теме исследования, логопедическое
обследование, качественный и количественный анализ данных.
Заключение:
Связная речь представляет собой высшую форму развития речевой
деятельности человека, представляя собой, по сути, основной инструмент и
средство общения. Связная речь подразделяется на монологическую и диалогическую
и является необходимым качеством, которое в норме должно развиваться у ребенка
в старшем дошкольном возрасте, представляя собой основное средство полноценного
общения.
Однако дети с общим недоразвитием речи характеризуются
существенными недостатками в формировании данной стороны речи. Они испытывают
сложности в формулировании высказывания, грамотном использовании грамматических
и лексических средств, у них снижен словарный запас. Такие дети сталкиваются с
трудностями в составлении рассказов по картинам, по серии картин, по личным
впечатлениям и др. Это обуславливает сложности с коммуникации детей и может
стать причиной возникновения проблем в последующем школьном обучении.
Таким образом, необходимо применение эффективных методов,
направленных на развитие связной речи старших дошкольников с ОНР.
Проведенное эмпирическое исследование подтвердило наличие
недостатков в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР.
Так, для связной речи данной
категории детей типичным является возникновение сложностей в адекватном
выстраивании высказывания, использовании лексических и грамматических
закономерностей, конструировании связного текста по картинкам и даже пересказе
хорошо знакомой сказки. Дети искажают последовательность частей, затрудняются
при переходе от одной части текста к другой. Им необходима помощь взрослого для
выполнения тех заданий, которые дети того же возраста в нормальным речевым
развитием выполняют достаточно просто.
В настоящее время разработано большое количество разнообразных
логопедических технологий, позволяющих эффективно развивать связную речь
дошкольников с ОНР.
Ученые отмечают высокий уровень продуктивности дидактических игр в
развитии связной речи детей с ОНР.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью в развитии и
обучении дошкольников, это обуславливает высокую эффективность использования ее
в качестве метода развития связной речи дошкольников, в том числе с нарушениями
речи.
Цель
исследования достигнута: теоретически и
экспериментально изучены недостатки связной диалогической речи старших
дошкольников и разработан комплекс занятий по коррекции имеющихся недостатков с
использованием современных технологий.
Задачи исследования последовательно решены:
1. Определено понятие «связная диалогическая
речь», рассмотрены основные ее виды и критерии;
2. Проанализированы представления
ученых об особенностях развития связной речи в старшем дошкольном возрасте;
3. Экспериментально исследован уровень
развития связной диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием
речи;
4. Сформулированы методические
рекомендации по применению современных технологий в логопедической коррекции в
развитии связной диалогической речи старших дошкольников с общим недоразвитием
речи.
Дидактическая игра выполняет одновременно обучающие и игровые
задачи. Это обуславливает, с одной стороны, высокую увлекательность данного
вида деятельности для дошкольников, с другой стороны, высокую эффективность в
развивающей работе с детьми. Грамотное использование дидактической игры в
соответствии с методическими рекомендациями позволит успешно развивать связную
речь старших дошкольников с ОНР III уровня.
Моделирование позволяет добавить наглядности в процесс развития
речи. Так дети, которым трудно удерживать в памяти предлагаемый объем текста,
получают опору для рассказывания и одновременно зрительные ориентиры, кроме
того, происходит развития воображения, памяти и внимания. Все это сначала
становится основой для успешного освоения пересказа, а затем позволяет перейти
к самостоятельному составлению развернутых и связных рассказов.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «СВЯЗНАЯ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ НАУКЕ
1.1. Связная
диалогическая речь: определение, критерии, характеристики
Выдающийся психолог Л. С. Выготский указывал, что освоение ребенком
речи происходит от части к целому, от слова к сцеплению двух или трех слов,
далее к простой фразе, затем к сложным предложениям. Завершающей стадией этого
процесса выступает связная речь, включающая в себя развернутый ряд высказываний
[10, 34].
Современные лингвисты и психолингвисты, педагоги интерпретируют
связную речь как речь, передающую законченную тему, т. е. представляющую
самостоятельную и членящуюся на более или менее значимые части, связанные между
собой. Главным параметром связности речи выступает присутствие в ней смысла,
поэтому многие лингвисты называют связную речь единым смысловым и структурным
целым. Для того чтобы разработать и применять разнообразные методы развития у
дошкольников связной речи необходимо иметь представления об ее основных
функциях, свойствах и качествах [36, 37].
Опираясь на современные исследования в области связной речи можно дифференцировать ее основные
характеристики: текстуальная оформленность речи; наличие в ней интонационных,
грамматических и лексико-фразеологических характеристик; деятельностная природа
речи. В методике определение «связная речь» используется в нескольких
значениях:
1) процесс, деятельность того, кто говорит;
2) продукт, результат этой деятельности, текст или высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи.
Как синонимичные применяются определения «высказывание», «текст».
Лингвисты в связной речи выделяют устную и письменную [30, 65].
В дошкольном возрасте рассматривается связная устная речь: ее
определения, признаки и качества. О. Б. Сироткина, А. Е. Воронова,
Л. В. Шкавро выделили общие параметры и специфические характеристики связной
устной речи: