Платная доработка на тему «Использование современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения посредством использования современных компьютерных технологий 2
1.1 Проблема исследования вопросов формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения 2
1.2 Условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования современных компьютерных технологий 2
Глава 2 Экспериментальное исследование процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами современных компьютерных технологий 2
2.1 Выявление уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников 2
2.2 Работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения посредством использования современных компьютерных технологий 2
2.3 Анализ эффективности проведенной работы. Результаты контрольного этапа исследования 2
Заключение 2
Список используемой литературы 2
Приложение А Текст для тестовых заданий 2
Приложение Б Типы упражнений на заключительном этапе 2
Приложение В Фрагменты уроков с использованием современных компьютерных технологий 2
Приложение Г Преимущества использования компьютерных средств 2
Приложение Д Подгруппы компьютерных игр 2
Приложение Е Правила использования компьютерных игр 2
Введение:
Работа посвящена теме «Использование современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения».
Актуальность темы данной работы обусловливается основной функцией, реализуемой сегодня образовательной системой, ‒ подготовкой детей к жизнедеятельности в обществе. Образование на сегодняшний день является механизмом, который не только направлен на трансляцию знаний, но и на то, что включить человека в определенную культурную традицию, что дает начало любой национальной культуре. Современная школа ‒ это институт культуры, готовящий школьников к дальнейшей профессиональной деятельности и жизни в обществе. Это обусловлено образовательной системы к мировоззренческим и гуманитарным аспектам образования.
Современному обществу в условиях изменения социально-экономической ситуации в стране нужны личности, которые умеют самостоятельно добывать новые знания и использовать их в различных видах деятельности. Приоритетной целью образования на современном этапе в начальной школе, согласно ФГОС НОО, является формирование самостоятельности мышления, а значит, познавательной учебной деятельности. Успешность обучения школьника как в начальной, так и в дальнейшем в основной школе, зависит от достижения данной цели. Значительную роль в этом процессе играет развитие универсальных учебных действий (УУД), под которыми понимается способность учащихся саморазвиваться и самосовершенствоваться через освоение нового общественного опыта. Это умение учиться и развиваться. Развитие данного умения является актуальным в современном мире. Сказанное выше и послужило основой для выбора темы нашего исследования: «Использование современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения».
Исследования сущности и специфики формирования универсальных познавательных действий, в частности, познавательных (Ю.С. Марикова, Н.А. Овчинникова, Е.П. Позднякова, О.В. Степанова, У.Т. Уразбакова, Е.А. Щеулова); исследования возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе (Д.У. Бекенова, Е.А. Вылегжанина, В.И. Деменцова, Ю.А. Жук, О.В. Мироненко и др.); исследования особенностей деятельности в системе «педагог – ученик» с использованием информационно-коммуникационных технологий (А.И. Чаброва, В.И. Деменцова, Ю.А. Кузьминых и др.); исследования вопросов информатизации общеобразовательной школы (Ю.А. Жук, А.А. Пономарева, А.А. Романкова, Р. Уильямс и К. Маклин и др.).
Проблема исследования: каковы условия использования современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения?
Цель исследования ‒ разработать содержание педагогических условий, обеспечивающих наиболее эффективный процесс формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников при применении современных компьютерных технологий.
Объект исследования ‒ процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования ‒ условия использования современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами современных компьютерных технологий будет эффективным при соблюдении следующих условий:
‒ обеспечение возможности использования изображений высокого качества;
‒ обеспечение роста производительности урока;
‒ создание условия для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий;
‒ изменение отношения учителя и учащихся к ПК: повышение уровня восприятия детьми компьютера не как средство для игры, а как источник информации и инструмент для учебной деятельности, иначе говоря, обучение детей умению учиться.
Задачи исследования являются следующими:
1. Изучить проблему формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения средствами современных компьютерных технологий;
2. Выявить уровень сформированности у младших школьников познавательных универсальных учебных действий;
3. Разработать и реализовать содержание условий обучения младших школьников средствами компьютерных технологий, направленных на формирование познавательных универсальных учебных действий.
4. Доказать эффективность разработанных условий использования современных компьютерных технологий по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большемурашкинская средняя школа». Адрес: ул. Школьная, 20, р.п. Большое Мурашкино, Нижегородская обл., Россия 606360. Выборку исследования составили учащиеся 3-х классов: экспериментальная группа – 25 учащихся 3-А класса, контрольная группа – 25 учащихся 3-Б класса. Всего в эксперименте принимало участие 50 обучающихся начальной школы.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Новизна исследования состоит в том, что нами обобщена информация о возможностях современных компьютерных технологий в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников; в выделенных в внедренных условиях успешного формирования познавательных УУД младших школьников посредством использования современных компьютерных технологий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в дальнейших разработках данного вопроса; в выделенных и апробированных условиях формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования современных компьютерных технологи.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком используемой литературы и источников.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута цель данной работы: определены возможности использования современных компьютерных технологий как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения.
Достижению этой цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Рассмотрена проблема исследования вопросов формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения. Были выделены преимущественные особенности ИКТ при их использовании на уроках в начальной школе. ИКТ на уроках: дают возможность использования изображений высокого качества; позволяют детально объяснять материал либо рассматривать базовые вопросы по той или иной теме; позволяют корректировать темп и объем учебного материала и значительно повысить уровень применения на уроке наглядности разных видов; обеспечивают рост производительности урока; создают условия для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий; изменяют отношение учителя и учащихся к ПК: дети начинают воспринимать его не только как средство для игры, но и как универсальный инструмент для работы, иначе говоря, учатся учиться.
2. Описаны условия формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования современных компьютерных технологий. Анализ литературы позволил установить, что основным условием является учет возрастных особенностей учащихся. Был сделан вывод, что использование в образовательном процессе ИКT будет способствовать повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников, формированию познавательных универсальных учебных действий.
3. Проведено экспериментальное исследование процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников средствами современных компьютерных технологий, которое позволило подтвердить гипотезу исследования об эффективности современных компьютерных технологий в процессе формирования познавательных УУД у младших школьников.
На констатирующем этапе исследования было установлено, что уровень сформированности познавательных УУД у учащихся экспериментальной (3-А класс) и контрольной (3-Б класс) групп является одинаковым: 1) экспериментальная группа: низкий уровень свойственен 9 младшим школьникам (36%), которые смогли выполнить 1-2 задания; средний уровень выявлен у 12 младших школьников (48%), которые большинство заданий выполнили, однако были допущены ошибки; высокий уровень в экспериментальной группе выявлен у 4 младших школьников (16%), которые справились со всеми заданиями, не допустив ошибок; 2) контрольная группа: низкий уровень выявлен у 9 младших школьников (36%), которые смогли выполнить 1-2 задания; средний уровень выявлен у 10 младших школьников (40%), которые большинство заданий выполнили, однако были допущены ошибки; высокий уровень выявлен у 6 младших школьников (24%), которые справились со всеми заданиями, не допустив ошибок.
Сравнение уровней сформированности УУД в экспериментальной (3-А класс) и контрольной (3-Б класс) группах показало, что он является одинаковым.
На формирующем этапе была проведена работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения посредством использования современных компьютерных технологий.
Участие на данном этапе работы принимали учащиеся экспериментальной группы (3-А класс). Учащиеся контрольной группы (3-Б класс) занимались по привычной для них схеме.
На контрольном этапе уровень сформированности познавательных УУД был изучен повторно. Сравнение результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах в контрольной группе показало лишь незначительную динамику. Однако в экспериментальной группе была отмечена положительная динамика уровней сформированности познавательных УУД в экспериментальной группе: с низким уровнем выявлено 3 учащихся (12%) в сравнении с 9 учащимися (36%), выявленными на констатирующем этапе; дети смогли выполнить только 1-2 задания; средним уровнем обладают 15 учащихся (60%) в сравнении с 12 учащимися (48%) на констатирующем этапе, которые большинство заданий выполнили, однако были допущены ошибки; с высоким уровнем в экспериментальной группе выявлено7 учащихся (28%) по сравнению с 4 младшими школьниками (16%) на констатирующем этапе исследования, которые справились со всеми заданиями, не допустив ошибок.
Полученные результаты экспериментального исследования являются свидетельством эффективности проведенной на формирующем этапе работы по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения посредством использования современных компьютерных технологий.
Гипотеза исследования была подтверждена: формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами современных компьютерных технологий будет эффективным при соблюдении следующих условий: обеспечение возможности использования изображений высокого качества; обеспечение роста производительности урока; создание условия для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий; изменение отношения учителя и учащихся к ПК: повышение уровня восприятия детьми компьютера не как средство для игры, а как источник информации и инструмент для учебной деятельности, иначе говоря, обучение детей умению учиться.
4. Проведена работа по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения посредством использования современных компьютерных технологий.
В работе с детьми использовались различные средства и ИКТ, в частности, компьютерные игры и интерактивная доска.
Были проведены уроки русского языка в рамках темы «Состав слова».
Работа по формированию у учащихся познавательных УУД предполагала реализацию в три этапа, которые отличаются по содержанию, задачам, методическим приемам и дидактическим материалам: пропедевтический (подготовительный); основной; закрепление и углубление знаний.
Считаем, что работа имеет свою практическую значимость, поскольку результаты экспериментального исследования могут быть использованы в работе с детьми младшего школьного возраста в процессе формирования у них познавательных УУД в учебной деятельности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения посредством использования современных компьютерных технологий
1.1 Проблема исследования вопросов формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) определяют новые требования, выдвигаемые к результатам освоения младшими школьниками основных образовательных программ. Практика показывает, в реализации ФГОС НОО формированию у младших школьников особое место отведено именно универсальным учебным действиям как основы всего учебно-воспитательного процесса в начальной школе [26].
Универсальные учебные действия, как отмечают З.И. Дмитриенко, С.Н. Колесова, А.В. Молокова [15], представляют собой умение учиться. В результате сформированности универсальных учебных действий у младших школьников формируются умения самостоятельного осуществления учебной деятельности, определения учебной цели, поиска и использования необходимых средств и способов достижения этой цели, контроля и оценивания собственной учебной деятельности, а также результатов этой деятельности. Наряду с отмеченным это создает условия для успешного развития личности.
Приоритетными целями школьного образования, согласно точке зрения Е.А. Бельгисовой, Ю.А. Логиновой, Р.Г. Гацаевой и Н.В. Макушкиной, являются такие, которые состоят в: развитии у учащихся способности к самостоятельной постановке учебных целей; проектировании путей реализации данных целей; контроле и оценке учащимися своих учебных достижений [3].
Реализация перечисленных целей возможна только при сформированности универсальных учебных действий (УУД), в процессе формирования которых лежат теоретические положения концепции Л.С. Выготского [7], Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова [Цит. по: 30], П.Я. Гальперина [9].
По мнению А.Г. Асмолова, овладение учащимися УУД предполагает сформированность способности саморазвиваться и самосовершенствоваться. Основу этого процесса составляет сознательное и активное овладение новым социальным опытом [1]. Иначе говоря, сформированность УУД подразумевает сформированность у учащихся умения учиться, самостоятельно получать информацию, приобретать знания.
Ю.А. Кузьмичева считает, что проблема формирования УУД, в частности, это касается и младших школьников, является актуальной в процессе обновления содержания образования, поскольку овладение ими позволяет учащимся решать поставленные задачи путем практического применения собственных знаний [24].
Н.Б. Лашко в своей работе в широком смысле под универсальными учебными действиями понимает умение учащихся учиться, самостоятельно получать новые знания [25].
Овладение универсальными учебными действиями, согласно точке зрение Т.Е. Демидовой и И.М. Чижевской, предоставляет учащимся возможность ориентироваться в структуре учебной деятельности и в разных предметных областях [14].
С.А. Скрипко говорит о следующих основных вида универсальных учебных действий:
— личностные;
— регулятивные;
— познавательные;
— коммуникативные [35].
Личностные УУД, согласно мнению С.Э. Трубачевой и Р.И. Осадчук, являются действиями, направленными на обеспечение ценностно-смысловой ориентации учащихся и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. При этом ценностно-смысловая ориентация школьников предполагает сформированность: умений соотносить поступки с этическими принципами, принятыми в обществе; знаний моральных норм; умения выделения нравственного аспекта поведения (как своего, так и поведения окружающих) [37].
С.Э. Трубачева и Р.И. Осадчук отмечают, что коммуникативными УУД являются действия по обеспечению социальной компетентности учащихся, учету позиции окружающих во взаимодействии. Коммуникативные УУД предполагают сформированность умений слушать и вступать в диалог, обсуждать проблемные и спорные вопросы в коллективной беседе, взаимодействовать с группой сверстников и со взрослыми [37].
Т.Е. Демидова и И.М. Чижевская [14] регулятивными УУД называют действия направленные на обеспечение организации учащимися собственной учебной деятельности. В рамках регулятивных УУД у учащихся должны быть сформирован ряд действий, связанных с планированием, прогнозированием, контролем, коррекцией и оценкой. Приведем характеристику этих действий:
— при планировании определяется последовательность задач, выполнение которых позволяет достичь конечного результата;
— при прогнозировании происходит предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
— контроль осуществляется путем сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном, что позволяет определить отклонения и отличия между эталоном и результатом;
— при коррекции осуществляется корректировка плана и способов действия;
— оценка направлена на выделение и осознание учащимися того материала, который они уже усвоили, и того, который им еще нужно усвоить; также данное умение позволяет осознавать качество и уровень учебных достижений [14].
К познавательным УУД, согласно утверждению Т.Е. Демидовой и И.М. Чижевской, относят следующие: общеучебные; логические; действия постановки; действия решения проблем [14]. Приведем ниже перечень умений, относящихся каждой из этих групп.
К группе общеучебных универсальных действий относится следующие:
— самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
— осуществление поиска и выделение той информации, которая на данный момент необходима;
— применять методы поиска информации, к которым также относится и поиск с помощью различных ИКТ (компьютеры, планшеты, смартфоны и т.д.);
— структурировать собственные знания;
— выбирать наиболее эффективные способы решения задач тот в конкретных условиях;
— осуществлять рефлексию способов и условий действия, выполнять действия контроля и оценки процесса своей учебной деятельности и ее результатов.
Логические универсальные учебные действия представлены умениями:
— осуществлять анализ, который предполагает выделение учащимися элементов целого;
— осуществлять синтез, направленный на составление целого из его частей;
— осуществление классификации, состоящей в отношении предмета к группе на основе заданного признака;
— осуществление обобщения для генерализации и выведения общности для целого ряда единичных объектов;
— осуществление доказывания посредством установления причинно-следственных связей, построения логических цепей рассуждений;
— установление аналогий.
В контексте данной работы нас интересую именно познавательные УУД. Поэтому далее рассмотрим особенности их формирования в процессе обучения в начальной школе.
Формирование УУД является целенаправленным, комплексным процессом относительно своего характера. Основу этого процесса составляют: проблемно-диалогическое обучение; учебное сотрудничество; планирование и оценка учащимися их учебной деятельности; использование в учебном процессе средств ИКТ; проектно-исследовательской деятельности учащихся [1].
Для учащихся полезным в процессе формирования познавательных УУД является формирование навыков презентации, что позволит научиться излагать информацию убедительно, грамотно и эффектно. Поскольку любой поставленный ученику вопрос требует предварительной ориентировки на интересный доклад, способный вызвать у слушателей желание участвовать в дискуссии [1].
Способность к обучению возникает в 4-5 лет, поскольку именно в данном возрасте дети уже могут регулировать свои действия благодаря сознательной цели.
Эффективным средством, которое целесообразно использовать в процессе формирования познавательных УУД младших школьников, по нашему мнению, является увлекательный материал, используемый учителем на уроках. Использование увлекательного материала позволяет реализовывать в учебном процессе принципы системности и наглядности. Кроме этого, такой материал позволяет активизировать внимание и память учащихся, повысить эмоциональный фон на уроке, стимулировать умственную деятельность младших школьников.