Платная доработка на тему Использование познавательных задач и игр при обучении русскому языку в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования познавательных задач и игр на уроках русского языка в средней школе 5
1.1. Структура и функции познавательных задач и игр как средства обучения 5
1.2. Характеристика познавательных задач и игр, использующихся на уроках русского языка 11
Глава 2. Методические аспекты использования познавательных задач и игр при обучении русскому языку в средней школе 20
2.1. Анализ учебников по русскому языку по теме исследования 20
2.2. Рекомендации по использованию познавательных задач и игр при обучении русскому языку в средней школе 34
Заключение 44
Список литературы 46
Введение:
Актуальность исследования. Русский язык – один из самых сложных предметов в средних школах. Поэтому необходимо развивать у обучающихся интерес к этому предмету, делать его изучение максимально увлекательным. Повышению интереса к предмету помочь использование познавательных заданий и игр на уроках русского языка в средней школе.
Многие ученые изучали процесс формирования и развития интереса к обучению. Некоторые авторы считали «побуждение интереса» у школьников основной задачей обучения (К.Д. Ушинский). Другие рассматривали термин «интерес» как избирательную направленность внимания (Т. Рибо). В исследованиях С.Л. Рубинштейна «интерес» рассматривался в качестве проявление умственной и эмоциональной активности учащихся.
Над проблемой развития познавательного интереса учащихся работали многие ученые: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.
Работы Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной определили условия формирования познавательного интереса. С точки зрения Л.А. Венгера, Л.С. Выготского создание условий для развития познавательного интереса может происходить при помощи включения учащихся во внеурочную деятельность, потому как в ней всегда присутствует элемент новизны, используются нестандартные условия работы, что содействует усилению заинтересованности детей, создаёт дополнительную мотивацию обучения.
Применение игр в обучении способствует не только усилению интереса к учению, но и повышает качество самого обучения, увеличивает прочность полученных знаний. Выдающиеся педагоги занимались проблемой использования игр в процессе обучения: А.Н. Леонтьев, В.А. Сухомлинский.
Использование познавательного и игрового материала на уроках русского языка как средства развития познавательного интереса у учащихся необходимо. Именно поэтому мы выбрали темой исследования проблему использования познавательного и игрового материала на уроках русского языка в средней школе.
Цель исследования — изучить особенности использования познавательных задач и игр при обучении русскому языку в общеобразовательной школе.
Объект исследования — познавательные игры и задачи.
Предмет исследования выступают познавательные задачи и игры как средство обучения русскому языку в средней школе.
Задачи исследования:
— рассмотреть структуру и функции познавательных задач и игр как средства обучения;
— дать характеристику познавательным задачам и играм, использующимся на уроках русского языка;
— провести анализ учебников по русскому языку по теме исследования;
— разработать рекомендации по использованию познавательных задач и игр при обучении русскому языку в средней школе.
Методы исследования: изучение и анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение опыта работы учителей русского языка.
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение:
Итак, в соответствии с представленным анализом литературы, интерес – это чувственно-оценивающее отношение личности к процессу собственной деятельности. Именно интерес является действенным образовательным средством, кроме того он является важным мотивом. Процесс развития интереса к познанию, как правило, проходит несколько уровней. Авторами приняты следующие уровни его развития: первый – любопытство, второй – любознательность, третий – познавательный интерес, четвертый – теоретический интерес. Для успешного и результативного процесса обучения учителя должны стремиться развить интерес учащихся.
Опираясь на все вышесказанное, интерес укрепляет влияние учителя на обучающихся, кроме того именно интерес активизирует поисково-исследовательскую деятельность школьников и выступает особой составляющей воспитательно-образовательного процесса.
Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование интересов и способностей учащихся. В связи с этим все большее значение приобретают игровые формы обучения. Они позволяют учащимся развивать произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые формы на уроках русского языка оказывают положительное влияние на развитие речевого аппарата, а также повышают грамотность учащихся.
Таким образом, проблема формирования интереса к русскому языку существует. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, ориентацией на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Использование игровых форм на уроках русского языка способствует формированию у учащихся умения правильно и грамотно говорить, читать и писать.
Итак, мы пришли к выводу, что ценным методом стимулирования интереса к обучению является метод использования различных развлекательных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что игра – это великая сила, которая позволяет учить и учиться не только на уровне сознания, но и на уровне чувств.
В ходе проведенного анализа учебников по русскому языку были рассмотрены учебники для 6 класса таких авторов, как:
Львова С.И., Львов В.В.;
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.;
Разумовская М.М., Лекант П.А.
Можно отметить, что среди перечисленных учебников только в учебнике под авторством Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. содержится рубрика игрового и занимательного материала, которая выделяется определенным значком по тексту учебника. Несомненно, это является преимуществом перед другими учебными пособиями. Стоит также отметить и больший объем представленных игровых и занимательных заданий в данном учебнике.
В ходе анализа учебников различных авторов мы выявили, что без использования игровой деятельности в обучении школьников по русскому языку нет мотивации и успешного усвоения языка. В целом можно отметить, что игровая деятельность в представленных учебниках реализуется, но недостаточно. И с помощью разработанных дополнительно рекомендации и заданий игрового характера мы можем дополнить процесс обучения русскому языку.
Анализ учебников, представляющих перечисленные учебно-методические комплекты, показал наличие таких упражнений, которые потенциально могут реализовываться через игровую форму. К подобным заданиям можно отнести составление предложения из слов, запись слов в алфавитном порядке и т.д.
В качестве вывода можно заключить при анализе учебников по русскому языку, что в состав учебников авторы включают различные виды игр, игрового материала и занимательных заданий. Однако, с нашей точки зрения, потенциал игры в обучении школьников русскому языку далеко не исчерпан.
В качестве рекомендаций для педагогом в работе разработаны фрагменты игровых и занимательных заданий, разработан конспект урока в 6 классе по теме «Постоянные морфологические признаки глагола».
Таким образом, цель работы достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования познавательных задач и игр на уроках русского языка в средней школе
1.1. Структура и функции познавательных задач и игр как средства обучения
Обучающая (дидактическая) игра как форма обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология, игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс осмысления смысла этой деятельности. В настоящее время в игровой форме выделяются следующие компоненты [17]:
мотивационный;
ориентационно-целевой;
содержательно-операционный;
ценностно-волевой;
оценочный.
Мотивационный компонент связан с отношением обучающегося к содержанию и процессу деятельности, включая его мотивы, интересы и потребности в игре. Мотивация обеспечивает активность учащихся в игре [13].
Основная трудность обучения состоит в том, что мотив, с которым ребенок пришел в школу, не связан с содержанием деятельности, которую он должен выполнять. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Возникают различные трудности адаптации у детей, которые могут появиться при переходе от дошкольного этапа к обучению в начальной школе, трудности налаживания взаимоотношений со сверстниками и учителями. Дидактическая игра очень помогает в преодолении этих трудностей.
Ориентационно-целевой компонент связан с тем, что учащийся воспринимает цели учебно-познавательной деятельности, нравственные установки и ценности, которые, став личностно значимыми, становятся регуляторами поведения в игре учащихся. В отличие от игр в целом, педагогическая игра обладает важной особенностью – четко поставленной целью обучения и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены эксплицитно и характеризоваться учебно-познавательной направленностью.
Содержательно-операционный компонент предусматривает, что учащиеся знакомы с учебным материалом и опираются на имеющиеся знания и умения. При выполнении любого мыслительного действия человек опирается на определенную систему отсчета (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Примерную основу для действий можно дать в виде алгоритма, схемы, которая, как видно из опыта учителя, легко усваивается и используется при обучении учащихся [19].